Файл: Изменение технического состояния, повышение надежности автомобиля.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 32
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
7 – присутствие абразива, его качественная (твердость) и размерная характеристики;
8 – начальное состояние поверхностей трения;
9 – степень и характер удаления продуктов износа;
10 – форма и размеры трущихся поверхностей.
Наличие такого большого количества факторов, оказывающих влияние на процесс изнашивания, указывают на сложность явлений, протекающих в поверхностных слоях.
В зависимости от воздействия названных факторов при трении поверхностей в них имеют место следующие процессы:
1 – механические (пластическое деформирование, резание, царапанье);
2 – химические (окисление, коррозия);
3 – теплофизические (влияние температуры при трении на изменение механических характеристик поверхностного слоя);
4 – молекулярные (диффузия);
5 – электроэрозионные.
Указанные процессы вызывают в поверхностных слоях различные виды изнашивания, которые установлены стандартом ГОСТ 27674-88 «Трение, изнашивание и смазка. Термины и определения».
К механическому изнашиванию относят следующие виды: абразивное, гидро и газоабразивное, гидро и газоэрозионное, кавитационное, усталостное, изнашивание при заедании, изнашивание при фреттинге.
Коррозионно-механическое изнашивание включает в себя окислительное изнашивание и изнашивание при фреттинг – коррозии. Электроэрозионное изнашивание возникает при действии электрического тока. Механическое изнашивание возникает в результате механических воздействий на поверхностные слои трущихся деталей. Коррозионно-механическим называют изнашивание в результате механического воздействия, сопровождаемого химическим или электрохимическим взаимодействием металла с рабочей средой.
Электроэрозионным называют эрозионное изнашивание в результате воздействия разрядов при прохождении электрического тока.
Все перечисленные виды изнашивания имеют место при работе деталей и узлов автомобиля.
В реальных условиях эксплуатации машин очень часто наблюдается действие одновременно нескольких видов изнашивания. В таких случаях устанавливают ведущий вид, лимитирующий долговечность деталей, и отделяют его от других, сопутствующих видов разрушения поверхностей, незначительно влияющих на работоспособность сопряжения.
Надежность работы и эксплуатации автомобиля в пределах установленных рабочих параметров может быть обеспечена при строгом надзоре за агрегатами и узлами и проведением плановых ремонтов.
В промышленности и транспорте различают три системы плановых ремонтов:
1– планово-послеосмотровый;
2– планово-принудительный (стандартный);
3– планово-предупредительный.
На ремонтных предприятиях автотранспорта действует система планово-предупредительного ремонта. Она обеспечивает высокую надежность автомобилей после ремонта при наименьших трудовых и материальных затратах и минимальном простое машин.
Системой планово-предупредительного ремонта (ППР) называют комплекс строго запланированных во времени мероприятий по уходу, надзору и ремонту автомобилей, направленных на предупреждение аварий и поддержание машин в состоянии постоянной эксплуатационной готовности.
Мероприятия по ППР носят профилактический характер и выполняются по плану, заранее составленному на основании утвержденных нормативов и технических условий эксплуатации
.В зависимости от назначения, содержания, объема и периодичности системы планово-предупредительного ремонта предлагается даа вида ремонта: текущий и капитальный.
Текущий ремонт – комплекс плановых работ по ремонту или замене деталей или узлов для обеспечения нормальной работы автомобиля в установленных пределах рабочих параметров до следующего планового ремонта.
Периодичность и сроки текущего ремонта обусловлены утвержденным графиком, согласно которому автомобили останавливаются для проведения ремонта.
Во время текущего ремонта разбирают только отдельные узлы автомобиля, при этом тщательным осмотром определяют их состояние и путем небольших ремонтов восстанавливают его работоспособность. Кроме того, оценивают характер и интенсивность износа, что очень важно для установления сроков и объемов капитального ремонта.
В период между текущими ремонтами автомобиль обслуживается прикрепленными к нему лицами (водитель, слесарь по ремонту), прошедшими специальную подготовку и несущими ответственность за соблюдение всех условий эксплуатации и ухода за ним.
Межремонтное техническое обслуживание включает в себя:
1 – соблюдение режимов эксплуатации, согласно паспортным данным;
2 – поддержание автомобиля в надежном рабочем состоянии за счет проведения различных видов технического обслуживания — ЕТО, ТО-1, ТО-2, СТО и др.;
3 – производство мелкого ремонта (устранение неплотностей, подтяжка сальников и др.).
Ежедневное техническое обслуживание проводится при подготовке автомобиля к работе, эксплуатации его в течение смены. ЕТО направлено на обеспечение безопасности движения, опрятного внешнего вида, заправки топливом, маслом и охлаждающей жидкостью.
Первое и второе технические обслуживания ТО-1, ТО-2 выполняются через определенные пробеги, устанавливаемые в зависимости от типа, марки автомобиля и условий его эксплуатации.
Сезонное техническое обслуживание (СТО) выполняется с целью подготовки транспорта к осенне-зимней и весенне-летней эксплуатации. СТО совмещают с ТО-1 или ТО-2 и проводят два раза в год.
Техническое обслуживание и технический ремонт выполняются ремонтной службой автотранспортных предприятий и станциями технического обслуживания.
Капитальный ремонт – наибольший по объему плановый ремонт, при котором автомобиль подвергают разборке для детального выяснения его состояния. Предназначен для восстановления работоспособности машин и обеспечения пробега до следующего капитального (или списания), составляющего не менее 80% от нормы пробега для новых автомобилей.
Нормы пробега до капитального ремонта для различных моделей автомобиля устанавливаются техническими условиями для первой категории условий эксплуатации и центральной природно-климатической зоны. Например, для КамАЗ-5320 пробег (минимальный) до капитального ремонта составляет 300 000 км. Такую же величину пробега имеют базовые агрегаты этих автомобилей – двигатель, коробка перемены передач, передний и задний мосты, рулевое управление.
Рисунок 2 –. График изменения показателей Tr и Ог автомобиля КамАЗ
Для других условий норма пробега до капитального ремонта корректируется с помощью коэффициентов. Для второй категории он равен 0,8, для третьей – 0,6 от указанных для первой категории.
Уменьшающими темпы износа деталей при эксплуатации автомобиля являются: своевременные контроль и замена защитных чехлов, а также замена или очистка фильтров, препятствующих попаданию на трущиеся поверхности деталей абразивных частиц. Своевременное и качественное выполнение крепежных, регулировочных (регулировка клапанов и натяжения цепи двигателя, углов установки колес, подшипников ступиц колес и т. п.) и смазочных работ; своевременное восстановление защитного покрытия днища кузова, а также установка подкрылков, защищающих арки колес.
Для уменьшения коррозии деталей автомобиля и в первую очередь кузова необходимо поддерживать их чистоту, осуществлять своевременный уход за лакокрасочным покрытием и его восстановление, производить противокоррозионную обработку скрытых полостей кузова и других подверженных коррозии деталей.
Для предотвращения усталостных разрушений и пластических деформаций следует строго соблюдать правила эксплуатации автомобиля, избегая его работы на предельных режимах и с перегрузками.
Одной из важнейших проблем, стоящих перед автомобильным транспортом, является повышение эксплуатационной надежности автомобилей. Решение этой проблемы, с одной стороны, обеспечивается автомобильной промышленностью за счет выпуска более надежных автомобилей, с другой - совершенствованием методов технической эксплуатации автомобилей. Это требует создания необходимой производственной базы для поддержания подвижного состава в исправном состоянии, широкого применения прогрессивных и ресурсосберегающих технологических процессов ТО и ремонта, эффективных средств механизации, роботизации и автоматизации производственных процессов, повышения квалификации персонала, расширения строительства и улучшения качества дорог.
Обеспечение работоспособности и реализация потенциальных свойств автомобиля, заложенных при его создании (в частности, эксплуатационной надежности), снижение затрат на содержание, ТО и ремонт, уменьшение соответствующих простоев. Обеспечивающих повышение производительности перевозок при одновременном снижении их себестоимости, т. е. повышение экономичности и обеспечение экологичности - основные задачи технической эксплуатации подвижного состава автомобильного транспорта.
Техническая эксплуатация автомобилей как наука определяет пути и методы к оптимизации материальных и трудовых затрат, сведении к минимуму отрицательного влияния технического состояния подвижного состава на персонал и окружающую среду.
Техническая эксплуатация автомобилей как область практической деятельности - это комплекс технических, социальных, экономических и организационных мероприятий, обеспечивающих поддержание автомобильного парка в исправном состоянии при рациональных затратах трудовых и материальных ресурсов и обеспечении нормальных условий труда и быта персонала.
Литература:
-
Ремонт дорожных машин, автомобилей и тракторов [Текст] : учебник / [Васильев Б. С. и др.] ; под ред. В. А. Зорина. - 7-е изд., стер. - Москва : Академия, 2011. - 508, [1] с -
Виноградов, В.М. Технологические процессы технического обслуживания и ремонта автомобилей: Учебник / В.М. Виноградов. - М.: Академия, 2019. - 240 c. -
Ефремов В.В. Ремонт автомобилей [Текст]: [Учеб. пособие для автомоб. дор. техникумов] / Проф. В. В. Ефремов. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Автотрансиздат, 1957-1958. - 2 т.; 24 см. Ч. 1. - 1957. - 374 с