Файл: Управление образования и науки Липецкой области Государственное областное автономное.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 69

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Законодательство о референдуме Российской Федерации. В Федеральном конституционном законе «О референдуме Российской Федерации», принятом 7 июля 1995 года Государственной Думой и одобренном 3 октября 1995 года Советом Федерации, определяются демократические принципы участия граждан Российской Федерации в референдуме Российской Федерации, вопросы, которые должны выноситься на референдум в обязательном порядке, приводится перечень вопросов, которые не могут выноситься на референдум, а также перечень обстоятельств, исключающих проведение референдума Российской Федерации.

Важной гарантией конституционного права граждан на участие в референдуме субъекта Российской Федерации является определение круга вопросов, которые не могут быть вынесены на референдум субъекта Российской Федерации. Так, Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на проведение референдума граждан Российской Федерации» (п. 3 ст. 13) установлено, что на референдум субъекта Российской Федерации, а равно и на местный референдум не могут быть вынесены вопросы: о досрочном прекращении или продлении срока полномочий, приостановлении осуществления полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также о проведении досрочных выборов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления либо об отсрочке указанных выборов; о формировании состава органов государственной власти субъекта Российской Федерации или органов местного самоуправления, персональном составе органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления; об избрании, утверждении, назначении либо даче согласия на назначение на должность или на освобождение от должности депутатов и должностных лиц; о принятии или об изменении соответствующего бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств субъекта Российской Федерации, муниципального образования; о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.

В настоящее время в большинстве субъектов Российской Федерации сформирована законодательная база проведения референдумов субъектов Российской Федерации и местных референдумов.

Источниками законодательства о местном референдуме являются Конституция Российской Федерации, федеральные законы, конституции, уставы субъектов Российской Федерации.


Различают местный обязательный и местный консультативный референдумы. Некоторые субъекты Российской Федерации предусмотрели возможность проведения местных консультативных референдумов. Решения, принимаемые на таких референдумах, имеют рекомендательное, консультативное значение для органов государственной власти и органов местного самоуправления, а порядок их назначения и проведения устанавливается законами субъектов Российской Федерации и уставами муниципальных образований.

Играя важную роль в регулировании местных референдумов, уставы муниципальных образований, тем не менее, не являются источниками законодательства о местном референдуме, так как не являются избирательными законодательными актами.
Заключение

Определяя место избирательного права в российской правовой системе, следует отметить, что ему может быть отведено место, как самостоятельной комплексной отрасли, так и подотрасли конституционного права. Это связано во-первых, с собственным предметом правового регулирования – отношениями, складывающимися в процессе организации и проведения выборов и референдумов. Данная точка зрения возникает, если рассматривать определение избирательного права в объективном смысле. С другой стороны, если принимать во внимание субъективную сторону данного определения, то предмет правоотношений будет иным, а именно наличие пассивного и активного избирательного права у граждан Российской Федерации.

На сегодняшний день в России не существует федерального Избирательного кодекса – вместо этого на выборах применяется сложное, бессистемное и противоречивое законодательство, содержащее нормы, не отвечающие потребностям демократического развития страны.

Одним из способов совершенствования избирательной системы, а также остальных отраслей права является повышения правовой культуры населения. Каждый гражданин должен осознавать свою роль в жизни страны, интересоваться происходящими в стране событиями, принимать активное участие в выборах, не бояться отстаивать свою позицию в суде, при злоупотреблении его прав. Не последнюю роль в этом процессе играет государство.

Процесс совершенствования избирательных систем постоянен: общество стремится к нахождению модели избирательной системы, которая позволяла бы формировать эффективную власть, действующую в интересах общества, содержала бы в этом смысле больше достоинств и была бы лишена существенных недостатков. Общество накапливает на этом пути огромный опыт, который является основой возникновения все более и более прогрессивных и поистине демократических избирательных систем. Неизменным в этих системах должно оставаться одно – выражение воли народа, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина.



Список использованных источников

1. Конституция Российской Федерации // Российская газета. 2009. 21 января.

2. "О выборах депутатов Государственной Думы ФС РФ": ФЗ от 18.05.2005г. (в ред. от 23.02.2011г.)

3. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: ФЗ от 12.06.2002 г.(в ред. от 20.03.2011г. и доп.)

4. "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации": ФЗ от 06 октября 1999г. (в ред. от 28.12.2010).

5. Бабай Е.А. Юридическая ответственность политических партий за нарушение законодательства о финансировании их избирательных кампаний / Е.А. Бабай // Современное право. 2010.№ 9. С.37-39.

6. Веденеев Ю. А. Развитие избирательной системы РФ / Ю.А. Веденеев // Журнал российского права. 2006. № 6. С. 47 – 57.

7. Вискулова В.В. Голосование «против всех»: исключить нельзя оставить (в свете решений Конституционного Суда РФ) / В.В. Вискулова // Конституционное и муниципальное право. 2008. № 5.

8. Воробьев, Н.И. Конституционность реформы избирательной системы / Н.И. Воробьев // Конституционное и муниципальное право. 2006. № 3.

9. Какителашвили, М.М. Избирательное право: институт или подотрасль конституционного права / М.М. Какителашвили // Российская юстиция. 2010. № 11. С.2-5.

10. Камкова Г.Н. Пропорциональная избирательная система и обеспечение равенства фракции в российском парламенте / Г.Н. Камкова // Конституционное и муниципальное право. 2006. № 7.