Файл: Управление образования и науки Липецкой области Государственное областное автономное.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 67
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Управление образования и науки Липецкой области
Государственное областное автономное
профессиональное образовательное учреждение
«Липецкий металлургический колледж»
3 (код и наименование специальности) 8.02.01 | | УТВЕРЖДАЮ Председатель цикловой комиссии МОЕН дисциплин | |
Экономика и бухгалтерский | | | |
учет (по отраслям) | | (подпись) (Фамилия И. О.) | |
| | (дата) |
Организованная преступность
|
|
|
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
по дисциплине/дисциплинам | УП.10. Право |
| |
| |
|
Р (подпись) уководитель индивидуального проекта | | Д (Фамилия И. О.) олбнина Л.В. |
(дата) | | |
С (подпись) тудент | | С (Фамилия И. О.) усова Д.М. |
(дата) | | |
2023 г.
Содержание
Лист | |
Введение | 4 |
Глава 1. Понятие и виды избирательных систем | 4 |
1.1 Избирательное право, как подотрасль конституционного права | 4 |
1.2 Характеристика избирательных систем, их достоинства и недостатки | 6 |
Глава 2. Общая характеристика избирательной системы в Российской Федерации | 11 |
2.1 Принципы избирательной системы | 11 |
2.2 Основные черты избирательной системы в Российской Федерации | 12 |
Заключение | 17 |
Список использованных источников | 18 |
Введение
Историческое развитие России показывает, что избирательная система всегда использовалась властью как важный инструмент взаимодействия с населением. Избирательная система сочетает в себе жесткую концентрацию государственной власти и специфические геополитические особенности каждого региона страны. Избирательная система демонстрирует сильные народные традиции коллегиальности, общинной экономики, уважения и страха перед центральной властью и часто бывает жесткой по отношению к населению. Монархический менталитет большинства позволяет властям манипулировать общественным мнением и проводить избирательные реформы в своих интересах.
Растущий интерес исследователей к избирательной системе и избирательному процессу обусловлен изменением избирательных норм в Российской Федерации. В стране возросла роль политических партий: с октября 2001 года в России активно ведется партийное строительство, в основном за счет слияния ряда мелких квазипартий в более крупные политические блоки.
Значение данного исследования заключается в том, что граждане реализуют свое право на участие в управлении страной, влияя на формирование государственной власти через выборы.
Целью данной работы является анализ состояния современных избирательных процессов в Российской Федерации.
Глава 1. Понятие и виды избирательных систем
1.1 Избирательное право, как подотрасль конституционного права
Избирательное право прочно заняло свою нишу в общей системе права Российской Федерации и имеет свою политическую и юридическую историю развития и совершенствования. Объем нормативного регулирования до определенного момента не позволял выделить автономное структурное подразделение, позволяющее регулировать институт выборов. С течением времени развитие законодательной базы привело к образованию новой подотрасли конституционного права.
Роль избирательного права возрастает, но это никак не принижает роль конституционного права. Являясь ведущей отраслью системы права Российской Федерации – конституционное право представляет собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, которые определяют организационное и функциональное единство, целостность общества: основы конституционного строя Российской Федерации, основы правового статуса человека и гражданина, федеративное устройство, систему государственной власти и систему местного самоуправления. Конституционное право охватывает те общественные отношения, которые складываются во всех сферах жизнедеятельности общества: политической, экономической, социальной, духовной и других, которые являются базовыми, основополагающими в каждой из областей жизни.
Избирательное право является динамично развивающейся подотраслью конституционного права, на построение которой оказывают влияние конкретная политико-правовая ситуация в обществе, научные оценки, практика применения законодательства и другие. Нормы избирательного права содержатся во всех Конституциях, Уставах субъектов Российской Федерации, законах субъектов о выборах в законодательные органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления. При этом можно говорить не только о количественных изменениях, но и о качественных.
В отличие от гражданского права, отличающееся завидной стабильностью, избирательное законодательство не может устояться и подвергается существенной корректировке практически каждый раз перед очередными выборами. Одной из причин таких изменений являются просчеты законодателя, который недальновидно и небрежно относится к вопросам правового регулирования отношений, связанных с выборами в органы власти. Другая причина – это проявление интересов политической конъюнктуры.
Избирательное право, как и любая наука, имеет свой предмет и метод правового регулирования. Предметов являются конкретные нормы законодательного обеспечения, включающие в себя: Конституцию Российской Федерации, федеральные законы, Конституции Уставы и законы субъектов Федерации; Указы Президента Российской Федерации, подзаконные акты, ведомственные нормативные акты, а также сложившаяся практика их применения. Нормы избирательного права содержат в себе нормы других отраслей права, в частности нормы финансового, банковского, бюджетного, административного права. При этом нормы избирательного права имеют приоритет над другими нормами.
Система источников, регулирующая избирательный процесс, постоянно расширяется, которую можно подразделить на федеральные, региональные и местные. Особое место занимают международно-правовые акты, устанавливающие международные избирательные стандарты.
Характерным признаком избирательного права, как подотрасли права, является наличие институтов. К ним относятся:
- институты общей части: институт политических партий; институт финансирования выборов; институт избирательных комиссий; институт информации и агитации на выборах, институт доверенных лиц, наблюдателей на выборах;
- институты особенной части: институты избрания президента, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации; органов местного самоуправления; институт голосования по открепительным удостоверениям на выборах региональных парламентов; институт досрочного голосования.
Избирательное право – «не придуманная подотрасль права», а рожденная из политических, социальных и практических потребностей. Избирательное право – это сформировавшаяся подотрасль конституционного права, представляющая собой совокупность правовых норм, которыми устанавливается избирательная система и регулируются общественные отношения, возникающие в процессе избрания должностных лиц, законодательных органов государственной власти.
1.2 Характеристика избирательных систем, их достоинства и недостатки
В теории избирательного права «избирательная система» используется в двух значениях – в широком и узком смыслах.
К первому относится понятие избирательной системы как совокупности правовых норм, регулирующих порядок предоставления избирательных прав, проведения выборов и определения результатов голосования и соответствующее распределение депутатских мандатов.
В узком смысле избирательная система – это порядок определения результатов голосования. В связи с этим понятием различается мажоритарная и пропорциональная избирательные системы.
Мажоритарная (от франц. majorite – большинство) система означает распределение мандатов по избирательным округам на основе большинства поданных голосов. Мажоритарная избирательная система основана на системе персонального представительства во власти. В качестве кандидата на ту или иную выборную должность в мажоритарной системе всегда выдвигается конкретный человек.
Выделяют две разновидности мажоритарной системы:
-
абсолютная – победителем является кандидат, получивший 50 процентов голосов плюс один голос от проголосовавших избирателей;
Система абсолютного большинства предполагает голосование в два тура, если в первом туре ни один из кандидатов не набрал требуемого большинства. Во втором туре участвуют кандидаты, набравшие в первом туре относительное большинство голосов. Такая система затратна с финансовой точки зрения, но используется при выборах президентов в большинстве стран мира, в том числе и в России. При системе абсолютного большинства, чем больше в избирательном округе кандидатов, тем меньше вероятность, что кто-то из них получит абсолютное большинство голосов. Поэтому выборы по данной системе часто оказываются нерезультативными.
-
относительная - победителем становится тот, кто получил голосов просто больше, чем любой другой кандидат (при условии, что против всех кандидатов подано голосов меньше, чем за победившего кандидата). Такая система применяется на парламентских выборах и часто используется при местных выборах. При этой системе, чем больше кандидатов баллотируется на одно место, тем меньше голосов требуется для избрания. В России предусмотрено, что выборы в органы государственной власти признаются соответствующей избирательной комиссией несостоявшимися в случае, если в них приняло участие менее 20 процентов от числа избирателей, внесенных в списки. Для выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ согласно Федеральному закону от 18.05.2005 г. "О выборах депутатов Государственной Думы ФС РФ" минимальный процент был повышен до 25 процентов. Чтобы победить на выборах в одномандатном избирательном округе, кандидату необходимо, чтобы полученное относительное большинство было больше числа голосов, поданных против всех кандидатов. Иначе выборы будут признаны несостоявшимися.