Файл: Психологические особенности детей раннего дошкольного возраста.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 181

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Частное учреждение дополнительного профессионального образования

«Институт повышения квалификации «СПЕЦИАЛИСТ»

ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА

КУРСА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ:

«ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Тема: Психологические особенности детей раннего дошкольного возраста

Выполнил(а):

слушатель КПК Воронова С. Д.

г. Ярославль,

2022

СОДЕРЖАНИЕ


Введение

3

1

ОСНОВНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

5

1.1

Особенности развития детей дошкольного возраста

5

1.2

Психологические особенности развития детей раннего дошкольного возраста

8

2

ВЛИЯНИЕ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

11

2.1

Влияние дошкольного учреждения на развитие личности ребенка

11

2.2

Деятельность воспитателя по формированию психологических особенностей детей раннего возраста

12

Заключение

16

Список использованных источников

17

Приложение А Конспект занятия в ДОУ для детей раннего дошкольного возраста по теме «В гостях у зайки»

18


ВВЕДЕНИЕ

Специфика изучения ребенка в психологии состоит в том, что исследуются не столько психические процессы и качества сами по себе, сколько законы их возникновения и становления. Детская психология показывает механизмы перехода от одной возрастной стадии к другой, отличительные признаки каждого периода и их психологическое содержание. Психическое развитие нельзя рассматривать как уменьшение или увеличение каких-либо показателей, как простое повторение того, что было раньше. Психическое развитие предполагает появление новых качеств и функций и в то же время изменение уже существующих форм психики. То есть психическое развитие выступает как процесс количественных и качественных изменений, взаимосвязанно происходящих в сфере деятельности, личности и познания. Непрерывность развития психики прерывается, когда в ней появляются качественно новые приобретения и оно делает резкий скачок.


Дошкольный возраст является важнейшим в развитии человека, так как он заполнен существенными физиологическими, психологическими и социальными изменениями. Это период жизни, который рассматривается в педагогике и психологии как самоценное явление со своими законами, субъективно переживается в большинстве случаев как счастливая, беззаботная, полная приключений и открытий жизнь.

Характеристика психологических особенностей развития детей дошкольного возраста необходима для правильной организации осуществления образовательного процесса, как в условиях семьи, так и в условиях дошкольного образовательного учреждения (группы).

Цель работы – определить психологические особенности детей раннего дошкольного возраста.

Задачи:

  • выделить особенности развития детей дошкольного возраста,

  • рассмотреть психологические особенности развития детей раннего дошкольного возраста,

  • определить влияние дошкольного учреждения на формирование психологических особенностей детей раннего возраста,

  • разработать план занятия для детей раннего дошкольного возраста с учетом их психологических особенностей.

Методы исследования: анализ и систематизация научно-методической литературы и практического опыта по теме работы.

  1. ОСНОВНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА




    1. Особенности развития детей дошкольного возраста


В психологии процесс развития ребёнка рассматривается как появление нового в личности. По мнению учёного, Льва Семёновича Выготского, существуют четыре закона развития ребенка. К ним относятся:

  • цикличность развития,

  • неравномерность развития,

  • «метаморфозы»,

  • сочетание процесса эволюции и инволюции в развитии ребенка.

Цикличность развития. Развитие протекает во времени. Особенность года или месяца в жизни ребенка определяется местом в циклах развития. Темп и содержание развития ребенка в каждом временном цикле различны. Периоды подъема сменяются периодами замедления. Это характерно как для отдельных психических функций (памяти, речи, интеллекта), так и для развития психики ребенка в целом [2].

Неравномерность развития. Разные стороны личности и психические функции развиваются не одновременно. Сначала развиваются ведущие, но более простые психические функции – ощущение и восприятие, затем сложные – внимание и воображение. Развитие психических функций происходит путем преобразования устаревшей на данном возрастном этапе системы психических функций в новую, более совершенную систему.



«Метаморфозы». Развитие не сводится только к количественным изменениям, это цепь качественных изменений. Ребенок – не маленький взрослый, его психика своеобразна – на каждом возрастном этапе происходят качественные изменения, отличные от предыдущего периода, и у разных детей развитие происходит в разном темпе.

Сочетание процесса эволюции и инволюции в развитии ребенка. Психические процессы предыдущего периода отмирают или преобразуются в новые, более совершенные. Например, ребенок, научившись ходить, перестает ползать. Инволюционные процессы, запаздывающие по каким-либо причинам, приводят к инфантилизму (сохранению старых черт наравне с новыми) [4].

Понятие «новообразование» в психическом развитии ребенка и стабильные и кризисные стадии развития были введены Л. С. Выготским. Для стабильного периода развития характерно плавное течение, без резких сдвигов и перемен. Незначительные, минимальные изменения, происходящие на протяжении длительного времени, накапливаются и в конце периода дают скачок в развитии  появляются так называемые возрастные новообразования. Стабильные периоды длятся несколько лет. А новообразования носят устойчивый для личности ребенка характер. Кроме стабильных периодов Л. С. Выготский ввел кризисные периоды развития. По мнению известного психолога, кризисы длятся недолго, до нескольких месяцев, лишь при неблагоприятном течении затягиваются до года или двух лет. Кризис начинается и заканчивается незаметно, его границы выражены неотчетливо. Границами возрастов и являются, кризисы [5].

Каждый возраст характеризуется:

  • социальной ситуацией развития;

  • ведущей деятельностью в мотивационно-потребностной или интеллектуальной сфере личности;

  • возрастными новообразованиями, появляющимися в конце стабильного периода;

  • возрастными кризисами.

Учёные-психологи определяют социальную ситуацию развития, как отношение между ребенком и окружающей его социальной действительностью. Ведущей может называться только та деятельность, в связи с которой происходят главные изменения в психике ребенка и внутри которой развиваются психические процессы, подготавливающие переход ребенка к новой высшей ступени его развития [2].

В дошкольном детстве активно используется понятие «сензитивные периоды развития» – это периоды наибольшей чувствительности и предрасположенности к каким-либо видам деятельности. Так, сензитивный период развития речи у ребенка проявляется от года до трёх лет, языковых способностей – от пяти до семи лет. Сензитивный период совпадает с возможностями обучения ребенка определенному виду деятельности, развитию способностей [8].


Воображение – одно из существенных психических новообразований у детей дошкольного возраста. Оно имеет много общего с памятью: и там, и там используются образы и представления. Память располагает понятием «воспроизводящее воображение», что тесно связывает две эти психические функции. Однако, помимо воспроизведения предметов прошлого опыта, воображение помогает ребенку создавать новое, чего не было в его опыте раньше. Предпосылки развития воображения закладываются у ребенка в раннем детстве, а расцветают в дошкольном возрасте. Следующее важное новообразование в психике детей данного периода – возникновение произвольного поведения. Поведение ребенка из импульсивного и непосредственного становится управляемым нормами и правилами общественного поведения. У дошкольника впервые возникает вопрос о поведении, создается внутренний образ своих поступков, который является регулятором. Ребенок начинает управлять своим поведением, сравнивая его с созданным на уровне представления образцом. Формируется осознание собственного поведения [7].

Осознание своего поведения связано личным самосознанием. Самосознание – одно из важнейших новообразований дошкольного возраста. Переходя с этапа на этап дошкольного детства, накапливая мнение о себе, совершенствуя функцию воображения, ребенок начинает оценивать свои умения, свое место в системе отношений с другими людьми и сверстниками, осознавать свои и чужие действия, внутренние переживания. Постепенно ребенок проходит путь через предъявления себя миру «Я сам», отрицания и противопоставления себя взрослым, к открытию своего внутреннего мира, своей внутренней жизни – к личному самосознанию. Все появляющиеся новообразования не возникают сами по себе; они зарождаются и развиваются в специфичных для дошкольного возраста видах деятельности [2].

Дошкольный возраст связан с ведущей деятельностью – сюжетно-ролевой игрой, где взрослый становится образцом для подражания. В сюжетной игре моделируются социальные отношения. Здесь же происходит развитие общих и специфических способностей ребенка. Таким образом, этапность в развитии ребенка позволяет лучше понять закономерные изменения, специфику и особенности преобразований в растущей личности, ведущую деятельность [4].


    1. Психологические особенности развития детей раннего дошкольного возраста



Раннее детство состоит из двух стадий – младенческого возраста (от рождения до года) и раннего возраста (от одного года до трех лет).

Отличительными особенностями ребенка раннего возраста являются:

  • ускорение темпа роста и развития по сравнению с младенческим этапом несколько снижается;

  • интенсивно созревают сенсорные и моторные зоны коры головного мозга, более отчетливо проявляется взаимосвязь физического и психического развития;

  • совершенствуются нервные процессы, их уравновешенность и подвижность;

  • увеличивается период активного бодрствования;

  • ребенок овладевает основными движениями (действия с предметами, ходьба, бег, лазание);

  • формируются элементарные гигиенические навыки;

  • проявляется любознательность к окружающему миру, проявляется первичное экспериментирование;

  • развиваются основы наглядно-образного и символического мышления;

  • активно идет овладение родным языком, усваиваются основные грамматические категории и речевой словарь;

  • появляется интерес к другому «Я», стремление к взаимодействию со взрослыми и сверстниками;

  • осознается половая принадлежность («Я – мальчик как папа», «Я – девочка как мама»);

  • потребность в эмоциональных контактах со взрослыми выражается в проявлении чувств к близким;

  • появляется фундаментальная личностная характеристика трехлетнего ребенка («Я сам», «Я могу»);

  • у ребенка появляется стремление к достижению результата, гордость за результат своей деятельности [7].

Конец этого периода завершается кризисом трёх лет, в котором проявляется возросшая самостоятельность ребенка, чувство гордости, новообразования: «система Я», сознание «Я сам». Отрицательными симптомами кризиса являются негативизм, упрямство, строптивость и своеволие, непослушание. Кризис можно смягчить правильными действиями взрослого. Особенно созданием ситуации успеха. Гордость ребенка за свои действия и результаты продуктивной деятельности требуют положительной оценки взрослого. Это функция ценителя достигнутых ребенком результатов.

Отсутствие у ребенка интереса к оценке взрослого, потребность только в положительной оценке независимо от достигнутого, отсутствие переживания неуспеха в деятельности – признаки неправильного воспитания. Оценка взрослого помогает становлению «системы Я», одобрение поддерживает уверенность в себе, в том, что он хороший, его любят. Отрицательные же оценки взрослого влияют на взаимоотношения ребенка с другими детьми, приводят к эмоциональному неблагополучию [4].