Файл: Статья. Удк 08 мрнти 77. 29. 11 А. Т фофанова Семенова Л. А 1 Инновационный Евразийский университет, Казахстан 2 Инновационный Евразийский университет, Казахстан.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 17

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

5. Статья.
УДК 7.08

МРНТИ 77.29.11

А.Т Фофанова Семенова Л.А

1Инновационный Евразийский университет, Казахстан

2Инновационный Евразийский университет, Казахстан

*(e-mail: aliya18199@gmail.com)
Психологическое изучение проблем семей

Цели, задачи, принципы и направления диагностической

работы

Аннотация

Психологическое изучения семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, предполагает системный подход, включающий как определение основных целей, задач, принципов изучения семьи ребенка с отклонениями в развитии, так и направлений ее психологической диагностики.

Цель

психологическое изучения семьи - выявление причин, препятствующих адекватному развитию ребенка с ограниченными возможностями здоровья и нарушающих гармоничную внутрисемейную жизнедеятельность.

В качестве задачпсихологической диагностики семьи, рассматриваются:

-определение степени соответствия условий, в которых растет и воспитывается ребенок дома, требованиям его возрастного развития;

-выявление внутрисемейных факторов как способствующих, так и препятствующих гармоничному развитию ребенка с психофизическими нарушениями в семье;

-определение причин, дестабилизирующих внутрисемейную атмосферу и межличностные отношения;

-определение неадекватных моделей воспитания и деструктивных форм общения в семье;

-определение путей гармонизации внутрисемейного климата; -определение направлений социализации как детей с отклонениями в развитии, так и их семей.

Методы

анализ и обобщение научно-методической литературы; разговорная беседа, анкетирование, наблюдение, в связи с задачами исследования был разработан психодиагностический комплекс, в который вошли: методика СМОЛ (СМИЛ-ММР1), многофакторная личностная методика Р.Кеттелла, анкета "Психологический тип родителя", анкета "Определение воспитательских умений у родителей детей с отклонениями в развитии", анкета "Оценка эмоциональной и коммуникативно-поведенческой сферы детей с тяжелыми нарушениями развития".


Результаты

Для оказания комплексной специализированной помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии, необходимо тщательное изучение их проблем (диагностика) и более широкое включение новых психокоррекционных технологий в "поле" коррекционной деятельности специалистов (консультирование и психокоррекция). В связи с этим содержание работы с родителями, учитывая весь накопленный в отечественной коррекционной педагогике и специальной психологии опыт по данному вопросу, может включать два направления (рис.7):

-образовательно-просветительская работа с родителями;

-психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии.

Ключевые слова: типология личности, воспитание, ребенок с ограниченными возможностями

.

Введение

Актуальность разработки комплексной программы психологической помощи семьям этой категории обусловлена тем, что современная семья, в которой воспитывается ребенок с отклонениями в развитии, не выполняет роль базовой структуры, обеспечивающей максимально благоприятные условия для его оптимального развития и воспитания. К сожалению, во многих семьях не только не созданы адекватные условия для развития детей, но, напротив, семейная ситуация оказывает деструктивное воздействие на ребенка, травмируя его незащищенную личность. Такая внутрисемейная атмосфера возникает в результате следующих причин:

-высокого уровня психической травматизации членов семей, вследствие рождения ребенка с отклонениями в развитии;

-отсутствия как мотивов к оказанию помощи проблемному ребенку, так и элементарных психолого-педагогических знаний у родителей;

-непринятия особенностей ребенка, что обусловлено как преморбидными особенностями личности родителей, так и их культурно- ценностными ориентациями в отношении такого ребенка.

Материалы и методы

Анализ и обобщение научно-методической литературы; разговорная беседа, анкетирование, наблюдение, в связи с задачами исследования был разработан психодиагностический комплекс, в который вошли: методика СМОЛ (СМИЛ-ММР1), многофакторная личностная методика Р.Кеттелла, анкета "Психологический тип родителя", анкета "Определение воспитательских умений у родителей детей с отклонениями в развитии", анкета "Оценка эмоциональной и коммуникативно-поведенческой сферы детей с тяжелыми нарушениями развития".



Теоретическая значимость исследования состоит в том, что разработаны теоретико-методологические основы системы психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии, включающие основные концептуальные положения, принципы, цели, задачи и направления диагностической и психокоррекционной работы с данной категорией семей.Системный анализ полученных экспериментальных данных позволил конкретизировать факторы, деструктивно влияющие на внутрисемейную атмосферу и отношение к ребенку с психофизическими недостатками, и определить их качественные характеристики.

Комплексное сравнительное исследование личностных особенностей и межличностных контактов родителей с детьми, имеющими отклонения в развитии, позволило выявить и квалифицировать своеобразие их неадекватных отношений. В исследовании получены данные, подтверждающие и дополняющие сведения об общих и специфических закономерностях развития детей с психофизическими недостатками, их влиянии на ближайшее социальное окружение. Первостепенное значение придается роли специальной коррекционной среды, созданной в семье, как условия, обеспечивающего адекватное развитие детской психики (Л.С.Выготский, В.И.Лубовский, Д.Б.Эльконин и др.).

Психологическое изучение семьи включает диагностику личностных особенностей членов семьи (родителей, близких родственников) ребенка с отклонениями в развитии, что связано с определением индивидуальных психологических характеристик лиц, находящихся под воздействием длительно действующего психотравмирующего стресса. Психологическая диагностика осуществляется для изучения специфики внутрисемейного климата, характера взаимодействия родителей с проблемным ребенком, моделей воспитания, используемых родителями, особенностей родительского восприятия проблем ребенка (A.C. Спиваковская, 1981).

Именно процедура психологического изучения личностных особенностей родителей и значимых близких детей с отклонениями в развитии позволяет установить те "слабые" зоны в области межличностных внутрисемейных контактов, отношения к проблемному ребенку, реагирования его близких на стресс, которые нуждаются в дальнейшем психокоррекционном воздействии.

Определение характеристик этого спектра проблем дает возможность предупредить усугубление и ухудшение микросоциальной ситуации, в которой растет и развивается ребенок с психофизическими недостатками, а также определить "прогноз" развития каждой конкретной семьи.


Следует подчеркнуть особую актуальность изучения личностных особенностей родителей больного ребенка. Именно личностные характеристики родителей во многом предопределяют степень его социализации и адаптации в жизни, т.е. его будущее. Характерологические особенности родителей позволяют определить насколько они могут обладать стрессоустойчивыми качествами, необходимыми для поддержания ребенка, его воспитания и социального сопровождения в течение всей его жизни.

Также огромное значение в плане будущей успешной жизнедеятельности семьи имеет изучение личностных качеств самих детей, имеющих отклонения в развитии. Следует подчеркнуть, что у всех детей с отклонениями в развитии имеются нарушения в эмоционально-волевой и личностной сферах (Л.С.Выготский, 1983; Ж.И.Шиф, 1965). Личность ребенка, особенности его контактов с социальным окружением, в первую очередь, близкими и значимыми людьми во многом могут определять возможности и степень его профессионально-трудовой и социальной адаптации в будущем. Правильное воспитание ребенка и формирование адекватных личностных качеств в целом позволят облегчить бремя семьи и в свою очередь гармонизировать ее внутрисемейную атмосферу.

Психологическая помощь семье является важным направлением в системе медико-социального и психолого-педагогического сопровождения детей с отклонениями в развитии. Психологическая работа с семьей осуществляется в специальных направлениях: диагностика, консультирование и коррекция. Через оптимизацию внутрисемейной атмосферы и ее трансформацию в коррекционную, гармонизацию межличностных, супружеских, родительско-детских и детско-родительских отношений решается проблема дифференциальной и адресной помощи проблемному ребенку. Психологическая помощь семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии - новое направление в специальной психологии, обеспечивающее создание адекватных микросоциальных условий развития ребенка с психофизическими недостатками в семье.

Семьи, в которых воспитываются дети с отклонениями в развитии, могут выступать в качестве дополнительного источника деструктивного влияния, способствующего формированию вторичных нарушений в психике ребенка. Процесс социализации детей с психофизическими недостатками задерживается и искажается в силу неадекватных микросоциальных условий семейного воспитания


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

9.Исенина Е.И. Родителям о психическом развитии и поведении глухих детей первых лет жизни / Е.И. Исенина. - М.: Владос, 1999.- 139с.

Ю.Крапивина JI.M. Работа логопеда с родителями заикающихся детей преддошкольного возраста / Л.М. Крапивина // Дефектология. - 1998.- №4.- С. 17-23.

                1. Либлинг М.М. Холдинг-терапия как форма психологической помощи семье, имеющей аутичного ребенка / М.М. Либлинг // Дефектология. - 1966.- №3.-С.56-66.

                2. Майрамян Р.Ф. Семья и умственно отсталый ребенок : автореф. дис. ... канд. мед. наук / Р.Ф. Майрамян. - М., 1976.- 24 с.

                3. Майрамян Р.Ф. Особенности психопатологических расстройств и их динамика у родителей умственно отсталых детей / Р.Ф. Майрамян // Пограничные состояния в психиатрии / под ред. Н.М. Жарикова, Л.Г. Урсовой. - М., 1977.- С.20-26.

                4. Мамайчук И.И. Социально-психологическое исследование семьи больных с детским церебральным параличом и психокорррекционная работа с родителями / И.И. Мамайчук, В.Л. Мартынов, Г.В. Пятакова // Психологические исследования в практике врачебно-трудовой экспертизы и социально-трудовой реабилитации / редкол.: Н.Б. Шабалина, Т. А. Добровольская, Л.А. Ширшова.- М..ЦИЭТИН, 1989. - С.98-104.

                5. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми / И.М. Марковская. - СПб.: Речь, 2002.- 150 с.