Файл: 1 Понятие национальной безопасности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 236

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1       Понятие национальной безопасности

Под национальной безопасностью Российской Федерации понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации (Концепция национальной безопасности РФ, утвержденная Указом Президента РФ от 17.12.1997г. №1300 (в редакции Указа Президента РФ от 10.01. 2000г. № 24)).

Национальные интересы России – это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в различных сферах жизнедеятельности: экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других.

Жизненно важные интересы – это совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства.

В контексте данной дисциплины понятия «национальные интересы» и «жизненно важные интересы» являются идентичными.

Национальные интересы носят долгосрочный характер и определяют:

- основные цели внутренней и внешней политики;

- стратегические и текущие задачи государства.

Национальные интересы обеспечиваются:

- институтами государственной власти;

- общественными организациями, действующими на основе Конституции РФ и законодательства РФ.

Интересы личности состоят:

- в реализации конституционных прав и свобод;

- в обеспечении личной безопасности (сохранение жизни, здоровья и  личного имущества);

- в повышении качества и уровня жизни;

- в физическом, духовном и интеллектуальном развитии человека и гражданина.

Интересы общества состоят:

- в упрочении демократии;

- в создании правового социального государства;

- в достижении и поддержании общественного согласия;

- в духовном обновлении России.

Интересы государства состоят:

- в незыблемости конституционного строя;

- в сохранении суверенитета и территориальной целостности России;

- в политической, экономической и социальной стабильности;

- в безусловном обеспечении законности и поддержания правопорядка;

- в развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.

 

2 Виды безопасности

Национальная безопасность России включает в себя:

-                    
экономическую безопасность. Реализация национальных интересов России возможна только на основе устойчивого развития экономики, поэтому национальные интересы России в экономической области являются ключевыми;

-                    внутриполитическую безопасность, то есть обеспечение стабильности конституционного строя и институтов государственной власти, гражданского мира и национального согласия, территориальной целостности и единства правового пространства, поддержание правопорядка, а также нейтрализация причин и условий возникновения политического и религиозного экстремизма, этносепаратизма и их последствий – социальных межэтнических и религиозных конфликтов, терроризма;

-                    международную безопасность, то есть обеспечение суверенитета, упрочение влияния России на международной арене, развитие равноправных и взаимовыгодных отношений со всеми странами и объединениями государств;

-                    военную безопасность, то есть защита независимости, территориальной целостности, предотвращение военной агрессии против России и ее союзников, в обеспечении условий для мирного развития государства;

-                    пограничную безопасность, то есть обеспечение надежной защиты государственной границы, соблюдение, установленных законодательством РФ порядка и правил осуществления экономической и других видов деятельности в пограничном пространстве РФ;

-                    социальную безопасность, то есть обеспечение высокого уровня жизни народа;

-                    экологическую безопасность, то есть сохранение и оздоровление окружающей среды;

-                    информационную безопасность. Эту составляющую национальной безопасности рассмотрим подробнее.

В каждом из видов безопасности можно выделить подвиды классы и задачи безопасности, то есть произвести декомпозицию понятия национальная безопасность. Но системным анализом безопасности мы будем заниматься на 5 курсе.

 

3       Информационная безопасность

Информационная безопасность Российской Федерации заключается в защите государственных информационных ресурсов от несанкционированного доступа, а также в развитии современных телекоммуникационных технологий

, соблюдении конституционных прав граждан в области получения и использования информации.

Современное общество часто называют информационным, и при оценке степени его развития объем произведенных им информации и информационных услуг зачастую важнее объема произведенных предметов материального потребления.

Часто бывает выгоднее добывать существующую информацию или новые технологии, чем создавать собственные. Обладание ценной информацией и способность защитить ее от хищения и различных несанкционированных и непреднамеренных воздействий становятся важнейшими предпосылками успеха или неудачи в различных областях деятельности общества. А в военной или политической области выигрыш иногда оказывается бесценным.

В США за последние 15 лет расходы на приобретение средств информационной борьбы увеличились в 4 раза и занимают там сейчас первое место среди всех программ по вооружению. Аналогичная картина наблюдается и в других развитых странах.

Столь бурное развитие средств незаконного добывания, а также несанкционированного воздействия на информацию требует принятия адекватных мер по защите информации, по крайней мере, от  трех вещей: утечки, разрушения и модификации. Всем этим и занимается сравнительно новая область знаний – теория защиты информации.

Составными частями теории являются:

- полные и систематизированные сведения о происхождении, сущности и содержании проблемы защиты информации;

- систематизированные результаты анализа развития теоретических исследований  и разработок, а также опыта практического решения задач защиты информации;

- научно обоснованная постановка задачи защиты информации в современных системах ее обработки, учитывающая текущие и перспективные концепции построения систем и технологий обработки, потребности в защите информации и объективные предпосылки их удовлетворении;

- общие стратегические установки на организацию защиты информации, учитывающие все многообразие потенциально возможных условий;

- методы наиболее эффективного решения задач защиты, содержащие как общеметодологические подходы, так и конкретные прикладные решения;

- методологическая и инструментальная база для решения любой совокупности задач защиты информации в рамках выбранной стратегии;

- научно обоснованные предложения по организации и обеспечению работ по защите информации
;

- научно обоснованный прогноз перспективных направлений развития теории и практики защиты информации.

Информационная безопасность определяется способностью государства, организации, личности:

- обеспечивать с определенной вероятностью достаточные и защищенные информационные ресурсы и информационные потоки для поддержания своей жизнедеятельности и жизнеспособности, устойчивого функционального развития;

- противостоять опасностям и угрозам, негативным информационным воздействиям на индивидуальное и общественное сознание и психику людей, а также на компьютерные сети и другие технические средства обработки, передачи и хранения информации;

- вырабатывать личностные и групповые навыки безопасного поведения и постоянную готовность к адекватным мерам в информационном противоборстве, кем бы оно ни было навязано.

Лекция № 2

Информационный ресурс и государственная информационная политика

Введение

В настоящее время все большее внимание научной общественности уделяется исследованию проблем формирования государственной информационной политики в особых условиях — в условиях использования иностранными государствами и иными субъектами информационного противоборства новых средств и методов политической борьбы, к которым, в первую очередь, относятся операции информационно-психологической войны, представляющие в информационном обществе особую социальную опасность. Отсутствие норм международного и национального права, дающих юридическую квалификацию особо опасных агрессивных акций (мероприятий, операций) информационно-психологического воздействия и препятствующих развязыванию такой агрессии в отношении других государств позволяет использовать арсенал сил и средств информационно-психологической войны как в военное, так и в мирное время.

 

1 Информационный ресурс

 

Несмотря на все более широкое использование понятия «информационный ресурс», в настоящее время отсутствует его общепринятое определение, что делает проблематичным разработку эффективной политики любого уровня (международного, государственного, регионального, отраслевого, корпоративного).

Ресурсы – это элемент экономического потенциала, которыми располагает общество и которые, при необходимости, могут быть использованы для достижения конкретных целей хозяйственного и социального развития.

Одно из определений понятия «информационный ресурс» содержится в законе «Об информации, информационных технологиях и защите информации». Информационные ресурсы – по законодательству РФ – отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах: библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других видах информационных систем.


Как видим, в законодательстве понятие «информационный ресурс» сужено до класса документов, что исключает из рассмотрения значительные объемы информации, зафиксированной на иных классах носителей: человеческая память, промышленные образцы, рецептуры и технологии, программные продукты, технологические системы (объекты) и т.д.

Информационные ресурсы – в широком смысле – совокупность данных, организованных для эффективного получения достоверной информации. Это знание, включенное непосредственно в коммуникативный процесс. Ибо только с момента фиксации знания на каком-либо носителе оно становится информацией и может рассматриваться как информационный ресурс.

Обобщая изложенное выше, предлагается под информационными ресурсами понимать всю накопленную информацию об окружающей нас действительности, зафиксированную на материальных носителях и в любой другой форме, обеспечивающей ее передачу во времени и пространстве между различными потребителями для решения различных задач (научных, управленческих, производственных и других).

Особо следует выделить положение о том, что ресурсом является вся накопленная информация, в том числе и недостоверная, и представленная сомнительными фактами, ложными положениями, неэффективными подходами, а также устаревшая информация, и даже заведомая дезинформация. Недостоверная и устаревшая информация не должна уничтожаться. Она должна обособляться, локализовываться и непрерывно переоцениваться, уточняться и одновременно должны пересматриваться решения, принятые ранее, на основе такой информации. 

В зависимости от носителей информации информационные ресурсы подразделяются на пять основных классов:

1. Документы всех видов, на любых носителях.

2. Персонал (память людей), обладающий знаниями и квалификацией в различных областях науки и техники.

3. Организационные единицы – научные, управленческие, производственные и другие организации, располагающие кадровыми, техническими, финансовыми и прочими возможностями для решения определенного круга проблем и задач.

4. Промышленные образцы (любые материальные объекты, созданные в процессе производства), рецептуры и технологии, программные продукты и другие овеществленные результаты научной и производственной деятельности людей.

5. Научный инструментарий (в том числе автоматизированные системы научных исследований, автоматизированные рабочие места научных работников и проектировщиков