Файл: Беседа включает вопросы Ответы ребенка.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 21

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.





Беседа включает вопросы:

Ответы ребенка:

1

Какая ситуация здесь нарисована?

Маленький дом и одинокая девочка

2

Есть ли взаимодействие между человеком, деревом и домом?

Нет

3

Если да, то положительно ли оно?

Депрессивный рисунок

4

С чем ассоциируется у Вас дом, дерево, человек?

С депрессией

5

Что они для Вас символизируют?

злую девочку

Таблица 1 - Симптомокомплексы теста «дом – дерево – человек»

Симптомокомплекс



Симптом

Баллы

Незащищенность

1

Рисунок в самом центре листа

0;1;2;3

 

2

Рисунок в верхнем углу листа

0;1;2;3

 

3

Дом, дерево – с самого края

0;1;2

 

4

Рисунок внизу листа

0;1;2;3

 

5

Много второстепенных деталей

0;1;2;3

 

6

Дерево на горе

0;1

 

7

Очень подчеркнутые корни

0;1

 

8

Непропорционально длинные руки

0;1

 

9

Широко расставленные ноги

0;1

 

10

Другие возможные признаки

 

Тревожность

1

Облака

0;1;2;3

 

2

Выделение отдельных деталей

0;1

 

3

Ограничение пространства

0;1;2;3

 

4

Штриховка

0;1;2;3

 

5

Линия с сильным нажимом

0;1;2;3

 

6

Много стирания

0;1;2;3

 

7

Мертвое дерево, больной человек

0;2

 

8

Подчеркнутая линия основания

0;1;2;3

 

9

Толстая линия фундамента дома

0;2

 

10

Интенсивно затушеванные волосы

0;1

 

11

Другие возможные признаки

 

Недоверие к себе

1

Очень слабая линия рисунка

0;2

 

2

Дом с краю листа

0;1

 

3

Слабая линия ствола

0;1

 

4

Одномерное дерево

0;1

 

5

Очень маленькая дверь

0;1

 

6

Самооправдывающие оговорки во время рисования, прикрывание рисунка рукой

0;1

 

7

Другие возможные признаки

 

Чувство неполноценности

1

Рисунок очень маленький

0;1;2;3

 

2

Отсутствуют ноги, руки

0;2

 

3

Руки за спиной

0;1

 

4

Непропорционально короткие руки

0;1

 

5

Непропорционально узкие плечи

0;1

 

6

Непропорционально большая система веток

0;1

 

7

Непропорционально крупные двумерные листья

0;1

 

8

Дерево, умершее от гниения

0;1

 

9

Другие возможные признаки

 

Враждебность

1

Отсутствие окон

0;2

 

2

Дверь – замочная скважина

0;1

 

3

Очень большое дерево

0;1

 

4

Дерево с краю листа

0;1

 

5

Обратный профиль дерева, человека

0;1

 

6

Ветки двух измерений, как пальцы

0;1

 

7

Глаза – пустые глазницы

0;2

 

8

Длинные, острые пальцы

0;2

 

9

Оскал – видны зубы

0;1

 

10

Агрессивная позиция человека

0;2

 

11

Другие возможные признаки

 

Конфликтность

1

Ограничение пространства

0;1;2;3

(фрустрация)

2

Перспектива снизу (взгляд червя)

0;1;2;3

 

3

Перерисовывание объекта

0;2

 

4

Отказ рисовать какой-либо объект

0;2

 

5

Дерево, как два дерева

0;2

 

6

Явное несоответствие качества одного из рисунков

0;2

 

7

Противоречивость рисунка и высказываний

0;1

 

8

Подчеркнутая талия

0;1

 

9

Отсутствие трубы на крыше

0;1

 

10

Другие возможные признаки

 

Трудности

1

Отсутствие двери

0;2

Общения

2

Очень маленькая дверь

0;1

 

3

Отсутствие окон

0;2

 

4

Излишне закрытые окна

0;1

 

5

Окна – отверстия без рам

0;1

 

6

Выделенное лицо

0;1

 

7

Лицо, нарисованное последним

0;1

 

8

Отсутствие основных деталей лица

0;2

 

9

Человек, нарисованный схематично, из палочек

0;2

 

10

Дом, человек в профиль

0;1

 

11

Дверь без ручки

0;1

 

12

Руки в оборонительной позиции

0;1

 

13

Высказывание о нарисованном человеке как об одиноком, без друзей

0;1

 

14

Другие возможные признаки

 

Депрессивность

1

Помещение рисунков в самый низ листа

0;1;2;3

 

2

Вид дерева или дома сверху

0;1

 

3

Линия основания, идущая в низ

0;1

 

4

Линия, слабеющая в процессе рисования

0;2

 

5

Сильная усталость после рисования

0;2

 

6

Очень маленькие рисунки

0;2

 

7

Другие возможные признаки

 


 

Фамилия, имя ребенка: Королева Екатерина

Возраст ребенка: 9 лет.

Неполная семья.
Анализ рисунка Королевой Екатерины показал нам наличие у ребенка высокого уровня эмоциональной тревожности. А именно, на рисунке девочка изобразила линии толстыми, что выражает чувство тревоги, неуверенности в себе, отражающее его реальное положение в системе взаимоотношений с другими (девочка имеет неблагоприятную статусную категорию). Возле дома не изобразила забор, что говорит о чувстве незащищенности. При рисовании ребенок использовал штриховку (заштриховал крышу и дерево), штриховка размашистая и выходит за контур, это может нам сказать о трудностях в социальных контактах, с которыми у неё связано чрезмерное эмоциональное напряжение. При рисовании сильно нажимала на карандаш, несколько раз исправлял рисунок. Когда рисовала человека, руки изобразила в виде кулаков, что может говорить о существующих признаках агрессии, и возможно является причиной трудностей в общении с детьми. Руки широко расставлены, что свидетельствует о потребности в широком круге социальных контактов, но эта потребность в общении не удовлетворена. Все три рисунка ребенок расположил в середине листа, поэтому мы можем предполагать о том, что ребенок неуверен в себе, может быть заниженная самооценка.

    В рисунке изображает человека в агрессивной позе, кисти рук в виде кулаков, что говорит о наличии у некоторых детей агрессивных тенденций.            

При анализе рисунка заметно проявление у девочки агрессивности, о чем говорит агрессивная поза человека). На лице человека изображены страшные глаза. Такой рисунок рассматривается как проявление закрытости ребенка, ухода от общения. Наличие таких основных деталей лица, как страшные глаза может указывать на определенные трудности в человеческом общении или его отрицание.

Мы предполагаем, агрессивность девочки выражается в стремлении доминировать над сверстниками, прибегать к ссорам, как средству привлечения внимания или разрешения конфликтов, что возможно и является причиной возникновения трудностей в общении с другими детьми.






Беседа включает вопросы:

Ответы ребенка:

1

Какая ситуация здесь нарисована?

Строгая мама и красивый ративный дом и дерево

2

Есть ли взаимодействие между человеком, деревом и домом?

Мама идёт под деревом домой

3

Если да, то положительно ли это?

да

4

С чем ассоциируется у Вас дом, дерево, человек?

Дом с грибом, человек с матерью, дерево с летом.

5

Что они для Вас символизируют?

Хорошее настроение


Таблица 2 - Симптомокомплексы теста «дом – дерево – человек»

Симптомокомплекс



Симптом

Баллы

Незащищенность

1

Рисунок в самом центре листа

0;1;2;3

 

2

Рисунок в верхнем углу листа

0;1;2;3

 

3

Дом, дерево – с самого края

0;1;2

 

4

Рисунок внизу листа

0;1;2;3

 

5

Много второстепенных деталей

0;1;2;3

 

6

Дерево на горе

0;1

 

7

Очень подчеркнутые корни

0;1

 

8

Непропорционально длинные руки

0;1

 

9

Широко расставленные ноги

0;1

 

10

Другие возможные признаки

 

Тревожность

1

Облака

0;1;2;3

 

2

Выделение отдельных деталей

0;1

 

3

Ограничение пространства

0;1;2;3

 

4

Штриховка

0;1;2;3

 

5

Линия с сильным нажимом

0;1;2;3

 

6

Много стирания

0;1;2;3

 

7

Мертвое дерево, больной человек

0;2

 

8

Подчеркнутая линия основания

0;1;2;3

 

9

Толстая линия фундамента дома

0;2

 

10

Интенсивно затушеванные волосы

0;1

 

11

Другие возможные признаки

 

Недоверие к себе

1

Очень слабая линия рисунка

0;2

 

2

Дом с краю листа

0;1

 

3

Слабая линия ствола

0;1

 

4

Одномерное дерево

0;1

 

5

Очень маленькая дверь

0;1

 

6

Самооправдывающие оговорки во время рисования, прикрывание рисунка рукой

0;1

 

7

Другие возможные признаки

 

Чувство неполноценности

1

Рисунок очень маленький

0;1;2;3

 

2

Отсутствуют ноги, руки

0;2

 

3

Руки за спиной

0;1

 

4

Непропорционально короткие руки

0;1

 

5

Непропорционально узкие плечи

0;1

 

6

Непропорционально большая система веток

0;1

 

7

Непропорционально крупные двумерные листья

0;1

 

8

Дерево, умершее от гниения

0;1

 

9

Другие возможные признаки

 

Враждебность

1

Отсутствие окон

0;2

 

2

Дверь – замочная скважина

0;1

 

3

Очень большое дерево

0;1

 

4

Дерево с краю листа

0;1

 

5

Обратный профиль дерева, человека

0;1

 

6

Ветки двух измерений, как пальцы

0;1

 

7

Глаза – пустые глазницы

0;2

 

8

Длинные, острые пальцы

0;2

 

9

Оскал – видны зубы

0;1

 

10

Агрессивная позиция человека

0;2

 

11

Другие возможные признаки

 

Конфликтность

1

Ограничение пространства

0;1;2;3

(фрустрация)

2

Перспектива снизу (взгляд червя)

0;1;2;3

 

3

Перерисовывание объекта

0;2

 

4

Отказ рисовать какой-либо объект

0;2

 

5

Дерево, как два дерева

0;2

 

6

Явное несоответствие качества одного из рисунков

0;2

 

7

Противоречивость рисунка и высказываний

0;1

 

8

Подчеркнутая талия

0;1

 

9

Отсутствие трубы на крыше

0;1

 

10

Другие возможные признаки

 

Трудности

1

Отсутствие двери

0;2

Общения

2

Очень маленькая дверь

0;1

 

3

Отсутствие окон

0;2

 

4

Излишне закрытые окна

0;1

 

5

Окна – отверстия без рам

0;1

 

6

Выделенное лицо

0;1

 

7

Лицо, нарисованное последним

0;1

 

8

Отсутствие основных деталей лица

0;2

 

9

Человек, нарисованный схематично, из палочек

0;2

 

10

Дом, человек в профиль

0;1

 

11

Дверь без ручки

0;1

 

12

Руки в оборонительной позиции

0;1

 

13

Высказывание о нарисованном человеке как об одиноком, без друзей

0;1

 

14

Другие возможные признаки

 

Депрессивность

1

Помещение рисунков в самый низ листа

0;1;2;3

 

2

Вид дерева или дома сверху

0;1

 

3

Линия основания, идущая в низ

0;1

 

4

Линия, слабеющая в процессе рисования

0;2

 

5

Сильная усталость после рисования

0;2

 

6

Очень маленькие рисунки

0;2

 

7

Другие возможные признаки

 




Фамилия, имя ребенка: Латыпова Амалия

Возраст ребенка: 9 лет

Полная семья.

По результатам исследования видно, что Латыпова Амалия имеет благополучную статусную категорию и из этого мы также можем сделать вывод, что у девочки редко возникают трудности в общении с другими детьми. Следствием может являться и то, что большинство детей не испытывают по этой причине к девочке негативные эмоции и отрицательно их не оценивают и следовательно принимают Латыпова Амалия в свой круг общения.

В рисунке Латыпова Амалия наблюдаются элементы демонстративности. Большой красочный дом и большое дерево. Такая степень декорированности свидетельствует о преобладающих демонстративных тенденций у детей.

Демонстративные дети весьма успешны в игровой деятельности, они могут предложить разнообразные и интересные игры. Поэтому с ними охотно и часто контактируют сверстники, что создает впечатление успешности их взаимоотношений. У этих детей повышена потребность во внимании, поэтому у них могут возникать проблемы во взаимоотношениях в семье, а иногда и в группе.

Несмотря на такую особенность девочка пользуется популярностью, дети тянутся к ней. Девочка имеет по исследованию благоприятную статусную категорию и с ней охотно общаются многие дети.

Анализ этого рисунка показал ещё и немного другой результат. Прежде всего по рисунку можно сказать, что у Амалии высокий уровень тревожности и наблюдаются иногда трудности в общении с детьми группы.

При исследовании рисунка также можно сказать о проявлении демонстративности строгой мамы, только это проявление немного другого типа, т.е. можно предположить, что у Амалии возможно проявление демонстративности по типу «бегства в воображение».

 Ребенок с таким видом демонстративности менее благополучен в общении и взаимоотношениях. А именно, испытывая потребность в общении, он не может ее реализовать в силу присущей ему тревожности, что еще более усугубляет тревожный компонент в структуре его личности, а демонстративные тенденции переносятся в воображаемый план.

Компенсируя испытываемый им недостаток внимания, такой ребенок иногда лжет
, что вызывает к нему отрицательное отношение со стороны детей (особенно, если такая черта отрицательно оценивается родителями).