Файл: Анализ текста Аристотель о душе Аристотель.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 43

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Анализ текста «Аристотель о душе»

Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.) – один из лучших учеников Академии Платона, воспитатель будущего великого полководца А. Македонского. В возрасте 50-ти лет основал в Афинах свою перипатетическую школу философии в Ликее (в лат транскрипции Лицей), названную по имени находившегося рядом храма Аполлона Ликейского (занятия он проводил прогуливаясь с учениками по тропинкам сада).

Аристотель считается величайшим энциклопедистом древности и систематизатором всех философских и научных знаний, накопленных до него (в области логики, физики, биологии, психологии, этики, экономии, искусствознания и др.)

Высоко оценивая Платона, Аристотель подверг его идеалистическое учение серьезной критике («Платон мне друг, но истина дороже»). Аристотель формулирует свое представление о бытии. Он отказывается от представления об отдельном существовании мира идей. По его мнению, первичной реальностью, которая ничем не определена, является природный, материальный мир. Однако материя является пассивной, бесформенной и представляет собой только возможность вещи, материал для нее. Возможность (материя) превращается в действительность (конкретную вещь) под воздействием внутренней активной причины, которую Аристотель называет формой. Форма идеальна, т.е. идея вещи находится в ней самой. (Аристотель приводит пример с медным шаром, который есть единство материи – меди – и формы – шаровидности. Медь – это только возможность вещи, без формы не может быть реально существующей вещи).







Форма не существует сама по себе, она оформляет материю и тогда становится сущностью реальной вещи. Формообразующим началом Аристотель считает Ум – активный, деятельный «перводвигатель», который содержит в себе план мира. «Формой форм», по Аристотелю, является Бог – это абстрактное понятие, понимаемое как причина мира, образец совершенства и гармонии.

Таким образом, в своих взглядах Аристотель соединяет материалистические и идеалистические представления.

Книга Дж. Реале и Д. Антисери "Западная философия от истоков до наших дней" представляет собой многотомное издание по истории философии, первый том которого - "Античность". Авторы в доступной форме показали процесс формирования научных идей от античности до нашего времени; суммировали исследовательскую работу многих поколений западных историков философии и культуры. Данное издание поможет достаточно подробно изучить ход развития философии, протекавший тысячелетия.


  1. Как, согласно Аристотелю, соотносятся ум и душа?


Согласно учению Аристотеля, ум является частью души, а она в свою очередь является принципом жизни в организме. Ум представляет собой её способностью к рассуждению и мышлению, которая возникает из совокупности качеств души. А вот душа включает в себя не только ум, но и другие способности человека, такие как чувства и воля. Они совместно определяют и характеризуют человеческую личность как целостную и неразрывную. В трудах "О душе" Аристотель утверждает, что ум является самым высшим уровнем души и отделен от чувственной эмпирической реальности. Другими словами, ум является интеллектуальной составляющей души и отвечает за мышление и рациональность.

2. Какие функции души выделяет в данном фрагменте автор? Что означает определение души как энтелехии тела?


В данном тексте выделяются функции мышления и познания. Их отделяют от чувственных функций, потому что душа должна быть бесстрастной, и способной воспринимать формы, или другими словами по возможности уподобляться форме, но не совпадать с ней; подобно тому, как чувственная способность относится к ощущаемому, так разум – к умопостигаемому. Автор определяет душу как принцип жизни, который дает организму его уникальные способности и сущность. Определение души как энтелехии тела означает, что она является завершающим принципом, который достигает своей цели в организме и придает ему жизнь. Также отмечается, что ум одной из своих функций может мыслить самого себя.


3. Опираясь на данный текст и знание учения Аристотеля, опишите: какие три части (вида) души выделяет Аристотель?


Согласно учению Аристотеля, выделяются три вида души: растительная, чувственная и рациональная. Растительная душа, присущая растениям, отвечает за жизненные процессы, такие как рост и размножение. Чувственная душа, присущая животным, связана с ощущениями и восприятием и отвечает за способность воспринимать мир через чувства. Рациональная душа у человека обладает

способностью мыслить и относится к части души, которая познает и разумеет. Эти три вида души не являются независимыми, а сочетаются друг с другом в организме, и их функции взаимосвязаны.