Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 37
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
§ Проективные игры
§ Познавательные игры
§ Рисование цветным песком
§ Посыпание цветной морской солью
§ Элементы сказкотерапии
§ Музыкальное сопровождение
Основные принципы игр на песке
1. Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребёнок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность.
Для этого подбираются задания, соответствующие возможностям ребенка; формулируется инструкция к играм в сказочной форме; исключается негативная оценка его действий, идей, результатов, поощряется фантазия и творческий подход.
2. «Оживление» абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур и пр.
Реализация этого принципа позволяет сформировать и усилить положительную мотивацию к занятиям и личностную заинтересованность ребенка в происходящем.
3. Реальное «проживание», проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями сказочных игр.
На основе этого принципа осуществляется взаимный переход воображаемого в реальное и наоборот. Например, оказавшись в роли Спасителя Принцессы, ребенок не только предлагает выход из ситуации, но и реально разыгрывает ее на песке с помощью миниатюрных фигурок. Так, он «на деле» убеждается в правильности или ошибочности выбранного пути.
1.3. ОБЩИЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ.
Для организации процесса песочной терапии потребуются песочница (ящик для песка), песок, вода, коллекция миниатюрных фигурок.
ПЕСОЧНИЦА
Песочница представляет собой деревянный ящик. Традиционный его размер в сантиметрах 50х 70х 8 (где 50 х 70 — размер поля, а 8 — глубина). Считается, что такой размер песочницы соответствует объему поля зрительного восприятия. Мы немало экспериментировали с размером и формой песочницы и пришли к выводу, что данный размер действительно наиболее удачен и гармоничен.
Традиционный размер песочницы предназначен для индивидуальной работы. Когда мы переходим к групповой работе, пространство традиционной песочницы оказывается слишком малым, поэтому для групповой работы мы рекомендуем использовать песочницу размером 100 х 140 х 8 см.
МАТЕРИАЛ
Традиционным и предпочтительным материалом является дерево. В практике работы с песком во многих дошкольных учреждениях используются пластиковые ящики, но в них песок не «дышит».
ЦВЕТ
Традиционная песочница сочетает естественный цвет дерева и голубой цвет. Дно и борта (за исключением верхней плоскости досок бортов) окрашиваются в голубой цвет. Таким образом, дно символизирует воду, а борта — небо.
Голубой цвет оказывает на человека умиротворяющее воздействие. Кроме того, наполненная песком «голубая» песочница являет собой миниатюрную модель нашей планеты в человеческом восприятии. Цвет бортов может меняться. Экспериментировать с разноцветными бортами песочницы можно при помощи разноцветных дощечек, по размеру четко подогнанных под борта песочницы. Если позволяют средства и пространство кабинета, можно экспериментировать и с разноцветными песочницами, когда дно и борта окрашиваются в один или несколько цветов. Если они одинакового размера, их можно хранить, складывая друг на друга и, образуя таким образом, сказочный домик. Крыша сооружается из соломы и веток дополнительно. Разноцветные песочницы полезны не только для терапевтической, но и для коррекционно-развивающей работы с ребенком.
Песочницу заполняем на одну треть или наполовину чистым (промытым и просеянным), прокаленным в духовом шкафу песком. Используемый песок время от времени необходимо менять или очищать. Очищение производится не реже одного раза в месяц. Песок нужно изъять из песочницы, просеять, промыть и прокалить.
Для организации игр с песком будет необходим большой набор миниатюрных предметов и игрушек, в совокупности символизирующих мир. В классической песочной терапии существует следующая классификация предметов, используемых в процессе создания песочных картин:
• люди. Разнообразные по полу, возрасту, культурной и национальной принадлежности, профессиям, эпохе (от первобытных до современных). Позы должны быть как динамические, так и статические;
• наземные животные (домашние, дикие, доисторические);
• летающие животные (дикие, домашние, доисторические);
• обитатели водного мира (разнообразные рыбы, млекопитающие, моллюски, крабы);
• жилища с мебелью (дома, дворцы, замки, другие постройки, мебель различных эпох, культур и назначения);
• домашняя утварь (посуда, предметы обихода, убранства стола);
• деревья и другие растения (цветы, трава, кустарники, зелень и пр);
• объекты небесного пространства (солнце, луна, звезды, радуга, облака);
• транспортные средства (наземный, водный, воздушный транспорт гражданского и военного назначения, фантастические транспортные средства),
• объекты среды обитания человека (заборы, изгороди, мосты, ворота, дорожные знаки);
• предметы, связанные с верованиями человека (храмы, иконы, божки, алтари);
• объекты ландшафта и естественной активности Земли (вулканы, горы);
• аксессуары (бусы, маски, ткани, пуговицы, пряжки, ювелирные изделия и пр );
• естественные природные предметы (кристаллы, камни, раковины, куски дерева, металла, семена, перья, отполированные водой стеклышки и пр );
•оружие;
• фантастические предметы и персонажи мультфильмов, фэнтези, фигурки-оборотни;
• злодеи (злобные персонажи мультфильмов, мифов, сказок).
Итак, все, что встречается в окружающем мире, может занять достойное место в коллекции. Если для занятий не хватает каких-либо фигурок-образов, их можно вылепить из пластилина, глины теста, вырезать из бумаги.
Коллекция фигурок располагается на полках. Если места на полках недостаточно для размещения всей коллекции, то могут использоваться и прозрачные коробки.
Когда на занятие приходит ребенок или группа детей, то предложение «поиграть в песочнице» выглядит совершенно естественным.
2.1. ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ИГРЫ В ПЕСОЧНОЙ СТРАНЕ.
Работать с песочницей мы начинаем сразу: сначала строим сказочные города, придумываем, что произойдет с жителями во время стихийного бедствия. Такие занятия проводятся с целью диагностики и психопрофилактики. Здесь можно определить лидера, конфликтного ребенка, выявить скрытые таланты.
Затем, на занятиях, включаются игры на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. Тактильные ощущения мы получаем через кожу: «горячее – холодное», «сухое – мокрое», «твердое – мягкое», «гладкое – острое». Кинестетические ощущения получаются во время движения.
Обычно используются игры, которые предлагают Т.Д. Зинкевич-Евстегнеева и Т.М. Грабенко в «Практикуме по креативной терапии»:
- поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и др.);
- выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро;
- «пройтись» ладонями по проложенным трассам, оставляя на них свои следы;
- создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук, ребрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка;
- «пройтись» по песку отдельно каждым пальцем правой и левой руки поочередно (сначала только указательными, затем – средними, безымянными, большими и наконец мизинчиками).
Далее можно группировать пальцы по два, по три, по четыре, по пять. Здесь уже ребенок сможет создать загадочные следы. Как хорошо вместе пофантазировать, отгадать чьи они?
Можно «поиграть» на поверхности песка, как на пианино или клавиатуре компьютера. При этом двигаются не только пальцы, но и кисти рук, совершая мягкие движения вверх-вниз. Для сравнения ощущений можно предложить детям проделать те же движения на поверхности стола. Песочницу можно использовать для нахождения определенной буквы, изготовленной из пластмассы и закопанной среди прочих в песке (вариация игры «Волшебный мешочек»). Предварительно ребенку завязывают глаза.
Взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние. Неоднократно приходилось наблюдать, как возбужденные дети, приходившие на занятие, успокаивались, становились значительно добрее. Наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики, мы стараемся научить детей прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Но самое важное – ребенок получает первый опыт рефлексии, учится понимать себя и других.
На первом этапе логопедической работы при восстановлении пробелов в развитии звуковой стороны речи мы используем игры на развитие фонематического слуха:
- выбрать фигурки, в названиях которых есть звук [а] или другой гласный;
- выбрать фигурки, в названиях которых есть автоматизируемый звук [с] или [ш] и т.д.
Затем задание можно конкретизировать: составить устно предложения, в которых слова со звуком [с] находятся вначале, середине, конце слова. Если обучающиеся все выполняют правильно, они получают ключ в страну принцессы «Эс» или «Ша» и т.д. и поселяют фигурки в этой стране, а сами становятся ее Почетными Гостями.
Очень любят дети лепить буквы из песка, сгребая его ребрами ладоней. Нравится им превращать буквы «Л» в «А», «Ч» в «Т», «О» в «Я» и т.д.
Слова на песке можно писать печатными и письменными буквами, сначала пальчиком, потом палочкой, держа ее как ручку. Песок позволяет дольше сохранить работоспособность ребенка. Ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге, где всегда видны следы ошибок. Это дает возможность ребенку ощущать себя успешным.
При изучении темы «Ударение» обучающийся произносит написанное на песке слово, интонационно выделяет ударный звук. Держа в руке фигурку «Феи Ударения» и «Волшебную палочку», он дотрагивается до буквы палочкой и оставляет над ней след ударения.
Тема «Деление слов на слоги» осваивается с помощью игры «Построй ступеньки». На возвышенностях, сделанных из песка, мы располагаем домики с одним, двумя и тремя окнами. Дети должны выложить ступеньки из слов, напечатанных на карточках, определившись, по какому принципу они будут располагаться (строить ступеньки). Возле домика с одним окном выкладываются односложные слова; с двумя – двухсложные; с тремя окнами – трехсложные.
Для развития навыка дифференциации звуков мы используем игру «Кто быстрее?» Песочница разбивается на два поля (можно поставить забор или сетку). Участники команды берут флажки, на которых написаны слова с пропущенными буквами, и получают задание вписать их (пропущены дифференцируемые буквы). Потом они ставят флажок на свое поле. Побеждает команда, выставившая больше флажков и правильно определившая пропущенные буквы.
Нравится детям игра «Мой город». Логопед дает задание выбрать фигурки, в названии которых есть заданный звук, и построить город, используя эти фигурки. Потом можно составить устный рассказ об этом городе и его жителях.
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ДИАФРАГМАЛЬНОГО ДЫХАНИЯ
Перед началом игр по развитию дыхания необходимо обучить детей следующим правилам, применяя игровые моменты:
· Набирай воздух через нос, не поднимая плечи, и надувай живот «шариком».
· Выдыхай медленно и плавно.
· Старайся так дуть, чтобы воздушная струя была очень долгой;
«ВЫРОВНЯЙ ДОРОГУ»
От детской машинки логопед проводит неглубокую канавку в песке, ребенок воздушной струей выравнивает дорогу перед машинкой;