Файл: Теоретические вопросы типологии. 1 Что такое типология.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 24
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Глава 1. Теоретические вопросы типологии.
1.1 Что такое типология?
Типология позволяет совокупность вещей объединить в различные группы. Множество различных вещей могут иметь общие пересекающиеся признаки, которые позволяют объединять их в группы. Благодаря этому можно понять, что все вещи взаимосвязаны друг с другом. Объединяясь в группы они образовывают целую систему.
Типология присутствует во всех науках. Она позволяет объединить разрозненные разнородные объекты в группы. Это позволяет выстроить четкую систему изучаемой области. Благодаря построенной системе можно понят ее структуру, закономерности и характер.
Типология при разъединении реальности основывается на понятии типа. Но также может и использовать классификацию, систематику и таксономию. Классификация классифицирует предметы по общему признаку и составляет иерархию групп и подгрупп. Систематика подразумевает самое масштабное расчленение множества объектов. Таксономия предлагает свой собственный вариант группировки объектов, который имеет признаки и классификации, и систематики.
Во многих группах так устроено, что находящиеся в них объекты относятся к ним только благодаря каким-либо небольшим признакам. Типология может быть эмпирической и теоретической. Эмпирическая основывается на фиксировании четких признаков сходства и различия. Теоритическая предполагает обобщенное выражение признаков.
Типология может интерпретироваться по-разному, так как существуют различные толкования понятия типа.
Первый тип подразумевает наличие какого-либо идеала, по которому оцениваются все последующие объекты. По мнению тех, кто придерживается данной версии есть какая-либо структура, которая неизменна под влиянием эволюции.
Второй тип подразумевает учитывание эволюции. С движением времени меняются и критерии, которые относят объекты к той или иной группе.
Третий тип основывается на методологическом средстве. С его помощью выстраивается определенный объект, который имеет обобщенные признаки всевозможных объектов. Этот общий объект представляется, как оригинал какой-либо конкретной группы.
Так или иначе в науке существует несколько разновидностей типологии, которые подразумевают создание какого-либо идеализированного объекта
, по которому строятся и оцениваются все остальные.
1.2 Типология СМИ
Типология СМИ основывается на выявлении общих свойств во множестве различных печатных изданий, радио- и телепередач. Выявляется какой-либо идеал, который затем выстраивает группы СМИ, состоящих из изданий, имеющих характерные соответствующей группе черты.
С помощью типологии различные СМИ могут найти свое место в общей системе средств массовой информации. Также, имеющие общие черты, издания могут оказаться по соседству с другими, что приводит к их взаимодействию, а также конкуренции, которая улучшает рынок СМИ.
Развивающийся рынок массовых изданий со временем потребовал уточнения его классификации. На данный момент не достаточно разделения только лишь на государственные и частные. Появилось множество специализированных СМИ, которые отвечают потребностям людей конкретной профессии, специализации и интересов. Они потребовали уточнения различных типов изданий.
В разных странах может присутствовать своя собственная типология СМИ, которая включает свои нюансы. Например, аудитория некоторых стран перестает интересоваться бульварной, либо желтой прессой, что приводит к их исчезновению, либо эволюционирование в какой-либо новый тип.
Все СМИ разделяются на два основных типа:
-
Печатные; -
Электронные.
К печатным относятся газеты и журналы. К электронным радио, телевидение и СМИ в интернете.
Также СМИ можно разделить на:
-
Визуальные; -
Аудиальные; -
Аудиовизульные.
Если же обратиться к закону о СМИ, то там можно увидеть следующую классификацию:
-
периодическое печатное издание; -
радиопрограмма; -
телепрограмма; -
видеопрограмма; -
кинохроникальная программа; -
иная форма распространения массовой информации.
При этом типология СМИ в данный момент времени претерпевает некоторые сложности. Многие печатные СМИ создают собственные официальные сайты, что причисляет их уже к сетевым изданиям.
Также СМИ могут подразделяться по следующим признакам:
-
регион распространения; -
учредитель; -
аудитория; -
легитимность; -
издательские характеристики.
Если подробнее остановиться на этих критериях, то можно понять, что регион распространения у СМИ бывает разным. Здесь СМИ определяются своей новостной повесткой. Повестка же бывает федеральной, региональной и местной.
Учредитель СМИ может быть разным. У истоков создания могут стоять какие-либо партии, общественные организации и любые другие общественные и государственные группы. Аудитория у издания также может быть разной. Читатели СМИ могут принадлежать к какой-либо профессии или иметь общие интересы.
Легитимность СМИ определяется ее регистрацией в соответствии с российским законодательством. Имеет ли издание какой-либо статус или он отсутствует. Тираж издания и периодичность его выхода определяют издательские характеристики СМИ.
Структура собственно самой типологии СМИ определяется несколькими факторами:
-
политические; -
экономические; -
техногенные; -
профессиональные.
Что касается политических факторов, то они объясняются той сложившейся политикой внутри государства. Она непременно оказывает влияние на СМИ. В зависимости от политического строя издания могут выполнять различные функции. Политический строй может, как подчинить своей воле СМИ, так и создать такие условия, которые позволят существовать средствам массовой информации совершенно свободно и не зависеть от политики государства.
Если же говорить об экономических факторах, то здесь стоит сказать, что методы рыночной экономики среди печатных изданий, а также радиостанций и телеканалов работают слабо. Вышеназванные объекты во многом не могут обеспечивать самих себя и работают чаще всего от денежной подпитки со стороны, которая может исходить от административных властей, либо иных спонсоров. По итогу конкуренция между СМИ не играет большой роли в увеличении финансового достатка конкретного издания.
На эффективность работы СМИ влияют и техногенные факторы. К ним относится то оборудование , которое использует редакция конкретного СМИ. Состояние оборудования влияет на темпы и скорость работы. Во многом с проблемами в данной области сталкиваются региональные СМИ, которым не хватает финансов на качественное и новое оборудование, что сказывается на качестве и быстроте их работы.
Профессиональные факторы объясняются общим технологическим прогрессом. Развитие сети Интернет, а также средств видео- и фотосъемки позволили многим людям выполнят функции журналистов. На данный момент журналистика сталкивается с понижением профессионализма. Большое количество «любителей» занятых в журналистике привели к потребности аудитории в качественной журналистике, которая бы характеризовалась качественной обработке поступающей информации, особенно относящейся к более узким областям.
Стоит сказать, что нельзя определить тип какого-либо издания по одному из признаков из общей их совокупности. Потому как исключительно совокупность сразу нескольких факторов может качественно определить точный тип конкретного издания.
Одним из важнейших факторов, который определяет тип издания, является непосредственно внутреннее содержание конкретного СМИ. Следующим фактором определяющих тип издания является его учредитель. Если же уредителем СМИ являются государственные органы, то такой тип издания чаще всего называется официальным. Если же учредителем выступает какая-либо коммерческая организация, то такое СМИ называется частным.
Все издания ориентируются на конкретную аудиторию. Для этого проводится всеобъемлющий анализ информационного рынка. Каждое издание стремиться найти собственное ядро аудитории, на котором будет основана информационная повестка этого издания. Ядро аудитории, которая интересуется автомобилями потребует автомобильных новостей, что влияет на создание различных автомобильных СМИ.
Реалии современного мира также вносят свою лепту в развитие типологии СМИ. На данный момент присутствует множество изданий, которые выполняют функцию предоставления специальной площадки для высказывания позиций политических деятелей. Соответственно такие издания чаще всего имеют официальный характер и характеризуются официальным стилем изложения и языком. Но аудитория меняется и не каждый человек готов потреблять именно такой тип информации. В результате появляется множество СМИ, которые имеют разговорный стиль изложения, который может вмещать в себя молодежный сленг.
Иными типоформирующими признаками могут быть дизайн издания, его стиль, а также его авторский состав.
1.3. Методологический анализ
Методологический анализ подразумевает под собой процесс, который проходи исследователь для достижения какого-либо результата. Метод в переводе с греческого языка означает путь. Если исследователь обладает каким-либо методом познания, то он обладает соответствующим эффективным путем к решению какой-либо проблемы. Данный путь состоит из множества промежуточных этапов.
Собственно сам анализ основывается на каких-либо методах, которые позволяют качественно провести аналитические операции. Методологический анализ включает в себя какую-либо отправную точку
, которая сложилась на данный момент в результате предыдущих научных трудов, процессов, исследований и анализов.
Существует обобщенный результат прошлых научных работ, которые выявили соответствующие методы анализа, которые успешно используются. При проведении методологического анализа эти успешно наработанные методы используются и в процессе их использования появляется возможность появления новых на основе старых.
В результате методология позволяет не просто изучать процессы в науке, но и осуществляет поступательное собственное развитие, которое заключается в появлении все новых и новых методов и путей достижения результатов и решения разнообразных задач.
Методология как любая другая сфера жизни человека подвержена эволюции, которая заключается в совершенствовании ее методов. Любая область имеет свои недостатки, которые влияют на процессы и мешают добиваться необходимых результатов и должным образом решать задачи.
Соответственно научный процесс совершенствует методологию и набор методов, что позволяет исключить какие-либо ограничения и недостатки. С каждым разом появляются все новые методы и инструменты, которые позволяют эффективнее решать поставленные задачи.
Также методологический анализ позволяет осознать значимость той деятельности, которая заключается в проведении собственно анализа. Также происходи понимание взаимосвязи между той областью, которая находится под анализом с другими. Все это помогает понять масштаб, значимость и пользу проводимого исследования.
Методология как все научные области представляет собой сложный и многоуровневый организм. Все это определяется общей разнонаправленностью научной деятельности, которая включает в себя множество различных ветвей.
Наука подразумевает под собой целую систему, в которой присутствуют белые пятна. С каждым годом их становится все меньше, но помимо этого с течением научного процесса появляются новые нерешенные проблемы, которые требуют дополнительных исследований. Нынешние нерешенные проблемы это результат совокупности прошлых научных процессов.
Начало любого анализа основывается на уже знакомых научных фактах и информации, которые были добыты и выявлены ранее. Следующий процесс позволяет дополнить, освежить, а также выяснить что-то совершенно новое из уже знакомого всем предмета.