Файл: Практических заданий по дисциплине введение в профессию.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 144

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая организация высшего образования

«МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Кафедра общегуманитарных наук и массовых коммуникаций
Форма обучения: заочная/очно-заочная




ВЫПОЛНЕНИЕ

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ВВЕДЕНИЕ В ПРОФЕССИЮ


Группа 22Л171
Студент
О. Н. Лагис


МОСКВА 2023

Практическая работа №1

1. Сообщение об одной из предметных областей современного языкознания: язык / речь.

Язык — орудие, средство общения. Язык – это сложная система знаков, включающая тысячи слов и правил, которые управляют речевым поведением. Это явление постоянное для данного периода времени.

Речь — проявление и функционирование языка, сам процесс общения; она единична для каждого носителя языка. Это явление переменное в зависимости от говорящего лица. Язык и речь — две стороны одного и того же явления. Язык присущ любому человеку, а речь — конкретному человеку.

Речь и язык можно сравнить с ручкой и текстом. Язык — ручка, а речь — текст, который записан этой ручкой.

Язык не осязаем в отличие от речи, которая материальна. Разграничение понятий «язык» и «речь» впервые в четкой форме было выдвинуто и обосновано швейцарским лингвистом Фердинандом-де Соссюром (1857—1913), крупнейшим теоретиком в области общего языковедения и одним из зачинателей современного этапа в развитии нашей науки. Затем понятия эти были глубже разработаны другими учеными, в частности у нас акад. Л. В. Щербой (1880—1944) и его учениками. По мимо устной и письменной речи также существует внутренняя, наши мысли которые мы не произносим. Язык и речь различаются так же, как правило, грамматики и фразы, в которых использовано это правило, или слово в словаре и бесчисленные случаи употребления этого слова в разных текстах. Речь есть форма существования языка. Язык функционирует и «непосредственно дан» в речи.


2. Расскажите о методах исследования в языкознании. Разделы языкознания.

Метод в языкознании — это совокупность определенных приемов, установок и способов, позволяющих провести исследование языка и его составных частей.

Приведенное выше определение характеризует общие методы. Если речь идёт о конкретных инструментах, операциях, средствах, то их называют частными методами.

Термин «метод» произошел от греческого слова «methodos», которое переводится как «путь исследования».

Помимо таких общенаучных методов, как наблюдение, сопоставление, эксперимент, абстрагирование и другие, в языкознании выделяют следующие основные методы, характерные именно для лингвистических исследований:

  • сравнительно-исторический метод;

  • структурный метод (структурализм);

  • конструктивный метод (конструктивизм).

Сравнительно-исторический метод направлен на выявление общего и особенного в языках. Это достигается посредством сравнения языков в их историческом развитии, периодизации и выявления тенденций. Таким образом, основной целью сравнительно-исторического. метода является установление степени родства между языками, которое достигается определением общего исторического прошлого, сравнением генетически родственных слов.

В ХХ веке сформировался структурный метод (также называемый «структурализмом»). Он основан на рассмотрении языка как системы, составленной из взаимосвязанных и взаимодействующих элементов. Структура системы преобладает над её историей, благодаря чему возможно изучение языка вне времени и, тем самым, использование математических методов в языкознании («алгебраическое» изучение языка). А отношения оппозиции элементов вне текста являются основными. Однако главным недостатком структурного метода считается его абстрактность.

Во второй половине ХХ века был разработан конструктивный метод (конструктивизм). Конструктивный метод заключается в конструировании (построении, моделировании) теоретических объектов. Исходным теоретическим объектом выступает предложение, поэтому в рамках конструктивизма в первую очередь исследуется синтаксис предложения и связанные с ним семантические и лексические явления.

Основные разделы языкознания:

1. Частная лингвистика (конкретный язык, конкретная группа языков: германистика, африканистика…) Подходы изучения языков в частной лингвистике: -статичный -динамичный -синхроничный (Соссюр) -диахроничный. (Соссюр)



2. Общая лингвистика (наиболее общие закономерности и особенности языка)

3. Внешняя лингвистика. (Соссюр). Изучает факты, внешние по отношению к языку (история, культура) – экстралингвистика.

4. Внутренняя лингвистика. (Соссюр) изучает внутреннюю систему языка (фонетика, морфология, синтаксис, лексикология).

5. Теоретическая лингвистика (теория языка, общие проблемы, вопросы)

6. Прикладная лингвистика (практические задачи: создание письменности, реформы, обучение иностранному языку, создание системы перевода).

3. Какова связь языкознания с другими науками?

Языкознание тесно связано с социальными науками:

Например с историей, ведь история языка является частью истории народа. Данные истории обеспечивают конкретно-историческое рассмотрение изменений языка, данные языкознания являются одним из источников при изучении таких исторических проблем, как происхождение народа, развитие культуры народа и его общества на разных этапах истории, контакты между народами.

Языкознание с археологией, которая изучает историю по вещественным источникам - орудиям труда, оружию, украшениям, утвари и т. п., и этнография - наука о быте и культуре народов.

Языкознание соприкасается тесно с этнографией при изучении диалектного словаря - названий крестьянских построек, утвари и одежды, предметов и орудий сельского хозяйства, ремёсел. Связь языкознания с этнографией проявляется и при классификации языков и народов, при исследовании отражения в языке народного самосознания. Это направление исследований получило название этнолингвистика. Язык в этом случае рассматривается как выражение представлений народа о мире. Языкознание тесно связано с литературоведением. Союз языкознания и литературоведения породил филологию.

Языкознание связано также с психологией. Психологическое направление в языкознании изучает мыслительные и другие психологические процессы и их отражение в речи, в категориях языка. В середине 20 века возникла психолингвистика.

Практическая работа №2

1. Что такое методика?

Методика обучения иностранному языку как самостоятельная теоретическая и прикладная наука представляет собой систему знаний о закономерностях процесса обучения неродному языку и о путях воздействия на этот процесс с целью его оптимизации. Методика обучения иностранному языку (ИЯ) открывает и обосновывает закономерности обучения иностранному языку. Исторически сложились две функционально различные методики: общая и частная методики. Общая методика, как правило, посвящена изучению закономерностей и особенностей процесса обучения иностранному языку независимо от того, о каком иностранном языке идет речь. Частная методика исследует обучение тем языковым и речевым явлениям, которые являются специфичными для конкретного изучаемого иностранного языка. Общая и частная методики взаимосвязаны.


1. Каковы основные понятия методики?

К основным понятиям, составляющим фундамент методики, можно отнести: процесс, цели, содержание, принципы, методы, приёмы, средства и организационные формы обучения. Базисными категориями методики принято считать: Метод как систему целенаправленных действий преподавателя, с одной стороны, и учебных действий учащихся с другой. Прием – элементарный методический поступок, направленный на решение конкретных задач на определенном этапе обучения. Принцип – руководящая идея. Принято выделять следующие общедидактические, общеметодические, частно–методические принципы: принцип дифференцированного подхода, принцип управления процессом обучения, принцип вычленения конкретных ориентиров, принцип комплексного подхода к мотивации в обучении иностранному языку. Цель обучения – это то, к чему мы стремимся в процессе обучения ИЯ, это идеально планируемый результат. Условия обучения – это обстоятельства, при которых происходит обучение. Средствами обучения являются орудия учебного процесса, с помощью которых более успешно и за короткое время достигаются поставленные цели. К средствам обучения относятся: учебник, рабочая тетрадь, аудиозапись, карточки. Все вышеназванные категории обслуживают систему обучения – всеобщую модель учебного процесса, соответствующую определенной методической концепции. Система обучения – полный набор компонентов, соответствующий определенной методической концепции;

2. Как методика связана с другими науками?

Методика обучения иностранным языкам связана с целым рядом других наук – базисных и смежных. К базисным наукам относятся философия, педагогика, психология, психолингвистика, лингвистика, теория коммуникаций и др. Данные смежных наук используются методикой как средство обеспечения эффективности и достоверности своих исследований.

Связь с лингвистикой является важной и необходимой для методики. Предметом обучения является обучение речевой деятельности на материале языка. Лингвистика же описывает основные системные свойства конкретного языка, формулирует их в правилах, которые активно используются методикой при разработке конкретных обучающих моделей. Методика находится в тесной связи с психологией. Методика использует данные психологической науки об особенностях восприятия при обучении иностранному языку, роли мышления и его связи с языком, соотношении сознательного и бессознательного (сочетание произвольного и непроизвольного внимания, осознанности и имитации), формирования навыков и умений, мотивации учебной деятельности и др.


Важное для методики значение имеют связи с психолингвистикой, сложившейся на стыке психологии и лингвистики и изучающей механизмы порождения речи (выражения мыслей) и распознавания речи (понимания речи). Знание механизмов осуществления речевой деятельности имеет особое значение для правильного построения учебного процесса, т.к. обучение языку – это обучение речевой деятельности. Вклад психолингвистики в методику обучения ИЯ сводится к следующим положениям: обучение языку предусматривает развитие речевой деятельности; поскольку в обучении иностранным языкам особое значение приобретает его коммуникативная функция, следовательно учитывается ситуативность речи и наличие соответствующих ситуаций; упражнения должны представлять собой задачу, решение которой развивает навыки учащихся, активизируя в то же время его мыслительную деятельность; для того чтобы речевая деятельность могла заинтересовать учащихся, необходима мотивация.

3. Какова роль мотивации?

Мотивация в изучении иностранного языка – это внутренняя движущая сила, которая заставляет человека тратить время и силы на изучение иностранного языка.

Выберете и проанализируйте учебное пособие по иностранному языку, руководствуясь следующими планами:

Данный УМК разработан (Биболетова М.З., Добрынина Н.В., Ленская Н.А., 2005) и предназначен для (Вводный курс английского, начальные классы) УМК состоит из учебника, книги для учителей, рабочей тетради, звукового пособия. Данный комплекс построен на основе действующей программы по иностранным языкам.

1. Структура учебника. Основной компонент УМК – учебник. Он состоит из следующих элементов: разделы, соответствующие определенным программой ситуациям общения; англо-русский словарь, список фраз повседневного учебного общения, оглавление и т.д. Все элементы учебника взаимосвязаны, учебник представляет собой целое.

2. Содержание учебника ориентировано на учащихся младшего возраста. Это отражено в тематике, разнообразии видов текстов, наличии/отсутствии опоры на родной язык, использовании оригинальных аутентичных материалов. Присутствуют вопросы и задания проблемного (творческого) характера, лингвострановедческие материалы, способствующие формировании социокультурной компетенции. Материалы учебника несут воспитательную и развивающую нагрузку.