Файл: Методические рекомендации улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и сдуть ватку.docx
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 14
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1. ЗАГОНИ МЯЧ В ВОРОТА
ЦЕЛЬ: выработать длительную направленную воздушную струю
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ: губы вытягиваем трубочкой вперед, длительно дуем на ватный шарик, лежащий перед ребенком на столе, загоняя его между двумя кубиками, стоящими на столе.
СЛЕДИМ: чтобы не надувались щеки, шар задувается одним выдохом
2. КТО ДАЛЬШЕ ЗАГОНИТ МЯЧ
ЦЕЛЬ: выработать плавную длительную непрерывную струю воздушную струю, идущую посередине языка.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ: улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и сдуть ватку.
СЛЕДИМ: чтобы нижняя губа не закрывала нижние зубы; чтобы щеки не надувались; чтобы воздушная струя шла по середине языка, по центру.
3. СДУЙ СНЕЖИНКУ
ЦЕЛЬ: формировать воздушную струю, направленную вверх
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ: открыть рот, положить кончик языка на нижнюю губу, губы слегка округлить, сдуть снежинку, лежащую на ладони.
Кончик языка приподнять к верхней губе, губы округлить, боковые края языка приподнять, подуть на снежинку так, чтобы она удержалась в полете.
СЛЕДИТЬ: чтобы боковые края языка были приподняты, не раздуваем щеки, язык оставляем широкий.
4.ФОКУС
ЦЕЛЬ: выработать подъем языка вверх, умение придать языку форму ковша, направлять воздушную струю.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ: улыбнуться, приоткрыть рот, широкий передний край языка положить на верхнюю губу так, чтобы боковые края плотно прижимались к уголкам рта, а по середине языка было углубление или желобок. На кончик носа кладем небольшой кусочек ватки, делаем вдох и на длительном плавном выдохе пытаемся ее сдуть, чтобы вата летела вверх.
СЛЕДИМ: чтобы воздушная струя проходила посередине и не раздувала щеки, голову не запрокидывать, чтобы боковые края языка были плотно прижаты к уголкам рта.
5. НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫЧОК
ЦЕЛЬ: вырабатывать умение расслаблять мышцы языка, удерживать его широким распластанным на нижней губе.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ: улыбнуться, рот приоткрыть, широкий распластанный язык положить на нижнюю губу и похлопывать верхней губой по кончику и передней части спинки языка, приговаривая ПЯ-ПЯ-ПЯ,
СЛЕДИМ: чтобы боковые края языка касались уголков рта, чтобы губы не округлялись, язык не высовывался изо рта, кончик лежал на нижней губе.
6. ЛОПАТОЧКА (БЛИНЧИК)
ЦЕЛЬ: вырабатывать умение расслаблять мышцы языка, удерживать его в этом положении.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от одного до 5-10!.
СЛЕДИМ: Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения. Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа. Не высовывать язык далеко, он должен только накрывать нижнюю губу. Боковые края языка должны касаться углов рта.
7. ЧИСТИМ ЗУБКИ (верхние)
ЦЕЛЬ: научить поднимать язык за верхние зубы и удерживать его в этом положении.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ: рот открыть, чтобы были видны верхние и нижние зубы, широкий распластанный язык завести за верхние зубы к альвеолам, удерживать язык в этом положении, кончиком языка выполнять движения сверху вниз по внутренней стороне верхних резцов.
СЛЕДИМ: чтобы рот был открыт, язык оставался широким и распластанным, работает только кончик языка, остальные части языка неподвижны.
8. ГРИБОК
ЦЕЛЬ: отрабатываем подъем языка вверх, растягиваем подъязычную связку
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ: рот приоткрыть и улыбнуться, широко распластанный язык прижать плотно всей массой к альвеолам и твердому небу, предлагая медленно открыть рот, растягивая связку, поясняя ребенку, что гриб растет.
СЛЕДИМ: чтобы губы оставались в улыбке, боковые края языка должны быть одинаково плотно прижаты к верхним коренным зубам, язык должен быть равномерно распластан, широк и не втягивался вглубь рта.
9. ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ
ЦЕЛЬ: выработка движения широкой передней части языка вверх и положения языка к форме чашечки
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ: улыбнуться, открыть рот, чтобы зубы были видны, широкий распластанный язык положить на верхнюю губу, чтобы она была полностью закрыта, выполняем движения, имитирующие слизывание варенья с верхней губы в рот.
СЛЕДИТЬ: рот открыт, язык должен быть широким и распластанным.
10.ЧАШЕЧКА
ЦЕЛЬ: вырабатывать умение удерживать язык в форме чашечки за верхними зубами.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ: рот открыт, боковые края языка плотно прижаты к коренным зубам.
СЛЕДИТЬ: форма чашечки не должна распадаться.
11.ГАРМОШКА
ЦЕЛЬ: укрепление мышцы языка и растяжка подъязычной связки
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ: улыбнуться, рот слегка приоткрыть, прилепить широкий распластанный язык к альвеолам и твердому небу. Затем, удерживая язык в этом положении, плавно открывать рот с каждым разом все шире.
СЛЕДИТЬ: чтобы резцы были оголены, рот в улыбке, язык не уходил вглубь рта, был близко к резцам.
12. ПОДУЙ НА ГОРЯЧИЙ ЧАЙ
ЦЕЛЬ: отработка правильного звучания звука (Ш)
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ: рот открыть, улыбнуться, принять языку формы чашечки, имитируя то, как наливаем горячий чай в чашечку, заводим язык в форме чашечки за верхние зубы, плотно смыкаясь боковыми краями с коренными зубами, кончик языка слегка опущен, зубы прикрыты, остается небольшая щель, губы округляем и вытягиваем вперед, делаем вдох.
1. «Улыбка – Трубочка» (развитие подвижности губ).
Описание: Поставить верхние зубы на нижние, растянуть губы в улыбке, показав все зубы, удерживать улыбку 3 – 5 секунд, вытянуть губы вперед трубочкой, удерживать губы в таком положении 3 – 5 секунд. Выполнять переключения с одной позиции на другую 5 – 7 раз.
Внимание: Следить, чтобы в процессе переключения зубы не размыкались и не сдвигались.
Тянем губы мы к ушам,
Улыбнемся малышам.
А потом тяни вперед,
Как у слоненка хоботок.
2. «Футбол» (развитие направленной воздушной струи).
Описание: Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, лежащий на столе перед ребенком, загоняя его в «ворота».
Внимание: Следить, чтобы не надувались щеки, для этого можно их слегка придерживать пальцами. Загонять шарик на одном выдохе, не допуская, чтобы струя воздуха была прерывистой.
Щеки я не надуваю,
Мяч в ворота загоняю.
3. «Грибок» (вырабатывать верхний подъём языка, растягивание подъязычной связки).
Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, и прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. Тогда язык будет напоминать тонкую шляпку гриба, а растянутая подъязычная связка – его ножку.
Внимание: Следить, чтобы губы улыбались. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно – ни одна половина не должна опускаться. При повторении упражнения надо шире открывать рот.
Вырос гриб большой в лесу,
В садик гриб я принесу.
Раз, два, три, четыре, пять -
Гриб мне надо удержать.
4. «Гармошка» (укрепление мышц языка, растягивание подъязычной связки).
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к небу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная уздечка). При повторении упражнения надо стараться открывать рот всё шире и всё дольше удерживать язык в верхнем положении.
Внимание: Следить, чтобы при открывании рта губы были неподвижны. Следить, чтобы при открывании рта не провисала одна из сторон языка.
На гармошке мы играем.
Рот пошире открываем,
Челюсть вверх, челюсть вниз,
Ты, смотри, не ошибись.
5. «Качели» (отработка умения быстро менять положение языка, необходимое при соединении согласных с гласными).
Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от 1 до 5. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счет от 1 до 5. Так, поочередно менять положение языка 4 – 6 раз.
Внимание: Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.
Эх, раз! Еще раз!
Мы качаемся сейчас.
Вверх, вниз мы летим,
Тормозить мы не хотим.
6. «Чистим зубки 2» (для подъёма языка вверх, развитие подвижности языка)
Описание: Открыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.
Внимание: Губы улыбаются, верхние и нижние зубы видны. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов. Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык.
Рот окрою я немножко,
Губы сделаю «окошком».
Зубы верхние - смотри:
Чищу «чашкой» изнутри.
7. «Индюк» (отработка подъёма языка вверх, развитие подвижности передней части языка).
Описание: Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед назад, стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживая её. Сначала делать медленные движения, потом ускорить темп и добавить голос, пока не послышится «бл-бл» (как индюк).
Внимание: Следить, чтобы язык был широким и не сужался. Движения языком должны быть вперед-назад, а не из стороны в сторону. Язык должен облизывать верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.
Широко открыт мой рот,
Язычок – назад-вперед.
Лижет «чашечкой» губу
И болтает на бегу.
8. «Лошадка» (укрепление мышц языка, выработка подъема языка вверх).
Описание: Улыбнуться, открыть рот, пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).
Внимание: Упражнение выполняется медленно. Нижняя челюсть должна быть неподвижна, работает только язык. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался назад и вверх.
Скачем, скачем на лошадке.
Очень цокать нам приятно.
Ритм копыта отбивают,
Язычок им помогает.
10. «Маляр» (отрабатывать движения языка вверх и его подвижность).
Описание: Улыбнуться, открыть рот и погладить кончиком языка твердое нёбо, делая движения языком вперед-назад.
Внимание: Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны. Следить, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперёд, но не высовывался изо рта.
Язык – как кисточка моя,
И ею нёбо крашу я.
11. «Барабан» (отрабатывать подвижность языка в верхнем положении).
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот (достаточно широко), поставить язычок за верхние зубы, стучать языком по небу за верхними зубами со звуком «Д-Д-Д». Стучать язычком 7 – 15 секунд (на весь выдох).
Внимание: Произносить «д-д-д» часто («как пулемет»), с усилием, напрягая мышцы не только языка, но и шеи, плеч.
В барабан мы бьем
Нашим язычком.
Громкий, громкий звук
Слышен звонкий стук.
12. «Комар»
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, поставить язычок за верхние зубы и сказать звук ЗЗЗ (получится звук, средний между З и Ж).