Файл: Смысл названия сказкибыли М. М. Пришвина.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 32

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическая работа: разработка технологической карты урока
Инструкция по выполнению практической работы: выберите класс, тему урока в соответствии с ПРП и заполните представленную ниже таблицу.Для каждого учебного задания, включенного в урок, укажите планируемые результаты, на достижение которых это задание направлено.

1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА

ФИО разработчика

Смирнова Мария Сергеевна

Место работы

МКОУ «Савинская ООШ» Парфеньевский муниципальный окург


2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ

Класс (укажите класс, к которому относится урок):

6

Место урока (по тематическому планированию ПРП)

3 четверть

Темаурока

Смысл названия сказки-были М.М. Пришвина

Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок):

базовый

Тип урока (укажите тип урока):

урок освоения новых знаний и умений

☐урок-закрепление

☐урок-повторение

☐урок систематизации знаний и умений

☐урок развивающего контроля

☐комбинированный урок

☐другой (впишите)

Планируемые результаты(по ПРП):

Личностные

ученик получит возможность научиться вести коммуникативную деятельность, устанавливать связь между целью своей деятельности и её мотивом; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

Метапредметные

ученик научится соотносить содержание литературного произведения с определенной исторической эпохой, с различными художественными ценностями культуры: произведениями изобразительного искусства, музыкальными произведениями.

Предметные

воспитание квалифицированного читателя, владеющего основными стратегиями чтения, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые монологические высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в диалоге по поводу прочитанного.

Ключевые слова (введите через запятую список ключевых слов, характеризующих урок): подвиг, образ, композиция, сюжет и т.д.

Краткое описание(введите аннотацию к уроку, укажите используемые материалы/оборудование/электронные образовательные ресурсы)

  • Мультимедийный проектор, доска.

  • ПК.

  • Презентации на флеш-носителях.

  • Учебник.

  • Художественные тексты.

  • Тетрадь.



3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА


БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность

Укажитеформы организации учебной деятельности на данном этапе урока. Опишите конкретную учебную установку, вопрос, задание, интересный факт, которые мотивируют мыслительную деятельность школьника (это интересно/знаешь ли ты, что)


Здравствуйте, ребята. Максим Горький, русский писатель, прозаик, драматург, в одном из своих произведений однажды выразил такую мысль: «В жизни всегда есть место подвигу». Как Вы понимаете данную фразу?


Этап 1.2. Актуализация опорных знаний

Укажите формы организации учебной деятельности и учебные заданиядля актуализации опорных знаний, необходимых для изучения нового



Учитель:- Какой вы себе представляете Слепую елань?

- Автор называет это место «кладовой солнца». Какой смысл вкладывает он в эти слова?


Этап 1.3. Целеполагание

Назовите цель (стратегия успеха): ты узнаешь, ты научишься



Учитель: А что такое кладовая? Только ли природные богатства имел в виду Пришвин?

Учитель: Ребята, а теперь скажите, исходя из того, что мы уВами успели обсудить в начале урока, какой будет тема нашего занятия? (Формулировки обучающихся).

Учитель: Запишем тему занятия в тетрадь. Смысл названия сказки-были М.М. Пришвина

Учитель: А какой будет цель нашего урока? Соотнесите тему урока и Ваши размышления о рассказе, его сюжете, содержании.


БЛОК 2. Освоение нового материала

Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала

Укажите формы организации учебной деятельности, включая самостоятельную учебную деятельность учащихся (изучаем новое/открываем новое).Приведите учебные задания для самостоятельной работы с учебником, электронными образовательными материалам (рекомендуется обратить внимание учеников на необходимость двукратного прочтения, просмотра, прослушивания материала. 1) на общее понимание и мотивацию 2) на детали). Приведите задания по составлению плана, тезисов, резюме, аннотации, презентаций; по наблюдению за процессами, их объяснением, проведению эксперимента и интерпретации результатов, по построению гипотезы на основе анализа имеющихся данных и т.д.



Учитель:- Как, по мнению автора, человек должен вести себя, чтобы кладовыеприроды распахнулись перед ним?

Человек должен не терять разум, не быть жадным, сохранять лучшие человеческие качества.

- Понимает ли это Настя? Почему она бросила брата, хотя хорошо знала, что хлеб, бутылка молока, картошка остались у нее в корзинке и брат может заблудиться, остаться голодным в лесу?

- Почему она не вспомнила о нем, когда попала на ягодное место?

- Найдитев тексте слова, содержащие ответ на вопрос.

«Да она и о себе самой забыла и помнит только о клюкве, и ей хочется всё больше и больше».
4. Обращение к иллюстрации Е.М. Рачева «Рогатый великан».

- Выразительное чтение эпизода от слов «Посмотреть на него с одной стороны...» до слов «Лось, обирая осинку, с высоты своей спокойно глядит на ползающую девочку, как на всякую ползающую тварь».

- Почему лось не боится человека?

Человек перестал быть похожим на себя, у него все повадки обычных зверей, на каких он смотрит равнодушно.
5. Обращение к иллюстрации Е.М. Рачева «Настя возле черного пня».

- Выразительное чтение эпизода, нашедшего отражение на иллюстрации, от слов «А большой черный пень собирает в себе лучи солнца» до слов «И, рыдая, упала возле корзины, наполненной клюквой».

- С кем сравнивает автор Настю?

Девочка ползает по земле, как будто боясь, что клюква достанется кому-то еще. Змея вползла на пень. Она «стережет тепло». Очевидно сравнение со змеей.

- Кто помог девочке избавиться от наваждения и вспомнить о братце?

Настя посмотрела на змею, и ей показалось, что она сама только что была похожа на нее, злобную, шипящую. Испугавшись змеи, Настя испугалась самой себя.

- Какие герои противопоставлены друг другу в этом эпизоде? В чём смысл такого противопоставления?

Жизнь для других, умение довольствоваться малым противопоставлены эгоизму, жадности.

Пень и лось пытаются помочь Насте вернуться к себе прежней, заботливой и доброй; напомнить девочке, кто она и какой должна быть. Сама природа призывает ее вспомнить о своем высоком человеческом предназначении.

- Кто из героев сказки-были умел жить в согласии с природой?

Художественный пересказ эпизода от слов «Уже целых два года прошло, как случилось ужасное несчастье в жизни Травки» до слов «А Травка переселилась в картофельную яму и стала жить в лесу, как и всякий зверь».

- Почему люди часто обращались за советом именно к Антипычу?

Антипыч много повидал на своем веку, многое знает и понимает.

- Какие особенности речи героя позволяют судить о его мудрости? Найдите в тексте цитаты, позволяющие ответить на вопрос.

Антипыч говорит пословицами и поговорками, загадками, в которых сосредоточена вековая народная мудрость.

- Выразительное чтение отрывка от слов «Эх вы! — бывало, говорил нам Антипыч, когда мы провалимся в болото» до слов «Не знавши броду, не лезьте в воду».
7. Обращение к иллюстрации Е.М. Рачева «Митраша и Травка».

- Какую правду обещал «перешептать» перед смертью собаке Антипыч?

ПравдаАнтипыча — любовь к другим, доброта, душевная щедрость.

- Сумела ли воспринять эту правду Травка? Как вы понимаете слова «Для Травки вообще все люди делились на Антипыча и на его врага»?

Травка связывает с образом Антипыча всех добрых людей, живущих на земле. Она умеет распознавать доброту и человечность.

- Как Травка распознала в Митраше именно такого, доброго, человека?

- Почему она решила, что человек, увязший в болоте, ее Антипыч?

Она заметила огонек в глазах, услышала знакомые интонации.

- Почему она сразу не бросилась к любимому хозяину?

Она услышала неискренность в словах человека, но все-таки поползла, поскольку наконец обрела маленькую надежду на встречу с Антипычем.

- Почему Митраша хитрил? Найдите в тексте слова, содержащие ответ на вопрос.

«И маленький человек остановил в себе большое сердце». Он хорошо понимал, что собака, обезумев от радости, могла бы со всех ног броситься к хозяину и тем самым погубить его и себя. Митраше нужно было, чтобы Травка его немного боялась. Поэтому он хитрит.

- Как Травка наконец признала в МитрашеАнтипыча?

Она почувствовала силу характера Митраши, услышала властные интонации в его голосе. Таким в ее памяти остался Антипыч: добрым, сильным, великодушным.



Этап 2.2. Проверка первичного усвоения

Укажите виды учебной деятельности, используйте соответствующие методические приемы. (Сформулируйте/Изложите факты/Проверьте себя/Дайте определение понятию/Установите, что (где, когда)/Сформулируйте главное (тезис, мысль, правило, закон)


СОСТАВЛЕНИЕ КЛАСТЕРА

«Кладовые души»

Какие нравственные качества детей являются «богатствами»?

БЛОК 3. Применение изученного материала

Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

Укажитеформы организации соответствующего этапа урока. Предложите виды деятельности (решение задач, выполнение заданий, выполнение лабораторных работ, выполнение работ практикума, проведение исследовательского эксперимента, моделирование и конструирование и пр.), используйте соответствующие методические приемы(используй правило/закон/формулу/теорию/идею/принцип и т.д.; докажите истинность/ложность утверждения и т.д.; аргументируйте собственное мнение; выполните задание; решите задачу; выполните/сделайте практическую/лабораторную работу и т.д.).


«Вот какие богатства скрыты в наших болотах!» — восклицает рассказчик. Только ли о торфе, о клюкве говорится в этой фразе? Как вы ее поняли? Обоснуйте свой ответ.


Этап 3.2. Выполнение межпредметныхзаданий и заданий из реальной жизни

Подберите соответствующие учебные задания

- Какие ошибки ошибки совершают герои?

- Возможно ли было их избежать?

- Как вы бы поступили на их месте?


Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)

Подберите соответствующие учебные задания

Как относится к своему герою автор? (докажите текстом)

Авторское отношение к образам Насти и Митраши выражено в некоторых деталях текста. Каких?

Как вы поняли заключительные слова «Кладовой солнца»: «А многие до сих пор только и знают... что в них будто бы черти живут; все это вздор, и никаких нет в болоте чертей»?

Какие средства выразительности использует автор для создания их образов?


Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности

Подберите соответствующие учебные задания

Вначале урока мы посмотрели видеоролик о людях, совершающих бескорыстно добрые поступки. Как вы думаете, а сейчас много таких людей?

В нашей стране существует множество волонтерских проектов.

. А теперь вернемся к вопросу урока: «Что скрывается в «кладовой солнца» М.М.Пришвина?»

Какими чертами должен обладать человек?


Этап 3.5. Систематизация знаний и умений

Подберите учебные задания на выявление связи изученной на уроке темы с освоенным ранее материалом/другими предметами

Прочитав и проанализировав рассказ М.М.Пришвина «Кладовые солнца»», мы увидели, как автор мастерски в таком небольшом по объему произведении сумел сказать о многом:

1) Соль земли — это щедрые на добро, трудолюбивые, мудрые люди. Кладовая солнца — это и богатство земли (торф), и добрая и мудрая природа, и сами люди.

2) Многие пока не умеют замечать богатства природы и души человечеческой, живя предрассудками, принимая за истину всякий вздор.
 Именно человеческая душа становится высшей нравственной ценностью.



БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков

Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика

Укажите формы организации и поддержки самостоятельной учебной деятельности ученика, критерии оценивания


К каждому заданию на уроке формируется четкие критерии, по которым учащиеся могут сами объективно оценить результат своей работы.


БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание

Этап 5.1. Рефлексия

Введите рекомендации для учителя по организации в классе рефлексии по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам


Дополните предложения:



  • Я понял (а)…

  • Я узнал (а)…

  • Я разобрался (ась)…

  • Я похвалил (а ) бы себя …

  • Было интересно …

  • Было трудно…




Этап 5.2.Домашнее задание

Введите рекомендации по домашнему заданию.


- Домашнее задание дифференцировано. Вы можете:

1) Подготовить пересказ произведения.

2)Подобрать и выписать в тетрадь 5 пословиц, поговорок, афоризмов и т.д. о трудолюбии.

3) Написать мини-сочинение на тему: «Кладовые души»