Файл: Программа учебного предмета Основы безопасности жизнедеятельности 24 класс 1 вариант г. Братск.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 35

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

государственное общеобразовательное казенное учреждение иркутской области

«специальная (коррекционная) школа №25 г. Братска»

665717 Иркутская обл., г. Братск, ж.р. Центральный, ул. Комсомольская 10в, тел/факс: 8(3953)41-39-17,

E-mail: format251@yandex.ru
Рассмотрена и принята: Согласована: Утверждена:

на заседании МО Методическим советом Директор школы

учителей протокол №_____ _______И.В. Трифонова

протокол №_____ от «___»_______2022г. «___»________2022г.

от «___» _____2022г.

Программа

учебного предмета

«Основы безопасности жизнедеятельности»

2-4 класс 1 вариант

г. Братск

1. Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» предназначена для обучающихся 2-4 классов с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), разработана на основе нормативно-правовых документов:

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)”

3. САНПиП по действующему постановлению Главного государственного санитарного врача РФ.

4. Учебный план для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) I –IV классы в соответствии с ФГОС и примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1, одобреной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15, Государственного образовательного казенного учреждения специальной (коррекционной) школы № 25, г. Братска на весь период обучения.

Реализует требования адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с ФГОС вариант 1.

Целью программы является воспитание и формирование человека, знающего и умеющего принимать необходимые меры по предотвращению или устранению чрезвычайной ситуации и не являющегося носителем или источником возникновения экстремальных ситуаций.


Исходя из основной цели, задачами обучения по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» являются:

- формирование у обучающихся знаний о здоровом образе жизни, об опасных и чрезвычайных ситуациях и основах безопасного поведения при их возникновении;

- развитие качеств личности обучающихся, необходимых для ведения здорового образа жизни, обеспечения безопасного поведения в повседневной жизни, в случае возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций;

- развивать познавательные возможности обучающихся;

- воспитание у обучающихся чувства ответственности за личную и общественную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни и здоровью и жизни окружающих;

- обучение обучающихся умению предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления, оказывать первую медицинскую помощь.

Общая характеристика учебного предмета

Основы безопасности жизнедеятельности включают знания правил дорожного движения, пожарной, экологической, правовой, духовно-нравственной безопасности, навыкам поведения и реагирования в потенциально опасных, экстремальных ситуациях, в процессе различного рода общения и взаимодействия в социуме. Рассмотрение формирования социальных представлений в данном контексте должно осуществляться на основе межпредметных связей. Это позволит знакомить детей с проблемами в развитии, в том числе интеллектуальном, со знаково-символической системой (пожарной атрибутикой, дорожными знаками, информационными и запрещающими табличками по гигиене и т.п.), которая является инструментарием к познанию и опосредует любую деятельность человека, в том числе предметно-практическую, игровую, учебную и трудовую.

Занятия по основам безопасности жизнедеятельности призваны решить серьёзные проблемы учащихся в самостоятельном понимании, осмысливании, сохранении и использовании получаемой из окружающей среды информации, выстраивании на её основе правильного безопасного поведения, адекватном оценивании сложных жизненных ситуаций.

Программа по курсу ОБЖ строится по концентрическому принципу, что дает возможность осуществлять коррекцию умственной деятельности учащихся. Распределение изучаемого материала позволяет постоянно возвращаться к пройденным разделам. Это способствует более прочному и осознанному усвоению изучаемого предмета. Распределение материала в программе обеспечивает постепенность перехода от легкого к более сложному. Таким образом,

происходит повышение уровня обучаемости, а овладение материалом прошлых лет постоянно используется и закрепляется, переходя в умения и навыки.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Настоящая программа по изучению учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» во 2 - 4 классах составлена на 34 часа в соответствии с учебным планом школы, рассчитана на 1 год обучения и является программой начального уровня обучения.

В соответствии с годовым учебным планом со 2 по 4 класс программа рассчитана на 102 часа в год. По классам распределяется в следующем объеме:

2 класс- 34 часа (по 1 часу в неделю);

3 класс - 34 часа (по 1 часу в неделю);

4 класс- 34 часа (по 1 часу в неделю).

Основной формой организации учебного процесса является урок.

Применяемые педагогические технологии обучения (или методы и приемы): технология коррекционного обучения и уровневой дифференциации, игровая, здоровьесберегающая, методы и приемы технологий личностно – ориентированного, развивающегося обучения, информационных технологий.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические; репродуктивные, частично-поисковые, проблемные, творческие. Ведущими методами обучения являются: беседы, рассказы, практические работы, показ, элементарные опыты, мини-исследования.

Формы работы на уроках: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах, коллективная работа и др.

Средства контроля

Виды и формы контроля: 1. текущий контроль: повседневное наблюдение за учебной работой обучающихся, устный опрос, тестирование, перфокарты;

2. промежуточный контроль: разноуровневые контрольные работы, диагностика знаний может проводиться в устной форме в ходе беседы по изученной теме или выполнения диагностического задания с выбором правильного ответа.

3.итоговый контроль: проверочная работа.

Система оценки достижений обучающихся.

Оценка личностных результатов представляет собой оценку достижения обучающимися планируемых результатов в их личностном развитии.

Личностные и предметные результаты достижений оцениваются в динамике:

0 баллов―нет фиксируемой динамики;

1 балл―минимальная динамика;

2 балла―удовлетворительная динамика;

3 балла―значительная динамика.

Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения планируемых результатов по отдельным предметам, курсам. Объектом оценки предметных результатов является освоение обучающимися содержания изучаемых дисциплин, умений и способов действия для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач. В 1 классе - без оценочная система достижений обучающихся. Оценка достижения предметных результатов ведётся в ходе текущего контроля, промежуточной аттестации, начинается со второго полугодия 2-го класса.


Нормы оценки знаний по учебному предмету «Охрана безопасности жизнедеятельности»:

«5» («отлично») – выставляется, если учебный материал излагается полно, логично, отсутствуют ошибки или имеется один недочет, обучающийся может привести примеры.

«4» («хорошо») – ответ полный, но имеются незначительные нарушения логики изложения материала.

«3» («удовлетворительно») – ответ раскрыт не полно, осуществляется по наводящим вопросам, имеются отдельные нарушения в логике изложения материала.

Итоговая оценка

1. При выставлении итоговой оценки учитывается как уровень знаний ученика, так и овладение им практическими умениями.

2. Основанием для выставления итоговой оценки служат: результаты наблюдений учителя за повседневной работой обучающегося.

Содержание учебного предмета

2 класс

Защита человека в чрезвычайных ситуациях

- уметь предвидеть опасность, находить опасные предметы.

- знать правила безопасного поведения.

-отрабатывать действия по предупредительному сигналу «Внимание всем!»

- знать ЧС природного происхождения.

- знать причины наводнений, необходимые мерами по защите от них.

- знать понятие землетрясение, его причины и правила безопасного поведения.

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

- уметь устанавливать взаимосвязь человека и природы.

- знакомиться с причинами болезни человека.

- знакомиться со строением тела человека.

- знакомиться с органами человека и их назначением.

- накомиться с инфекционными заболеваниями и путями их передачи.

- знакомиться с видами травм.

– знать способы оказания первой помощи при царапинах, ссадинах, порезах.

- знать о причинах отравлений и способами оказания первой помощи при отравлениях.

- знать способы оказания первой помощи при ожогах, обморожении.

Безопасное поведение на воде

Иметь представление о правилах поведения на водоемах

Безопасное поведение на природе

- уметь устанавливать причины важности чистого воздуха для жизни человека.

- знать о правилах безопасного поведения в природной среде, о простейших способах ориентирования.

- знать о съедобных и несъедобных грибах и ягодах, ядовитых растениях.

- знать об опасных животных, мерах предосторожности при встрече с ними.


Безопасное поведение на дорогах

- знать о правилах безопасности на улице, назначении дорожной разметки.

- знать правила перехода дорог, виды перекрестков.

- знать виды светофоров, значения знаков регулировщика.

-знать дорожные знаки.

- знать правила перехода дорог, уметь предвидеть опасную ситуацию.

- уметь соблюдать правила безопасного поведения в транспорте.

-уметь определять наиболее безопасные места для игр.

3 класс

Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся

- знать причины дорожно- транспортного травматизма пешеходов и их последствия.

- знать о происхождении правил о правостороннем  и левостороннем движении.

- знать элементы улиц и дорог, назначение и роль  дорожной разметки.

- знать различные виды перекрёстков, закрепить знания учащихся о правилах перехода дороги по пешеходному переходу.

-знать сигналы светофора и регулировщика,

- знать правила  дорожного движения.

- знать сигналы светофора и регулировщика,

классифицировать виды транспортных средств.

–иметь представление о специальных транспортных средствах.

- уметь реагировать на сигналы водителей,

- знать правила перехода регулируемых и- знать сигналы светофора и регулировщика,

классифицировать виды транспортных средств.

–иметь представление о специальных транспортных средствах.

- уметь реагировать на сигналы водителей,

- знать правила перехода регулируемых и нерегулируемых перекрёстков.

-знать о различиях между автотранспортными средствами.

- уметь объяснить движение  пешеходов по загородной дороге.

- знать правила безопасного поведения в транспорте, воспитывать культуру поведения в транспорте.

- знать правила безопасного поведения при посадке в транспорт и высадке.

-иметь навыки безопасного обращения с огнем.

–знать возможные причины пожара в школе.

-знать правила поведения при пожаре.

-знать правила поведения при возникновении пожара в общественном транспорте.

-знать правила поведения в лифте при поломке.

-знать о мерах безопасности при пользовании предметами бытовой химии.

- иметь навыки и умения по оказанию первой доврачебной помощи при отравлениях.

- знать меры безопасности при пользовании электрическими приборами в быту.

- знать меры безопасности при пользовании газовыми приборами и печным отоплением.

- знать правила безопасного поведения в квартире, если к вам пришёл (стучится, звонит в дверь) незнакомец.