Файл: Цель Формировать у младших дошкольников здорового образа жизни и использование здоровьесберегающих технологий в совместной работе с детьми. Задачи.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 84
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Актуальность.
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психологического здоровья детей. Почему я выбрала данную тему? Актуальность опыта состоит в решении проблемы сохранения и укрепления здоровья дошкольников. Одним из путей решения является комплексный подход к оздоровлению детей через использование
здоровьесберегающих технологий, без которых немыслим педагогический процесс
современного детского сада. Их внедрение строится на формировании осознанного
отношения ребёнка к своему здоровью, которое, в свою очередь, должно стать
системообразующим фактором модернизации физкультурно-оздоровительной
деятельности в работе в детьми.
В дошкольном возрасте у ребенка закладываются основные навыки по формированию культуры здорового образа жизни, это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.
Цель: Формировать у младших дошкольников здорового образа жизни и использование здоровьесберегающих технологий в совместной работе с детьми.
Задачи:
1.Охранять и укреплять здоровье детей, совершенствовать их физическое развитие.
2.Способствовать усвоению у младших дошкольников правил соблюдения гигиенических правил и норм.
3.Воспитывать в детях, родителях потребность в здоровом образе жизни как показателе здоровой культуры.
Формы работы с детьми:
-
утренняя гимнастика (ежедневно); -
физкультурные занятия, музыкально – ритмические занятия, прогулки с включением подвижных игр. -
пальчиковая гимнастика во время режимных моментов -
зрительная и оздоровительная гимнастика после дневного сна (ежедневно); -
физкультминутки -
спортивные досуги, развлечения, беседы.
Ожидаемые работы с детьми.
1.Овладение детьми младшего дошкольного возраста навыками ЗОЖ.
2.Формировать потребность младших дошкольников в физическом и нравственном самосовершенствовании, в здоровом образе жизни.
3.Снижение количества заболеваний у часто болеющих детей в группе.
4.Повышение заинтересованности родителей в укреплении здоровья своих детей.
Этапы работы:
1 ЭТАП информационно-аналитический (вводно-ознакомительный)
изучение научной и учебно – методической литературы
2 ЭТАП — внедрение в практику.
3 ЭТАП — представление опыта работы по теме
Перспективный план работы
на 2022 – 2023 учебный год.
Старшая группа
месяц | направления работы | |||
самообразование | дети | родители | педагоги | |
сентябрь | 1.Работа с Интернет – ресурсами. 2.Изучение методической литературы по теме самообразования. 3.Разработка мероприятий по теме самообразования (перспективного плана работы на учебный год) | ОД «Овощи и фрукты- полезные продукты». «Я расту здоровым!» Дидактические игры: «Угадай витамин», «Назови полезный продукт». | Анкетирование родителей «О здоровом образе жизни» Памятка «Спортивная форма на занятиях физической культуры» | Выяснить актуальность данной темы в условиях дошкольного учреждения, среди коллег, обмен опытом. |
октябрь | 1.Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для успешного формирования основ ЗОЖ. 2.Создание методических разработок по изучаемой теме. | «Вредные микробы» Отгадывание загадок про части тела. Дидактические игры: «Да и нет», «Кто у нас красивый», «Угадай, кто позвал». | Индивидуальные беседы с родителями по теме «Спортивная одежда и обувь для занятий физкультурой» Консультация «Закаливание дошкольника» | Консультация для педагогов «Закаливание детей в детском саду: общая методика» |
ноябрь | Изучение опыта работы коллег через Интернет-ресурсы. | Игра – занятие «Волшебный массаж» ОД «Полезная и вредная еда» | Консультация для родителей «Закаливание организма дошкольника» | Знакомство с опытом работы других воспитателей через Интернет – ресурсы. |
декабрь | Пополнение предметно-развивающей среды группы для успешного формирования основ ЗОЖ | ОД «Чтобы зубы не болели. Дидактические игры: «Назови предметы», «Покажи части тела» Упражнение «Как чистить зубы» | Выставка методической и детской литературы и наглядного материала для родителей заданной теме. | Работа с методической литературой (Журнал «Дошкольное воспитание») Оформление картотеки «Игры ЗОЖ» |
январь | Работа с методической литературой по заданной теме. | ОД «Польза воды» Закаливающие процедуры с водой. Проведение закаливающих мероприятий с использованием здоровьесберегающих технологий. | Консультация для родителей «Зимние прогулки» Цель: Расширение знаний родителей опрогулках в зимний период времени с детьми. | Памятка для воспитателей «Использова- ние здоровьесберега-ющих технологий в режимных моментах с детьми.» |
февраль | Повышение знаний, сбор материала по изучаемой теме. | ОД «Чистота и здоровье» ОД «Здоровье в порядке, спасибо зарядке». Пальчиковая гимнастика: «Белочка». «Цветочек», «Апельсин». | Консультация для родителей «Берегите глазки» | Обмен опытом в индивидуальных беседах с коллегами. детского сада. |
март | Поиск и разработка наглядных, демонстрационных, электронных материалов к проведению образовательной деятельности с детьми с использованием здоровьесберегающих технологий. | ОД «Помоги себе и своему другу.» Цель: Закреплять основные правила безопасного поведения детей в быту. | Представление родителям материала, игр, закаливающих упражнений, литературы по заданной теме. | Посещение ОД у воспитателей ДОУ по теме самообразо- вания. |
апрель | Размещение материала по теме самообразования на профессиональных сайтах, обмен опытом с педагогами. | ОД «День подвижных игр на свежем воздухе» П/и «Кот и мыши», «Воробушки и автомобиль», «Беги, что назову» | .Консультация для родителей «Развиваем мелкую моторику» | Представление наработанных материалов к физ-рным занятиям, обмен опытом с физ. инструктором. |
май | Изучение дополнительной методической литературы. | ОД «Носик, уши и глаза помогают нам всегда.» 2.Воспитывать бережное отношение к своему здоровью. Проведения с детьми комплекс упражнения для глаз. | Индивидуальные беседы с родителями об успехах детей по изучаемым темам | Семинар-практикум«Нетрадиционные методы оздоровления детей и здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Анализ, итоговой годовой информацией по заданной теме |
Дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом и началом формирования осознанного отношения детей к своему здоровью и физическим возможностям. Полученные детьми знания и представления о себе, своем здоровье, физической культуре, безопасности жизнедеятельности позволят найти способы укрепления и сохранения своего здоровья. Приобретенные первоначальные навыки ЗОЖ помогают детям осознанно выбирать здоровый образ жизни и полученный опыт детей позволит избежать им несчастных случаев в жизни. Изучение научной и учебно-методической литературы: 1. Аксенова Н. «Повышение уровня двигательной активности и дозировка физической нагрузки на физкультурных занятиях» // "Дошкольное воспитание" №6, 2000 2. Голубева Л., Прилепина И. «Роль семьи и детского сада в формировании здоровья детей.»// Дошкольное воспитание №1, 2001 3.Рунова М. «Помогите ребенку укрепить здоровье!» //Дошкольное воспитание - №9 – 2004 г. 4. Рунова М.А, «Двигательная активность ребенка в детском саду.» - М., 2000. 5. Степаненкова Э.Я. «Теория и методика физического воспитания и развития ребенка.» - М.: 2001. Детская художественная литература: 1.О физическом воспитании - Е. Кан «Наша зарядка» 2.О закаливании - М. Витковская «О том, как мальчуган здоровье закалял» 3.О сне С. Михалков «Не спать»; С. Маршак «Дремота и зевота». 4.О питании С. Михалков «Про девочку, которая плохо кушала», Э. Успенский «Дети, которые плохо едят в детском саду». 5.О санитарно-гигиенических навыках: Н. Найденова «Наши полотенца», К. Чуковский «Мойдодыр». 6.О прогулке - А. Барто «Прогулка»; И. Беляков «На санках»; Е. Благинина «Проулка» Анкета для родителей "О здоровом образе жизни" Уважаемые родители! Каждый из вас хотел бы, чтобы ваш ребенок был здоровым. Для этого важно уделять особое внимание физическому развитию детей. Для того, чтобы мы могли помогать вам в процессе укрепления здоровья и физического развития детей, пожалуйста, ответьте на следующие вопросы.
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Спасибо за сотрудничество! |
Закаливание дошкольника
Как вырастить своего ребенка крепким и здоровым? Как защитить его от всех болезней мира? Эти вопросы беспокоят каждую маму и каждого папу. Ответ один: повысить иммунитет, улучшить естественные защитные механизмы.
Защитные механизмы детского организма до конца не сформированы. Единственный и самый эффективный способ их тренировки – закаливание детей дошкольного возраста. Для достижения максимального результата начинать нужно с раннего возраста.
Что такое закаливание
Это адаптация организма к холодным воздействиям. Данное определение не раскрывает всей сути понятия. Закаливание детей дошкольного возраста – это система определенных процедур в режиме дня. Своего рода, образ здоровой жизни, который родители закладывают своему ребенку.
Это активная деятельность, намеренное воздействие холодом для тренировки защитных механизмов тела. При этом повышается устойчивость не только к холодовым влияниям, но и к другим воздействиям.
Это не самоцель – это средство укрепления и сохранения здоровья ребенка.
Основные принципы закаливания
Чтобы добиться положительного эффекта необходимо соблюдать следующие схемы:
-
регулярность процедур (ежедневные занятия в одно и то же время); -
постепенность процедур (поэтапный переход от более слабых форм закаливания к более сильным); -
чередование общих процедур с местными (невозможно достичь желаемого эффекта, только растирая грудь холодной водой); -
использование для закаливания всего, что предлагает природа (земли, воздуха, солнца, снега, воды); -
комплексность процедур (это не только обливание водой, но и прогулки на свежем воздухе, катание на лыжах, плавание, бег, баня); -
процедуры должны вызывать у ребенка только положительные эмоции.
Общие правила закаливания
-
одевать ребенка по погоде, в особо холодные дни – чуть теплее себя (дорогие родители, детей не нужно кутать; «чуть теплее» вовсе не означает больше на две кофточки); -
укладывать малыша спать в хорошо проветренной комнате (желательно в одних трусиках); -
ночная температура в помещении для сна должна быть на два-три градуса ниже, чем дневная; -
после сна ополаскивать лицо и кисти прохладной водой; -
ежедневно гулять с ребенком на улице (независимо от погоды); -
в помещении ребенок должен находиться в легкой одежде; -
если малыш болел, он должен полностью восстановиться после болезни.
Закаливание детей в домашних условиях
Проводя любые закаливающие процедуры, необходимо ориентироваться на состояние ребенка. Если малыш колотится от холода, Вы явно переборщили с этим самым холодом. Каждый ребенок индивидуален, поэтому при проведении закаливающих процедур и выборе температур нужно ориентироваться именно на свое чадо. Есть специальные методики закаливания детей.
К ним относятся воздушные ванны и водные процедуры: обливание ног, контрастное обливание, обтирание и купание в открытых водоемах.
Хождение босиком, расширенное умывание ребенка, проветривание квартиры — это закаливание в повседневной жизни.
Оно очень удобно, ведь для такого закаливания не требуется особенных условий. Оно показано всем детям, однако требуется индивидуальный подход. Требуется подобрать режим и учитывать состояние здоровья ребенка и уровень его физического развития.
Соблюдайте принципы закаливания: систематичность и постепенность. К началу процедур ребенку надо создать положительный эмоциональный настрой. Если малышу не нравятся какие-либо процедуры закаливания, насильно вводить их в практику нельзя.
Как принимать воздушные ванны
Начинать повседневное закаливание детей раннего возраста надо с воздушных ванн. Во-первых, это гигиеническая процедура, а, во-вторых — закаливание.
Для начала выберите комфортную для ребенка температуру, постепенно снижая ее до разумных пределов. При температуре ниже +17 и выше +26 мероприятия по закаливанию проводить нельзя. Высокая температура может привести к перегреванию малыша, а низкая — к простуде.
Ребенок не должен просто стоять в холодном помещении — это не закаливание, и так малыша легко простудить. Когда ребенок выполняет физические упражнения — тогда закаливание работает отлично. Поэтому хорошо сочетать воздушные ванны с утренней зарядкой, которая совершенно необходима для всех детей. Проветрите помещение, а малыша лучше оставить заниматься в трусиках, маечке и носочках. Когда ребенок привыкнет заниматься в прохладном помещении, носки можно не надевать и заниматься босиком.
Как умываться
После зарядки умываем ребенка сначала теплой водой, а, когда он привыкнет, делаем воду прохладнее. Хорошо для закаливания расширенное умывание — не только кисти и лицо, но и руки до локтей, шею и верхнюю часть груди и шеи.
Как спать
Закаливание можно проводить и тогда, когда ребенок спит, днем или ночью. Подходящая для закаливания температура во время сна — на 2–3 градуса ниже, чем обычная температура, в которой ребенок бодрствует. Такая же температура подойдет и для принятия воздушных ванн.
Перед сном помещение проветриваем или оставляем открытой форточку, если на улице не холодно. Следим, чтобы не было сквозняков.
Для детей до 3 лет температура во время сна держим в рамках 21–23 градусов, а для ребят постарше — 20–21 градус, а с 5–7 лет — 19–21 градус.
Как одеваться
Большое значение имеет и то, во что ребенок одет дома. При температуре в квартире выше 23 градусов достаточно белья и тонкой хлопчатобумажной одежды, при 18–22 градусах — можно надеть колготы и кофточку из плотного хлопка с длинным рукавом. Если стало прохладно, и температура в квартире упала до 16–17 градусов, то можно надеть теплую кофточку, колготы и теплые тапочки.
Как ходить
Некоторые дети очень любят ходить босиком. Но маленьким детям вредно долго ходить босиком по твердой поверхности: ведь у них еще идет формирование свода стопы. А из-за жесткой опоры могут усугубиться уже имеющиеся нарушения или развиться плоскостопие.
Дайте ребенку побегать с голыми ножками, например, во время выполнения физических упражнений. Или, если у вас на полу есть толстый ковер, разрешайте малышу ходить босиком по нему.
Если у вас есть возможность выехать летом с малышом на природу, где есть чистая трава, а обстановка не травмоопасна, то малыш может ходить по земле и траве.
Ежедневно гуляйте с ребенком. Ходите пешком в парк, в лес. Четырехлетний малыш вполне способен двигаться на своих ногах без перерыва до сорока минут.
Дети любят кататься зимой на санках с горы. Пусть катаются! Только тащить санки на гору он должен сам. Ребенок должен двигаться, чтобы не замерзнуть. Приучайте малыша к лыжам (с четырех лет можно начинать учить, сначала без палок), к конькам (профессиональные спортивные клубы принимают детей с четырех лет).
Запомните, дороги родители! Завязывать шарфом рот и нос нельзя. Ребенка надо заставлять дышать носом.