Файл: Задание 2 составление.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 93

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Речные отложения (аллювий) слагают поймы и надпойменные террасы речных долин. На более высоких, морфологически выраженных террасовых ступенях следует показывать более древние речные осадки, которые не должны смыкаться с аллювием более низких уровней. Иначе говоря, каждой террасе должен соответствовать свой комплекс аллювиальных отложений. Они сложены аналогичными по генезису и строению осадками, но различаются по времени их образования – по возрасту.

Приуроченный к надпойменной террасе (НПТ) аллювий изображают толщей с практически горизонтальной подошвой и примерно одинаковой мощностью на всем протяжении террасы, что связано с механизмом его накопления в ходе блуждания русла в близкой к горизонтальной плоскости днища долины. У тылового шва НПТ (дальше которого перемещение русла при ее формировании не распространялось) должно быть показано «прислонение» аллювия к породам, слагающим коренные склоны долины (ограничивающие долину), или к более древнему аллювию вышележащей террасы. Прислонение отражается на профиле относительно резкой наклонной или даже субвертикальной границей всей аллювиальной толщи НПТ: эта граница отражает момент врезания водотока в более древние породы за счет глубинной эрозии. Нужно стремиться осознавать и учитывать механизмы процессов, создававших те или иные формы рельефа и пачки отложений (в указанном случае – флювиальных), используя полученные на лекциях и семинарах знания и соответствующую учебную литературу (Щукин, 1960; Лютцау, 1971; Рычагов, 2006; и др.).

Нужно понимать, что границы пластов и элементы рельефа земной поверхности во многих случаях находятся в «гармонии» между собой, правильно сочетаясь или продолжая друг друга. Особенно наглядно это проявляется именно для флювиальных комплексов, и данные знания помогают при проведении границ на профиле. Так, субвертикальная граница аллювиальной толщи НПТ обычно плавно переходит вверх в вышележащий (над террасой) эрозионный склон (для верхней или же единственной НПТ – в коренной склон долины). По существу указанная единая линия есть след врезания реки от уровня междуречий до уровня НПТ (хотя и несколько измененный в дальнейшем склоновыми процессами). Аналогично уступ нижней (или единственной) надпойменной террасы плавно переходит в субвертикальную границу, отделяющую ее аллювиальную толщу от аллювия поймы
, и их единая линия есть след врезания реки от уровня данной НПТ до уровня современной поймы (точнее – русла). Это – результат этапа преобладающей глубинной эрозии. Если же этап преобладания глубинной эрозии сменяется этапом преобладания боковой эрозии (обычно вследствие климатических или тектонических изменений), то смещение русла и формирование поймы (и слагающего ее аллювия) происходит практически в горизонтальном направлении, что и отражают субгоризонтальные границы, разделяющие разные фации аллювия внутри всей аллювиальной толщи поймы, а также подошва толщи. В районе тылового шва НПТ ее аллювий нередко бывает перекрыт делювием или другими склоновыми отложениями, поступившими на террасу с вышележащих склонов. Мощность подобных склоновых толщ обычно бывает тем больше, чем древнее терраса.

Разрез аллювия высокой поймы и надпойменной террасы имеет, как правило, двучленное строение, которое отражается на профиле. Внизу обычно залегают пески или песчано-галечные отложения, накапливавшиеся в русле реки (русловая фация аллювия), выше по разрезу они перекрываются более тонкими осадками (мелкозернистыми песками, супесями или суглинками), отложенными на поверхности террасы в то время, когда она была поймой и заливалась в половодья или паводки (пойменная фация аллювия). На уровне современной низкой поймы (в первую очередь, на прирусловых отмелях) слой пойменной фации еще не сформирован, и она сложена только русловым аллювием. Местами среди аллювиальных толщ поймы и НПТ (русловой и пойменной фаций) встречаются линзы глин или тяжелых суглинков, богатых органическими остатками. Они образовались в отчлененных от реки участках прежнего русла (старицах), представляющих собой замкнутые водоемы, и относятся к старичной фации аллювия. Ширина линз старичного аллювия на профилях должна находиться в соответствии с шириной стариц, в которых отложились эти осадки. Обычно она соизмерима с шириной современного русла (при образовании старицы изменилось лишь положение русла в пределах поймы). На пойме и наиболее молодых (низких) НПТ старицы бывают выражены в рельефе в виде более или менее четко выраженных продолговатых замкнутых или полузамкнутых понижений. На поймах в них обычно располагаются старичные озера или – при зарастании – болота, в которых продолжается отложение старичного аллювия (в болотах тонкие старичные отложения перекрываются торфом). На НПТ старицы в рельефе выражены хуже, а нередко вообще не заметны

, т. к. полностью перекрыты отложениями пойменной фации аллювия либо склоновыми осадками.

Ледниковые отложения (морена)

Отложения, связанные с материковыми оледенениями, чаще всего залегают плащеобразно на разновозрастных доледниковых породах, смягчая неровности доледникового рельефа. При этом морены разновозрастных ледниковых покровов (в нашем случае окского, днепровского, московского) могут чередоваться с межледниковыми осадками флювиогляциального, древнеаллювиального или озерного генезиса, но могут и непосредственно налегать друг на друга (если в межледниковые эпохи на данном участке преобладала денудация либо более молодой ледник экзарировал – «выпахивал» – поверхность, сложенную более древней мореной). Наибольшее распространение и максимальную мощность имеет обычно морена самого последнего ледника, покрывавшего ту или иную территорию (хотя и не всегда – так, днепровская морена может иметь заметно большую мощность, чем московская, поскольку сам днепровский ледник, видимо, был более мощным). Следует обратить внимание на то, что фрагменты одного и того же слоя морены, залегающие на разных берегах реки (слагающие противоположные коренные склоны долин и цоколи террас на разных бортах речной долины), чаще всего располагаются на одних и тех же или близких высотах. Обусловлено это тем, что ранее они представляли собой единый слой, но в послеледниковое время были прорезаны рекой. Это нужно иметь в виду при проведении подошвы и кровли моренного слоя, «разорванного» речной долиной, особенно при недостаточном количестве результатов бурения (см. рис. 5).

Покровные суглинки обычно залегают плащеобразно на ледниковых и водно-ледниковых осадках, мало изменяя рельеф подстилающей поверхности и лишь несколько увеличивая ее абсолютные высоты.

Делювиальные отложения также залегают плащеобразно на пологих склонах. Их мощность увеличивается в нижней части склонов и сокращается в верхних. На крутых участках склонов мощность делювия относительно мала, или он отсутствует совсем.

Как указывалось выше, после проведения границ слоев разного возраста и генезиса некоторые из них следует еще подразделить по литологическому признаку. Это должно быть сделано в тех случаях, когда единая по генезису и возрасту толща неоднородна по литологии в горизонтальном (при фациальном замещении) или вертикальном (при напластовании) направлении, что отражает фациальные различия в условиях накопления осадков.


После завершения данного этапа работу представляют преподавателю на проверку, после чего вносят соответствующие исправления и уточнения.
Четвертый этап – окончательное оформление профиля. К этому этапу следует приступать после утверждения преподавателем чернового («карандашного») варианта профиля. При окончательном оформлении профиля пласты горных пород закрашиваются (цветными карандашами или акварельными красками) соответствующими цветами в зависимости от их возраста и генезиса; штриховыми обозначениями отражают литологический состав отложений (вместе с включениями органических остатков) в соответствии с легендами, приведенными в Приложении V (А, Б, Г). При этом сначала лучше дать фоновую раскраску, а поверх нее черной гелевой ручкой (или черной тушью) нанести границы слоев, их генетико-возрастные индексы и литологические обозначения (по всей площади слоя на профиле). Перед началом этого «чистового» этапа (и после утверждения «карандашного» варианта преподавателем) все «рабочие» нанесенные ранее пометки с профиля убираются (штрихи по краю миллиметровки; черточки, отображающие границы слоев на земной поверхности, вместе с индексами слоев; черточки, показывавшие подошвы и кровли пластов и многочисленные индексы пластов около линий скважин и т. п.). Общие границы пластов «поднимаются» черным цветом. Теперь наносится и горизонтальная линия по основанию профиля (ниже самого нижнего забоя на 2–3 см), соединяющая нижние концы шкал высот и служащая шкалой заложений для профиля.

Раскраску нижнего слоя следует постепенно сводить «на нет» ниже забоев самых глубоких скважин, вскрывших его: тем самым показывается, что положение подошвы слоя и его истинная мощность точно неизвестны (аналогично, штриховка, наносимая на участок наиболее древнего слоя, в его нижней части обрывается ниже забоев самых глубоких скважин). На каждый слой достаточно одного индекса. Если слой «разорван» на фрагменты, то индекс обязательно дается для каждого фрагмента (ранее нанесенные карандашом «рабочие» индексы у каждой скважины перед раскраской стираются). В пределах слоя (фрагмента) индекс помещается в кружок, оставляя его свободным от раскраски. Индексы маломощных слоев могут быть подписаны за их пределами, но с использованием черточек-указателей. Черным цветом «поднимаются» на
профиле также шкалы высот с обеих сторон, индексы ориентировки профиля (например, СЗ–ЮВ), линии скважин, включая значки устья (малым треугольником или жирной точкой) и забоя (горизонтальной черточкой по 1 мм в стороны от линии скважины) и номера скважин. Ранее нанесенные простым карандашом границы пластов убираются, поскольку на профиле проведены общие границы пластов.

На геолого-геоморфологический профиль наносится также (после консультаций с преподавателем) текстовая информация о формах и элементах рельефа. Подписываются черным цветом (над гипсометрической линией) названия пересекаемых профилем элементов и форм рельефа (можно аббревиатурой с расшифровкой ее в правой части блока «Условные обозначения»). Например: П (пойма), I НПТ (I надпойменная терраса), ККЭС (крутой коренной эрозионный склон), ХЗМР (холмисто-западинная моренная равнина); Б (бровка), ТШ (тыловой шов) и т. п. Кроме того, вертикальными линиями над гипсометрической линией указываются границы долины реки (бровки долины) и междуречья с соответствующими надписями. Возрастными (без генетических) индексами рядом с названиями форм и элементов подписывается их возраст. Следует помнить, что формы аккумулятивные (моренные холмы и западины, пойма, аккумулятивные НПТ) имеют тот же возраст, что и слагающие их отложения (для междуречных участков, перекрытых покровными суглинками, возраст последних не учитывается, поскольку они мало меняют морфологию ранее образованных поверхностей). Возраст денудационных элементов и форм рельефа определяется чаще всего методом возрастных рубежей. Так, возраст эрозионных склонов моложе, чем вышележащая поверхность, которую он «срезает», но более древний (точнее, не моложе), чем нижележащая поверхность, на которую он «опирается». Например, уступ позднеплейстоценовой НПТ, опирающийся на голоценовую пойму, моложе площадки этой террасы, но старше поверхности поймы, т. е. возраст этого уступа – рубеж Q3–Q4. Данную часть работы – нанесение на профиль названий и индексов возраста элементов и форм рельефа (не отложений!) – рационально проводить позднее, вместе с составлением геоморфологической карты на участок вдоль линии профиля (задание 4). Таким образом, на проверку преподавателю профиль представляется дважды