Файл: Русская школа научной педагогики К. Д. Ушинского.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 42

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Русская школа научной педагогики К.Д. Ушинского.

Русская школа научной педагогики, основанная К.Д. Ушинским в середине XIX века, является одной из самых значимых в мировой истории педагогики. Ушинский ставил в центр своих исследований ребенка, его развитие и воспитание, а также взаимодействие между учителем и учеником. Именно К.Д. Ушинский является родоначальником педагогической антропологии: он указал путь научной разработки педагогических проблем, а также поставил для своего времени на научном уровне и решил вопрос о целостном формировании человеческой личности в процессе воспитания.

1. Биография Ушинского

Константин Дмитриевич Ушинский закончил юридический факультет Московского университета, после чего сам стад преподавателем в Ярославском юридическом лицее. Но спустя всего два года он был уволен как вольнодумец. Именно после этого, недовольный своей новой должностью мелкого чиновника в системе образования, К. Д. Ушинский активно публикуется в различных педагогических и литературных журналах.

В 1859 году его назначают инспектором Смольного института благородных девиц. В 1861 году К. Д. Ушинский издал хрестоматию по русскому языку под названием «Детский мир». Однако, несмотря на все заслуги и нововведения, он был уволен из-за обвинений в свободомыслии. После этого К. Д. Ушинский уезжает за границу, где изучает женское образование. Вернувшись на Родину в 1867 году, он посвящает себя научно-исследовательской работе.

2. Идеал человека по Ушинскому и цель воспитания

Основывая свой взгляд на воспитание и образование, К.Д.Ушинский исходит из следующего положения: если мы хотим воспитать человека во всех отношениях, мы должны его знать так же во всех отношениях. Понятие «воспитание», его цели и задачи Ушинский выводит из определения предмета-человека: что такое «этот самый предмет, который мы хотим воспитывать, и чего мы хотим достичь воспитанием, каков наш идеал человека».

По мнению Ушинского, идеал совершенного человека - человек, который физически, умственно и нравственно развит. «Воспитание, совершенствуясь, может далеко раздвинуть пределы человеческих сил: физических, умственных и нравственных». Говоря об идеале человека, Ушинский замечал, что «идеал человека исторически развивается»; «идеал человека, к какому бы веку он не принадлежал, всегда хорош относительно этого века».


Цель воспитания – воспитание совершенного человека, обладающего следующими качествами: гуманность, образованность, трудолюбие, религиозность, патриотизм.

3. Основные педагогические идеи и воспитательные принципы

Основа педагогической системы Уишнского — требование демократизации народного образования и идея народности воспитания.

1. Идея народности воспитания. Под народностью Ушинский понимал своеобразие каждого народа, обусловленное его историческим развитием, географическими, природными условиями. Основополагающая идея педагогической теории Ушинского — признание творческой силы трудового народа в историческом процессе и его права на полноценное образование. Эта идея стала для прогрессивной педагогической общественности опорой в борьбе за реформы народного образования. «Есть одна только общая для всех прирожденная наклонность, на которую всегда может рассчитывать воспитание: это то, что мы называем народностью... воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа... Всякая живая историческая народность есть самое прекрасное создание божие на земле, и воспитанию остается только черпать из этого богатого и чистого источника», — писал Ушинский в статье «О народности в общественном воспитании» (1857).

2. Реформирование народной школы. Народное просвещение должно быть передано в руки общества как активного организатора работы всей системы, ибо школа должна основываться на «общественном почине» и «общественной деятельности» в деле образования, самостоятельной педагогической литературе, учебных предметах, изучающих Родину, общей национальной обстановке в школе.

3. Труд — основа воспитания. Труд - важнейший фактор жизни, основа воспитания. «Человек рожден для труда; труд составляет его земное счастье, труд — лучший хранитель человеческой нравственности, и труд же должен быть воспитателем человека», — считает Ушинский К. Д. По мнению великого педагога, «ни один наставник не должен забывать, что его главнейшая обязанность состоит в приучении воспитанников к умственному труду и что эта обязанность более важна, нежели передача самого предмета».



Образование – это тяжёлый, бесконечный труд, и задача педагога – воспитать стремление и привычку к такому труду. В работе «Труд в его психическом и воспитательном значении» Ушинский отмечал, что трудовое воспитание позволит подготовить личность к жизни в обществе и занять там достойное место, умственный и физический труд учащихся – залог формирования активной и творческой личности. Среди факторов нравственного воспитания, К. Д. Ушинский выделяет личность учителя и его личный пример, поощрение, предупреждение, убеждение, педагогический такт. Также крайне необходимо взаимодействие семьи и школы в воспитании ребёнка.

4. Традиции и родной язык. Воспитание и образование должно учитывать своеобразие каждого народа, т. е. традиции, географию, исторические особенности. Народность — это также изучение и уважение родного языка и родной истории. Поскольку лучшим выражением народности, по мнению Ушинского, является родной язык, в основу обучения русских детей должен быть положен русский язык; обучение в начальной школе должно также хорошо ознакомить детей с русской историей, географией России, с ее природой. Такое воспитание развивает у детей патриотизм, чувство долга перед Отечеством и чувство национальной гордости. Ушинский говорит, что «язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, историческое живое целое и не только выражает собою жизненность народа, но есть именно эта самая жизнь».

Поэтому К. Д. Ушинский призывал больше внимания уделять изучение русского языка в школах и создаёт для этого учебные пособия, такие как «Родное слово» и «Детский мир», которые остаются актуальными и на сегодняшний день.

К. Д. Ушинский понимал важность и неотъемлемость православия в русской народной культуре, поэтому он выделяет три константы, которые отражают суть русского национального воспитания – христианская духовность, народность и наука.

Таким образом, высокий патриотизм можно сформировать только изучая историю и культуры своего народа. Воспитание, по мнению К. Д. Ушинского, напрямую зависит от исторического развития народа. Нельзя просто выдумать систему воспитания или заимствовать ее у других – нужно идти своим индивидуальным, творческим путем, ведь воспитание
, основанное на народных началах, имеет намного большую силу, чем любая система, основанная на абстрактных идеях.

5. Дидактические принципы К. Д. Ушинского

Особое место в теории К.Д. Ушинского занимала дидактика, которую он разделил на общую (для всех предметов) и частную (методику конкретного предмета). Под обучением он понимал продвижение ученика от незнания к знанию. К. Д. Ушинский тщательно разработал основные принципы дидактики в русской педагогике и предложил конкретные правила к их реализации на практике. Успешность обучения, по его мнению, напрямую зависит от его доступности, которая является залогом осознанного освоения знаний. Полученные знания необходимо выстраивать в определённую последовательность, систему. Говоря о принципе прочности знаний, Ушинский отдаёт предпочтение активному повторению и упражнениям. Немало внимания он уделяет и принципу наглядности, призывая учитывать возраст детей – чем они младше, тем более наглядности необходимо использовать на уроке. Свои теоретические положения он выразил в методике начального образования. Так, он разработал новый метод овладения грамотой, призывал использовать на начальном этапе обучения все виды урока, слитые в единстве, методику формирования общих представлений и одновременного развития мышления и речи детей.

К. Д. Ушинский был приверженцем классно-урочной системы, и основную роль отводил преподавателю, который обязан помогать воспитанникам в осмыслении усваиваемого материала. Большое внимание он уделял личности преподавателя, так как образ учителя навсегда сохраняется в памяти учеников и ведёт их по жизни. Педагог должен понимать душу ребенка во всех ее явлениях и много думать о целях, предмете и средствах воспитания. «В воспитании все должно основываться на Личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был придуман, не может заменить личности в деле воспитания… Преподаватель должен иметь необыкновенно много нравственной энергии, чтоб не уснуть под убаюкивающее журчанье однообразной учительской жизни».

К. Д. Ушинский настаивал на творческом подходе к обучению, требовал от учителя развития активной любви к человеку, создания атмосферы товарищества. Основным достоинством учителя он считал умение заинтересовать и вовлечь в работу всех учеников. Новым в педагогике было то, что перед педагогами он ставил задачу не только обучить воспитанников, дать им конкретные знания, но и развивать в них способности к самостоятельному поиску и приобретению новых знаний.


6) Ушинский и новый стандарт женского образования

В 1859 году Ушинскому предложили должность инспектора Смольного института благородных девиц. В те времена девушки проводили в нём девять лет практически в полной изоляции, а обучение сводилось к танцам, музицированию и поверхностному изучению пары иностранных языков. Считалось, что серьёзное обучение вредит женскому естеству. Ушинский был с этим категорически не согласен.

Ушинскому удалось изменить старые порядки и создать новый стандарт женского образования в России. В частности он:

  1. отменил разделение учениц на «благородных» и «неблагородных», то есть фактически уравнял в правах девушек из разных сословий; 

  2. добился того, чтобы занятия велись не на французском, а на русском языке;

  3. полностью сменил преподавательский состав и создал новый учебный план с углублённым изучением естественных наук и литературы; 

  4. открыл двухлетний педагогический курс, по окончании которого девушки могли преподавать; 

  5. ввёл практику педагогических совещаний и учредил преподавательские конференции для обмена опытом; 

  6. сократил обучение с девяти до семи лет и добился для девушек права уезжать домой на каникулы и праздники. 

Салонные шутки про «кисейных барышень» постепенно сошли на нет: вместо оторванных от реальности светских кукол Смольный начал выпускать развитых, рационально мыслящих девушек, способных поддержать учёную беседу.        

Параллельно Константин Дмитриевич продолжал публиковаться. С 1860 года он стал редактором официального журнала Министерства народного просвещения, который превратил из казённого бюллетеня в прогрессивное издание, где всерьёз писали о перспективах всеобщего образования.

Все эти «вольнодумства» не могли остаться незамеченными: в 1862 году по анонимному доносу Ушинского удалили из Смольного. Его обвиняли в атеизме, подрыве традиционных устоев и разрушении духовных скреп общества. Правда, он был уже слишком заметной фигурой, поэтому скандала решили избежать — Константин Дмитриевич был отстранён от преподавания под предлогом командировки в Европу. В этом путешествии он посетил женские гимназии, народные школы и детские сады Швейцарии, Германии, Франции, Италии и Бельгии, где познакомился с опытом иностранных коллег.