Файл: Система налоговых льгот оэз россии федеральное или местное регулирование.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 22
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ
МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (УНИВЕРСИТЕТ)
МИД РОССИИ
Кафедра административного и финансового права
Доклад на тему:
«Система налоговых льгот ОЭЗ России:
федеральное или местное регулирование?»
Работу выполнил:
Студент 4 курса бакалавриата,
Международно-правовой факультет
МГИМО (У) МИД РФ
Агаев А.М.
При информационной поддержке СПС КонсультантПлюс
Москва, 2020 г.
Введение
Особые экономические зоны (ОЭЗ) – это части территории Российской
Федерации, которые определяются Правительством Российской Федерации и на которых действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны
1
. Создание ОЭЗ является общемировой практикой, цель которой – экономическое развитие регионов страны через привлечение национальных и зарубежных инвесторов. С принятием в 2005 году ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» открылась новая глава
ОЭЗ в России, которые, как ожидалось, должны были дать мощный толчок развитию экономик субъектов страны. Только за первые 10 лет на этот амбициозный проект, по данным Счетной палаты, было потрачено 186 млрд рублей
2
Тем не менее представляется, что на современном этапе ОЭЗ не закрепились в качестве эффективного средства привлечения инвестиций в регионы. Несмотря на воодушевляющие заверения Минэкономразвития, с критикой на зоны обрушивается как Счетная палата, регулярно публикующая отчеты об их эффективности, так и другие государственные структуры. Более того, сам факт создания новых средств привлечения инвестиций в регионы
(речь прежде всего о специальных административных районах, территориях опережающего развития и т.д.) уже свидетельствует об охлаждении интереса государства к институту ОЭЗ в России.
Нередко в качестве решения проблемы предлагается изменение модели управления ОЭЗ. Руководство и финансирование зон предлагается в большей степени передать органам власти соответствующих субъектов РФ, а подходы к
1
Ст. 2 ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" от 22.07.2005 N 116-
ФЗ (последняя редакция) // СПС КонсультантПлюс
2
Доклад Счетной палаты России 2016 года об эффективности функционирования особых экономических зон за 11 лет их существования
каждой отдельной ОЭЗ - индивидуализировать исходя из её особенностей
3
Автор хотел бы оспорить данную точку зрения, и с учетом того, что основу привлекательности ОЭЗ для потенциальных резидентов составляет льготное налогообложение, для выяснения причин нереализации ими своего заявленного потенциала наиболее правильным представляется именно анализ существующей системы налоговых льгот в ОЭЗ России.
Налоговые льготы особых зон – универсальные или индивидуальные?
Несмотря на единую правовую основу создания и функционирования ОЭЗ, налоговые режимы в них не отличаются единством. С одной стороны, налоговые льготы для резидентов ОЭЗ можно разделить на общие для всех (например, пониженная ставка НПО, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов, временное освобождение от уплаты земельного налога и налога на имущество) и дополнительные для отдельных видов зон (ускоренная амортизация, пониженные тарифы страховых взносов, освобождение от НДС отдельных операций). Тем не менее при более глубоком изучении налоговых режимов особых экономических зон становится ясно, что среди них присутствует ещё большая дифференциация, о которой пойдет речь дальше.
Налог
ОЭЗ ТВТ ОЭЗ ТРТ
ОЭЗ тур. кластера
ОЭЗ ППТ
ПОЭЗ
НПО, зачисляемый в федеральный бюджет
0%
2%
0%
2%
2%
НПО, зачисляемый в бюджеты субъектов не более 13,5%
3
Анимица П.Е. Особые экономические зоны России: проблемы и особенности налогового регулирования // Финансы и кредит. 2012. №12 (492)
3
Автор хотел бы оспорить данную точку зрения, и с учетом того, что основу привлекательности ОЭЗ для потенциальных резидентов составляет льготное налогообложение, для выяснения причин нереализации ими своего заявленного потенциала наиболее правильным представляется именно анализ существующей системы налоговых льгот в ОЭЗ России.
Налоговые льготы особых зон – универсальные или индивидуальные?
Несмотря на единую правовую основу создания и функционирования ОЭЗ, налоговые режимы в них не отличаются единством. С одной стороны, налоговые льготы для резидентов ОЭЗ можно разделить на общие для всех (например, пониженная ставка НПО, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов, временное освобождение от уплаты земельного налога и налога на имущество) и дополнительные для отдельных видов зон (ускоренная амортизация, пониженные тарифы страховых взносов, освобождение от НДС отдельных операций). Тем не менее при более глубоком изучении налоговых режимов особых экономических зон становится ясно, что среди них присутствует ещё большая дифференциация, о которой пойдет речь дальше.
Налог
ОЭЗ ТВТ ОЭЗ ТРТ
ОЭЗ тур. кластера
ОЭЗ ППТ
ПОЭЗ
НПО, зачисляемый в федеральный бюджет
0%
2%
0%
2%
2%
НПО, зачисляемый в бюджеты субъектов не более 13,5%
3
Анимица П.Е. Особые экономические зоны России: проблемы и особенности налогового регулирования // Финансы и кредит. 2012. №12 (492)
Пониженные тарифы страховых взносов
+
-
+
+
-
Имущественные налоги равные льготы
Льготы по налогу на прибыль организаций
Преференции относительно уплаты налога на прибыль обоснованно считаются одним из самых привлекательных стимулов для организаций стать резидентами ОЭЗ. Ст. 284 НК РФ устанавливает следующие особенности налоговой ставки НПО в ОЭЗ:
1. ставка, подлежащая зачислению в бюджеты субъектов РФ – не выше
13,5%;
2. ставка, подлежащая зачислению в федеральный бюджет – 0% для резидентов технико-внедренческих зон и зон туристического кластера, 2%
- для резидентов остальных зон.
Таким образом, уже из текста статьи видно, что говорить о какой-либо универсальности налогового режима в ОЭЗ не приходится: ставка, подлежащая зачислению в бюджеты субъектов РФ, имеет только установленный на федеральном уровне верхний предел и в большей степени зависит от воли конкретных субъектов, а технико-внедренческие зоны и зоны туристического кластера имеют очевидное преимущество по сравнению с другими ОЭЗ. В целом можно догадаться о причинах особых налоговых послаблений в отдельных ОЭЗ, например, желании вызвать экономический рост отдельных территорий в крайне быстрых темпах. Однако то, что полезно для одних зон, очевидно вредно для других. С учетом временного ограничения налоговых льгот по НПО (для резидентов туристического кластера – до 2023 года), подобная несогласованность налоговых режимов приводит к следующим последствиям:
1. выбирая вид деятельности и особую экономическую зону, налогоплательщики с большей вероятностью выберут зоны с нулевой ставкой НПО, отчисляемого в федеральный бюджет;
2. выбирая среди туристско-рекреационных зон, потенциальные резиденты с большей вероятностью выберут ОЭЗ, входящие в туристический кластер;
3. выбирая зону льготного налогообложения, потенциальные инвесторы с большей вероятностью выберут не особые экономические зоны, а другие предлагаемые государством инструменты привлечения инвестиций (к примеру, участие в региональных инвестиционных проектах, освобождающих от уплаты НПО в федеральный бюджет на куда более длинный срок – до 2029 года).
Другой вопрос, тесно связанной с НПО в особых экономических зонах – это ускоренная амортизация их налогоплательщиков. И здесь, как и в случае со ставкой налога, нет универсальности – ускоренная амортизация действует только в промышленно-производственных зонах и зонах туризма (не только являющихся частями туристического кластера), создавая преимущества их налоговых резидентов перед резидентами иных зон.
Безусловно, вышеупомянутые характеристики налоговых льгот по НПО повлияли на неэффективность многих ОЭЗ.
Страховые взносы
Вопрос понижения тарифов страховых взносов вызывает всё больше вопросов касательно обоснованности рассмотрения его как примера налоговой льготы для резидентов ОЭЗ. Причина этому – повышающиеся с каждым годом льготные тарифы, которые в 2019 году
4
практически сравняются с обычными тарифами.
Но даже если закрыть глаза на несущественность налоговой выгоды налогоплательщика от такой льготы (и мысленно перенестись на несколько лет
4
Подпункт 1 п. 2 ст. 427 Налогового кодекса РФ
назад, когда льготные тарифы были существенно ниже), всё равно присутствует несогласованность подходов в разных зонах: пониженные тарифы распространяются только в зонах туристического кластера, а также в промышленно-производственных и технико-внедренческих зонах, если деятельность резидентов является технико-внедренческой.
Имущественные налоги
Имущественные налоги являются, пожалуй, единственным случаем универсального подхода к налоговым льготам в особых экономических зонах.
Так, во всех видах ОЭЗ действует освобождение от уплаты налога на имущество организаций в течение 10 лет
5
и земельного налога в течение 6 лети. Тем не менее, как уже было сказано, это представляется скорее исключением на общем фоне несогласованности налоговых льгот в ОЭЗ.
Выводы
Вышеизложенное свидетельствует о существенных проблемах в налогообложении ОЭЗ, которые, безусловно, сыграли свою роль в их провале как инструмента привлечения инвестиций. К ним можно отнести следующие:
1. система налоговых льгот, предоставленных резидентам ОЭЗ, является неуниверсальной, несогласованной. Опуская противоречие подобной системы принципу простоты налоговой системы, нельзя не признать значительный негативный эффект на систему особых экономических зон в целом – предоставление больших налоговых льгот одним ОЭЗ сразу делает непривлекательными все остальные, которые в конечном итоге не развиваются, не создают инфраструктуры и рабочих мест, не окупают потраченных на них бюджетных средств и, наконец, досрочно закрываются;
5
П. 17 ст. 381 Налогового кодекса РФ
Имущественные налоги
Имущественные налоги являются, пожалуй, единственным случаем универсального подхода к налоговым льготам в особых экономических зонах.
Так, во всех видах ОЭЗ действует освобождение от уплаты налога на имущество организаций в течение 10 лет
5
и земельного налога в течение 6 лети. Тем не менее, как уже было сказано, это представляется скорее исключением на общем фоне несогласованности налоговых льгот в ОЭЗ.
Выводы
Вышеизложенное свидетельствует о существенных проблемах в налогообложении ОЭЗ, которые, безусловно, сыграли свою роль в их провале как инструмента привлечения инвестиций. К ним можно отнести следующие:
1. система налоговых льгот, предоставленных резидентам ОЭЗ, является неуниверсальной, несогласованной. Опуская противоречие подобной системы принципу простоты налоговой системы, нельзя не признать значительный негативный эффект на систему особых экономических зон в целом – предоставление больших налоговых льгот одним ОЭЗ сразу делает непривлекательными все остальные, которые в конечном итоге не развиваются, не создают инфраструктуры и рабочих мест, не окупают потраченных на них бюджетных средств и, наконец, досрочно закрываются;
5
П. 17 ст. 381 Налогового кодекса РФ
2. отдельный удар существующая система наносит туристско- рекреационным зонам, не входящим в туристический кластер.
Потенциальные инвесторы туристического сектора, очевидно, предпочтут стать резидентами именно тех зон, которые входят в туристический кластер и приносят большую налоговую выгоду.
Данные заключения подтверждаются статистикой, представленной на вышеуказанных диаграммах: так, большинство
ОЭЗ, признанных неэффективными и/или закрытых, относятся именно к туристско- рекреационному типу.
Наконец, главный вывод проведенного исследования заключается в несостоятельности позиции о необходимости индивидуального подхода к налогообложению всех особых экономических зон. Как показали приведенные данные, подобная пестрота налоговых льгот приводит к конкуренции ОЭЗ между собой, в результате чего отдельные ОЭЗ остаются абсолютно не востребованными (подтверждается данными, представленными на диаграммах выше). Создание же универсального, единого для всех ОЭЗ налогового режима
(способного при этом ещё и конкурировать с иными современными средствами привлечения инвестиций), позволило бы повысить привлекательность ОЭЗ для инвесторов и возродить этот многострадальный институт.
Соотношение закрытых ОЭЗ по типам
ТРТ
ППТ
ПОЭЗ
Соотношение неэффективных
ОЭЗ по типам
ТРТ
ПОЭЗ
ППТ
ТВТ
Источники
1. "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998
N 146-ФЗ (ред. от 29.09.2019)// СПС КонсультантПлюс
2. "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000
N 117-ФЗ (ред. от 29.09.2019)// СПС КонсультантПлюс
3. Федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской
Федерации" от 22.07.2005 N 116-ФЗ (последняя редакция) // СПС
КонсультантПлюс
4. Анимица П.Е. Особые экономические зоны России: проблемы и особенности налогового регулирования // Финансы и кредит. 2012. №12 5. Громов В.В. Проблемы и пути развития налогообложения резидентов
ОЭЗ на федеральном уровне // Финансовый журнал. 2018. №1 6. Официальный сайт Федеральной налоговой службы Российской
Федерации // [Электронный ресурс] URL: https://www.nalog.ru/rn77/news/activities_fts/7958303/
7. Официальный сайт Министерства экономического развития Российской
Федерации // [Электронный ресурс] URL: http://economy.gov.ru/minec/main
8. Официальный сайт Счетной палаты Российской Федерации //
[Электронный ресурс] URL: http://www.ach.gov.ru