Файл: Методология науки.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 18

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема: «Методология науки».
Задание 1. Провести анализ значений понятия «методология науки», выделив общее и различие.




Значение методологии науки


Общее


Различие


1.Методология – учение о научном методе познания



Метод


Нет


2.Методология - учение о совокупности методов, применяемых в какой-либо науки


Нет

3. Методология - учение о системе принципов (правил), формах (теоретич., империч.), способах (методах) организации и построении теоретической и практической деятельности

Принципы, формы



Задание 2. Изучение функций методологии науки и их характеристика.

Функции методологии науки
дескриптивная прескриптивная репродуктивная




позволяет описать описывает алгоритм обращение к прошлому

объект и выступает познания

ориентиром в процессе

исследования








глава 1 введение глава 1,2


Задание 3. Изучить различные философские течения (философский уровень методологического знаний) и заполнить следующую таблицу. По выбору, обязательно 3.



Философское течение


Характеристика основных положений



Как используется в образовании

1.Диалектический материализм

2.Бихевиоризм


3.Религиозная философия и образование

1. Основной тезис «Бытие определяет сознание»

2. Материя первична


1. Основной тезис - Проблемы могут быть решены только при условии улучшения человеческого поведения.

2. Основные понятия - «стимул» и «реакция».
1. Основной тезис «Воспитание – подготовка к вечной жизни»

2. Основное понятие - духовность

Организуется разнообразная деятельность детей, поскольку считается,что личность развивается в деятельности.
Идеи бихевиоризма лежат в основе некоторых теорий организации воспитывающей среды, программированного обучения.


Главной задачей считается развитие «внутреннего в человеке».Воспитанию отдается приоритет перед обучением. Педагог учит ребенка различать добро и зло и помогает ему сделать правильный выбор.




Задание 4. Раскрыть сущность системного подхода. (Общенаучный уровень методологического знания).



Основные положения



Подходы в образовании реализующие системный подход


Система – совокупность, взаимосвязанных элементов, образующих определенную целостность.

Признаки:

  1. Целостность

  2. Связь со средой

  3. Система всегда выступает подсистемой большей системы

  4. Интегративность

  5. Деятельность

  6. Управляемость

  7. Наличие обратной связи






Целостный (комплексный) подход

Деятельностный подход

Личностно-ориентированный подход

Культурологический подход

Аксиологический подход

Средовый подход






Задание 5. Охарактеризовать основные методологические подходы. (Конкретно-научный уровень методологического знания).



Название подхода


Основы теоретических положений



Методы и технологии, реализующие данный подход.

1.Деятельностный подход
2.Личностный подход

1.Построение субъектно-субъектных отношений (предполагает взаимодействие)

2. Деятельность как основа обучения и воспитания
1.Личность как цель, субъект, результат и главный критерий его эффективности

Беседа, проекты, обсуждения, дискуссии

Технологии развивающего обучения


Диалог, игра, рефлексия, диагностика, создание ситуации выбора и успеха

Индивидуальное обучение, технология развивающего обучения, проектный метод

Задание 6. Составить логико-смысловую модель «Методология науки».



Задание 7. «Парадигмы»




Критерий для сравнения

Естественнонаучный подход

Гуманитарный подход

1.

Цель

Построение истинной картины мира и познание объективных законов природы при помощи наблюдения и экспериментирования с объектами изучения

Использование общих принципов при интерпретации изучаемых явлений, но при этом единичное событие не рассматривается как частный случай общей закономерности, а берется в своей самоценности и автономности

2.

Критерий истинности

Проверяемость и воспроизводимость

Опыт исследователя, его интуиция, субъективное понимание

3.

Основной метод

Индуктивный метод познания

Методы описательной диагностики: самонаблюдение, самоотчет (письма, автобиографии, дневники), включенное наблюдение, беседа, биографический метод, метод анализа продуктов деятельности

4.

Тип взаимодействия

Исследователь сам превращается в источник информации

Личный опыт исследователя, его нравственный мировоззренческие установки, ценностные ориентиры, отношения к познаваемому

5.

Функции







6.

Роль исследователя

Беспристрастная, отстраненная

Вживание в изучаемую реальность, соучастие, сопереживание, сочувствие другому. Эмоциональная, включенная

7.

Требования к исследованию

Стремление к объективности познания мира

Познание человеческой субъективности, индивидуальности, обращенность к духовному миру человека, к его личностным ценностям

8.

Область применения







9.

Результат

Стремление к объективности познания мира

Направленность на познание собственно человеческого в человеке. Происходит изменение, развитие субъектов общения

10.

Ведущие принципы.

Объект остается неизменным во время всего исследования

Используется субъективный подход и исследуемый является активным субъектом общения.



Задание 8. Заполнить «Бортовой журнал».
«БОРТОВОЙ ЖУРНАЛ»
(цитируется по К.Берк «Оценка качества обучения», перев. Загашев И.О.)
ФАМИЛИЯ___________ ТЕМА Методология науки
ДАТА ________________


КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ СООБЩЕНИЯ


РИСУНОК (СХЕМА)


















































СВЯЗИ, КОТОРЫЕ Я МОГУ УСТАНОВИТЬ:

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ОСТАВШИЕСЯ ВОПРОСЫ:

__________________________________________________?

__________________________________________________?

__________________________________________________?

__________________________________________________?

__________________________________________________?
МИНИ-СОЧИНЕНИЕ:

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________