Файл: Удк 336. 22(470) федеральные налоги и их роль в бюджетной системе российской федерации.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 39
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
УДК 336.22(470)
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГИ И ИХ РОЛЬ В БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Карнаухий Александр Сергеевич
студент кафедры «Экономики и финансов»Гуманитарно-педагогическаяакадемия(филиал)
ФГАОУВО«Крымскийфедеральныйуниверситетим.В.И.Вернадского»,г.Ялта
Научный руководитель:
МатюнинаМаринаВикторовна
кандидатэкономическихнаук,доценткафедры экономикиифинансов
Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)ФГАОУВО«Крымскийфедеральныйуниверситетим.В.И.Вернадского»,г.Ялта
Аннотация. В данной статье рассмотрены федеральные налоги, взимаемые на территории Российской Федерации, проанализирована динамика их поступлений в бюджетную систему РФ за 2018-2021 годы. Сделаны выводы об основных тенденциях, выявлена роль федеральных налогов в бюджетной системе Российской Федерации.
Ключевые слова: налоги, федеральные налоги, бюджетная система.
Abstract. This article examines the federal taxes levied on the territory of the Russian Federation, analyzes the dynamics of their revenues to the budget system of the Russian Federation for 2018-2021. Conclusions are drawn about the main trends, the role of federal taxes in the budget system of the Russian Federation is revealed.
Keywords: taxes, federal taxes, budget system.
Актуальность темы обусловлена тем, что федеральные налоги являются одним из важнейших источников финансирования деятельности государства.
Целью данной статьи
является анализ динамики и структуры поступлений федеральных налогов в бюджетную систему Российской Федерации.
Налоги – это одно из важнейших звеньев экономики всех государств. Можно сказать, что налоги – это цена, которую платит население за проживание в благоустроенном государстве. За счет налоговых поступлений финансируются социально-экономические программы, содержатся государственные структуры, которые обеспечивают существование и функционирование государства и т.д. Именно поэтому разработка и создание налоговой системы, которая удовлетворяла бы всем требованиям современного мира, является первоочередной задачей любой страны [3]. От эффективности определения ставок и условий налогообложения зависит собираемость федеральных налогов, их структура в доходах бюджетной системы Российской Федерации.
В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены Налоговым кодексом и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации [1].
Часть доходов, полученных от федеральных налогов, может поступать в бюджеты различных уровней. То есть существуют нормативы отчислений федеральных налогов и
сборов в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты.
Важно отметить, что среди федеральных налогов и сборов в федеральный бюджет не поступают налог на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) и сборы за пользование объектами животного мира. Налог распределяется между бюджетами субъектов Российской Федерации (85%) и местными бюджетами (15%). Сбор же подлежит зачислению только в бюджеты субъектов Российской Федерации [5].
Поступление федеральных налогов в консолидированный бюджет (в целом по Российской Федерации) за 2018-2021 гг. представлено в таблице 1.
Таблица 1 – Поступление федеральных налогов в консолидированный бюджет Российской Федерации за 2018-2021 гг., млн. руб. [2]
| 2018 г. | 2019 г. | 2020 г. | 2021 г. | Прирост, 2021/2018 г., % |
Налоговые доходы, всего | 21 142 045 | 22 503 367 | 20 737 773 | 28 124 177 | 33,02 |
Налог на добычу полезных ископаемых | 6 127 369 | 6 106 392 | 3 953 648 | 7 338 112 | 19,76 |
Налог на прибыль организаций | 4 099 996 | 4 543 115 | 4 018 112 | 6 081 601 | 48,33 |
Налог на добавленную стоимость | 3 761 173 | 4 481 742 | 4 500 589 | 5 790 723 | 53,96 |
Налог на доходы физических лиц | 3 652 986 | 3 955 216 | 4 251 921 | 4 882 602 | 33,66 |
Акцизы | 1 494 350 | 1 278 909 | 1 837 239 | 676 987 | -54,70 |
Налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья | - | 101 081 | 149 036 | 1 008 658 | - |
Государственная пошлина | 37 464 | 37 633 | 37 125 | 37 322 | -0,38 |
Водный налог | 2 772 | 3 214 | 3 569 | 4 129 | 48,95 |
Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов | 2 857 | 2 649 | 2 612 | 2 862 | 0,18 |
Исходя из данных таблицы 1, наибольший удельный вес в налоговых поступлениях в бюджетную систему РФ занимают налог на добычу полезных ископаемых, налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц и налог на добавленную стоимость.
Наибольшую долю в налоговых доходах консолидированного бюджета занимает налог на добычу полезных ископаемых (26,09% от налоговых доходов консолидированного бюджета в 2021 году). По налогу на добычу полезных ископаемых (далее – НДПИ) наблюдалось существенное сокращение поступлений в 2020 году и затем существенный рост в 2021 году.
Налог на прибыль организаций имеет положительную динамику, за исключением спада в 2020 году. Доля данного налога в налоговых доходах в 2021 году составила 21,62%. Колебания в объемах поступлений по федеральным налогам обусловлены изменениями, происходящими в экономике государства. Однако внешнеэкономические
факторы тоже воздействуют на объемы и структуру налоговых доходов страны [5].
Важное место в российской налоговой системе занимают такие косвенные налоги как налог на добавленную стоимость и акцизы. Этими налогами облагается как внутренний товарооборот, так и движение товаров, которое складывается при трансграничной торговле.
Рост поступлений по налогу на добавленную стоимость (далее – НДС) является стабильным, как и уровень его собираемости, что свидетельствует об эффективном администрировании. В 2019 году произошло серьезное изменение в Налоговом кодексе
Российской Федерации в части обложения налогом на добавленную стоимость, а именно повышение налоговой ставки с 18 до 20%. За анализируемый период 2018-2021 года по НДС наблюдается положительная динамика поступлений. НДС составил 20,59% от налоговых доходов консолидированного бюджета РФ в 2021 году.
Поступление в 2021 г. акцизов в консолидированный бюджет сократилось. Доля акцизов в налоговых доходах консолидированного бюджета составила 2,4%.
Такие показатели как уровень развития малого и среднего бизнеса, уровень безработицы также оказывают влияние на формирование налоговых доходов бюджета. Чем больше безработных, тем меньше поступлений по НДФЛ. В последние годы налоговые органы активно борются с «серыми» зарплатами [5]. По НДФЛ можно отметить положительную динамику. НДФЛ составил 17,36% от налоговых доходов консолидированного бюджета РФ в 2021 году.
Принципиальное отличие налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья и налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) заключается в том, что новый налог взимается с финансового результата, а не с выручки. Таким образом, выплата осуществляется только в том случае, если промышленная разработка участка недр оказалась рентабельной. В 2021 г. наблюдается существенный рост НДПИ. Доля НДПИ в структуре налоговых доходов консолидированного бюджета РФ составил 3,59% в 2021 году.
Водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов и государственная пошлина незначительную долю в налоговых доходах консолидированного бюджета РФ.
В современной налоговой системе