Файл: 1 ведомственный контроль за охраной труда.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 37

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Федеральный закон Российской Федерации «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» № 10-ФЗ от 12.01.1996 г. ст. 19)

В соответствии с ч. 3 статьи 370 ТК  для осуществления контроля не только за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, но и за выполнением условий коллективных договоров, соглашений общероссийские профессиональные союзы и их объединения могут создавать правовые и технические инспекции труда профсоюзов, которые наделяются полномочиями, предусмотренными положениями, утверждаемыми общероссийскими профессиональными союзами и их объединениями, разработанными в соответствии с «Типовым положением о правовой инспекции труда профсоюзов», утвержденным постановлением Исполкома ФНПР России от 22.11.2011 г. № 7-15.

Наряду с общероссийскими профессиональными союзами и их объединениями правовые и технические инспекции труда профсоюзов могут создавать также межрегиональные и территориальные объединения (ассоциации) организаций профсоюзов, существующих на территории субъекта РФ. Действуют такие инспекции труда на основании положений, принимаемых межрегиональными и территориальными объединениями (ассоциациями) организаций профсоюзов, в соответствии с типовым положением соответствующего общероссийского объединения профессиональных союзов.

На должность правового инспектора труда профсоюзов назначается, как правило, лицо, имеющее высшее  юридическое образование и стаж практической работы по специальности не менее трех лет.

Выборные и другие работники профсоюзных организаций, имеющие стаж профсоюзной работы не менее трех лет, прошедшие стажировку  в правовой инспекции труда профсоюзов, могут утверждаться в качестве внештатных правовых инспекторов труда членской организации ФНПР.

Не реже одного раза в три года правовые инспекторы труда профсоюзов проходят переподготовку и/или повышение квалификации.

 Правовые инспекторы труда профсоюзов имеют право:

1. Осуществлять контроль за соблюдением трудового законодательства.

2. Принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профсоюзах, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с изменениями условий труда.


3. Принимать участие в разработке проектов федеральных законов и   иных нормативных правовых актов Российской Федерации,  законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, содержащих нормы трудового права.

4. Взаимодействовать со средствами массовой информации для   широкого оповещения членов профсоюзов, общественности об эффективной правозащитной работе профсоюзов с целью пресечения действий (бездействия), направленных на дискредитацию профсоюзов, укрепления авторитета профсоюзов и повышения мотивации профсоюзного членства.

5. Публиковать статьи в газетах и журналах, размещать на сайтах в Интернете, выступать по радио и телевидению с сообщениями о правозащитной деятельности профсоюзов.

6. Готовить инструктивно-методические письма, материалы, доклады, обзоры по наиболее актуальным вопросам правозащитной работы, участвовать в обучении профсоюзного актива.

Правовые инспекторы труда профсоюзов обязаны:

1. При осуществлении профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы работодателей и их представителей.

2. Всемерно содействовать защите социально-трудовых и других гражданских прав и профессиональных интересов членов профсоюзов, профсоюзных организаций, укреплять авторитет профсоюзов.

3. Во время проверок быть объективными, руководствуясь только законодательством, хранить охраняемую законом тайну (государственную, служебную, коммерческую и иную), ставшую им известной при осуществлении ими своих полномочий.

4.    Считать абсолютно конфиденциальным источник всякой жалобы на действия работодателя (его представителя), воздерживаться от сообщения работодателю сведений о заявителе, если проверка проводится в связи с его обращением и заявитель возражает против сообщения работодателю (его представителю) данных об источнике жалобы.

5. Проводить правовую экспертизу проектов законов и иных нормативных правовых актов, затрагивающих социально-трудовые права работников, а также права профсоюзов.

6. Постоянно повышать свою квалификацию, изучать действующее законодательство и судебную практику.

7. Принимать участие в обобщении сведений о правозащитной деятельности, практике работы правовой инспекции труда, других правовых служб членской организации ФНПР

ответственных за состояние правовой работы в профсоюзных организациях, в том числе для подготовки ежегодных отчетов о правозащитной работе членской организации ФНПР для представления их в установленном порядке в ФНПР.

8. Участвовать в ведении учета нарушений прав профсоюзов для направления имеющихся материалов и сведений о принятых мерах в вышестоящие профсоюзные организации. 
 КОНТРОЛЬ ЗА СОСТОЯНИЕМ ОХРАНЫ ТРУДА

Система контроля - комплекс мероприятий, направленных на реализацию целей и задач контроля, а также предусматривают рациональное сочетание наиболее приемлемых и эффективных в условиях данного предприятия видов и направлений контроля.

Контроль за состоянием охраны труда включает:

  • оценку уровня опасных производственных факторов и вредных производственных факторов на рабочих местах;

  • выявления нарушения требований законов и нормативных актов по охране труда;

  • проверку устранения ранее выявленных нарушений;

  • проверку выполнения работником обязанностей по охране труда;

  • проверку выполнения планов работ по охране труда;

  • проверку обеспечения работников СИЗ и СКЗ.

Виды контроля за охраной труда на предприятии:

  • со стороны органов государственного надзора;

  • со стороны службы по охране труда;

  • оперативный контроль руководителями и другими должностными лицами предприятия;

  • общественный контроль;

  • комиссия предприятия, уполномоченным работниками лицом по вопросам охраны труда.

Основными формами контроля за состоянием охраны труда являются:

  • оперативный контроль руководителя работ и других должностных лиц; административно-общественный контроль;

  • контроль, осуществляемый службой охраны труда предприятия; ведомственный контроль вышестоящих органов;

  • контроль, который осуществляется органами государственного надзора и технической инспекцией труда профсоюзов.

Эффективность контроля зависит от соответствующего метрологического обеспечения, который включает методы и средства (приборы) измерений для контроля параметров опасных и вредных производственных факторов, определение показателей безопасности производственного оборудования и технологических процессов.

3.2. Государственный надзор за охраной труда

Государственный надзор за соблюдением законов и других нормативно-правовых актов об охране труда осуществляют :


• специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти по надзору за охраной труда (Государственный комитет промышленной безопасности, охраны труда и горного надзора

• специально уполномоченный государственный орган по вопросам радиационной безопасности (Главная государственная инспекция по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Министерства экологии и природных ресурсов Украины);

• специально уполномоченный государственный орган по вопросам пожарной безопасности (Государственный департамент пожарной безопасности Министерства Украины по вопросам чрезвычайных ситуаций и по делам защиты населения от последствий Чернобыльской катастрофы);

• специально уполномоченный государственный орган по вопросам гигиены труда (Санитарно-эпидемиологическая служба Министерства здравоохранения Украины).

Высший надзор за соблюдением и правильным применением законодательства осуществляется Генеральным прокурором Украины и подчиненными ему прокурорами.

Должностные лица специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по надзору за охраной труда имеют право:

- беспрепятственно посещать подконтрольные предприятия (объекты), производства физических лиц, которые в соответствии с законодательством используют наемный труд, и осуществлять в присутствии работодателя или его представителя проверку соблюдения законодательства по вопросам, отнесенным к их компетенции;

- получать от работодателя и должностных лиц письменные или устные объяснения, заключения экспертных обследований, аудитов, материалы и информацию по соответствующим вопросам, отчеты об уровне и состоянии профилактической работы, причины нарушений законодательства и принятых мерах по их устранению;

- выдавать в установленном порядке работодателям, руководителям и другим должностным лицам юридических и физических лиц, которые в соответствии с законодательством используют наемный труд, министерствам и другим центральным органам исполнительной власти, Совету министров Автономной Республики Крым, местным государственным администрациям и органам местного самоуправления обязательные для исполнения предписания (распоряжения) об устранении нарушений и недостатков в области охраны труда, охраны недр, безопасной эксплуатации объектов повышенной опасности;

- запрещать, приостанавливать, прекращать, ограничивать эксплуатацию предприятий, отдельных производств, цехов, участков, рабочих мест, зданий, сооружений, помещений, выпуск и эксплуатацию машин, механизмов, оборудования, транспортных и других средств труда, выполнение определенных работ,
применение новых опасных веществ, реализацию продукции, а также отменять или прекращать действие выданных ими разрешений и лицензий до устранения нарушений, создающих угрозу жизни работающих;

- привлекать к административной ответственности работников, виновных в нарушении законодательства об охране труда;

- направлять работодателям представления о несоответствии отдельных должностных лиц занимаемой должности, передавать материалы органам прокуратуры для привлечения этих лиц к ответственности согласно закону.

1.2. Требования охраны труда при хранении и использовании антифриза

Антифриз и подобные охлаждающие жидкости необходимо хранить и перевозить в исправных емкостях с герметичными крышками.

Перед тем как налить антифриз, необходимо очистить тару от остатков нефтепродуктов, твердых осадков, налетов, ржавчины, промыть щелочным раствором и пропарить.

Антифриз должен наливаться в тару не более чем на 90% ее емкости. На таре, в которой хранят (перевозят) антифриз, и на порожней таре из-под него должна быть несмываемая надпись крупными буквами "ЯД", а также предупреждающий знак.

Слитый из системы охлаждения двигателя антифриз должен быть сдан по акту на склад для хранения.

Перед заправкой системы охлаждения двигателя антифризом необходимо:

1) убедиться в отсутствии в системе охлаждения (в соединительных шлангах, радиаторе, сальниках водяного насоса) течи и при обнаружении течи устранить ее;

2) промыть систему охлаждения чистой горячей водой.

Заправку систему охлаждения двигателя антифризом следует производить при помощи специально предназначенной для этой цели посуды (ведро с носиком, бачок, воронка). Заправочная посуда должна быть очищена и промыта и иметь надпись "Только для антифриза".

При заправке антифризом необходимо принять меры, исключающие попадание в него нефтепродуктов (бензина, дизельного топлива, масла), так как они во время работы приводят к вспениванию антифриза.

Запрещается:

1) наливать антифриз в тару, не соответствующую требованиям Правил;

2) наливать (переливать) антифриз через шланг без использования специально предназначенного для этого эжекторного устройства;

3) перевозить антифриз вместе с людьми, животными, пищевыми продуктами;

4) использовать тару из-под антифриза для перевозки и хранения пищевых продуктов.