Файл: Теремкова наталья валентиновна.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 22

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Социальная педагогика:
теория и практика
Лекцию читает
ТЕРЕМКОВА НАТАЛЬЯ ВАЛЕНТИНОВНА
Вводная лекция https://ru.freepik.com/free-vector/people-with-education-related- icons_3585363.htm#query=%D1%81%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1
%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D
0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%BA%D0%B0&position=2&from_view=search&track=ais

Целевая аудитория вебинара

Студенты гуманитарных вузов

Специалисты в области воспитания

Специалисты по социальной работе, специалисты по работе с семьей, специалисты по реабилитационной работе

Иные специалисты помогающих профессий

Цель вебинара
Познакомиться с «социальной педагогикой» как отраслью научного знания и практической деятельностью специалистов

План вебинара
1. Основные понятия темы
2. Объект и предмет социальной педагогики
3. Понятие «социализация», «факторы социализации»
4. Социальная педагогика в профессиональной деятельности специалистов

История термина

Термин «социальная педагогика» введен в середине XIX в.
Социальная педагогика понималась как педагогическая помощь в определенных социальных условиях, как педагогика экстренных случаев
(Адольф Дистервег), т.е. как социальная помощь обездоленным детям, профилактика правонарушений несовершеннолетних.

Социальная педагогика как интеграция воспитательных сил общества с целью повышения культурного уровня народа (Пауль Наторп, нач. ХХ в.).

Мудрик Анатолий Викторович
«Социальная педагогика изучает
социальное воспитание человека,
которое осуществляется фактически
на протяжении всей его жизни».
Социальная педагогика — это…

Василькова Юлия Валерьевна
Социальная педагогика —
«это теория и практика обучения и воспитания
отдельной личности или группы людей, иногда
объединённых социальной бедой и нуждающихся
в реабилитации или лечении, их социализация».
Социальная педагогика — это…

Мардахаев Лев Владимирович
«Социальная педагогика изучает проблемы,
связанные с направленной деятельностью субъекта
воспитания (родителя, лица его замещающего,
воспитателя и пр.), которая способствует проведению
человека, начиная с момента его рождения по этапам
социального развития и дальнейшему его становлению
как гражданина конкретного общества».
Социальная педагогика — это…


Галагузова Минненур Ахметхановна
«Тот факт, что социальная педагогика выделилась
из педагогики, означает, что в поле ее зрения находятся
те же процессы и явления, которые изучаются педагогикой,
но рассматриваются они в определенном, специфической
аспекте. Очевидно, что специфика этой новой области
педагогических знаний отражена в слове ″Социальная″».
Социальная педагогика — это…

Социальная педагогика
Вырабатывает собственные теории, методы, средства и технологии
Использует некоторые социологические теории, методы и средства
Междисциплинарная отрасль научных исследований
Выделяется из педагогики, пользуется ее историческим наследием, использует педагогические методы и средства
Социология
Социальная педагогика
Педагогика
Социализация

Социальная педагогика как отрасль
педагогического знания изучает

Отношения человека на всех возрастных этапах в социуме

Факторы, способы, методы социализации личности и ее адаптации к среде обитания

Возможности выявления, умножения и использования педагогического потенциала социума в целях развития личности и гармонизации отношений в социуме

Объект и предмет социальной педагогики
М. А. Галагузова

Объект — ребенок

Предмет — закономерности его социализации
А. В. Мудрик

Объект — социальное воспитание

Предмет — исследование воспитательных сил общества и способов актуализации, путей интеграции возможностей общества, государства, частных организаций с целью создания условий для развития человека

Теория

система понятий, утверждений, законов и закономерностей,
раскрывающих процесс социального становления личности,
управления группой с учетом влияния на них факторов среды
Практика

направленная деятельность субъекта по диагностике и прогнозированию социального развития, коррекции и воспитанию, перевоспитанию человека, группы, а также по управлению массами, мобилизации их на определенные действия
Образовательный комплекс

теория и практика подготовки специалистов социальной сферы, в том числе и самих социальных педагогов
1.
2.
3.
Социальная педагогика


Социальная педагогика:
используемые понятия
Заимствованные из других наук:

Образование

Обучение

Воспитание

Дети (ребенок)

Личность

Развитие

Деятельность

Общество

Социум

Социальный институт

Социализация

Социальная адаптация
Собственные понятия:

Социальное обучение

Социальное воспитание

Социально-педагогическая деятельность

Категории социальной педагогики
Социализация — процесс усвоения и активного воспроизведения человеком социального опыта, овладения навыками практической и теоретической деятельности, преобразования реально существующих отношений в качества личности.
Сущность социализации состоит в сочетании приспособления и обособления человека в условиях конкретного общества.

Агенты социализации
Первичные

непосредственное влияние на формирование личности (ближайшее окружение)
Вторичные

опосредованное влияние на формирование личности
(организации и учреждения)
Церковь
Друзья
Сверстники
Семья
Армия
СМИ

Факторы социализации
Микрофакторы

Семья

Микросоциум

Институты воспитания

Религиозные организации
Мезофакторы

Этнос

Региональные условия

Тип поселения

СМИ
Макрофакторы

Страна, общество, государство

Культура

Категории социальной педагогики
Социальное воспитание — совокупность воспитательных воздействий общества на конкретного человека или какие-либо группы, категории людей.
Социальное воспитание - целенаправленный процесс формирования социально значимых качеств личности ребенка, необходимых ему для успешной социализации.

Категории социальной педагогики
Социальное обучение — целенаправленный процесс передачи социальных знаний и формирования социальных умений и навыков, способствующих социализации ребенка

Категории социальной педагогики
Социально-педагогическая деятельность — разновидность профессиональной деятельности, направленной на оказание помощи ребенку в процессе его социализации, освоение им социокультурного опыта и на создание условий для его самореализации в обществе

Сравнительная характеристика видов деятельности
Вид
профессиональной
деятельности
Педагогическая
деятельность
Социально-педагогическая
деятельность
Цель деятельности
Передача социокультурного опыта
Помощь в социализации
Характер
деятельности
Программно-нормативный, непрерывный
Адресный, локальный
Объект деятельности
Все дети, а также обучающиеся взрослые
Дети и взрослые, имеющие проблемы социализации
Учреждения, в
которых
осуществляется
деятельность
Образовательные учреждения
Образовательные учреждения, социально-педагогические учреждения, социальные службы


Социально-педагогическая
деятельность осуществляется

В образовательных учреждениях

В учреждениях дополнительного образования

В социальных службах разных ведомств

В детских и молодежных общественных объединениях

В учреждениях творчества и досуга детей и молодежи

В местах летнего отдыха детей и молодежи

В различных конфессиях

В учреждениях пенитенциарной системы

Объекты социально-педагогической деятельности
— дети в трудной жизненной ситуации

Дети-сироты

Дети, оставшиеся без попечения родителей

Дети-инвалиды

Дети с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии

Дети — жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий

Дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев

Дети, оказавшиеся в экстремальных условиях

Дети — жертвы насилия

Дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях

Дети, находящиеся в образовательных организациях для обучающихся с девиантным
(общественно опасным) поведением, нуждающихся в особых условиях воспитания, обучения и требующих специального педагогического подхода
(специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа)

Дети, проживающие в малоимущих семьях

Дети с отклонениями в поведении

Дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи
Федеральный закон
«Об основных гарантиях
прав ребенка
в Российской Федерации»
от 24.07.1998
№ 124-ФЗ, Ст.1

Специалист в области воспитания
Основная цель вида
профессиональной
деятельности

Организация воспитательного процесса с целью духовно-нравственного, интеллектуального, физического развития и позитивной социализации обучающихся на основе формирования у них опыта социально и личностно значимой деятельности, поддержки их социальных инициатив и учета индивидуальных потребностей
Обобщенные
трудовые функции

Социально-педагогическая поддержка обучающихся в процессе социализации

Организация деятельности детских общественных объединений в образовательной организации

Организационно-педагогическое обеспечение воспитательного процесса

Воспитательная работа с группой обучающихся

Библиотечно-педагогическая деятельность в образовательной организации общего образования

Тьюторское сопровождение обучающихся


Приказ Минтруда России от 30.01.2023 № 53н
«Об утверждении профессионального стандарта "Специалист в области воспитания"»
(Зарегистрировано в Минюсте
России 03.03.2023 № 72520)
Приказ Минтруда России от 10.01.2017 № 10н
«Об утверждении профессионального стандарта "Специалист в области воспитания"»
(Зарегистрировано в Минюсте России
26.01.2017 № 45406)
Документ утрачивает силу с 1 сентября 2023 года в связи с изданием Приказа Минтруда
России от 30.01.2023 № 53н, утвердившего новый профессиональный стандарт

Ваши вопросы?

Спасибо за внимание!