Файл: Сказках или в художественной литературе тема работы Выполнил(а) студент(ка).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 23
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Эссе
по | « Основы философии» |
дисциплине
Тема: | «Архетипы часто проявляются в сказках, у многих народов одни и те же сказочные сюжеты. Приведите примеры архетипов в сказках или в художественной литературе». |
| |
| тема работы |
Выполнил(а) студент(ка) | | |||
| | | фамилия имя отчество | |
Идентификационный номер: | | |||
| | |||
| | |||
| | |||
| |
Архетип дословно с греческого языка переводится как «прообраз». Согласно традиционному обобщенному определению архетипы представляют собой «первичные формы, определяющие жизнь психического». Само понятие архетипа отражает представления о некой первичной форме, универсальном типообразующем начале. Представления об архетипах впервые выражались Платоном, который высказывал идею о существовании единых душевных начал: «В душе каждого отдельного человека имеются одни и те же начала, и их число одинаково».
Сказки являются непосредственным отображением психических процессов коллективного бессознательного. В сказках архетипы предстают в наиболее простой, чистой и краткой форме, благодаря этому архетипические образы дают ключ для осмысления процессов, происходящих в коллективной психике. Русские сказки хотя и написаны с национальным колоритом, сюжетами, героями близкими русскому народу, в них также присутствуют сюжеты и мотивы, которые присущи сказкам других народов. То есть сказки являются символом единства народов.
В неавторских русских народных сказках можно выделить следующие архетипы:
1. Баба-яга, архетип властной, всезнающей, мудрой старухи, владеет магическими предметами, понимает языки животных, растений. В некоторых сказочных сюжетах пытается похитить детей с целью их съесть: «…яга-баба… пришла к тому месту и начала его манить к себе такими же словами, как и мать кликала»; «…баба-яга пустилась опять в погоню. Девочка приклонила ухо к земле и слышит, что баба-яга близко, бросила гребешок: сделался лес такой дремучий да страшный! Баба-яга стала его грызть, но сколь ни старалась – не могла прогрызть и воротилась назад».
2. Кащей бессмертный, в русских народных сказках – это могучий воин, обладающий сверхъестественными способностями, он вызывает страх, на этом основывается его власть: «…завтра Кощей на войну уедет…»; «…Кощей выпил и запросил третье, а как выпил третье ведро – взял свою прежнюю силу, тряхнул цепями и сразу все двенадцать порвал… и страшным вихрем вылетел в окно…». Жилище Кощея всегда находится очень далеко, в нем находятся несметные богатства. Кощей Бессмертный обладает магической силой и является могущественным чародеем. Но все же Кощея можно победить.
Главной особенностью Кощея Бессмертного является то, что его смерть существует отдельно от него. Она находится в яйце, в нем оказывается ещё и игла, у которой надо сломать конец, что вызывает быструю смерть Кощея.
3. Иван – царевич, архетип связан с геройством, мужеством, раскрывается в испытаниях, которые он преодолевает. Иван Царевич готов к смерти, когда он фактически оказывается в ее царстве, но, делая там единственно правильные ходы (благодаря собственным высоким качествам – смелости, силе, храбрости, наблюдательности и/или внимательности к полезным советам), находит выход и и возвращается к жизни. Как сказочный персонаж, Иван-царевич связан чаще всего только с несколькими определенными сюжетами. Каждый такой сюжет от сказки к сказке почти не меняется, меняются только описания действующих лиц и их имена.
4. Мачеха архетип является полной противоположностью матери: «…мачеха была ненавистная…»; «…дед овдовел и женился на другой жене, а от первой жены осталась у него девочка. Злая мачеха ее не полюбила, била ее и думала, как бы вовсе извести».Отметим, что в русских народных сказках образ Мачехи выведен значительно ярче образа Матери. Если целью Матери является
защита беззащитного и слабого своего ребенка, то целью Мачехи является забота лишь о родном ребенке в противовес стремлению извести и уничтожить ребенка неродного. Таким образом, любовь и забота Мачехи является разрушительной: «Василиса была первая на все село красавица; мачеха и сестры завидовали ее красоте, мучили ее всевозможными работами, чтоб она от трудов похудела, а от ветру и солнца почернела; совсем житья не было!».
5. Василиса Прекрасная данный архетип дарит главному герою любовь.
Василиса Прекрасная – это всегда объект борьбы: чтобы ее заполучить, нужно произвести ряд сложных действий, как правило, связанных с риском для жизни.
Право получить в жены Василису Прекрасную (право жениться) получает тот, кто с успехом прошел все испытания. А так же Василиса Прекрасная – фактор зависти и предательства. В борьбе за любовь братья часто идут на все, вплоть до братоубийства: «…Димитрий- царевич вынул из ножон меч свой, заколол Ивана-царевича и изрубил его на мелкие части; потом разбудил прекрасную королевну Елену и начал ее спрашивать…». В целом, Василиса Прекрасная – это наивысшая ценность, объект жесткой конкурентной борьбы, что подчеркивает народная мудрость «за любовь нужно бороться».
В художественной литературе, также как и в сказках, проявляются определенные сюжетные архетипы, которые повторяются из произведения в произведение на протяжении веков. Например на следующие категории:
• Путешествие — герои отправляются в путь, чтобы найти что-либо или кого-либо. Другой вариант — возвращение домой. Путешественники встречаются с необычными людьми и попадают в необычные ситуации. Пример: «Властелин колец» Дж. Р.Р. Толкиена.
• Преследование — герой либо ловит кого-то, либо сам скрывается от погони. Пример: «Преступление и наказание» Ф. Достоевского.
• Месть — герой пострадал от злодеев и теперь жаждет их наказать. Основной мотив: восстановление справедливости. Пример: «Граф Монте-Кристо» А. Дюма.
• Противостояние. Ключевой момент — противостояние двух сил: либо равных друг другу, либо находящихся в разных весовых категориях. Пример: «Завтра была война» Б. Васильева.
• Открытие — человек познает истину о себе или окружающем мире. Пример: «Собачье сердце» М. Булгакова.