Файл: 1. Социальнопсихологический климат и результаты деятельности 4.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 29

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Содержание



Введение 3

1. Социально-психологический климат и результаты деятельности 4

2. Оценка социально-психологического климата ООО «Триада» 6

3. Экспериментальное исследование стратегий поведения в конфликте членов первичного трудового коллектива 11

Рекомендации 18

Заключение 19

Список литературы 21

Введение


Наиболее общей и сложной социальной системой является общество, а ее элементами - люди, социальная деятельность которых обусловливается определенным социальным статусом, который они занимают, социальными функциями (ролями), которые они выполняют, социальными нормами и ценностями, принятыми в данной системе, а также индивидуальными качествами.

Социальная система может быть представлена в трех аспектах. Первый аспект - как множество индивидов, в основе взаимодействия которых лежат те или иные общие обстоятельства; второй - как иерархия социальных позиций, которые занимают личности, включенные в деятельность данной системы, и социальных функций (ролей), которые они выполняют на основе данных социальных позиций; третий - как совокупность норм и ценностей, определяющих характер и содержание поведения элементов данной системы.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что хорошая организация стремится максимально эффективно использовать потенциал своих работников, создавая все условия для наиболее полной отдачи сотрудников на работе и для интенсивного развития их потенциала. Для того чтобы люди хотели отдавать все свои силы и знания на благо родного предприятия, необходимо особая внутренняя атмосфера, общая идея компании. А воплощается эта идея в корпоративной культуре.

Цель контрольной работы: исследовать социально-психологический климат в коллективе.

Объект исследования: ООО «Триада».

Предмет исследования: психоклимат в коллективе.

1. Социально-психологический климат и результаты деятельности
Психология и поведение отдельного человека как личности существенно зависят от социальной среды. Последняя представляет собой сложно устроенное общество, в котором люди объединены друг с другом в многочисленные, разнообразные, более или менее устойчивые соединения, называемые группами . Среди таких групп можно выделить большие и малые. Большие представлены государствами, нациями, народностями, партиями, классами, другими социальными общностями,
выделяемыми по профессиональным, экономическим, религиозным, культурным, образовательным, возрастным, половым и другим всевозможным признакам. Через эти группы опосредованно осуществляется воздействие идеологии общества на психологию составляющих их людей1.

Социально-психологический климат, как интегральное состояние организации включает целый комплекс различных характеристик. Разработана определенная система показателей, на основании которых оказывается возможным оценить уровень и состояние социально-психологического климата. При его изучении с помощью анкетного опроса за основные показатели обычно берутся следующие: удовлетворенность работников организации характером и содержанием труда, взаимоотношениями с коллегами по работе и менеджерами, стилем руководства фирмой, уровнем конфликтности отношений, профессиональной подготовкой персонала. Задавая вопросы анкетируемым, исследователь выясняет круг проблем организации.

Сплоченность является важнейшей социологической характеристикой коллектива. По своей сущности она аналогична экономической характеристике его производственной деятельности - производительности труда.

На социально-психологический климат коллектива оказывают влияние множество объективных и субъективных факторов. Можно выделить в первую очередь факторы внешней и внутренней среды предприятия. К факторам внешней среды относятся общесоциальная экономическая и политическая обстановка, уровень и условия жизни, культура.

Внутренняя среда или внутренние условия жизнедеятельности коллектива весьма многообразны. К ним относятся: организация и условия труда, действующая система стимулирования, бытовые условия труда, методы и стиль руководства, уровень самоуправления и информированность коллектива.

Следует отметить взаимообусловленность внешних и внутренних фактов и СПК (состояние социального здоровья коллектива).

Внешняя и внутренняя среда взаимодействуют на социально-психологический климат не прямо, а опосредованно, через восприятия людей. Восприятие определяется принадлежностью людей к социальной группе в зависимости от характера и содержания труда, места и роли в иерархической структуре управления, профессии, пола, возраста, семейного положения и образования, комплекса социально-психологических характеристик (потребностей, интересов, мотивов поведения)

2. Базовыми компонентами системы СПК являются ценностные ориентации коллектива, установки и нормы поведения.

Социальные группы усваивают ценности, соответствующие их положению в обществе. Помимо этого каждая группа формирует собственную систему ценностей. Существуют методики исследования ценностных ориентации малых групп. При исследовании ценностных ориентаций организации в целом возникает проблема формирования репрезентативной выборки.

Следующим элементом СПК являются социальные установки, которые представляют интерес, так как характеризуют наиболее глубокое и устойчивое отношение человека к своим статусам и ролям. Особенность заключается в том, что для исследования СПК важны установки своего коллектива предприятия.

2. Оценка социально-психологического климата ООО «Триада»
ООО "Триада" занимается продажей продуктов питания на Новосибирском рынке. В магазине открыты фирменные отделы Новосибирского Мясо комбината, «Винап», Новосибирской птицефабрики, «Новосибирской кондитерской фабрики».

Директор торгового предприятия ООО «Триада» осуществляет об­щее руководство деятельностью предприятия, ведет переговоры о поставках продукции, координирует деятельность персонала предприятия. В его обязанности входит установление заработной платы сотрудникам предприятия.

Продавцы осуществляют непосредственное торговое обслуживание покупателей.

Представим в табл. 1 штатное расписание розничного торгового предприятия ООО «Триада».

Таблица 1

Штатное расписание по ООО"Триада" на 12.12.2006 года



Должность

Кол-во

Оклад

1


Директор


1


16000


2


Бухгалтер


1


8000


3


Товаровед


4


9400


4


Продавец


24


6400


5


Старший продавец


4


7700


6


Грузчик


2


7800


7


Техничка


1


3800




ИТОГО:








Таким образом, анализируя данные табл. 4 мы видим, что заработ­ная плата персонала торгового предприятия ООО «Триада» достаточно высокая. Достаточно сказать, что средний оклад по предприятию составля­ет 8170 рублей.

Руководство малым коллективом имеет свои особенности прежде всего для руководителя, позволяет ему, так сказать, опробовать свои возможности в

роли руководителя.

Для того, чтобы успешно управлять коллективом, руководитель должен знать каждого сотрудника своей организации лично, иметь представление, что это за человек, каковы его потребности, для чего он пришел в орга­низацию, как справляется со своими обязанностями.

Основываясь на указанных данных, построим определенные про­гнозы в отношении лучшего использования потенциала и возможностей каж­дого из сотрудников.

В настоящее время предприятие планирует расширяться путем открытия нового магазина, поэтому полученные знания и навыки управлен­ческой деятельности, полученные при управлении работой первого магазина будут полезны руководителю для организации работы второго магазина.

Одним из направлений совершенствования управленческой деятельно­сти является оптимизация организационной структуры управления рознич­ного торгового предприятия. В частности, существует потребность введения должности заведующего магазина. Пойти на подобный шаг вынуждает усложнение организационной структуры в связи с открытием нового магазина.

Директора ООО «Триада» можно назвать автократичным лидером в управлении. Автократичный руководитель обладает достаточной властью, чтобы навязывать свою волю исполнителям, и в случае необходи­мости без колебаний прибегает к этому. Автократ намеренно апеллирует к потребностям более низкого уровня своих подчиненных, исходя из предпо­ложения, что это тот самый уровень, на котором они оперируют.

Цель данного исследования: провести оценку психологического климата в ООО «Триада».

Задачи исследования:

1. Определить факторы, формирующие корпоративную культуру ООО «Триада».

2. Изучить степень сплоченности/разобщенности в коллективе.

3. Определить личностную направленность.

4. Изучить стиль и культуру межличностных отношений, коммуникативных способностей.

Объект: персонал ООО «Триада»

Проблема: Практически полное отсутствие организационной культуры, плохой социально-психологический климат в организации.

Методы исследования: наблюдение, личный опрос, анкетирование.


Описание контингента: в исследовании приняло участие 12 человек. Все 100% женщины. Высшее образование имеет 68,2% опрошенных, средне – специальное 18,2%, неоконченное высшее – 9,1%, не ответили на этот вопрос – 4,5%. Средний стаж работы работников в этой организации – 5 лет. Среднемесячная заработная плата с учётом всех премиальных выплат составляет 2430 рублей.

Анализ результатов

Группой психологов по заказу ООО «Триада» г. Новосибирска было проведено исследование социально - психологического климата и стиля управления коллективом. Исследование проводилось на базе вышеуказанной организации и состояло из трёх частей:

I. Изучение степени сплочённости / разобщенности в коллективе, общее отношение к школе сотрудников.

II. Определение внутреннего потенциала коллектива.

III. Определение стиля руководства трудовым коллективом.

I. Под социально - психологическим климатом обычно понимают общий эмоционально – динамический настрой, в котором отражаются установившаяся система взаимоотношений, господствующее настроение, удовлетворённость, привлекательность работы, стабильность и рост кадров, единство коллективных и личных целей, степень совмещения официальных и неофициальных структур организации. Оптимизация психологического климата является важным резервом повышения эффективности групповой деятельности. Одним из важных параметров социально - психологического климата является групповая сплочённость. Она показывает степень интеграции любой группы, её сплочение в единое целое.

По результатам тех методик, где испытуемые осознавали, что оценивают свой коллектив, групповая сплочённость имеет средние показатели, а по результатам методик выявляющих тот же индекс косвенным путём можно сказать о недостаточной интеграции коллектива в единое целое. Особенно ярко это проявляется в сфере производственных отношений и в области доверия друг к другу.

В коллективе нет устойчивых микрогрупп, близкое общение преобладает в диадах (например, у завучей).

В коллективе отсутствует общепринятый лидер. Среди всех членов коллектива наибольшим рейтингом симпатий характеризуется К.Е.В. Но тенденции к лидерству у неё отмечены только в деловой сфере, а в области доверия, например, она имеет достаточно низкие показатели. Кроме того, в коллективе имеются два аутсайдера.

В целом можно сказать о неопределённом отношении сотрудников к коллективу. Эта неопределённость наиболее ярко проявляется в эмоциональном и поведенческом компоненте взаимодействия.