ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 17
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Smirnova Ekaterina
Art&Science, ITMO, 2022
History of contemporary art
Niretak@yandex.ru
Tg @niretak
Эссе «Город, как медуим современного искусства»
Изначально современное искусство больше затрагивало живопись и скульптуру, так как исторически искусство было больше связано именно с этим видом художественной деятельности. Но позже с развитием новых идей в живописи, революций как в искусстве, так и политических, а также с появлением кино, фото и с развитием наук и технологий современное искусство не могло развиваться изолированно от остальной жизни. Технологии и демократизация вели к индустриализации, росту городов, урбанизации. И ответом на это стало развитие модернизма в архитектуре. Архитекторы создавали идеи городов будущего, пытаясь представить куда дальше будет развиваться общество, то есть это искусство на стыке модерна и авангарда, соединение прошлого и будущего. Архитекторы модерна по-новому интерпретируют архитектуру как пространство и как форму.
Корбюзье, которого называют пионером архитектурного модернизма и функционализма, представитель архитектуры интернационального стиля. Французский архитектор швейцарского происхождения, в ответ на концепцию города-сада Эбенезер Говард создает свой лучезарный город. В видении Корбюзье центр города будущего состоял из небоскребов, окружённых парковой зоной и жилыми кварталами. Они соединялись бы транспортными узлами, по которым шли автобусы и поезда. Самолёты приземлялись бы между этими небоскребами, создавая воздушную транспортную сеть.
Он разработал 5 принципов строения будущего:
1. Дома следует поднимать над землей на колоннах: это освобождает место для сада, а также для машины, которая таким образом становится частью архитектурного замысла — два достижения цивилизации, современная архитектура и современный транспорт, объединяются.
2. Крыши надо делать плоскими и на крышах устраивать место для отдыха, для солнечных ванн и для растений. Так мы возвращаем природе то, что дом у нее забрал, заняв какое-то место на земле. И так люди будут сильнее и здоровее. Дело происходит спустя всего 10 лет после страшной эпидемии испанки, которая унесла жизни нескольких десятков миллионов. Но и кроме нее хватало болезней для беспокойства, и самой большой проблемой был туберкулез — пока не была построена система массового здравоохранения,
прививок и доступных антибиотиков, считалось, что именно свет и свежий воздух должны быть главными в борьбе с эпидемиями.
3. Здание должно опираться не на прочные стены, а на систему колонн, которые пронизывают его снизу доверху. На колонны опираются горизонтальные перекрытия — с точки зрения структуры дом становится похож на этажерку. Тогда можно стены между комнатами ставить в любом месте, придавать им любую форму, ведь они больше не являются несущими.
Четвертый и пятый принципы тоже следуют из того, как Корбюзье переосмыслил структуру.
4. Не только внутренние стены, но и внешние теперь не являются несущими. Значит, можно делать большие окна, длинными лентами опоясывающие здание, впускающие как можно больше солнечного света.
5. По той же самой причине фасад может выглядеть как угодно.
Наиболее масштабный замысел -- это целый город, построенный по его проекту. Город Чандигарх – новая столица штата Пенджаб - своего рода вершина творчества художника. Он был основан в 1951 году и застраивался в соответствии с генеральным планом Ле Корбюзье. Кстати, он создал проект поселения всего за четыре месяца.
При разделении области Пенджаб в 1947 древний Лахор оказался на территории Пакистана, а индийская часть осталась без какого-либо крупного города и административного центра. Поэтому был необходим новый город – чтобы служить столицей индийских штатов Пенджаб и Харьяна и чтобы показать возможности, динамизм и современность новой Индии с Джавахарлалом Неру во главе. Этим городом стал Чандигарх, одно из самых знаковых мест в истории архитектуры модернизма.
В Чандигархе архитектор применил разработанный им модулор – размерную шкалу, основанную на определенных пропорциях, соответствующих движениям человека.
Город планированн по принципу самодостаточных секторов-микрорайонов, в каждом из которых была создана своя инфраструктура. Чандигарх характеризует иерархическое разделение функций, основанное на сетке скоростных дорог: они разграничивают разные сектора одинаковых размеров. Конкретные архитектурные компоненты отражают в качестве «достопримечательности сектора» отличительные черты каждой зоны – жилой, рекреационной, коммерческой, общественно-административной или образовательной. Поэтому, наряду со знаменитым комплексом Капитолия, созданным Ле Корбюзье, исследование Чандигарха открывает очень большое число модернистских сооружений авторства европейских или индийских архитекторов, – часто почти забытых, но вызывающих интерес и удивление. Наконец-то осуществилась мечта Ле Корбюзье о муниципальном центре, в котором архитектура находится в гармонии с природой и человеком.
Вершиной зодчества Ле Корбюзье в Чандигархе стал Капитолий, возведение которого началось в 1952 году. Это уникальный комплекс правительственных зданий - парламента, министерств и Верховного суда. Все эти постройки расположены на огромной территории, весьма значительные расстояния между ними заполнены лужайками, специально насыпанными холмами, купами деревьев и бассейнами. Ле Корбюзье создал некую единую зону - разноуровневую гармоничную композицию, которая составляла одно целое с комплексом зданий.
Капитолий отличается мощной пластикой и явно выраженной архитектоникой форм. Архитектор широко использовал в строительстве световые и пространственные эффекты, смело сочетал различные материалы и цвета.
Особое впечатление оставляет здание Верховного суда - оно перекрыто крышей, имеющей форму крыльев гигантской бабочки. Карнизы кровли под наклоном вынесены далеко вперед. Входной холл по высоте совпадает с основным зданием. Он сделан открытым, а сверху его перекрывают своды в форме парабол, которые придают жесткость всей конструкции.
В Индии архитектор воплотил в жизнь свои фантастические по размаху урбанистические проекты. Чандигарх стал уникальным сочетанием функциональности структуры, ее целесообразности и мощной драматической экспрессии форм.
«Открытая рука». Ле Корбюзье. 1950–1965
«Башня теней». Ле Корбюзье. 1957
Наряду с повторяющимися по всему городу деталями, например, железобетонными балюстрадами, проемы которых позже были заложены кирпичом или закрыты металлическими деталями – очевидно, из соображений безопасности, можно найти и совершенно уникальные сооружения. Это башня Студенческого центра Пенджабского университета, пандус стадиона на окраине Чандигарха, различные типы жилой застройки, центр изучения наследия Махатмы Ганди «Ганди Бхаван» по проекту Пьера Жаннере, и многое другое.
Здание парламента. Ле Корбюзье. 1951–1965
Чандигархская школа архитектуры. Ле Корбюзье, Адитья Пракаш. 1961
Чандигархская школа архитектуры. Ле Корбюзье, Адитья Пракаш. 1961
Далее идеи корбюзье развились в появление идей домов-комунн, что примечательно данные идеи имеют место быть и сейчас, когда волна шеринга перешла на другой уровень, не из-за уплотнения, а из-за нежелания тратить лишнего. Но полноценных домов-комунн построено в итоге не было, эта идея оказалась слишком утопичной.
В идеях Корбюзье присутствуют идеи футуризма, продиктованные новыми запросами общества – изменением скорости жизни, уплотнением населения, он хотел создать идеальную «машину для жилья», но тем не менее его нельзя назвать футуристом в полном смысле, в его идеях много функциональности, но есть и аспект эстетический, то есть не просто поместить людей в коробки максимально оптимально, чтобы они выполняли свои функции, а сделать жизнь людей комфортной в условиях меняющейся среды. Такой антропоморфный подход противоречит идеям классического футуризма. А также он стремился сохранять связь с природой, не уничтожая ее, а создавая симбиоз. Но при этом его творения можно отнести к брутальному конструктивизму.
Если оценивать по критериям Питера Осборна, первые 4 из которых обязательны:
-
концептуальность обязательная («машина для жилья») -
минимальное эстетическое измерение («обитель красоты»)) -
использование эстетических средств в антиэстетских целях (функциональность) -
расширение материальной базы произведения искусства, материальных оснований до бесконечности (новые материалы фасадов и расширение медиума до размера города) -
радикальная дистрибутивность произведения искусства -
историческая обусловленность дистрибутивности
то, проект города отвечает критериям понятия современное искусство и даже медиума для него.
Несмотря на то, что и сейчас не утихают споры о пригодности данной модели города, масштаб идеи произведения и красота зданий впечатляет.