ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 22
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Социальная педагогика:
теория и практика
Лекцию читает
ТЕРЕМКОВА НАТАЛЬЯ ВАЛЕНТИНОВНА
Вводная лекция https://ru.freepik.com/free-vector/people-with-education-related- icons_3585363.htm#query=%D1%81%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1
%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D
0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%BA%D0%B0&position=2&from_view=search&track=ais
Целевая аудитория вебинара
•
Студенты гуманитарных вузов
•
Специалисты в области воспитания
•
Специалисты по социальной работе, специалисты по работе с семьей, специалисты по реабилитационной работе
•
Иные специалисты помогающих профессий
Цель вебинара
Познакомиться с «социальной педагогикой» как отраслью научного знания и практической деятельностью специалистов
План вебинара
1. Основные понятия темы
2. Объект и предмет социальной педагогики
3. Понятие «социализация», «факторы социализации»
4. Социальная педагогика в профессиональной деятельности специалистов
История термина
•
Термин «социальная педагогика» введен в середине XIX в.
Социальная педагогика понималась как педагогическая помощь в определенных социальных условиях, как педагогика экстренных случаев
(Адольф Дистервег), т.е. как социальная помощь обездоленным детям, профилактика правонарушений несовершеннолетних.
•
Социальная педагогика как интеграция воспитательных сил общества с целью повышения культурного уровня народа (Пауль Наторп, нач. ХХ в.).
Мудрик Анатолий Викторович
«Социальная педагогика изучает
социальное воспитание человека,
которое осуществляется фактически
на протяжении всей его жизни».
Социальная педагогика — это…
Василькова Юлия Валерьевна
Социальная педагогика —
«это теория и практика обучения и воспитания
отдельной личности или группы людей, иногда
объединённых социальной бедой и нуждающихся
в реабилитации или лечении, их социализация».
Социальная педагогика — это…
Мардахаев Лев Владимирович
«Социальная педагогика изучает проблемы,
связанные с направленной деятельностью субъекта
воспитания (родителя, лица его замещающего,
воспитателя и пр.), которая способствует проведению
человека, начиная с момента его рождения по этапам
социального развития и дальнейшему его становлению
как гражданина конкретного общества».
Социальная педагогика — это…
Галагузова Минненур Ахметхановна
«Тот факт, что социальная педагогика выделилась
из педагогики, означает, что в поле ее зрения находятся
те же процессы и явления, которые изучаются педагогикой,
но рассматриваются они в определенном, специфической
аспекте. Очевидно, что специфика этой новой области
педагогических знаний отражена в слове ″Социальная″».
Социальная педагогика — это…
Социальная педагогика
Вырабатывает собственные теории, методы, средства и технологии
Использует некоторые социологические теории, методы и средства
Междисциплинарная отрасль научных исследований
Выделяется из педагогики, пользуется ее историческим наследием, использует педагогические методы и средства
Социология
Социальная педагогика
Педагогика
Социализация
Социальная педагогика как отрасль
педагогического знания изучает
•
Отношения человека на всех возрастных этапах в социуме
•
Факторы, способы, методы социализации личности и ее адаптации к среде обитания
•
Возможности выявления, умножения и использования педагогического потенциала социума в целях развития личности и гармонизации отношений в социуме
Объект и предмет социальной педагогики
М. А. Галагузова
•
Объект — ребенок
•
Предмет — закономерности его социализации
А. В. Мудрик
•
Объект — социальное воспитание
•
Предмет — исследование воспитательных сил общества и способов актуализации, путей интеграции возможностей общества, государства, частных организаций с целью создания условий для развития человека
Теория
—
система понятий, утверждений, законов и закономерностей,
раскрывающих процесс социального становления личности,
управления группой с учетом влияния на них факторов среды
Практика
—
направленная деятельность субъекта по диагностике и прогнозированию социального развития, коррекции и воспитанию, перевоспитанию человека, группы, а также по управлению массами, мобилизации их на определенные действия
Образовательный комплекс
—
теория и практика подготовки специалистов социальной сферы, в том числе и самих социальных педагогов
1.
2.
3.
Социальная педагогика
Социальная педагогика:
используемые понятия
Заимствованные из других наук:
•
Образование
•
Обучение
•
Воспитание
•
Дети (ребенок)
•
Личность
•
Развитие
•
Деятельность
•
Общество
•
Социум
•
Социальный институт
•
Социализация
•
Социальная адаптация
Собственные понятия:
•
Социальное обучение
•
Социальное воспитание
•
Социально-педагогическая деятельность
Категории социальной педагогики
Социализация — процесс усвоения и активного воспроизведения человеком социального опыта, овладения навыками практической и теоретической деятельности, преобразования реально существующих отношений в качества личности.
Сущность социализации состоит в сочетании приспособления и обособления человека в условиях конкретного общества.
Агенты социализации
Первичные
—
непосредственное влияние на формирование личности (ближайшее окружение)
Вторичные
—
опосредованное влияние на формирование личности
(организации и учреждения)
Церковь
Друзья
Сверстники
Семья
Армия
СМИ
Факторы социализации
Микрофакторы
•
Семья
•
Микросоциум
•
Институты воспитания
•
Религиозные организации
Мезофакторы
•
Этнос
•
Региональные условия
•
Тип поселения
•
СМИ
Макрофакторы
•
Страна, общество, государство
•
Культура
Категории социальной педагогики
Социальное воспитание — совокупность воспитательных воздействий общества на конкретного человека или какие-либо группы, категории людей.
Социальное воспитание - целенаправленный процесс формирования социально значимых качеств личности ребенка, необходимых ему для успешной социализации.
Категории социальной педагогики
Социальное обучение — целенаправленный процесс передачи социальных знаний и формирования социальных умений и навыков, способствующих социализации ребенка
Категории социальной педагогики
Социально-педагогическая деятельность — разновидность профессиональной деятельности, направленной на оказание помощи ребенку в процессе его социализации, освоение им социокультурного опыта и на создание условий для его самореализации в обществе
Сравнительная характеристика видов деятельности
Вид
профессиональной
деятельности
Педагогическая
деятельность
Социально-педагогическая
деятельность
Цель деятельности
Передача социокультурного опыта
Помощь в социализации
Характер
деятельности
Программно-нормативный, непрерывный
Адресный, локальный
Объект деятельности
Все дети, а также обучающиеся взрослые
Дети и взрослые, имеющие проблемы социализации
Учреждения, в
которых
осуществляется
деятельность
Образовательные учреждения
Образовательные учреждения, социально-педагогические учреждения, социальные службы
Социально-педагогическая
деятельность осуществляется
•
В образовательных учреждениях
•
В учреждениях дополнительного образования
•
В социальных службах разных ведомств
•
В детских и молодежных общественных объединениях
•
В учреждениях творчества и досуга детей и молодежи
•
В местах летнего отдыха детей и молодежи
•
В различных конфессиях
•
В учреждениях пенитенциарной системы
Объекты социально-педагогической деятельности
— дети в трудной жизненной ситуации
•
Дети-сироты
•
Дети, оставшиеся без попечения родителей
•
Дети-инвалиды
•
Дети с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии
•
Дети — жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий
•
Дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев
•
Дети, оказавшиеся в экстремальных условиях
•
Дети — жертвы насилия
•
Дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях
•
Дети, находящиеся в образовательных организациях для обучающихся с девиантным
(общественно опасным) поведением, нуждающихся в особых условиях воспитания, обучения и требующих специального педагогического подхода
(специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа)
•
Дети, проживающие в малоимущих семьях
•
Дети с отклонениями в поведении
•
Дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи
Федеральный закон
«Об основных гарантиях
прав ребенка
в Российской Федерации»
от 24.07.1998
№ 124-ФЗ, Ст.1
Специалист в области воспитания
Основная цель вида
профессиональной
деятельности
•
Организация воспитательного процесса с целью духовно-нравственного, интеллектуального, физического развития и позитивной социализации обучающихся на основе формирования у них опыта социально и личностно значимой деятельности, поддержки их социальных инициатив и учета индивидуальных потребностей
Обобщенные
трудовые функции
•
Социально-педагогическая поддержка обучающихся в процессе социализации
•
Организация деятельности детских общественных объединений в образовательной организации
•
Организационно-педагогическое обеспечение воспитательного процесса
•
Воспитательная работа с группой обучающихся
•
Библиотечно-педагогическая деятельность в образовательной организации общего образования
•
Тьюторское сопровождение обучающихся
Приказ Минтруда России от 30.01.2023 № 53н
«Об утверждении профессионального стандарта "Специалист в области воспитания"»
(Зарегистрировано в Минюсте
России 03.03.2023 № 72520)
Приказ Минтруда России от 10.01.2017 № 10н
«Об утверждении профессионального стандарта "Специалист в области воспитания"»
(Зарегистрировано в Минюсте России
26.01.2017 № 45406)
Документ утрачивает силу с 1 сентября 2023 года в связи с изданием Приказа Минтруда
России от 30.01.2023 № 53н, утвердившего новый профессиональный стандарт
Ваши вопросы?
Спасибо за внимание!