ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 18
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема: «Методология науки».
Задание 1. Провести анализ значений понятия «методология науки», выделив общее и различие.
Значение методологии науки | Общее | Различие |
1.Методология – учение о научном методе познания | Метод | Нет |
2.Методология - учение о совокупности методов, применяемых в какой-либо науки | Нет | |
3. Методология - учение о системе принципов (правил), формах (теоретич., империч.), способах (методах) организации и построении теоретической и практической деятельности | Принципы, формы |
Задание 2. Изучение функций методологии науки и их характеристика.
Функции методологии науки
дескриптивная прескриптивная репродуктивная
позволяет описать описывает алгоритм обращение к прошлому
объект и выступает познания
ориентиром в процессе
исследования
глава 1 введение глава 1,2
Задание 3. Изучить различные философские течения (философский уровень методологического знаний) и заполнить следующую таблицу. По выбору, обязательно 3.
Философское течение | Характеристика основных положений | Как используется в образовании |
1.Диалектический материализм 2.Бихевиоризм 3.Религиозная философия и образование | 1. Основной тезис «Бытие определяет сознание» 2. Материя первична 1. Основной тезис - Проблемы могут быть решены только при условии улучшения человеческого поведения. 2. Основные понятия - «стимул» и «реакция». 1. Основной тезис «Воспитание – подготовка к вечной жизни» 2. Основное понятие - духовность | Организуется разнообразная деятельность детей, поскольку считается,что личность развивается в деятельности. Идеи бихевиоризма лежат в основе некоторых теорий организации воспитывающей среды, программированного обучения. Главной задачей считается развитие «внутреннего в человеке».Воспитанию отдается приоритет перед обучением. Педагог учит ребенка различать добро и зло и помогает ему сделать правильный выбор. |
Задание 4. Раскрыть сущность системного подхода. (Общенаучный уровень методологического знания).
Основные положения | Подходы в образовании реализующие системный подход |
Система – совокупность, взаимосвязанных элементов, образующих определенную целостность. Признаки:
| Целостный (комплексный) подход Деятельностный подход Личностно-ориентированный подход Культурологический подход Аксиологический подход Средовый подход |
Задание 5. Охарактеризовать основные методологические подходы. (Конкретно-научный уровень методологического знания).
Название подхода | Основы теоретических положений | Методы и технологии, реализующие данный подход. |
1.Деятельностный подход 2.Личностный подход | 1.Построение субъектно-субъектных отношений (предполагает взаимодействие) 2. Деятельность как основа обучения и воспитания 1.Личность как цель, субъект, результат и главный критерий его эффективности | Беседа, проекты, обсуждения, дискуссии Технологии развивающего обучения Диалог, игра, рефлексия, диагностика, создание ситуации выбора и успеха Индивидуальное обучение, технология развивающего обучения, проектный метод |
Задание 6. Составить логико-смысловую модель «Методология науки».
Задание 7. «Парадигмы»
| Критерий для сравнения | Естественнонаучный подход | Гуманитарный подход |
1. | Цель | Построение истинной картины мира и познание объективных законов природы при помощи наблюдения и экспериментирования с объектами изучения | Использование общих принципов при интерпретации изучаемых явлений, но при этом единичное событие не рассматривается как частный случай общей закономерности, а берется в своей самоценности и автономности |
2. | Критерий истинности | Проверяемость и воспроизводимость | Опыт исследователя, его интуиция, субъективное понимание |
3. | Основной метод | Индуктивный метод познания | Методы описательной диагностики: самонаблюдение, самоотчет (письма, автобиографии, дневники), включенное наблюдение, беседа, биографический метод, метод анализа продуктов деятельности |
4. | Тип взаимодействия | Исследователь сам превращается в источник информации | Личный опыт исследователя, его нравственный мировоззренческие установки, ценностные ориентиры, отношения к познаваемому |
5. | Функции | | |
6. | Роль исследователя | Беспристрастная, отстраненная | Вживание в изучаемую реальность, соучастие, сопереживание, сочувствие другому. Эмоциональная, включенная |
7. | Требования к исследованию | Стремление к объективности познания мира | Познание человеческой субъективности, индивидуальности, обращенность к духовному миру человека, к его личностным ценностям |
8. | Область применения | | |
9. | Результат | Стремление к объективности познания мира | Направленность на познание собственно человеческого в человеке. Происходит изменение, развитие субъектов общения |
10. | Ведущие принципы. | Объект остается неизменным во время всего исследования | Используется субъективный подход и исследуемый является активным субъектом общения. |
Задание 8. Заполнить «Бортовой журнал».
«БОРТОВОЙ ЖУРНАЛ»
(цитируется по К.Берк «Оценка качества обучения», перев. Загашев И.О.)
ФАМИЛИЯ___________ ТЕМА Методология науки
ДАТА ________________
КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ СООБЩЕНИЯ | РИСУНОК (СХЕМА) |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
СВЯЗИ, КОТОРЫЕ Я МОГУ УСТАНОВИТЬ:
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ОСТАВШИЕСЯ ВОПРОСЫ:
__________________________________________________?
__________________________________________________?
__________________________________________________?
__________________________________________________?
__________________________________________________?
МИНИ-СОЧИНЕНИЕ:
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________