ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 43
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Классный час «Секреты общения» для учащихся 5 класса
Цель: развитие коммуникативных компетенций младшего подростка.
Задачи:
-
Создать условия для учащихся в преодолении трудностей в коммуникативной сфере. -
Научить навыкам позитивного общения учащихся. -
Формировать мотивацию построения позитивных
взаимоотношений.
-
Развивать навыки сотрудничества, умение слушать и слышать
другого человека.
-
Воспитывать чувства уважения к культуре общения и к своим
товарищам.
Форма проведения: занятие с элементами тренинга.
Методы: словесный, наглядный, игровой, практический.
Приемы: элементы тренинга групповой сплоченности, разминка, игры, коллективное обсуждение, разыгрывание и анализ конфликтных ситуаций, работа с карточками, рефлексия.
Оборудование:
-
Мультимедийное оборудование для демонстрации презентации. -
Пространство для активных упражнений, стулья по числу участников, мяч.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Организационный момент
Дети проходят в класс и садятся на стулья в полукруг.
-
Игра «Приветствие».
Цель: создание доброжелательной обстановки, установление контакта, развитие сплоченности группы.
Я рада видеть вас. Начнем наше необычное занятие. На этом занятии мы не одни, у нас много гостей. Думаю, что это не помешает нам работать активно и спокойно, но для начала давайте поприветствуем друг друга.
Я предлагаю вам поздороваться интересным способом. Сейчас я здороваюсь с кем-то из вас, и те, к кому я обращусь, в ответ помашут мне рукой. Итак,
-
«здравствуйте, девочки», -
«здравствуйте, мальчики», -
«здравствуйте те, кому утром хотелось поспать», -
«здравствуйте те, кто пришел сегодня в школу», -
«здравствуйте те, у кого сегодня отличное настроение», -
«здравствуйте те, кто готов сегодня заниматься», -
«здравствуйте, все!»
Хочу обратиться к эпиграфу нашего занятия. Это слова великого французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери:
«Единственная настоящая роскошь - это роскошь человеческого общения»
А. Сент-Экзюпери
Смысл: Я полагаю, что большинство людей разделяет это мнение. Общение, беседа, разговор приносят истинную радость и удовольствие. Как же это замечательно, когда ты можешь просто поговорить, поделиться своими эмоциями, мыслями, выслушать человека, попросить совета. Мы не мыслим своей жизни без общения с другими людьми, поэтому иметь возможность пообщаться – это очень важно в жизни каждого человека. Как вы думаете, чему будет посвящено наше занятие?
Тема нашего занятия – «Секреты общения».
Что такое общение?
Общение – это взаимодействие людей друг с другом с целью передачи знаний, опыта, обмен мнениями, информацией, способ передачи чувств, эмоций, настроения.
-
Скажите, всегда ли ваше общение с другими людьми бывает успешным и вызывает положительные эмоции? -
Нужно ли учиться общению?
(Общение играет в жизни человека важную роль и общению нужно учиться, чтобы оно приносило человеку пользу и радость).
II. Основная часть.
Сказка «Мудрецы и слон»
Сейчас я хочу познакомить вас с индийской сказкой, которая называется «Мудрецы и слон». А вы слушайте внимательно и подумайте, в чем же была ошибка мудрецов.
Давным-давно в маленьком городе жили-были шесть слепых мудрецов. Однажды в город привели слона. Мудрецы захотели увидеть его. Но как? «Я знаю, — сказал один мудрец, — мы ощупаем его». – «Хорошая идея, — сказали другие, — тогда мы будем знать, какой он — слон». Итак, шесть человек пошли смотреть слона. Первый ощупал большое плоское ухо. Оно медленно двигалось вперед-назад. «Слон похож на веер!» — закричал первый мудрец. Второй мудрец потрогал ноги слона. «Он похож на дерево!» — воскликнул он. «Вы оба неправы, — сказал третий, — он похож на веревку». Этот человек нащупал слоновий хвост. «Слон похож на копье», — воскликнул четвертый, руки которого ощупывали бивень. «Нет, нет, — закричал пятый, — слон как высокая стена!» Он говорил так, ощупывая бок слона. Шестой мудрец дергал слоновий хобот. «Вы все неправы, — сказал он, — слон похож на змею». – «Нет, на веревку!» – «Змея!» – «Стена!» – «Вы ошибаетесь!» – «Я прав!» Шестеро слепых кричали друг на друга целый час. И они
никогда не узнали, как выглядит слон.
Обсуждение сказки: Итак, в чем же была ошибка мудрецов?
Почему они так и не узнали, как выглядит слон? (Высказывания детей)
Молодцы, вы правы.
• Каждый мудрец мог представить себе лишь то, что могли почувствовать его руки. И поэтому, каждый думал, что именно он открыл истину и знает, на что похож слон.
• Никто не хотел прислушиваться к мнению других, а доказывал свою точку зрения с помощью крика, а в результате, у них возникла ссора и конфликт.
Какие правила общения нужно соблюдать, чтобы не возникла такая ситуация, как в индийской сказке? (Высказывания детей)
-
Нужно прислушиваться к мнению других
-
Надо уметь слушать и слышать.
-
Нет смысла кричать.
-
Должна быть согласованность в действиях.
Для того, чтобы общение было эффективным и понятным существуют Средства общения – способы, посредством которых передается, перерабатывается и расшифровывается информация.
-
С помощью, каких средств происходит общение между людьми?
(Чаще всего, люди общаются при помощи слов, языка. Словесное общение называют вербальным).
-
вербальные (речевые): речь, темп, тембр, громкость речи. -
невербальные: жесты, поза, походка, мимика (взгляд, улыбка), кожные реакции (покраснение, побледнение) и т.д.
Упражнение «Язык жестов»
Давайте поиграем в игру, где будем использовать только невербальные средства общения. Для этого к нам сюда выйдут 1 группа и 2 группа (8 человек)
1 группа при помощи пантомимы (мимика, жесты, движение) покажет профессии, а другая команда попробует отгадать.
Профессия: повар, зубной врач, учитель.
2 группа покажет при помощи пантомимы животных
Животные: заяц, медведь, собака.
У вас все получилось. Скажите, с помощью, каких средств общения вы выполняли это задание? (с помощью жестов, молодцы)
Шуточные задания. Теперь я предлагаю вам выполнить несколько шуточных заданий, позволяющих тренировать вербальные средства передачи информации - речь, интонацию, тембр, а также мимику (выражение лица). Для выполнения задания к нам сюда выходят
зеленые груши. ( чел)
-
Произнесите слово «Здравствуйте» с оттенком интонации, выражающим:
-
Радость; -
Страх; -
Удивление; -
Неудовольствие; -
Грусть; -
Торжественно.
-
Посмотрите, как смотрят:
-
Лисица, сидящая перед вороной с сыром; -
Папа после родительского собрания; -
Начальник на подчинённого.
-
Улыбнитесь, как улыбаются:
-
Очень вежливый японец; -
Собака своему хозяину; -
Кот на солнышке;
-
Нахмурьтесь, как нахмуриваются:
-
Учитель, недовольный ответом ученика; -
Ребёнок, у которого отняли любимую игрушку; -
Родитель, открывший дневник сына.
Какие же средства общения мы использовали в этих упражнениях? (вербальные - голос, громкость голоса, темп, тембр, и невербальные – мимику. Т.е.выражение лица)
3 часть задание 1
Вопросы в конверте:
1группа –Назови по имени и отчеству свою бабушку? Как зовут её внуков?
2 группа –Назови день рождения своей мамы. Что она любит готовить?
1 группа. –Назови день рождения своего друга Севы. О чём он мечтает?
2 группа. –Назови, на какие кружки ходят твои брат и сестра?
1 группа –Кем по профессии хочет стать твой одноклассник Ваня?
2 группа –Какое любимое блюдо у твоей сестры Марины?
1 группа. –Назови по имени и отчеству твоего дядю, и сколько ему лет?
-Ребята, я не зря задала вам эти вопросы. Необходимо учиться понимать, что хочется другому. Мы становимся интересными и нужными, когда разделяем увлечения другого человека. И хочется привести такой пример. Вы многие ждёте внимания от своих родных людей. А сами в ответ не знаете их имена и отчества, дни рождений, не интересуетесь их здоровьем. Им тоже, как и вам необходимо внимание. Может, как им было бы приятно, если бы вы позвонили и поздравили их с праздником, отправили открытку, изготовленную своими руками. А не вспоминали о них, когда вам что-то от них нужно.
Давайте выведем третий секрет общения. Узнавайте мир других людей!
Решение конфликтных ситуаций.
-Ребята, иногда между вами возникают конфликтные ситуации. Вспомните, что означает слово «конфликт»? слайд 13
(ссора, ругань, драка)
- Как вы думаете, можно ли прожить без конфликтов? Почему?
1 ситуация. Однажды, на перемене поссорились Паша и Саша. Придя в школу,
Саша обнаружил, что он забыл пенал с письменными принадлежностями. Вот-вот прозвенит звонок и на уроке ему писать будет нечем. Быстренько оглянувшись вокруг, он понял, где можно взять ручку. Саша подбежал к Паше и в приказном тоне потребовал дать ему ручку, при этом обращаясь к Паше даже не по имени, а просто фразой: «Эй». Паша, будучи человеком воспитанным, отказал Саше в этой просьбе, так как у него не было запасной ручки. Но Саша не унимался и все более громче требовал ручку. Паша не выдержал такого вероломства и тоже в ответ прикрикнул на Сашу. В этот момент в класс вошла учительница, застав самый разгар конфликта. С её помощью конфликт тут же был исчерпан, а вот осадок на душе у Паши остался.
Назовите, пожалуйста, ошибки, которые допустили ребята.
Почему такая невинная просьба одолжить ручку привела их к ссоре и обиде друг на друга?
Да, действительно. Во-первых, просьба выглядит как приказ, мальчик забыл о вежливости. Во-вторых, вместо обращения по имени, используется фраза «Эй». Да, конечно, друг обидится, если вы будете к нему так обращаться. Какое чувство испытывал мальчик, к которому так обратились с просьбой.
Молодцы ребята! Вы правило исправили все ошибки ребят!
2 ситуация Подростки не могут поделить компьютер между собой!
Вам необходимо найти несколько выходов из конфликтной ситуации слайд
1. Первый подросток оставляет компьютер второму подростку.
- Как вы думаете, это всегда хороший выход из конфликтной ситуации (нет).
-Почему?
(потому что первый подросток может остаться недоволен, так как уступил компьютер второму подростку)
2. Сначала занимается первый подросток, а потом второй подросток.
-Такой выход из конфликтной ситуации называется компромисс (приложение №1)
3. Ребята вместе играют или оставляют ноутбук и находят другое занятие, например, футбол.
-Такой выход из ситуации называется сотрудничество
-Как вы думаете, компромисс и сотрудничество, это хорошие выходы из конфликтной ситуации (да)