Файл: Проблемы и особенности внешней культурной политики россии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 18

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ПРОБЛЕМЫ И ОСОБЕННОСТИ ВНЕШНЕЙ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ

Аннотация. В статье рассматриваются актуальные проблемы, связанные с развитием внешней культурной деятельности России, а также особенности ее реализации в современном мире. В статье подробно рассматриваются такие вопросы, как эффективность дипломатических мероприятий в области культуры, укрепление доверия со стороны других стран, продвижение русской культуры и языка, а также роль внешней культурной политики российского государства в укреплении международных отношений. Кроме этого, статья подчеркивает значимость межкультурного диалога и сотрудничества России с другими странами в культурной сфере. В целом, данная статья представляет провокационную точку зрения на текущую ситуацию в внешней культурной политике России, и может быть полезной для специалистов в области международных отношений и культуры.

Ключевые слова: Внешняя культурная политика, Россия, проблемы, особенности, дипломатические мероприятия, укрепление доверия, международные отношения, русская культура, межкультурный диалог, культурное сотрудничество.

Внешняя культурная политика является одним из важных аспектов внешней политики государства, которая направлена на укрепление международных отношений и пропаганду культурных ценностей. Россия, как ведущая страна мира, также не остается в стороне и активно развивает свою внешнюю культурную политику. Однако, несмотря на политический и культурный потенциал России, существуют некоторые проблемы в реализации данной политики. В статье будут рассмотрены особенности и проблемы внешней культурной политики России, а также предложены пути ее совершенствования, с учетом современных международных вызовов и возможностей.

Значение внешней культурной политики в международных отношениях заключается в том, что она является важным инструментом для укрепления международных связей и создания доверительных отношений между государствами. Внешняя культурная политика может способствовать развитию торговых и экономических отношений, повышению уровня туризма и активного взаимодействия в научных и культурных обменах. Она также способствует распространению культурных ценностей и традиций, формированию базиса для международного диалога и укреплению мирового сообщества в целом. Поэтому внешняя культурная политика является ключевым элементом формирования имиджа государства в международной арене, что в свою очередь влияет на уровень взаимопонимания и взаимодействия в различных сферах международных отношений.


Внешняя культурная политика представляет собой комплекс действий государства, «предпринимаемых различными институтами и направленных на организацию процессов отбора и трансляции культурных ценностей и их освоение другими народами, в том числе осуществление процессов международных культурных обменов» [4, с.136]. Исходя из научных исследований Боголюбовой Н.М., В.Д. Куликова С.П., Ольшанской, Поляковой Н.В., Телегиной Е.А. и др. можно выделить следующие особенности и проблемы внешней культурной политики России:

1. Достижение политических целей. Культурная внешняя политика направлена на укрепление позиций государства на международной арене, повышение его авторитета и привлекательности.

2. Поддержка культурных связей. Культурная дипломатия играет важную роль в поддержании связей с другими странами и народами.

3. Продвижение национальной культуры. Культурная внешняя политика направлена на продвижение национальной культуры за рубежом.

4. Развитие межкультурных отношений. Одной из главных задач культурной внешней политики является развитие межкультурных отношений, повышение взаимопонимания и доверия между народами.

5. Продвижение экспорта культурной продукции. Культурная внешняя политика направлена на расширение экспорта культурной продукции (кино, музыка, литература и т.д.), что способствует укреплению экономических связей с другими странами.

6. Создание позитивного образа страны. Культурная внешняя политика направлена на создание позитивного образа своей страны, укрепление признания и уважения со стороны других стран.

Среди проблем внешней культурной политики России можно выделить следующие:

  1. Отсутствие четко сформулированной стратегии. В России не разработана целостная стратегия внешней культурной политики, что ограничивает возможности в ее реализации. Отсутствие чётко сформулированной стратегии внешней культурной политики России может привести к ряду проблем.

Во-первых, это может привести к непониманию со стороны иностранных друзей и партнеров России о ее культуре и ценностях. Непонимание может возникнуть из-за неопределенности в целях и задачах культурной политики, отсутствия единой линии, противоречивости и несогласованности действий.

Во-вторых, отсутствие четкой стратегии может привести к упущению возможностей для продвижения российской культуры и языка за границей. Культурная политика России играет важную роль в привлечении туристов, инвесторов и потенциальных партнеров. Если стратегия не определена, то будут упущены возможности для продвижения российской культуры за рубежом.



В-третьих, отсутствие стратегии может привести к утрате влияния России на другие страны в культурной сфере и потерю культурного влияния на международной арене. Работа в этой сфере должна быть долгосрочной и дисциплинированной, иначе Россия рискует оставаться вне мировых процессов и не будет иметь достаточного влияния на международном уровне.

2. Ограниченность финансирования. Финансирование культурной политики, в том числе и внешней, ограничено, что усложняет ее эффективную реализацию. Недостаточное финансирование является одной из главных проблем в культурной политике России. Ограниченный бюджет государственных культурных программ и проектов снижает их масштаб и престиж, а также создает ограничения в развитии культурных индустрий в целом.

Невысокий уровень финансирования провоцирует и другие проблемы, такие как отставание в технологическом развитии и конкурентоспособности российских культурных индустрий, неспособность привлечь к творческой деятельности высококвалифицированных специалистов, неполную реализацию культурных потенциалов России на международной арене.

Также стоит отметить, что дополнительное финансирование зачастую приходится искать за счет частных спонсоров и благотворительных организаций. Это может приводить к тому, что культурные программы и проекты становятся зависимыми от них, что снижает их независимость и свободу творчества.

3. Низкий уровень взаимодействия. Несмотря на усилия в различных сферах, включая культурную, взаимодействие России с другими странами сохраняется на низком уровне. Эта проблема оказывает негативное влияние на имидж страны, международные отношения и развитие культурных индустрий.

Одной из причин низкого уровня культурного взаимодействия является недостаточная поддержка государственной дипломатии, которая занимается промоушеном культуры и искусства России за рубежом. Кроме того, отсутствие четкой культурной стратегии также влияет на уровень культурного взаимодействия, не позволяя стране эффективно продвигать свои культурные проекты. Еще одна причина -это существенная разница между культурами разных стран, которая может стать препятствием для эффективного культурного взаимодействия. В таких случаях необходима дополнительная работа по адаптации культурных проектов к местным условиям и особенностям культурной среды. Большое значение также имеет финансовая поддержка культурных проектов, которая может быть недостаточной, чтобы привлечь внимание зарубежной аудитории. Кроме того, даже при наличии адекватного финансирования, культурные проекты могут остаться незамеченными за границей из-за недостаточной маркетинговой стратегии.


4. Проблемы персонала. Внешняя культурная политика затрагивает множество культурных индустрий, однако, профессиональных и компетентных кадров не хватает для ее полноценной реализации.

В настоящее время многие занимаемые в данной области должности не имеют соответствующего опыта и квалификации. Другим важным фактором является малое количество вакансий и низкие зарплаты в данной сфере. В результате этого многие специалисты уходят работать за границу или в другие области, где условия и возможности лучше.

Также следует отметить, что государственная политика в области культуры и международного сотрудничества не всегда получает должную поддержку со стороны власти и общества. Это снижает интерес молодых людей к работе в данной сфере и приводит к недостатку квалифицированных специалистов.

5. Проблемы, связанные с информационной политикой внешней культурной политики России, могут быть следующими:

1. Недостаток информационных ресурсов. Россия недостаточно представлена в мировой информационной обстановке. Часто российское культурное наследие, современные достижения и преимущества, которыми можно было бы поделиться в мировом сообществе, остаются незамеченными.

2. Ограниченный доступ информации. В ряде стран информационный доступ к российской культуре ограничивается на политических основаниях. Кроме того, доступность информации на русском языке также ограниченна.

3. Недостаточный уровень промоушена российских культурных событий и мероприятий за границей. Часто это связано с отсутствием эффективных механизмов продвижения российской культуры на мировой арене.

4. Низкий уровень взаимодействия российских культурных ресурсов с зарубежными культурными сообществами. Это может быть связано с языковыми барьерами, отсутствием достаточных финансовых ресурсов или неблагоприятной политической обстановкой.

5. Отсутствие систематической работы по созданию эффективных технологий и инструментов промоушена российской культуры в современном информационном мире.

В целом, российская информационная политика внешней культурной политики требует совершенствования для более успешного продвижения российской культуры за рубежом и эффективного привлечения зарубежной аудитории к российской культуре сообществу. «Грамотно построенная работа по направлению культурной дипломатии позволит не только вести обмен опытом, способствуя взаимному обогащению культур, но и сохранять национальную культурную самобытность, защищая ее от деструктивного влияния извне» [6, с.346].


Исходя из анализа литературных источников можно сделать вывод:

-внешняя культурная политика России играет важную роль в укреплении её международной позиции, доверия со стороны других стран, создании позитивного образа России за рубежом и привлечении культурных и экономических связей.

-культура является существенным компонентом мягкой силы государства, поэтому развитие международного сотрудничества в области культуры может способствовать укреплению дипломатических отношений и расширению контактов в течение многих лет.

- внешняя культурная политика также способствует продвижению русского языка и культуры, пропаганде русской литературы, искусства, музыки, театра, кино, которые являются важными для понимания культурного наследия и современного общества в России.

В конечном итоге, развитие внешней культурной деятельности России имеет потенциал улучшения взаимопонимания и укрепления международных отношений между странами.

Список литературы.


  1. Основы государственной культурной политики. Утверждены Указом Президента Российской Федерации 21 декабря 2014 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/news/47325.

  2. Боголюбова, Н. М. Внешняя культурная политика России: исторический опыт и проблемы современного периода / Н. М. Боголюбова // -2013. -№ 3. – С. 142-147.

  3. Боголюбова, Н. М. Внешняя культурная политика России и зарубежных стран: учебное пособие / Н. М. Боголюбова, Ю. В. Николаева ; Н. М. Боголюбова, Ю. В. Николаева ; Санкт-Петербургский гос. ун-т. – Санкт-Петербург : Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2008. – ISBN 978-5-288-04466-3.

  4. Куликов С.П., Новиков С.В., Михайлова Е.О. Культурная политика Российской Федерации как инструмент «мягкой силы» // Коммуникология. 2018. Том 6. № 5. С. 134-154.

  5. Николаева Ю. В. Актуальные проблемы внешней культурной политики Франции в начале XXI века. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2013. 200 с.

  6. Ольшанская, В. Д. Внешняя культурная политика России на современном этапе / В. Д. Ольшанская // Культурные тренды современной России: от национальных истоков к культурным инновациям: Сборник материалов VII Всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и молодых учёных. В 5-ти томах, Белгород, 25 апреля 2019 года. Том 2. – Белгород: Белгородский государственный институт искусств и культуры, 2019. – С. 345-348.

  7. Основные направления работы МИД Российской Федерации по развитию культурных связей России с зарубежными странами // Дипломатический вестник. 2001. № 5. С. 56-61.

  8. Полякова, Н. В. Современная внешняя культурная политика России: направления и формы / Н. В. Полякова, Е. А. Телегина // Двадцать третьи Петровские чтения: Материалы Всероссийской научной конференции с международным участием, Санкт-Петербург, 15–16 декабря 2021 года. – Санкт-Петербург: Русская христианская гуманитарная академия, 2022. – С. 208-211.

  9. Тезисы «Внешняя культурная политика России - год 2000» // Дипломатический вестник. 2000. № 4.С. 76–84