ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 10
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
| | |
Задание к теме 1
1. Рассчитайте показатели широты, полноты и структуры торгового ассортимента шоколада, реализуемого в супермаркете, по данным, представленным таблице. Базовая широта ассортимента шоколада по перечню супермаркета составляет 60 наименований. Базовую полноту ассортимента определите исходя из классификации, указанной в ГОСТ 31721-2012 «Шоколад. Общие технические условия» (на основании пп. 3.2-3.10 указанного стандарта).
Базовая полнота ассортимента, исходя из классификации, указанной в ГОСТ 31721-2012 «Шоколад. Общие технические условия» (на основании пп. 3.2-3.10 указанного стандарта) = 9 (молочный, несладкий, горький, темный, белый, пористый, шоколад с крупными добавлениями, шоколад с тонкоизмельченными добавлениями, шоколад с начинкой).
Широта (Кш):
Шд/Шб*100%= 77/60*100%= 128,33%= 128%
Полнота (Кп):
Кп= Пд/Пб*100%=5/9*100%= 55,55%= 56%
Структура (Cj):
Cj (молочный) =Aj/S= 17/77*100%=22
Cj (темный) =Aj/S= 27/77*100%=35
Cj (горький) =Aj/S= 12/77*100%=16
Cj (пористый) =Aj/S= 8/77*100%=10
Cj (С крупными добавлениями (темный и горький)) =Aj/S= 13/77*100%=17
Заполните таблицу. Сделайте анализ, ответив на вопросы: какие разновидности имеют наибольшую и наименьшую долю в структуре ассортимента в натуральном и денежном выражении. Определите возможные причины отсутствия в ассортименте супермаркета тех или иных разновидностей шоколада.
Разновидность шоколада | Количество наименований, ед. | Доля в структуре ассортимента % | Сумма, тыс. руб. | Доля в структуре ассортимента % |
Молочный | 17 | 22 | 199,4 | 18 |
Темный | 27 | 35 | 313,6 | 28 |
Горький | 12 | 16 | 387,6 | 35 |
Пористый | 8 | 10 | 74,1 | 7 |
С крупными добавлениями (темный и горький) | 13 | 17 | 139,9 | 12 |
Итого: | 77 | 100,0 | 1114,6 | 100,0 |
Наибольшую долю в структуре ассортимента натурального выражения имеет темный шоколад с долей в 35%, следующий вид шоколада, молочный, отстает от предыдущего на 13%, имеет долю в 22%, последующие виды не превышают доли в 20%. Наименьшую часть составляет пористый шоколад, его доля составляет 8%.
Наибольшую долю в структуре ассортимента денежного выражения имеет горький шоколад с процентом равным 35. На 7% отстает позиция темного шоколада, с процентом 28. Наименьшую часть, как и в случае с минимальной долей натурального выражения, составляет пористый шоколад, с долей в 7%.
Причины отсутствия в ассортименте супермаркета тех или иных разновидностей шоколада определяются востребованностью в данном супермаркете. Дополнительно затратами и окупаемостью, размером чистой прибыли с продаж.
2. Рассчитайте показатели глубины и структуры ассортимента шоколада по торговым маркам, заполнив таблицу. За показатель базовой глубины по каждой торговой марке примите 5 наименований.
Проведите анализ ассортимента на основании полученных результатов.
Торговая марка шоколада | Количество наименований, ед. | Доля в структуре ассортимента, % | Базовая глубина, ед. | Коэффициент глубины, % |
Alpen Gold | 13 | 17 | 5 | 260 |
Бабаевский | 16 | 21 | 5 | 320 |
Dove | 7 | 9 | 5 | 140 |
Коркунов | 9 | 12 | 5 | 180 |
Красный Октябрь | 10 | 13 | 5 | 200 |
Покров | 8 | 10 | 5 | 160 |
Победа вкуса | 6 | 8 | 5 | 120 |
Россия щедрая душа | 4 | 5 | 5 | 80 |
Фабрика им. Крупской | 4 | 5 | 5 | 80 |
Итого | 77 | 100,0 | 45 | 1540 |
Структура (Cj):
Cj (Alpen Gold) =Aj/S= 13/77*100%=17
Cj (Бабаевский) =Aj/S= 16/77*100%=21
Cj (Dove) =Aj/S= 7/77*100%=9
Cj (Коркунов) =Aj/S= 9/77*100%=12
Cj (Красный Октябрь) =Aj/S= 10/77*100%=13
Cj (Покров) =Aj/S= 8/77*100%=10
Cj (Победа вкуса) =Aj/S= 6/77*100%=8
Cj (Россия щедрая душа) =Aj/S= 4/77*100%=5
Cj (Фабрика имени Крупской) =Aj/S= 4/77*100%=5
Коэффициент глубины (Кгл):
Кгл (Alpen Gold) = Глд/Глб*100%= 13/5*100%=260%
Кгл (Бабаевский) = Глд/Глб*100%= 16/5*100%=320%
Кгл (Dove) = Глд/Глб*100%= 7/5*100%=140%
Кгл (Коркунов) = Глд/Глб*100%= 9/5*100%=180%
Кгл (Красный Октябрь) = Глд/Глб*100%= 10/5*100%=200%
Кгл (Покров) = Глд/Глб*100%= 8/5*100%=160%
Кгл (Победа вкуса) = Глд/Глб*100%= 6/5*100%=120%
Кгл (Россия щедрая душа) = Глд/Глб*100%= 4/5*100%=80%
Кгл (Фабрика имени Крупской) = Глд/Глб*100%= 4/5*100%=80%
Наименьшая доля в структуре ассортимента принадлежит торговым маркам «Россия щедрая душа» и «Фабрика имени Крупской», с долей в 5%.
Наибольшая доля принадлежит торговой марке «Бабаевский», процентная доля торговой марки составляет 16%, с разницей в 3 и 6 процентов отстают такие торговые марки как «Alpen Gold» (13%) и «Красный Октябрь» (10%).
-
На основании вышеприведенных данных укажите возможные направления совершенствования торгового ассортимента шоколада. Укажите требования к хранению шоколада в условиях розничной торговли. Представьте варианты размещения шоколада на полках в торговом зале и факторы ускорения оборачиваемости.
Требования к хранению шоколада в условиях розничной торговли:
Шоколад необходимо держать в сухом месте при температуре 16-20° С, в плотной упаковке, так как он впитывает в себя посторонние запахи. 20 °С - Оптимальная температура хранения, при такой температуре шоколад долго сохраняет полезные и вкусовые качества. Если температура хранения превышает 21 °С, какао-масло начинает плавиться, и на поверхности шоколада образуется "жировое поседение" - пятна закристаллизовавшегося жира, из-за чего шоколад приобретает неприятный запах и горький вкус. Не следует хранить шоколад в холодильнике, это может привести к "сахарному поседению" - появлению на поверхности белых пятен кристаллов сахарозы, образующихся в результате вымораживания воды.
Следует отличать срок хранения от срока годности. Так, минимальный срок хранения, указанный на упаковке, означает, что производитель гарантирует сохранность продукта (например, вкуса, запаха, цвета) в течение всего этого срока.
Гарантийные сроки хранения шоколада со дня его выработки:
-
десертный и обыкновенный без добавлений - 10 месяцев; -
десертный и обыкновенный с добавлениями, шоколад с начинкой и в порошке - 4 месяца; -
без добавлений - 3 месяца; -
весовой с добавлениями, не завернутый - 2 месяца; -
шоколад белый и в порошке с добавлением молочных продуктов - -
1 месяц.
Логичная и ясная расстановка позволит не только сэкономить время посещения одного клиента, но и повысить количество импульсивных продаж. Наиболее востребованный ассортимент должен находиться в конце зала. Так, покупатели, пришедшие за хлебом, могут по пути захватить дополнительные продукты. Следовательно, шоколад необходимо разместить на проходимой зоне, перед продуктами жизненной необходимости (молочные продукты, хлеб (выпечка) и т.д.).
Покупатели осматривают стеллажи так же, как и читают книгу (слева направо, охватывая по пути предметы по диагонали). Поэтому слева следует располагать популярные объекты, а справа – объекты с низким спросом.
«Золотыми» именуют стеллажи, которые расположены на высоте 1,5-1,7 метров от пола (другими словами, в пределах 20 сантиметров от уровня глаз среднестатистического человека). Содержимое «золотых» рядов продается лучше, чем с остальных. Исключением являются детские отделы, в которых лучше продается содержимое, расположенное на уровне глаз детей. Популярные позиции шоколада лучше расположить на уровне глаз людей и детей, предоставив полный стеллаж (от уровня глаз до пола, чтобы избежать «мертвой зоны»). Самое невыгодное положение содержимого – нижний левый угол полки, а также самые верхние ряды. Такие места также именуются «мертвыми» зонами.
От края упаковки до края стеллажа должно быть 30-40 миллиметров (два пальца). Чем меньше это расстояние – тем сложнее взять содержимое, чем больше расстояние – тем ниже эффективность использования пространства. При соблюдении этого правила используемая площадь торгового зала повышается в несколько раз. Ниже можно увидеть фото правильной выкладки товара в продуктовом магазине в соответствии с этим правилом:
Потребители, которые только вошли в помещение
, требуется время, чтобы освоиться. Поэтому первые 6 шагов покупки минимальные. Мерчендайзеры советуют располагать на входе в торговый зал акционные и скидочные продукты, которые позволят сформировать у посетителей выгодное впечатление о расценках магазина. Если есть шоколад, участвующий в акции, дополнительно нужно расположить его в данной зоне. Маркетологи рекомендуют ставить рядом дополняющие друг друга предметы (например, кофе, чай, шоколад и печенье).
Продукт не должен занимать места больше, чем деньги, которые он приносит продавцу. Если продукт приносит 10% прибыли, то располагать его нужно на 10% площади отдела.
В кондитерском магазине или отделе всегда представлено множество видов сладостей. Стимулировать спрос и поддерживать его на высоком уровне помогут специальные витрины для шоколада и правильная выкладка:
-
Целевая аудитория у недорогих конфет повседневного спроса и люксовых изделий различается, поэтому их нужно размещать на разных полках. -
Товары импульсного спроса (например, батончики) раскладываются на стойки перед кассой. -
Вся продукция раскладывается в соответствии с категориями. -
На уровне глаз размещаются самые ходовые изделия. -
Для акционных товаров, которые нужно распродать в короткий срок, используются отдельные стойки.
Кроме того, важно правильно выбрать витрины для сладостей и прочее оборудование. Они должны не просто демонстрировать товар, но защищать его от внешних воздействий – влаги и солнечных лучей.
| | |