Файл: Конкурса Большая перемена.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 135

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.Какие алгоритмы выявления талантливых школьников и школьников с активной жизненной позицией вы можете использовать?

2.Какие ресурсы конкурса «Большая перемена» вы можете использовать как учитель-предметник?

3.Вы классный руководитель. Какие шаги вы предпримете в сентябре, чтобы выстроить навигацию школьников в системе олимпиадного и конкурсного движения?

4.Какие возможности дополнительного образования в вашей школе вы можете использовать как классный руководитель

Развитие одаренного ребенка является одним из направлений работы начальной школы.

Выявление одаренных детей должно проходить поэтапно.

На первом этапе выявления одаренных детей учитываются сведения о высоких успехах в какой-либо деятельности ребенка от родителей и педагогов.

Второй этап диагностический.  На этом этапе проводится индивидуальная оценка возможностей и особенностей  статуса ребенка.

На третьем этапе создается «банк» одаренных учащихся 2-11кл.

В соответствии с реализуемой в школе программой «Одаренные дети» разработан диагностический инструментарий для выявления интересов, способностей детей в период обучения в начальной школе, сложилась стойкая система мониторинга одаренности детей. Педагоги школы  используют различные методики диагностирования: «Карта интересов», «Характеристика ученика», «Карта одаренности» и др., разработаны анкеты для детей, родителей,  специальные учебные материалы для развития одаренного ребенка в начальной школе, обеспечивающие закрепление и развитие творческой одаренности и специальных способностей детей. Создан банк данных по талантливым и одаренным детям, ведется анализ особых успехов и достижений ученика с самого раннего возраста. Чтобы в полной мере раскрыть и оценить ребенка, в школе введено портфолио. С самого начала обучения школьник получает возможность накапливать свои достижения, тем самым проблема раскрытия потаенных способностей, таланта отпадает сама собой. Кроме того, выпускник получает портфолио, которое  может предъявить при поступлении в ВУЗ.

И все же гораздо труднее на протяжении дальнейшего обучения  поддерживать те творческие способности, которые были у ребенка выявлены в начальной школе. Под влиянием смены возраста, образования, освоения норм культурного поведения, типа семейного воспитания и т.д. может происходить «угасание» признаков детской одаренности.


Одной из главных задач развития ОУ педагогический коллектив видит в создании ситуации успеха в школьной среде. Обязательным условием формирования у ребенка чувства успешности – обеспечение его участия в различных конкурсах, интеллектуальных играх, предметных играх, научно-практических конференциях.

Для поддержки талантливых детей практикуется проектно - исследовательская работа. Проведение различных исследований стимулирует мыслительную деятельность любого ребенка, а талантливого тем более, заставляя его выдвигать новые гипотезы, проблемы, а затем искать пути их решения. Зачастую увлечение становится делом всей жизни. Не менее важно создать благоприятные условия для деятельности ребенка во время урока. Ведь именно талантливые дети могут доставить наибольшие проблемы при обучении. Это связано  с их опережающим развитием и нетрадиционными взглядами на окружающий мир. Педагоги нашей школы используют различные формы организации и проведения уроков, активно внедряют в учебный процесс современные образовательные технологии для того, чтобы учесть индивидуальные возможности каждого.

Педагогическая система строится на четырех базовых идеях:

  • на осознании самоценности каждого школьника как уникальной, неповторимой личности;

  • на неисчерпаемости возможностей развития каждого ребенка, в том числе его творческих способностей;

  • на приоритете внутренней свободы перед внешней как свободы, необходимой для творческого саморазвития;

  • на понимании природы творческого саморазвития как интегральной характеристики "самости", изначальными компонентами которой являются самопознание, творческое самоопределение, самоорганизация, самоуправление, творческое самосовершенствование и самореализация личности школьника.

Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.

2. «Большая перемена» – уникальный проект: в отличие от других конкурсов сюда учителей приводят дети, а не наоборот! Каким должен быть идеальный наставник, чем конкурс полезен для повышения квалификации педагогов, как формируется профессиональное сообщество и почему учителя с таким энтузиазмом идут к переменам – поделились опытом участники и организаторы.



Конкурс состоит из дистанционного и очного этапов. Школьники проходят тесты, представляют себя, решают кейсовые задания от партнеров конкурса.

В рамках дистанционного этапа «Командное состязание» участники приглашают того взрослого, которому по-настоящему доверяют, считают своим наставником, а также формируют команду единомышленников для решения кейсов. Главным критерием оценки здесь является не успеваемость в школе, а наличие высокоразвитых компетенций, которые позволяют ребятам быть успешными: коммуникация, сотрудничество в группе, организационное лидерство, креативность.

Наставником может стать классный руководитель, педагог из школы, инструктор по физкультуре, вожатый или даже директор школы – любой взрослый с педагогическим образованием, сопровождающий ребенка на конкурсе и за его пределами, помощник в решении сложных задач. Он поддерживает ученика, стремится меняться сам и менять школу.

Для нас особенно ценно, что и педагоги получают возможность для профессионального общения с коллегами и повышения квалификации. Каждую среду мы проводим «Педагогические среды» на платформе «Большой перемены». Это два часа, когда учителя вместе с известными спикерами, профессионалами в области педагогики, психологии и искусства ведут разговор на важную для них тему. «Педагогический квартирник» – часть проекта «Педагогическая среда» – проходит в последнюю субботу каждого месяца. Особенность в том, что это 1 спикер, 1 час и 1 вопрос, обсуждаемый участниками.

После конкурса педагоги не просто общаются, а дружат! Учителя также постоянно поддерживают общение, проводят встречи, предоставляют детям возможность участвовать в интересных программах, дополнительных проектах. Педагоги стали настолько близки по духу, что могут приехать друг к другу в гости, и это считается обычным делом.

3. Качество образования — это востребованность полученных знаний в конкретных условиях и местах их применения для достижения конкретной цели и повышения качества жизни выпускника.

Конкурентная среда заставляет думать и развивает мыслительную деятельность. Я как классный руководитель направляю детей для участиеяв олимпиадах и конкурсах развивать мышление, поскольку важнейшей ценностью образовательного процесса является мыслительная индивидуальность.


В последние годы наблюдается бум своеобразных олимпиад и конкурсов. Они имеют разные статусы: официальные, организованные управленческими образовательными структурами федерального, регионального, муниципального уровней; неофициальные (коммерческие), проводимые учреждениями и организациями от местных до международных. Я стараюсь использовать разные виды состязаний (изучив организаторов, их опыт и документы), с целью пробы сил, развития способностей и приобретения опыта, а также создания пространства для развития успешности. По этому, я, как классный руководитель выбрала путь – вхождение в соревновательное движение (образование через участие в олимпиадах, конкурсах и других состязаниях). Целесообразно ли массовое участие в научных и творческих соревнованиях или это точечная работа с наиболее яркими детьми? Что лучше и для кого иметь два победителя всероссийской олимпиады школьников или 50-100 призеров и победителей разных всероссийских и международных конкурсов? Если у ребенка имеются проблемы с учебой надо (может) ли он участвовать в олимпиадах? И почему в среднешкольном возрасте около 20% детей проявляют свою «неординарность», а к выпускному классу их остается 2-5%? Все эти «почему» были предметом обсуждения педагогов. Мою принципиальную позицию можно выразить словами Сократа «В каждом человеке – солнце, только дайте ему светить». Каждый ученик талантлив по- своему! Задача педагогического коллектива – найти, в чем его талант, порой даже игнорируя его ученические успехи (уходим от позиции, что талантливы только отличники).

Выявление, поддержка, развитие и социализация одарённых детей становятся одной из приоритетных  задач меня как классного руководителя.

Понятия «детская одарённость» и «одарённые дети» определяют неоднозначные подходы к организации педагогической деятельности. С одной стороны, каждый ребёнок «одарён», и моя задача состоит в раскрытии интеллектуально-творческого потенциала каждого ребёнка. С другой стороны, существует категория детей с более высоким творческим и интеллектуальным потенциалом, требующих особой организации обучения, развития и воспитания. Этих детей, как правило, не нужно заставлять учиться, они сами ищут себе работу, чаще сложную, творческую.

Одним из направлений по созданию оптимальных условий для развития одарённых детей является участие детей в различного рода дистанционных конкурсах, олимпиадах и викторинах.


Олимпиада -  одна из общепризнанных форм работы с одарёнными детьми. Участие в олимпиадном движении играет большую роль в формировании личности ребенка, воспитывая ответственность за начатое дело, целеустремлённость, трудолюбие. Предметные олимпиады не только поддерживают и развивают интерес к предмету, но и стимулируют активность, самостоятельность учащихся при подготовке вопросов по темам, в работе с дополнительной литературой; они помогают школьникам формировать свой творческий мир. С помощью олимпиады ученики могут проверить знания, умения, навыки по предмету не только у себя, но и сравнить свой уровень с другими. Уровень заданий, предлагаемых на олимпиадах, заметно выше того, что изучают учащиеся массовых школ на уроках. Детей к олимпиаде надо готовить: правильно воспринимать задания нестандартного характера повышенной трудности и преодолевать психологическую нагрузку при работе в незнакомой обстановке. И чем раньше начать такую работу, тем это будет эффективнее.

Олимпиада позволяет ее участникам значительно расширить свой кругозор, применить собственные знания, эрудицию и логическое мышление в нестандартной ситуации.

Среди дистанционных олимпиад и конкурсов можно выделить те, в которых  на выполнение заданий  отводится более длительное время (2-3 дня). Такой вид работы стимулирует совместную деятельность родителей с учащимися, тем самым способствует формированию позитивного отношения к учебному процессу.

Разные  виды  внеурочной деятельности, в том числе дистанционные конкурсы и олимпиады, представляют собой единый, сложный и взаимосвязанный комплекс деятельности учителей, учащихся и их родителей, направленный на воспитание интеллектуально развитой и духовно богатой личности ребёнка.

Основные направления деятельности классного руководителя (сентябрь месяц)

1. Подготовка диагностических материалов по выявлению интеллектуально одарённых детей

2.Проведение диагностики учащихся в по выявлению интеллектуально одаренных детей

3. Выявление интеллектуально одарённых учащихся через: наблюдения в ходе уроков, организацию исследовательской, кружковой работы, проведение внеклассных мероприятий по предмету, оценку способностей учащихся и анализ их успеваемости по смежным дисциплинам

5. Подготовка программного пакета документов для одарёнными детьми: - типовые авторские программы и рабочие программы предметных спецкурсов, факультативов, кружков;