Файл: Изменение технического состояния, повышение надежности автомобиля.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 32

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


7 – присутствие абразива, его качественная (твердость) и размерная характеристики;

8 – начальное состояние поверхностей трения;

9 – степень и характер удаления продуктов износа;

10 – форма и размеры трущихся поверхностей.

Наличие такого большого количества факторов, оказы­вающих влияние на процесс изнашивания, указывают на сложность явлений, протекающих в поверхностных слоях.

В зависимости от воздействия названных факторов при трении поверхностей в них имеют место следующие процессы:

1 – механические (пластическое деформирование, резание, царапанье);

2 – химические (окисление, коррозия);

3 – теплофизические (влияние температуры при трении на изменение механических характеристик поверхностного слоя);

4 – молекулярные (диффузия);

5 – электроэрозионные.

Указанные процессы вызывают в поверхностных слоях различные виды изнашивания, которые установлены стан­дартом ГОСТ 27674-88 «Трение, изнашивание и смазка. Тер­мины и определения».

К механическому изнашиванию относят следующие виды: абразивное, гидро и газоабразивное, гидро и газо­эрозионное, кавитационное, усталостное, изнашивание при заедании, изнашивание при фреттинге.

Коррозионно-механическое изнашивание включает в себя окислительное изнашивание и изнашивание при фреттингкоррозии. Электроэрозионное изнашивание возникает при действии электрического тока. Механическое изнашивание возникает в результате механических воздействий на повер­хностные слои трущихся деталей. Коррозионно-механичес­ким называют изнашивание в результате механического воз­действия, сопровождаемого химическим или электрохими­ческим взаимодействием металла с рабочей средой.

Электроэрозионным называют эрозионное изнашивание в результате воздействия разрядов при прохождении элект­рического тока.

Все перечисленные виды изнашивания имеют место при работе деталей и узлов автомобиля.

В реальных условиях эксплуатации машин очень часто наблюдается действие одновременно нескольких видов из­нашивания. В таких случаях устанавливают ведущий вид, лимитирующий долговечность деталей, и отделяют его от других, сопутствующих видов разрушения поверхностей, не­значительно влияющих на работоспособность сопряжения.

Надежность работы и эксплуатации автомобиля в пределах установленных рабочих параметров может быть обеспечена при строгом надзоре за агрегатами и узлами и проведением плановых ремонтов.

В промышленности и транспорте различают три системы плановых ремонтов:


1– планово-послеосмотровый;

2– планово-принудительный (стандартный);

3– планово-предупредительный.

На ремонтных предприятиях автотранспорта действует система планово-предупредительного ремонта. Она обеспечивает высокую надежность автомобилей после ремонта при наименьших трудовых и материальных затратах и минимальном простое машин.

Системой планово-предупредительного ремонта (ППР) называют комплекс строго запланированных во времени мероприятий по уходу, надзору и ремонту автомобилей, направленных на предупреждение аварий и поддержание машин в состоянии постоянной эксплуатационной готовности.

Мероприятия по ППР носят профилактический характер и выполняются по плану, заранее составленному на основании утвержденных нормативов и технических условий эксплуатации

.В зависимости от назначения, содержания, объема и периодичности системы планово-предупредительного ремонта предлагается даа вида ремонта: текущий и капитальный.

Текущий ремонт – комплекс плановых работ по ремонту или замене деталей или узлов для обеспечения нормальной работы автомобиля в установленных пределах рабочих параметров до следующего планового ремонта.

Периодичность и сроки текущего ремонта обусловлены утвержденным графиком, согласно которому автомобили останавливаются для проведения ремонта.

Во время текущего ремонта разбирают только отдельные узлы автомобиля, при этом тщательным осмотром определяют их состояние и путем небольших ремонтов восстанавливают его работоспособность. Кроме того, оценивают характер и интенсивность износа, что очень важно для установления сроков и объемов капитального ремонта.

В период между текущими ремонтами автомобиль обслуживается прикрепленными к нему лицами (водитель, слесарь по ремонту), прошедшими специальную подготовку и несущими ответственность за соблюдение всех условий эксплуатации и ухода за ним.

Межремонтное техническое обслуживание включает в себя:

1 – соблюдение режимов эксплуатации, согласно паспортным данным;

2 – поддержание автомобиля в надежном рабочем состоянии за счет проведения различных видов технического обслуживания — ЕТО, ТО-1, ТО-2, СТО и др.;

3 – производство мелкого ремонта (устранение неплотностей, подтяжка сальников и др.).

Ежедневное техническое обслуживание проводится при подготовке автомобиля к работе, эксплуатации его в течение смены. ЕТО направлено на обеспечение безопасности движения, опрятного внешнего вида, заправки топливом, маслом и охлаждающей жидкостью.



Первое и второе технические обслуживания ТО-1, ТО-2 выполняются через определенные пробеги, устанавливаемые в зависимости от типа, марки автомобиля и условий его эксплуатации.

Сезонное техническое обслуживание (СТО) выполняется с целью подготовки транспорта к осенне-зимней и весенне-летней эксплуатации. СТО совмещают с ТО-1 или ТО-2 и проводят два раза в год.

Техническое обслуживание и технический ремонт выполняются ремонтной службой автотранспортных предприятий и станциями технического обслуживания.

Капитальный ремонт – наибольший по объему плановый ремонт, при котором автомобиль подвергают разборке для детального выяснения его состояния. Предназначен для восстановления работоспособности машин и обеспечения пробега до следующего капитального (или списания), составляющего не менее 80% от нормы пробега для новых автомобилей.

Нормы пробега до капитального ремонта для различных моделей автомобиля устанавливаются техническими условиями для первой категории условий эксплуатации и центральной природно-климатической зоны. Например, для КамАЗ-5320 пробег (минимальный) до капитального ремонта составляет 300 000 км. Такую же величину пробега имеют базовые агрегаты этих автомобилей – двигатель, коробка перемены передач, передний и задний мосты, рулевое управление.



Рисунок 2 –. График изменения показателей Tr и Ог автомобиля КамАЗ
Для других условий норма пробега до капитального ремонта корректируется с помощью коэффициентов. Для второй категории он равен 0,8, для третьей – 0,6 от указанных для первой категории.

Уменьшающими темпы износа деталей при эксплуатации автомобиля являются: своевременные контроль и замена защитных чехлов, а также замена или очистка фильтров, препятствующих попаданию на трущиеся поверхности деталей абразивных частиц. Своевременное и качественное выполнение крепежных, регулировочных (регулировка клапанов и натяжения цепи двигателя, углов установки колес, подшипников ступиц колес и т. п.) и смазочных работ; своевременное восстановление защитного покрытия днища кузова, а также установка подкрылков, защищающих арки колес.

Для уменьшения коррозии деталей автомобиля и в первую очередь кузова необходимо поддерживать их чистоту, осуществлять своевременный уход за лакокрасочным покрытием и его восстановление, производить противокоррозионную обработку скрытых полостей кузова и других подверженных коррозии деталей.


Для предотвращения усталостных разрушений и пластических деформаций следует строго соблюдать правила эксплуатации автомобиля, избегая его работы на предельных режимах и с перегрузками.

Одной из важнейших проблем, стоящих перед автомобильным транспортом, является повышение эксплуатационной надежности автомобилей. Решение этой проблемы, с одной стороны, обеспечивается автомобильной промышленностью за счет выпуска более надежных автомобилей, с другой - совершенствованием методов технической эксплуатации автомобилей. Это требует создания необходимой производственной базы для поддержания подвижного состава в исправном состоянии, широкого применения прогрессивных и ресурсосберегающих технологических процессов ТО и ремонта, эффективных средств механизации, роботизации и автоматизации производственных процессов, повышения квалификации персонала, расширения строительства и улучшения качества дорог.

Обеспечение работоспособности и реализация потенциальных свойств автомобиля, заложенных при его создании (в частности, эксплуатационной надежности), снижение затрат на содержание, ТО и ремонт, уменьшение соответствующих простоев. Обеспечивающих повышение производительности перевозок при одновременном снижении их себестоимости, т. е. повышение экономичности и обеспечение экологичности - основные задачи технической эксплуатации подвижного состава автомобильного транспорта.

Техническая эксплуатация автомобилей как наука определяет пути и методы к оптимизации материальных и трудовых затрат, сведении к минимуму отрицательного влияния технического состояния подвижного состава на персонал и окружающую среду.

Техническая эксплуатация автомобилей как область практической деятельности - это комплекс технических, социальных, экономических и организационных мероприятий, обеспечивающих поддержание автомобильного парка в исправном состоянии при рациональных затратах трудовых и материальных ресурсов и обеспечении нормальных условий труда и быта персонала.

Литература:

  1. Ремонт дорожных машин, автомобилей и тракторов [Текст] : учебник / [Васильев Б. С. и др.] ; под ред. В. А. Зорина. - 7-е изд., стер. - Москва : Академия, 2011. - 508, [1] с

  2. Виноградов, В.М. Технологические процессы технического обслуживания и ремонта автомобилей: Учебник / В.М. Виноградов. - М.: Академия, 2019. - 240 c.

  3. Ефремов В.В. Ремонт автомобилей [Текст]: [Учеб. пособие для автомоб. дор. техникумов] / Проф. В. В. Ефремов. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Автотрансиздат, 1957-1958. - 2 т.; 24 см. Ч. 1. - 1957. - 374 с