ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 236
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1 Понятие национальной безопасности
Под национальной безопасностью Российской Федерации понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации (Концепция национальной безопасности РФ, утвержденная Указом Президента РФ от 17.12.1997г. №1300 (в редакции Указа Президента РФ от 10.01. 2000г. № 24)).
Национальные интересы России – это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в различных сферах жизнедеятельности: экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других.
Жизненно важные интересы – это совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства.
В контексте данной дисциплины понятия «национальные интересы» и «жизненно важные интересы» являются идентичными.
Национальные интересы носят долгосрочный характер и определяют:
- основные цели внутренней и внешней политики;
- стратегические и текущие задачи государства.
Национальные интересы обеспечиваются:
- институтами государственной власти;
- общественными организациями, действующими на основе Конституции РФ и законодательства РФ.
Интересы личности состоят:
- в реализации конституционных прав и свобод;
- в обеспечении личной безопасности (сохранение жизни, здоровья и личного имущества);
- в повышении качества и уровня жизни;
- в физическом, духовном и интеллектуальном развитии человека и гражданина.
Интересы общества состоят:
- в упрочении демократии;
- в создании правового социального государства;
- в достижении и поддержании общественного согласия;
- в духовном обновлении России.
Интересы государства состоят:
- в незыблемости конституционного строя;
- в сохранении суверенитета и территориальной целостности России;
- в политической, экономической и социальной стабильности;
- в безусловном обеспечении законности и поддержания правопорядка;
- в развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.
2 Виды безопасности
Национальная безопасность России включает в себя:
-
экономическую безопасность. Реализация национальных интересов России возможна только на основе устойчивого развития экономики, поэтому национальные интересы России в экономической области являются ключевыми;
- внутриполитическую безопасность, то есть обеспечение стабильности конституционного строя и институтов государственной власти, гражданского мира и национального согласия, территориальной целостности и единства правового пространства, поддержание правопорядка, а также нейтрализация причин и условий возникновения политического и религиозного экстремизма, этносепаратизма и их последствий – социальных межэтнических и религиозных конфликтов, терроризма;
- международную безопасность, то есть обеспечение суверенитета, упрочение влияния России на международной арене, развитие равноправных и взаимовыгодных отношений со всеми странами и объединениями государств;
- военную безопасность, то есть защита независимости, территориальной целостности, предотвращение военной агрессии против России и ее союзников, в обеспечении условий для мирного развития государства;
- пограничную безопасность, то есть обеспечение надежной защиты государственной границы, соблюдение, установленных законодательством РФ порядка и правил осуществления экономической и других видов деятельности в пограничном пространстве РФ;
- социальную безопасность, то есть обеспечение высокого уровня жизни народа;
- экологическую безопасность, то есть сохранение и оздоровление окружающей среды;
- информационную безопасность. Эту составляющую национальной безопасности рассмотрим подробнее.
В каждом из видов безопасности можно выделить подвиды классы и задачи безопасности, то есть произвести декомпозицию понятия национальная безопасность. Но системным анализом безопасности мы будем заниматься на 5 курсе.
3 Информационная безопасность
Информационная безопасность Российской Федерации заключается в защите государственных информационных ресурсов от несанкционированного доступа, а также в развитии современных телекоммуникационных технологий
, соблюдении конституционных прав граждан в области получения и использования информации.
Современное общество часто называют информационным, и при оценке степени его развития объем произведенных им информации и информационных услуг зачастую важнее объема произведенных предметов материального потребления.
Часто бывает выгоднее добывать существующую информацию или новые технологии, чем создавать собственные. Обладание ценной информацией и способность защитить ее от хищения и различных несанкционированных и непреднамеренных воздействий становятся важнейшими предпосылками успеха или неудачи в различных областях деятельности общества. А в военной или политической области выигрыш иногда оказывается бесценным.
В США за последние 15 лет расходы на приобретение средств информационной борьбы увеличились в 4 раза и занимают там сейчас первое место среди всех программ по вооружению. Аналогичная картина наблюдается и в других развитых странах.
Столь бурное развитие средств незаконного добывания, а также несанкционированного воздействия на информацию требует принятия адекватных мер по защите информации, по крайней мере, от трех вещей: утечки, разрушения и модификации. Всем этим и занимается сравнительно новая область знаний – теория защиты информации.
Составными частями теории являются:
- полные и систематизированные сведения о происхождении, сущности и содержании проблемы защиты информации;
- систематизированные результаты анализа развития теоретических исследований и разработок, а также опыта практического решения задач защиты информации;
- научно обоснованная постановка задачи защиты информации в современных системах ее обработки, учитывающая текущие и перспективные концепции построения систем и технологий обработки, потребности в защите информации и объективные предпосылки их удовлетворении;
- общие стратегические установки на организацию защиты информации, учитывающие все многообразие потенциально возможных условий;
- методы наиболее эффективного решения задач защиты, содержащие как общеметодологические подходы, так и конкретные прикладные решения;
- методологическая и инструментальная база для решения любой совокупности задач защиты информации в рамках выбранной стратегии;
- научно обоснованные предложения по организации и обеспечению работ по защите информации
;
- научно обоснованный прогноз перспективных направлений развития теории и практики защиты информации.
Информационная безопасность определяется способностью государства, организации, личности:
- обеспечивать с определенной вероятностью достаточные и защищенные информационные ресурсы и информационные потоки для поддержания своей жизнедеятельности и жизнеспособности, устойчивого функционального развития;
- противостоять опасностям и угрозам, негативным информационным воздействиям на индивидуальное и общественное сознание и психику людей, а также на компьютерные сети и другие технические средства обработки, передачи и хранения информации;
- вырабатывать личностные и групповые навыки безопасного поведения и постоянную готовность к адекватным мерам в информационном противоборстве, кем бы оно ни было навязано.
Лекция № 2
Информационный ресурс и государственная информационная политика
Введение
В настоящее время все большее внимание научной общественности уделяется исследованию проблем формирования государственной информационной политики в особых условиях — в условиях использования иностранными государствами и иными субъектами информационного противоборства новых средств и методов политической борьбы, к которым, в первую очередь, относятся операции информационно-психологической войны, представляющие в информационном обществе особую социальную опасность. Отсутствие норм международного и национального права, дающих юридическую квалификацию особо опасных агрессивных акций (мероприятий, операций) информационно-психологического воздействия и препятствующих развязыванию такой агрессии в отношении других государств позволяет использовать арсенал сил и средств информационно-психологической войны как в военное, так и в мирное время.
1 Информационный ресурс
Несмотря на все более широкое использование понятия «информационный ресурс», в настоящее время отсутствует его общепринятое определение, что делает проблематичным разработку эффективной политики любого уровня (международного, государственного, регионального, отраслевого, корпоративного).
Ресурсы – это элемент экономического потенциала, которыми располагает общество и которые, при необходимости, могут быть использованы для достижения конкретных целей хозяйственного и социального развития.
Одно из определений понятия «информационный ресурс» содержится в законе «Об информации, информационных технологиях и защите информации». Информационные ресурсы – по законодательству РФ – отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах: библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других видах информационных систем.
Как видим, в законодательстве понятие «информационный ресурс» сужено до класса документов, что исключает из рассмотрения значительные объемы информации, зафиксированной на иных классах носителей: человеческая память, промышленные образцы, рецептуры и технологии, программные продукты, технологические системы (объекты) и т.д.
Информационные ресурсы – в широком смысле – совокупность данных, организованных для эффективного получения достоверной информации. Это знание, включенное непосредственно в коммуникативный процесс. Ибо только с момента фиксации знания на каком-либо носителе оно становится информацией и может рассматриваться как информационный ресурс.
Обобщая изложенное выше, предлагается под информационными ресурсами понимать всю накопленную информацию об окружающей нас действительности, зафиксированную на материальных носителях и в любой другой форме, обеспечивающей ее передачу во времени и пространстве между различными потребителями для решения различных задач (научных, управленческих, производственных и других).
Особо следует выделить положение о том, что ресурсом является вся накопленная информация, в том числе и недостоверная, и представленная сомнительными фактами, ложными положениями, неэффективными подходами, а также устаревшая информация, и даже заведомая дезинформация. Недостоверная и устаревшая информация не должна уничтожаться. Она должна обособляться, локализовываться и непрерывно переоцениваться, уточняться и одновременно должны пересматриваться решения, принятые ранее, на основе такой информации.
В зависимости от носителей информации информационные ресурсы подразделяются на пять основных классов:
1. Документы всех видов, на любых носителях.
2. Персонал (память людей), обладающий знаниями и квалификацией в различных областях науки и техники.
3. Организационные единицы – научные, управленческие, производственные и другие организации, располагающие кадровыми, техническими, финансовыми и прочими возможностями для решения определенного круга проблем и задач.
4. Промышленные образцы (любые материальные объекты, созданные в процессе производства), рецептуры и технологии, программные продукты и другие овеществленные результаты научной и производственной деятельности людей.
5. Научный инструментарий (в том числе автоматизированные системы научных исследований, автоматизированные рабочие места научных работников и проектировщиков