Файл: Авторы Л. Ii. Крившенко, М. Е. ВайндорфСысоева гл. 1, 2, 4, 1419.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 1649
Скачиваний: 24
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
о своих ценностях, отношении к миру, себе, людям. Это то, что называют мировоззрением, духовно-нравственной культурой.
Как соотносится педагогическое мастерство и технология воспитания! Думается, между ними нет противоречия. Чем выше уровень педагогических умений воспитателя, чем шире и богаче его опыт, чем основательнее его профессиональная компетентность, тем более он
свободен в освоении новых технологий, тем более способен пользоваться системно- технологическим подходом к организации воспитательной работы с учениками и к
взаимодействию со всеми участниками воспитания. Работы А. С. Макаренко показывают, насколько он был технологичен в своем подходе к воспитанию. Он считал мастером того, кто владеет всякой «мелочью» в воспитательной работе: каким тоном учитель обращается к ученику в разных случаях, как надо организовать самоуправление и вообще всю жизнь обра- зовательного учреждения, как «инструментовать» беседу воспитателя с учеником.
Показательно, что, говоря о воспитании, он часто употреблял слова «инструмент»,
«производство».
Названные умения необходимы как в традиционной воспитательной работе, так и в
«технологизированном» учебно-воспитательном процессе. Воспитательный процесс на основе технологии, конечно, предполагает профессионально компетентного учителя, владеющего комплексом профессиональных умений, педагогической техникой и технологией, которые и составляют основу педагогического мастерства.
123
Вернемся к технологии воспитания. Как сказано, технологичный подход к воспитанию
характеризуется такими критериями (признаками или особенностями): конкретность,
диагностичность целей; алгоритмичность, поопера ционность воспитательных действий,
направленных на достижение целей; наличие обратной связи, средств и методов измерения
результатов воспитания. Поясним. Для того чтобы степень достижения целей, задач воспитательной работы в каждом конкретном случае можно было проверить, надо, чтобы цели были соответственно описаны. Выяснилось, что они должны быть представлены как поведенческие реакции, действия, которые можно зафиксировать. Оказалось, что не все качества личности можно одинаково успешно представить в виде поведенческих реакций: качества патриота и гражданина сложнее диагностировать, чем умение вежливо разговаривать, общаться. Ученые рекомендуют описывать цели в таких словах: человек знает нравственные и другие нормы, ценности, имеет свою систему ценностей, может объяснить их другим, хочет им следовать в своей жизни и действительно следует, осознает свои поступки, анализирует их и т. д.
Вопрос о целях тесно связан с вопросом о том, как установить их достижение, т. е. как измерить качества личности и ее поведения. В психолого-педагогических и социальных науках есть диагностические и исследовательские методики, но для практической работы учителя-воспитателя они не очень пригодны: сложные, требуют времени, затрат, квалификации. Тем не менее работа по созданию таких методик ведется, хотя имеется в этом и этическая проблема. Некоторые специалисты утверждают, что диагностика личности, изучение воспитанности школьника с помощью, например, личностных тестов, является нарушением прав человека.
Педагогическая технология требует, чтобы воспитательные действия были строго направлены на достижение целей воспитания, поэтому должны быть по возможности алгоритмизированы, т. е. описаны однозначно и в определенной последовательности. В этом случае они, эти действия и операции, могут быть точно выполнены, данная технология воспитательной работы может Щтъ воспроизведена любым квалифицированным спе- циалистом.
Таковы черты технологического подхода к воспитанию. Внимательный их анализ, как заметил исследователь С. Д. Поляков, сталкивает нас с «обескураживающим фактом».
Почти все известные в литературе методики воспитательной работы, характеризуемые авторами как технологии, не отвечают в точности названным выше критериям технологического подхода, технологичности воспитания
1
. Да, это наблюдение подтверждает сказанное ранее о проблематичности переноса технологического подхода в область вос- питания. И все же специалисты стремятся описать воспитательную работу так, чтобы она отвечала требованиям педагогической технологии. Покажем это на примере работы классного руководителя в школе.
2. Технология работы классного руководителя
Все педагогические работники школы выполняют воспитательные функции. Классный
руководитель — непосредственный и основной организатор учебно-воспитательной работы в
школе, официальное лицо, назначаемое директором школы для осуществления воспитательной
работы в классе. Классный руководитель имеет следующие функции:
• . воспитательная — педагогическое руководство развитием и формированием каждого ученика класса и коллектива в целом;
• организационно-административная — руководство классом как организационной единицей в составе школы, ведение личных дел учащихся и других документов;
• координирующая — установление взаимодействия между всеми участниками воспитательного процесса.
К функциональным обязанностям классного руководителя относятся: всестороннее изучение и воспитание учащихся, оказание им помощи в учении и развитии, решении проблем их учебного и профессионального самоопределения, развитие внутригрупповых, межличностных отношений учащихся, взаимодействие с родителями и помощь им в воспитании детей, взаимодействие с учителями класса в решении педагогических задач, контроль за успеваемостью, посещением и поведением учащихся.
Работа классного руководителя в школе для любого учителя, по существу, вторая специальность, область деятельности, требующая специфических в отличие от преподавания знаний, умений, качеств. Институт классных руководителей введен в нашей стране в 1934 г.
До революции в гимназиях были классные наставники и дамы, в основном осуществлявшие
124 надзор за поведением учащихся. После революции был период самоуправления учащихся, который показал, что для организации внеурочной деятельности учащихся и целенаправленного их воспитания необходим классный руководитель. В настоящее время в школах России институт классных руководителей подвергается реформированию. Так, в ряде школ были введены должности освобожденных классных руководителей на один или несколько классов.
Общие требования к работе классного руководителя определяются целями и содержанием воспитания в современной российской школе. Известно, что цели воспитания в нашей школе определены не достаточно четко. Помощь личности в разностороннем развитии, формирование базовой культуры личности, способности к самоопределению и самореализации — примерно в таких выражениях говорится о целях воспитания в педагогической литературе и в Законе РФ «Об образовании». Однако анализ воспитатель- ной работы на технологическом уровне требует выделения и описания цикла воспитательных действий, классного руководителя, можно сказать, технологического цикла. Вся воспитательная работа представляет собой непрерывный ряд решения педагогических задач, предстающих перед классным руководителем в виде многообразных педагогических ситуаций — такого состояния учащихся и воспитательного процесса, в котором есть проблема, противоречие между должным и действительным, что и требует педагогических действий, результатом которых является формирование новых качеств, новое состояние учащихся.
Важно, чтобы работа воспитателя в школе не была исключительно ситуативной, бессистемной, когда классный руководитель только реагирует на текущие события, происходящие в классе, тогда как он должен организовывать, строить систему работы.
Поэтому методисты предлагают некий цикл воспитательной работы классного руководителя, который представляет собой комплекс, набор следующих действий, этапов работы.
1. Изучение учащихся и коллектива класса: получение демографических, медицинских, психологических, педагогических данных (семья, социальное и материальное положение, состояние здоровья, уровень развития, воспитанности, индивидуальные особенности).
2. Формулировка воспитательных задач, общих для класса или отдельных групп, учеников класса, типовых для определенного периода обучения и индивидуальных.
3. Планирование воспитательной работы — составление плана, оперативного документа для работы с учениками, учителями, родителями, содержащего перечень задач и дел по их решению.
4. Организация, проведение и корректировка деятельности в соответствии с задачами и планом: проведение классных часов, экскурсий, походов, вечеров, родительских собраний и пр.
5. Анализ и оценка результатов воспитания, которые выражаются в уровне воспитанности учеников. Наблюдение, опросы и другие методы позволяют судить о результатах и ставить новые задачи, а также о собственной профессиональной компетенции и личностном росте классного руководителя как воспитателя.
Этот цикл, от диагностики до оценки результатов, характерен для управления в социальных системах (с участием человека), какой и является система воспитания. Он с некоторыми оговорками может быть назван технологическим циклом воспитательной работы и сведен для удобства к четырем этапам: а) диагностика; б) планирование; в) реализация плана; г) анализ
результатов.
Процесс воспитания наука предлагает организовывать как технологический:
«изготовление» выпускника из абитуриента можно сравнить с изготовлением любого промышленного продукта, как это ни покажется ужасно. Конечно, воспитание, как мы уже говорили, — дело чрезвычайно тонкое, поскольку ни учитель, ни ученик не являются бездушными деталями и частями производства, тем не менее идея технологизации образования представляет интерес, и в школе от учителей можно слышать: «Мы используем такие-то технологии» или «Дайте нам новые технологии».
Чаще, однако, учителя-воспитатели слабо организуют свою работу, проводя ее формально, сводя к бессистемному набору мероприятий, не всегда хорошо зная учащихся, не осознавая целей, содержания, средств, не планируя результатов. Поэтому воспитание учащихся происходит как бы непреднамеренно, случайно и, значит, малоэффективно. Чтобы было иначе, надо осознать технологический цикл работы с классом и технологию работы с от- дельными учениками, изучить его в деталях и овладеть им на практике.
125
А) Диагностика в работе классного руководителя — это комплексное изучение отдельных
учащихся класса и всей группы в целом. Основное назначение диагностики, изучения учащихся состоит в выявлении проблем в развитии, обучении, воспитании школьников, в формулировке задач и планировании работы с классом.
Содержание диагностики учащихся можно свести к следующему: демографические данные об ученике и его семье, данные о здоровье и физическом развитии ребенка, общие и особые познавательные способности (внимание, память, воображение, мышление), эмоционально-волевая и по-требностно-мотивационная сфера, направленность личности, интересы, отношения, ценности, Я-концепция, наконец, поведение, поступки учащегося.
Кроме того, классный руководитель изучает и класс в целом как группу, коллектив: межличностные отношения в классе, сплоченность, общественное мнение, единство ценностей и др.
Наука предлагает большой арсенал методов диагностики классному руководителю, воспитателю: наблюдение, опросные методы (анкеты, беседы, интервью), тесты, анализ документов и работ учащихся и др.
Наблюдение состоит в сборе, описании фактов, случаев, особенностей поведения учеников. Методика требует, чтобы была выделена цель и объект наблюдения — какие именно качества и особенности изучать, а также длительность изучения и способы записи результатов. Например, можно записывать на отдельные карточки в ходе урока, внеурочной работы или после того поведение ученика в момент объяснения учителя, в период выполнения самостоятельной работы, во время уборки класса или на школьном вечере, в походе. Рекомендуется вести дневник классного руководителя, где на каждого ученика будет место для записей по мере наблюдения. Наблюдение дает возможность видеть ученика в естественных условиях.
Анкеты, беседы и другие опросные методы дают разные сведения о личностных качествах, ценностях, отношениях, мотивах деятельности учеников. По форме анкеты бывают открытые (свободный ответ формулирует ученик) и закрытые (нужно выбрать среди предложенных ответов).
Для изучения личностных особенностей используют также анализ документов
(библиотечный формуляр, медицинская карта), творческих работ учеников (сочинения, рисунки). Социометрию используют как для выявления межличностных отношений в группе, так и для обнаружения личностных качеств. Тест — стандартизованное испытание, «прибор», измеряющий или обнаруживающий заданные свойства личности.
Педагог, как правило, пользуется при тестировании помощью психолога, но некоторые методики может использовать самостоятельно, например методику незаконченного предложения, рассказа; истолкование какого-либо события, ситуации; рисование или дополнение рисунка, разыгрывание ситуации.
В Московском государственном областном университете (МГОУ) для комплексной диагностики разработана диагностическая карта класса — документ, организующий
получение, хранение и использование информации об учениках. Она представляет собой таблицу со столбцами и линейками, на пересечении столбцов и линеек заносят данные о каждом ученике в сокращенном и/или кодированном виде. Это делает ее содержательной, информативной и одновременно удобной для обозрения и анализа: по горизонтали — все об одном ученике, по вертикали — состояние класса по одному показателю (см.
Приложение).
В таблице отражены демографические, медицинские, психологические и педагогические данные. Получение данных требует комплекса методов, это разовый письменный опрос, беседы, анализ документов и работ учеников, наблюдение, социометрия, проективные методики и анкеты. Данные используются для обнаружения проблем в воспитании, обучении и развитии отдельных учеников, групп и всего класса, для постановки задач и раз- работки плана, программ воспитания. При этом проблему здесь надо понимать как недостаток в развитии, воспитании школьников, а задачу как описание желаемого состояния, качественного изменения, новообразования в личности учащегося или группы.
В педагогике это называется собственно педагогическая задача. Например, собственно педагогическая задача может быть такой: формирование навыков межличностного взаимодействия.'Согласно технологии задача должна быть сформулирована диагностично, через поведение ученика. В данном примере это будет так: ученик знает себя, имеет представление о своем Я, умеет понимать и уважать другого, проявляет эмпатию в общении и т. д.
126
Б) Планирование воспитательной работы. Обозначив конкретные проблемы-задачи в работе с классом, педагог составляет свою программу, план воспитательной работы — это
перечень задач и дел с группой и/или отдельными учениками, а также с учителями класса и
родителями на определенный период времени (от четверти до года). Планирование — процесс
определения воспитательных задач классного руководителя и средств их решения.
Состав и структуру плана может определять педагог. Методисты рекомендуют внести такие разделы в план работы классного руководителя:
• демографическая и психолого-педагогическая характеристика класса;
• план-сетка на полугодие по направлениям работы и календарным срокам, где указаны конкретные дела с классом;
• работа с учителями и родителями;
• индивидуальная работа с трудными учениками.
Приступая к составлению плана, педагог, классный руководитель должен знать и учесть следующие источники планирования воспитательной работы:
• государственные, региональные и местные документы об образовании, воспитании;
• педагогические и методические рекомендации по вопросам воспитания и планирования;
• план учебно-воспитательной работы школы;
• данные диагностики учащихся;
• рекомендации учителей класса, пожелания родителей и учеников класса;
• текущие и ожидаемые события в мире, стране, городе и селе.
К составлению плана могут привлекаться родители и ученики. Учитель должен идти навстречу желаниям учеников и помнить вместе с тем о своих задачах — обеспечивать развитие и воспитание детей.
В) Реализация плана (организация воспитательной работы). Деятельность воспитателя и детей разнообразна по видам и формам. Хотя кажется, что учителя работают неповторимо, каждый по-своему, имеются массовые, наиболее разработанные формы деятельности, в которых используются типовые, повторяющиеся методы, приемы, средства, структура. Это дает основание описать их как в определенной степени технологичные.
Больше всего требованиям технологии отвечает известная педагогам методика
коллективной творческой деятельности. Немного истории. Эта методика возникла в 60-е гг. в работе ленинградских педагогов во главе с И. П. Ивановым, обучавших пионерские и комсомольские активы школ. И. П. Иванов и его коллеги возродили и обновили систему организации воспитывающей деятельности А. С. Макаренко, для которой характерно следующее: взаимодействие разных микроколлективов, сменные и дежурные командиры, система распределения дел на день и более длинные сроки, собрания групп с обсуждением дел, планов, поступков, оформление детской жизни такими деталями, как строй, парадная форма, игра, традиции. Ленинградские педагоги все это применили к организации целого дня жизни-учебы активистов школ. В результате родилось социально-педагоги
№
п/
г
Содерж ание 1 информац ии
Способ полученю i Форма записи
Цели и способы использования в работе классного руководителя, воспитателя
1 2
3 4
5 1 Фамилия, имя, отчество
Разовый пись- менный опрос
(РПО)
По алфавиту, отдельно мальчики и девочки
Для удобства сравнения показателей у детей разного пола и соответ- ствующей работы с ними
2 Число, месяц, год рождения
РПО
Цифровая
Для учета отклонений в развитии, работы, связанной с взрослением
(уголовная ответственность, паспорт, права)
3 Професси я матери, отца
РПО
Словесная, в числителе
— профессия матери, в знаменателе
— отца
Для анализа социальной структуры семей, привлечения родителей к воспитательной работе
127 4 Тип семейного воспитани я
Наблюдение
, беседы с родителями
А — авторитарн ый^ — демо- кратичный;
Б — безразличн ый
Для групповой и индивидуальной работы с родителями
5 Состояние здоровья и физическо е развитие
Беседы с врачом, родителями, изучение медкарты
(данные не разглашаютс я)
БО— без откло- нений; ЧБ
— часто болеет; СК
— сколиоз;
3 — зрение;
СЛ — слух;
СРД — сердце; HP
— нервы и пр.
Для создания щадящего режима, организации лечения, специального меднадзора, регулирования нагрузок учащегося, организации физического воспитания
6 Успеваем ость, познавате льные интересы
РПО, беседы с учителями, родителями.
Анализ классного журнала
Назвать предметы с высокими и низкими оценками и предпо- читаемые
Для оказания индивидуальной помощи, организации дополнительных занятий, развития интересов
7 Отноше ние к учебе
РПО, беседы с учителями, родителями, наблюдение
Положит., негативное, безразлично е
Для формирования познавательных интересов, мотивации к учению
8 1
Мотивы учения
1 э
ПО, беседы : учителям и, водителя ми, наблюде ние интерес, долг, эоязнь наказа-
1ИЯ И др.
Для формирования познавательных интересов, мотивации к учению
9 Увлечени я, интересы, специаль ные умения
РПО, беседы с учителям и, родителя ми
Словесная при положительн ых, шифр при негативных
Для определения воспитательных задач и инди- видуальной работы, фор- мирования умений, развития интересов, кру- гозора
10 Наличие повышенн ых способнос тей
Наблюдение
, анализ результатов олимпиад, конкурсов, смотров
Назвать направленнос ть, способности
Для создания условий развития дарований, для профориентации, организации развивающей деятельности детей
11 Общая культура
, эрудици я, речь, начи- танность
Наблюдение, беседа с учителями, родителями
Уровень: высокий, достаточный, средний, низкий
Для вовлечения во внеурочную деятельность, формирования интересов, культуры умственного труда, поведения, организации индивидуальной работы
12 Трудовая и социальна я активност ь
Наблюдение, беседы с учителями, учениками, самооценка
А — активен;
ИЗА — избирательно активен; МА
— малоак- тивен; НА — неактивен
Для развития социальной активности, опыта, организации внеурочной работы, воспитания и деятельности
13 Положени е в группе, отношени я с товарища ми
Наблюдение, мнение учителей, социометрия
Произвольно: лидер, активист, предпочитае мый, отвергаемый
Для развития коллектива, положительных качеств учеников, взаимодействия между ними, решения проблем развития, общения школьников
Как соотносится педагогическое мастерство и технология воспитания! Думается, между ними нет противоречия. Чем выше уровень педагогических умений воспитателя, чем шире и богаче его опыт, чем основательнее его профессиональная компетентность, тем более он
свободен в освоении новых технологий, тем более способен пользоваться системно- технологическим подходом к организации воспитательной работы с учениками и к
взаимодействию со всеми участниками воспитания. Работы А. С. Макаренко показывают, насколько он был технологичен в своем подходе к воспитанию. Он считал мастером того, кто владеет всякой «мелочью» в воспитательной работе: каким тоном учитель обращается к ученику в разных случаях, как надо организовать самоуправление и вообще всю жизнь обра- зовательного учреждения, как «инструментовать» беседу воспитателя с учеником.
Показательно, что, говоря о воспитании, он часто употреблял слова «инструмент»,
«производство».
Названные умения необходимы как в традиционной воспитательной работе, так и в
«технологизированном» учебно-воспитательном процессе. Воспитательный процесс на основе технологии, конечно, предполагает профессионально компетентного учителя, владеющего комплексом профессиональных умений, педагогической техникой и технологией, которые и составляют основу педагогического мастерства.
123
Вернемся к технологии воспитания. Как сказано, технологичный подход к воспитанию
характеризуется такими критериями (признаками или особенностями): конкретность,
диагностичность целей; алгоритмичность, поопера ционность воспитательных действий,
направленных на достижение целей; наличие обратной связи, средств и методов измерения
результатов воспитания. Поясним. Для того чтобы степень достижения целей, задач воспитательной работы в каждом конкретном случае можно было проверить, надо, чтобы цели были соответственно описаны. Выяснилось, что они должны быть представлены как поведенческие реакции, действия, которые можно зафиксировать. Оказалось, что не все качества личности можно одинаково успешно представить в виде поведенческих реакций: качества патриота и гражданина сложнее диагностировать, чем умение вежливо разговаривать, общаться. Ученые рекомендуют описывать цели в таких словах: человек знает нравственные и другие нормы, ценности, имеет свою систему ценностей, может объяснить их другим, хочет им следовать в своей жизни и действительно следует, осознает свои поступки, анализирует их и т. д.
Вопрос о целях тесно связан с вопросом о том, как установить их достижение, т. е. как измерить качества личности и ее поведения. В психолого-педагогических и социальных науках есть диагностические и исследовательские методики, но для практической работы учителя-воспитателя они не очень пригодны: сложные, требуют времени, затрат, квалификации. Тем не менее работа по созданию таких методик ведется, хотя имеется в этом и этическая проблема. Некоторые специалисты утверждают, что диагностика личности, изучение воспитанности школьника с помощью, например, личностных тестов, является нарушением прав человека.
Педагогическая технология требует, чтобы воспитательные действия были строго направлены на достижение целей воспитания, поэтому должны быть по возможности алгоритмизированы, т. е. описаны однозначно и в определенной последовательности. В этом случае они, эти действия и операции, могут быть точно выполнены, данная технология воспитательной работы может Щтъ воспроизведена любым квалифицированным спе- циалистом.
Таковы черты технологического подхода к воспитанию. Внимательный их анализ, как заметил исследователь С. Д. Поляков, сталкивает нас с «обескураживающим фактом».
Почти все известные в литературе методики воспитательной работы, характеризуемые авторами как технологии, не отвечают в точности названным выше критериям технологического подхода, технологичности воспитания
1
. Да, это наблюдение подтверждает сказанное ранее о проблематичности переноса технологического подхода в область вос- питания. И все же специалисты стремятся описать воспитательную работу так, чтобы она отвечала требованиям педагогической технологии. Покажем это на примере работы классного руководителя в школе.
2. Технология работы классного руководителя
Все педагогические работники школы выполняют воспитательные функции. Классный
руководитель — непосредственный и основной организатор учебно-воспитательной работы в
школе, официальное лицо, назначаемое директором школы для осуществления воспитательной
работы в классе. Классный руководитель имеет следующие функции:
• . воспитательная — педагогическое руководство развитием и формированием каждого ученика класса и коллектива в целом;
• организационно-административная — руководство классом как организационной единицей в составе школы, ведение личных дел учащихся и других документов;
• координирующая — установление взаимодействия между всеми участниками воспитательного процесса.
К функциональным обязанностям классного руководителя относятся: всестороннее изучение и воспитание учащихся, оказание им помощи в учении и развитии, решении проблем их учебного и профессионального самоопределения, развитие внутригрупповых, межличностных отношений учащихся, взаимодействие с родителями и помощь им в воспитании детей, взаимодействие с учителями класса в решении педагогических задач, контроль за успеваемостью, посещением и поведением учащихся.
Работа классного руководителя в школе для любого учителя, по существу, вторая специальность, область деятельности, требующая специфических в отличие от преподавания знаний, умений, качеств. Институт классных руководителей введен в нашей стране в 1934 г.
До революции в гимназиях были классные наставники и дамы, в основном осуществлявшие
124 надзор за поведением учащихся. После революции был период самоуправления учащихся, который показал, что для организации внеурочной деятельности учащихся и целенаправленного их воспитания необходим классный руководитель. В настоящее время в школах России институт классных руководителей подвергается реформированию. Так, в ряде школ были введены должности освобожденных классных руководителей на один или несколько классов.
Общие требования к работе классного руководителя определяются целями и содержанием воспитания в современной российской школе. Известно, что цели воспитания в нашей школе определены не достаточно четко. Помощь личности в разностороннем развитии, формирование базовой культуры личности, способности к самоопределению и самореализации — примерно в таких выражениях говорится о целях воспитания в педагогической литературе и в Законе РФ «Об образовании». Однако анализ воспитатель- ной работы на технологическом уровне требует выделения и описания цикла воспитательных действий, классного руководителя, можно сказать, технологического цикла. Вся воспитательная работа представляет собой непрерывный ряд решения педагогических задач, предстающих перед классным руководителем в виде многообразных педагогических ситуаций — такого состояния учащихся и воспитательного процесса, в котором есть проблема, противоречие между должным и действительным, что и требует педагогических действий, результатом которых является формирование новых качеств, новое состояние учащихся.
Важно, чтобы работа воспитателя в школе не была исключительно ситуативной, бессистемной, когда классный руководитель только реагирует на текущие события, происходящие в классе, тогда как он должен организовывать, строить систему работы.
Поэтому методисты предлагают некий цикл воспитательной работы классного руководителя, который представляет собой комплекс, набор следующих действий, этапов работы.
1. Изучение учащихся и коллектива класса: получение демографических, медицинских, психологических, педагогических данных (семья, социальное и материальное положение, состояние здоровья, уровень развития, воспитанности, индивидуальные особенности).
2. Формулировка воспитательных задач, общих для класса или отдельных групп, учеников класса, типовых для определенного периода обучения и индивидуальных.
3. Планирование воспитательной работы — составление плана, оперативного документа для работы с учениками, учителями, родителями, содержащего перечень задач и дел по их решению.
4. Организация, проведение и корректировка деятельности в соответствии с задачами и планом: проведение классных часов, экскурсий, походов, вечеров, родительских собраний и пр.
5. Анализ и оценка результатов воспитания, которые выражаются в уровне воспитанности учеников. Наблюдение, опросы и другие методы позволяют судить о результатах и ставить новые задачи, а также о собственной профессиональной компетенции и личностном росте классного руководителя как воспитателя.
Этот цикл, от диагностики до оценки результатов, характерен для управления в социальных системах (с участием человека), какой и является система воспитания. Он с некоторыми оговорками может быть назван технологическим циклом воспитательной работы и сведен для удобства к четырем этапам: а) диагностика; б) планирование; в) реализация плана; г) анализ
результатов.
Процесс воспитания наука предлагает организовывать как технологический:
«изготовление» выпускника из абитуриента можно сравнить с изготовлением любого промышленного продукта, как это ни покажется ужасно. Конечно, воспитание, как мы уже говорили, — дело чрезвычайно тонкое, поскольку ни учитель, ни ученик не являются бездушными деталями и частями производства, тем не менее идея технологизации образования представляет интерес, и в школе от учителей можно слышать: «Мы используем такие-то технологии» или «Дайте нам новые технологии».
Чаще, однако, учителя-воспитатели слабо организуют свою работу, проводя ее формально, сводя к бессистемному набору мероприятий, не всегда хорошо зная учащихся, не осознавая целей, содержания, средств, не планируя результатов. Поэтому воспитание учащихся происходит как бы непреднамеренно, случайно и, значит, малоэффективно. Чтобы было иначе, надо осознать технологический цикл работы с классом и технологию работы с от- дельными учениками, изучить его в деталях и овладеть им на практике.
125
А) Диагностика в работе классного руководителя — это комплексное изучение отдельных
учащихся класса и всей группы в целом. Основное назначение диагностики, изучения учащихся состоит в выявлении проблем в развитии, обучении, воспитании школьников, в формулировке задач и планировании работы с классом.
Содержание диагностики учащихся можно свести к следующему: демографические данные об ученике и его семье, данные о здоровье и физическом развитии ребенка, общие и особые познавательные способности (внимание, память, воображение, мышление), эмоционально-волевая и по-требностно-мотивационная сфера, направленность личности, интересы, отношения, ценности, Я-концепция, наконец, поведение, поступки учащегося.
Кроме того, классный руководитель изучает и класс в целом как группу, коллектив: межличностные отношения в классе, сплоченность, общественное мнение, единство ценностей и др.
Наука предлагает большой арсенал методов диагностики классному руководителю, воспитателю: наблюдение, опросные методы (анкеты, беседы, интервью), тесты, анализ документов и работ учащихся и др.
Наблюдение состоит в сборе, описании фактов, случаев, особенностей поведения учеников. Методика требует, чтобы была выделена цель и объект наблюдения — какие именно качества и особенности изучать, а также длительность изучения и способы записи результатов. Например, можно записывать на отдельные карточки в ходе урока, внеурочной работы или после того поведение ученика в момент объяснения учителя, в период выполнения самостоятельной работы, во время уборки класса или на школьном вечере, в походе. Рекомендуется вести дневник классного руководителя, где на каждого ученика будет место для записей по мере наблюдения. Наблюдение дает возможность видеть ученика в естественных условиях.
Анкеты, беседы и другие опросные методы дают разные сведения о личностных качествах, ценностях, отношениях, мотивах деятельности учеников. По форме анкеты бывают открытые (свободный ответ формулирует ученик) и закрытые (нужно выбрать среди предложенных ответов).
Для изучения личностных особенностей используют также анализ документов
(библиотечный формуляр, медицинская карта), творческих работ учеников (сочинения, рисунки). Социометрию используют как для выявления межличностных отношений в группе, так и для обнаружения личностных качеств. Тест — стандартизованное испытание, «прибор», измеряющий или обнаруживающий заданные свойства личности.
Педагог, как правило, пользуется при тестировании помощью психолога, но некоторые методики может использовать самостоятельно, например методику незаконченного предложения, рассказа; истолкование какого-либо события, ситуации; рисование или дополнение рисунка, разыгрывание ситуации.
В Московском государственном областном университете (МГОУ) для комплексной диагностики разработана диагностическая карта класса — документ, организующий
получение, хранение и использование информации об учениках. Она представляет собой таблицу со столбцами и линейками, на пересечении столбцов и линеек заносят данные о каждом ученике в сокращенном и/или кодированном виде. Это делает ее содержательной, информативной и одновременно удобной для обозрения и анализа: по горизонтали — все об одном ученике, по вертикали — состояние класса по одному показателю (см.
Приложение).
В таблице отражены демографические, медицинские, психологические и педагогические данные. Получение данных требует комплекса методов, это разовый письменный опрос, беседы, анализ документов и работ учеников, наблюдение, социометрия, проективные методики и анкеты. Данные используются для обнаружения проблем в воспитании, обучении и развитии отдельных учеников, групп и всего класса, для постановки задач и раз- работки плана, программ воспитания. При этом проблему здесь надо понимать как недостаток в развитии, воспитании школьников, а задачу как описание желаемого состояния, качественного изменения, новообразования в личности учащегося или группы.
В педагогике это называется собственно педагогическая задача. Например, собственно педагогическая задача может быть такой: формирование навыков межличностного взаимодействия.'Согласно технологии задача должна быть сформулирована диагностично, через поведение ученика. В данном примере это будет так: ученик знает себя, имеет представление о своем Я, умеет понимать и уважать другого, проявляет эмпатию в общении и т. д.
126
Б) Планирование воспитательной работы. Обозначив конкретные проблемы-задачи в работе с классом, педагог составляет свою программу, план воспитательной работы — это
перечень задач и дел с группой и/или отдельными учениками, а также с учителями класса и
родителями на определенный период времени (от четверти до года). Планирование — процесс
определения воспитательных задач классного руководителя и средств их решения.
Состав и структуру плана может определять педагог. Методисты рекомендуют внести такие разделы в план работы классного руководителя:
• демографическая и психолого-педагогическая характеристика класса;
• план-сетка на полугодие по направлениям работы и календарным срокам, где указаны конкретные дела с классом;
• работа с учителями и родителями;
• индивидуальная работа с трудными учениками.
Приступая к составлению плана, педагог, классный руководитель должен знать и учесть следующие источники планирования воспитательной работы:
• государственные, региональные и местные документы об образовании, воспитании;
• педагогические и методические рекомендации по вопросам воспитания и планирования;
• план учебно-воспитательной работы школы;
• данные диагностики учащихся;
• рекомендации учителей класса, пожелания родителей и учеников класса;
• текущие и ожидаемые события в мире, стране, городе и селе.
К составлению плана могут привлекаться родители и ученики. Учитель должен идти навстречу желаниям учеников и помнить вместе с тем о своих задачах — обеспечивать развитие и воспитание детей.
В) Реализация плана (организация воспитательной работы). Деятельность воспитателя и детей разнообразна по видам и формам. Хотя кажется, что учителя работают неповторимо, каждый по-своему, имеются массовые, наиболее разработанные формы деятельности, в которых используются типовые, повторяющиеся методы, приемы, средства, структура. Это дает основание описать их как в определенной степени технологичные.
Больше всего требованиям технологии отвечает известная педагогам методика
коллективной творческой деятельности. Немного истории. Эта методика возникла в 60-е гг. в работе ленинградских педагогов во главе с И. П. Ивановым, обучавших пионерские и комсомольские активы школ. И. П. Иванов и его коллеги возродили и обновили систему организации воспитывающей деятельности А. С. Макаренко, для которой характерно следующее: взаимодействие разных микроколлективов, сменные и дежурные командиры, система распределения дел на день и более длинные сроки, собрания групп с обсуждением дел, планов, поступков, оформление детской жизни такими деталями, как строй, парадная форма, игра, традиции. Ленинградские педагоги все это применили к организации целого дня жизни-учебы активистов школ. В результате родилось социально-педагоги
№
п/
г
Содерж ание 1 информац ии
Способ полученю i Форма записи
Цели и способы использования в работе классного руководителя, воспитателя
1 2
3 4
5 1 Фамилия, имя, отчество
Разовый пись- менный опрос
(РПО)
По алфавиту, отдельно мальчики и девочки
Для удобства сравнения показателей у детей разного пола и соответ- ствующей работы с ними
2 Число, месяц, год рождения
РПО
Цифровая
Для учета отклонений в развитии, работы, связанной с взрослением
(уголовная ответственность, паспорт, права)
3 Професси я матери, отца
РПО
Словесная, в числителе
— профессия матери, в знаменателе
— отца
Для анализа социальной структуры семей, привлечения родителей к воспитательной работе
127 4 Тип семейного воспитани я
Наблюдение
, беседы с родителями
А — авторитарн ый^ — демо- кратичный;
Б — безразличн ый
Для групповой и индивидуальной работы с родителями
5 Состояние здоровья и физическо е развитие
Беседы с врачом, родителями, изучение медкарты
(данные не разглашаютс я)
БО— без откло- нений; ЧБ
— часто болеет; СК
— сколиоз;
3 — зрение;
СЛ — слух;
СРД — сердце; HP
— нервы и пр.
Для создания щадящего режима, организации лечения, специального меднадзора, регулирования нагрузок учащегося, организации физического воспитания
6 Успеваем ость, познавате льные интересы
РПО, беседы с учителями, родителями.
Анализ классного журнала
Назвать предметы с высокими и низкими оценками и предпо- читаемые
Для оказания индивидуальной помощи, организации дополнительных занятий, развития интересов
7 Отноше ние к учебе
РПО, беседы с учителями, родителями, наблюдение
Положит., негативное, безразлично е
Для формирования познавательных интересов, мотивации к учению
8 1
Мотивы учения
1 э
ПО, беседы : учителям и, водителя ми, наблюде ние интерес, долг, эоязнь наказа-
1ИЯ И др.
Для формирования познавательных интересов, мотивации к учению
9 Увлечени я, интересы, специаль ные умения
РПО, беседы с учителям и, родителя ми
Словесная при положительн ых, шифр при негативных
Для определения воспитательных задач и инди- видуальной работы, фор- мирования умений, развития интересов, кру- гозора
10 Наличие повышенн ых способнос тей
Наблюдение
, анализ результатов олимпиад, конкурсов, смотров
Назвать направленнос ть, способности
Для создания условий развития дарований, для профориентации, организации развивающей деятельности детей
11 Общая культура
, эрудици я, речь, начи- танность
Наблюдение, беседа с учителями, родителями
Уровень: высокий, достаточный, средний, низкий
Для вовлечения во внеурочную деятельность, формирования интересов, культуры умственного труда, поведения, организации индивидуальной работы
12 Трудовая и социальна я активност ь
Наблюдение, беседы с учителями, учениками, самооценка
А — активен;
ИЗА — избирательно активен; МА
— малоак- тивен; НА — неактивен
Для развития социальной активности, опыта, организации внеурочной работы, воспитания и деятельности
13 Положени е в группе, отношени я с товарища ми
Наблюдение, мнение учителей, социометрия
Произвольно: лидер, активист, предпочитае мый, отвергаемый
Для развития коллектива, положительных качеств учеников, взаимодействия между ними, решения проблем развития, общения школьников