Файл: Привязанность ребенка к матери как фактор индивидуализации эмоциональноличностного развития.ppt
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 26
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ПРИВЯЗАННОСТЬ РЕБЕНКА К МАТЕРИ КАК ФАКТОР ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ
Г.В. Бурменская,
ф-т психологии МГУ
Семья и формирование индивидуальных различий
Вместо предельно глобальной категории «среда» - конкретные особенности семьи и семейного воспитания, в центре внимания онтогенез как основной период возникновения, формирования и стабилизации индивидуальных особенностей человека.
Такой подход к проблеме реально сближает психологию возрастного развития и психогенетику.
Что отличает семейные отношения?
Семья – сложный комплекс тесных, длительных и эмоционально насыщенных межличностных отношений.
Семья (нормативная) обеспечивает фундаментальные условия психического развития, формирования личности ребенка. Отклонения значимы и имеют весьма ощутимые последствия.
Закономерности и индивидуально-типологические особенности развития можно и нужно анализировать в парадигме семейной системы, т.е. в рамках детско-родительских, детско-материнских, детско-отцовских, сиблинговых, прародительских и пр. отношений
Привязанность ребенка к матери (ПМ)
Плодотворность изучения роли семьи показывают исследования привязанности ребенка к матери.
Множество доказательств разностороннего и непреходящего влияния ранних эмоциональных связей ребенка с близким взрослым на формирование его индивидуально-типологических особенностей.
ПМ представляет значительный интерес для дифференциальной психологии развития.
Исследования ПМ – удачная иллюстрация теоретического подхода к типологии.
Теоретическая типология систематизирует и описывает многообразие индивидуальных свойств через выделение их генетического основания.
ПМ как нормативное новообразование и основание типологических различий
ПМ можно рассматривать как базовое возрастное новообразование, имеющее отчетливо разные, качественно специфические формы реализации (типы привязанности).
Разные типы привязанности обусловливают огромную вариативность, многообразие и специфичность форм индивидуального развития в онтогенезе.
Тип привязанности влияет на ход психического развития ребенка и задает его основные типологические варианты.
Теория привязанности в современной психологии
За четыре десятилетия теория привязанности Дж. Боулби фактически изменила психологию развития.
Сегодня это направление беспрецедентно мощное по интенсивности и обширности конкретной тематики исследований.
Установлено, что привязанность ребенка к матери (ПМ), формируясь в младенчестве, сохраняет свою активную роль и значение на протяжении всей жизни человека –
от колыбели до ухода в мир иной…
Что такое привязанность?
Привязанность – тесная, индивидуально направленная эмоциональная связь между ребенком и его матерью.
Телесный контакт или пространственная близость служат средством обеспечения чувства защищенности, снятия тревоги и дискомфорта.
Чувство защищенности для маленького, беспомощного ребенка – необходимое условие развития.
Только в состоянии покоя и удовлетворения базовых потребностей для него начинает открываться окружающий мир как предмет активной ориентировки, а затем и освоения.
По своим механизмам, ПМ – это сложная
СИСТЕМА ВНУТРЕННЕЙ РЕГУЛЯЦИИ.
ПМ как сложная регуляторная система
Компоненты системы ПМ:
когнитивные компоненты в виде опознавательных признаков, затем представлений и ожиданий, связанных с матерью,
эмоциональные реакции, сигнализирующие о потребностных состояниях ребенка и их удовлетворении, затем +/- эмоциональный опыт, переживаемый в контексте общения с матерью, собственно поведенческие реакции – плач, улыбка, приближение и следование, цепляние и др., затем общение в собственном смысле слова.
внутренние механизмы, связывающие все эти компоненты в единое функциональное целое, в рамках которого у ребенка формируются два базовых и изначально взаимосвязанных образа - «образ матери» и «образ Я».
Нормативность и своеобразие
ПМ – нормативное, т.е. обязательное для всех развивающихся детей новообразование.
Но ПМ вовсе не одинакова у разных детей и взрослых
!
Три основных ТИПА привязанности (и много более частных).
Надежный тип соответствует оптимальному ходу развития ребенка.
Амбивалентный и
избегающий типы свойственны проблемно протекающему, дисгармоничному развитию.
На что влияет тип ПМ (в развитии детей и подростков)?
Сфера общения и взаимоотношений
ПМ оказалась эффективным предиктором таких качеств, как
Многочисленные исследования позволили создать своего рода типологические портреты людей с разными типами ПМ.
Позитивно окрашенные взаимоотношения:
объект привязанности воспринимается как отзывчивый и доступный,
субъект привязанности - как значимый, достойный любви и заботы.
Доминирующая установка: близкие отношения дают защищенность, поддержку, освобождают от тревоги и напряжения.
В эмоциональном плане:
способность к большему самораскрытию и свободному выражению чувств, нет склонности к накоплению негативных эмоций и преувеличению трудностей, отношение к другим людям более позитивно и дружелюбно.
Негативные эмоции проявляются в контролируемой и невраждебной форме.
Индивидуально-типологические проявления НАДЕЖНОЙ ПРИВЯЗАННОСТИ (продолжение)
В ситуациях стресса
в большей степени способны сохранять веру в собственные силы и поддержку со стороны окружающих, воспринимать трудности как преодолимые.
В познавательном плане большая когнитивная открытость и гибкость, готовность признать свои ошибки, отсутствие излишней боязни критики…
Индивидуально-типологические проявления АМБИВАЛЕНТНОЙ ПРИВЯЗАННОСТИ
Отличительные черты детей и взрослых с АМБИВАЛЕНТНЫМ типом привязанности:
повышенная потребность в принятии, поддержке подтверждении своей значимости со стороны партнеров по общению,
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ГИПЕРАКТИВАЦИЯ:
сфера близких взаимоотношений пронизана неуверенностью и тревогой, память с готовностью актуализирует переживания обиды и гнева.
В поведении
повышенное внимание к объекту привязанности, стремление минимизировать дистанцию, добиться принятия, позиция зависимости («цепляния»).
Индивидуально-типологические проявления ИЗБЕГАЮЩЕЙ ПРИВЯЗАННОСТИ
Отличительные черты детей и взрослых с избегающим типом привязанности:
чувство дискомфорта в близких отношениях, ощущение уязвимости и зависимости,
формирование защитных механизмов, вытеснение неприятной информации, а также
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ГИПОАКТИВАЦИЯ как снижение самой восприимчивости к негативной информации, обеднение аффективной сферы, эмоциональная закрытость.
В поведении
тенденция к дистанцированию в межличностных отношениях, опора только на себя.
Новые исследования …….
Исследования показывают, что тип, характер привязанности существенно влияет на степень устойчивости человека к психической травме, на его способность противостоять стрессогенным и психотравмирующим событиям.
Подростки с надежным типом привязанности реже становятся наркозависимым, а в случае приобретения такой зависимости лучше поддаются лечению…
Данные свидетельствуют, что надежная ПМ – необходимое условие благоприятного варианта развития и формирования жизнестойкости,
ненадежные типы ПМ – факторы существенного риска, предрасполагающие к широкому спектру психологических трудностей, расстройств и нарушений.
Исследования ПМ на кафедре возрастной психологии МГУ
В русле типологического подхода ведется цикл исследований влияния ПМ на формирование других возрастных новообразований на разных этапах онтогенеза.
Результаты подтверждают, что ПМ ребенка действительно выполняет роль одного из генетических оснований, разные формы (типы) которого задают особый круг индивидуально-типологических характеристик.
Показано влияние ПМ на
Мировоззрение - ядро индивидуального мира человека. Содержит структурированные представления об общих закономерностях, которым подчиняется мир, общество и человек. Выполняет важную ориентирующую функцию.
В онтогенезе мировоззрение проходит длительный путь формирования. Истоки его - в дошкольном детстве, когда у ребенка впервые возникает некий обобщенный образ окружающего мира.
Поскольку представления о мире ребенка более диффузны и менее осознанны, используем термин «мировосприятие» (а не мировоззрение).
Предмет исследования – эмоциональный аспект мировосприятия, т.е. субъективно-эмоциональное отношение детей и подростков к реалиям окружающего мира.
Гипотеза:
В исследовании (совместно с А.Ю. Николаевой, А.М. Анферовой и др.) приняли участие более 200 подростков от 10 до 15 лет учащиеся 5—7-х классов школ г. Москвы.
Метод: беседа и специально разработанный опросник относительно наиболее значимых сфер социальной ситуации развития в подростковом возрасте.
Определялось отношение к 1)родителям и семье в целом, 2) сверстникам, 3) друзьям, 4) учителям, 5)школе, 6) стране, 7) людям, 8) миру в целом и 9) будущему.
Также предлагалось сделать выбор доминирующей временной направленности
Г.В. Бурменская,
ф-т психологии МГУ
Семья и формирование индивидуальных различий
Вместо предельно глобальной категории «среда» - конкретные особенности семьи и семейного воспитания, в центре внимания онтогенез как основной период возникновения, формирования и стабилизации индивидуальных особенностей человека.
Такой подход к проблеме реально сближает психологию возрастного развития и психогенетику.
Что отличает семейные отношения?
Семья – сложный комплекс тесных, длительных и эмоционально насыщенных межличностных отношений.
Семья (нормативная) обеспечивает фундаментальные условия психического развития, формирования личности ребенка. Отклонения значимы и имеют весьма ощутимые последствия.
Закономерности и индивидуально-типологические особенности развития можно и нужно анализировать в парадигме семейной системы, т.е. в рамках детско-родительских, детско-материнских, детско-отцовских, сиблинговых, прародительских и пр. отношений
Привязанность ребенка к матери (ПМ)
Плодотворность изучения роли семьи показывают исследования привязанности ребенка к матери.
Множество доказательств разностороннего и непреходящего влияния ранних эмоциональных связей ребенка с близким взрослым на формирование его индивидуально-типологических особенностей.
ПМ представляет значительный интерес для дифференциальной психологии развития.
Исследования ПМ – удачная иллюстрация теоретического подхода к типологии.
Теоретическая типология систематизирует и описывает многообразие индивидуальных свойств через выделение их генетического основания.
ПМ как нормативное новообразование и основание типоло
ПМ можно рассматривать как базовое возрастное новообразование, имеющее отчетливо разные, качественно специфические формы реализации (типы привязанности).
Разные типы привязанности обусловливают огромную вариативность, многообразие и специфичность форм индивидуального развития в онтогенезе.
Тип привязанности влияет на ход психического развития ребенка и задает его основные типологические варианты.
Теория привязанности в современной психологии
За четыре десятилетия теория привязанности Дж. Боулби фактически изменила психологию развития.
Сегодня это направление беспрецедентно мощное по интенсивности и обширности конкретной тематики исследований.
Установлено, что привязанность ребенка к матери (ПМ), формируясь в младенчестве, сохраняет свою активную роль и значение на протяжении всей жизни человека –
от колыбели до ухода в мир иной…
Что такое привязанность?
Привязанность – тесная, индивидуально направленная эмоциональная связь между ребенком и его матерью.
Телесный контакт или пространственная близость служат средством обеспечения чувства защищенности, снятия тревоги и дискомфорта.
Чувство защищенности для маленького, беспомощного ребенка – необходимое условие развития.
Только в состоянии покоя и удовлетворения базовых потребностей для него начинает открываться окружающий мир как предмет активной ориентировки, а затем и освоения.
По своим механизмам, ПМ – это сложная
СИСТЕМА ВНУТРЕННЕЙ РЕГУЛЯЦИИ.
ПМ как сложная регуляторная система
Компоненты системы ПМ:
когнитивные компоненты в виде опознавательных признаков, затем представлений и ожиданий, связанных с матерью,
эмоциональные реакции, сигнализирующие о потребностных состояниях ребенка и их удовлетворении, затем +/- эмоциональный опыт, переживаемый в контексте общения с матерью, собственно поведенческие реакции – плач, улыбка, приближение и следование, цепляние и др., затем общение в собственном смысле слова.
внутренние механизмы, связывающие все эти компоненты в единое функциональное целое, в рамках которого у ребенка формируются два базовых и изначально взаимосвязанных образа - «образ матери» и «образ Я».
Нормативность и своеобразие
ПМ – нормативное, т.е. обязательное для всех развивающихся детей новообразование.
Но ПМ вовсе не одинакова у разных детей и взрослых
!
Три основных ТИПА привязанности (и много более частных).
Надежный тип соответствует оптимальному ходу развития ребенка.
Амбивалентный и
избегающий типы свойственны проблемно протекающему, дисгармоничному развитию.
На что влияет тип ПМ (в развитии детей и подростков)?
Сфера общения и взаимоотношений
- гармоничный/дисгармоничный стиль общения и взаимоотношений с окружающими (внутри и за пределами семейного круга), общая социальная компетентность, отношения со сверстниками, способность к дружеским отношениям и др.…
Эмоционально-личностная сфера
характер эмоциональности (позит./негат.), эффективность регуляции эмоций, развитие эмпатии, особенности самосознания (самооценка, самоотношение и др.)
ПМ оказалась эффективным предиктором таких качеств, как
- преобладание позитивной/негативной эмоциональности, эмоциональный самоконтроль, степень устойчивости к стрессу и психотравмирующим воздействиям и др.
просоциальные установки и толерантность в общении, психическое здоровье и психологическое благополучие/неблагополучие, личностная автономия, лидерские качества и мн. др.
Единая тенденция: люди с надежным типом привязанности чувствуют себя более счастливыми и лучше реализуют себя практически в любой из сфер жизни!
Многочисленные исследования позволили создать своего рода типологические портреты людей с разными типами ПМ.
Позитивно окрашенные взаимоотношения:
объект привязанности воспринимается как отзывчивый и доступный,
субъект привязанности - как значимый, достойный любви и заботы.
Доминирующая установка: близкие отношения дают защищенность, поддержку, освобождают от тревоги и напряжения.
В эмоциональном плане:
способность к большему самораскрытию и свободному выражению чувств, нет склонности к накоплению негативных эмоций и преувеличению трудностей, отношение к другим людям более позитивно и дружелюбно.
Негативные эмоции проявляются в контролируемой и невраждебной форме.
Индивидуально-типологические проявления НАДЕЖНОЙ ПРИВЯЗАННОСТИ (продолжение)
В ситуациях стресса
в большей степени способны сохранять веру в собственные силы и поддержку со стороны окружающих, воспринимать трудности как преодолимые.
В познавательном плане большая когнитивная открытость и гибкость, готовность признать свои ошибки, отсутствие излишней боязни критики…
Индивидуально-типологические проявления АМБИВАЛЕНТНОЙ ПРИВЯЗАННОСТИ
Отличительные черты детей и взрослых с АМБИВАЛЕНТНЫМ типом привязанности:
повышенная потребность в принятии, поддержке подтверждении своей значимости со стороны партнеров по общению,
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ГИПЕРАКТИВАЦИЯ:
сфера близких взаимоотношений пронизана неуверенностью и тревогой, память с готовностью актуализирует переживания обиды и гнева.
В поведении
повышенное внимание к объекту привязанности, стремление минимизировать дистанцию, добиться принятия, позиция зависимости («цепляния»).
Индивидуально-типологические проявления ИЗБЕГАЮЩЕЙ ПРИВЯЗАННОСТИ
Отличительные черты детей и взрослых с избегающим типом привязанности:
чувство дискомфорта в близких отношениях, ощущение уязвимости и зависимости,
формирование защитных механизмов, вытеснение неприятной информации, а также
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ГИПОАКТИВАЦИЯ как снижение самой восприимчивости к негативной информации, обеднение аффективной сферы, эмоциональная закрытость.
В поведении
тенденция к дистанцированию в межличностных отношениях, опора только на себя.
Новые исследования …….
Исследования показывают, что тип, характер привязанности существенно влияет на степень устойчивости человека к психической травме, на его способность противостоять стрессогенным и психотравмирующим событиям.
Подростки с надежным типом привязанности реже становятся наркозависимым, а в случае приобретения такой зависимости лучше поддаются лечению…
Данные свидетельствуют, что надежная ПМ – необходимое условие благоприятного варианта развития и формирования жизнестойкости,
ненадежные типы ПМ – факторы существенного риска, предрасполагающие к широкому спектру психологических трудностей, расстройств и нарушений.
Исследования ПМ на кафедре возрастной психологии МГУ
В русле типологического подхода ведется цикл исследований влияния ПМ на формирование других возрастных новообразований на разных этапах онтогенеза.
Результаты подтверждают, что ПМ ребенка действительно выполняет роль одного из генетических оснований, разные формы (типы) которого задают особый круг индивидуально-типологических характеристик.
Показано влияние ПМ на
- особенности формирования личностной автономии, формирование образа Я, самооценки и самоотношения младших школьников,
эмпатии, психологического благополучия в целом и мн. др. аспекты развития.
Мировоззрение - ядро индивидуального мира человека. Содержит структурированные представления об общих закономерностях, которым подчиняется мир, общество и человек. Выполняет важную ориентирующую функцию.
В онтогенезе мировоззрение проходит длительный путь формирования. Истоки его - в дошкольном детстве, когда у ребенка впервые возникает некий обобщенный образ окружающего мира.
Поскольку представления о мире ребенка более диффузны и менее осознанны, используем термин «мировосприятие» (а не мировоззрение).
Предмет исследования – эмоциональный аспект мировосприятия, т.е. субъективно-эмоциональное отношение детей и подростков к реалиям окружающего мира.
Гипотеза:
- тип привязанности к матери оказывает влияние на особенности мировосприятия.
В исследовании (совместно с А.Ю. Николаевой, А.М. Анферовой и др.) приняли участие более 200 подростков от 10 до 15 лет учащиеся 5—7-х классов школ г. Москвы.
Метод: беседа и специально разработанный опросник относительно наиболее значимых сфер социальной ситуации развития в подростковом возрасте.
Определялось отношение к 1)родителям и семье в целом, 2) сверстникам, 3) друзьям, 4) учителям, 5)школе, 6) стране, 7) людям, 8) миру в целом и 9) будущему.
Также предлагалось сделать выбор доминирующей временной направленности