Файл: Авторы Л. Ii. Крившенко, М. Е. ВайндорфСысоева гл. 1, 2, 4, 1419.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 1602
Скачиваний: 24
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
13
Особенно большое значение для решения конкретных вопросов обучения и воспитания, разработки режимов труда и отдыха имеют возрастная физиология — наука об особенностях строения и функционирования организма человека, школьная гигиена, изучающая вопросы гигиенической организации всех видов занятий в школе.
Связь педагогики с медициной привела к появлению коррекционной педагогики как специальной отрасли педагогического знания, предметом которой является образование детей с отклонениями в развитии. Во взаимосвязи с медициной она разрабатывает систему средств, с помощью которых достигается терапевтический эффект и облегчаются процессы социализации детей, компенсирующие имеющиеся у них дефекты.
Особое значение для педагогики имеет ее связь с психологическими науками,
изучающими закономерности развития психики человека. Необходимо понимать свойства человеческой природы, ее естественные потребности и возможности, учитывать механизмы, законы психической деятельности и развития личности, строить образование
(обучение и воспитание), сообразуясь с этими законами, свойствами, потребностями, возможностями.
Педагогика пользуется психологическими методами исследования для выявления, описания, объяснения, систематизации педагогических фактов. Органическая связь педагогики с психологией проявляется и в наличии ряда пограничных наук: педагогической и возрастной психологии, психологии профессиональной педагогической деятельности, психологии управления педагогическими системами и др. Можно утверждать, что любой прикладной раздел педагогики опирается в своих исследованиях на аналогичный раздел психологии.
Наибольшее значение для педагогики имеет возрастная и педагогическая психология,
которая изучает закономерности психических процессов в условиях целенаправленного обучения и воспитания в зависимости от возраста.
Дифференциальная психология изучает индивидуальные различия человека, вооружает педагогику данными, необходимыми для личностно ориентированного подхода в воспитании.
Социальная психология, занимаясь изучением особенностей формирования личности, включенной в различные группы, вооружает педагогику многими ценными данными и фактами для исследования проблем воспитания в коллективе и разработки методики воспитания учащихся через коллектив.
Устанавливаются все более тесные связи педагогики с инженерной психологией,
исследующей взаимоотношения человека и техники. Данные этой науки помогают педагогике в научной разработке методики включения технических средств, ЭВМ, компьютеров в учебный процесс.
Связана педагогика и с кибернетикой - наукой об управлении сложными динамическими системами. Одним из практических результатов применения общих идей кибернетики явилось программированное обучение. Информатика и кибернетика открывают перед педагогикой новые дополнительные возможности для исследования процессов обучения и воспитания. Используя их данные, педагогическая наука разрабатывает новые формы образовательных процессов (дистанционное обучение), со- вершенствует способы и механизмы управления учебно-воспитательным процессом.
Особое место в системе связей педагогики с другими науками занимают этнография и
фольклористика. Изучение народных традиций, обрядов и обычаев разных народов, памятников народного эпоса служит основой для формирования особой отрасли педагогики - народной педагогики. Она изучает использование этих памятников культуры в воспитании современных школьников.
Все это свидетельствует, что педагогика, имея свой предмет и область исследования, тесно связана с рядом смежных наук. В отличие от других дисциплин, изучающих отдельные стороны развития человека, происходящего под влиянием разных факторов, педагогика занимается человеком в целом и ищет наиболее действенные пути формирования целостной человеческой личности.
Анализ связей педагогики с вышеназванными науками позволяет выделить следующие формы их взаимодополнения: творческое использование педагогикой основных идей, теоретических положений, обобщающих выводов других наук;
14
• заимствование научных методов исследования, применяемых в других науках
(математическое моделирование, социологические опросы и др.); применение в педагогике конкретных результатов исследований, полученных в психологии, физиологии, социологии и других науках; участие педагогики в комплексных исследованиях (обучение с шести лет; лечебная педагогика и др.).
Педагогика использует материалы и данные смежных наук на основе строгого их отбора, после специальной педагогической переработки, с обязательным выявлением условий и границ применения в педагогической науке.
Таким образом, педагогика является частью общей культуры человечества.
Разрабатываемые ею концепции образования, воспитания и обучения имеют научную и общекультурную ценность.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 43
Вопросы для самоконтроля
1. Что изучает педагогика?
2. Что, по вашему мнению, должно считаться объектом педагогической науки - воспитание или образование? Аргументируйте ваш выбор.
3. Какие задачи решает педагогика?
4. Охарактеризуйте систему педагогических наук.
5. Каковы основные формы связи педагогики с другими науками? Проиллюстрируйте их примерами.
Основная литература
1. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Общая педагогика: Уче( пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластенина: В 2 » М.: ВЛАДОС, 2002. Ч. 2.
2. Педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов и пед. колледжей / Под ре; П. И.
Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 2002.
3. Подласый И. П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов пе; вузов: В 2 кн. М.,
1999. Кн. 1.
Дополнительная литература
1. Журавлев В. И. Педагогика в системе наук о человеке. М., 1990.
2. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / Под ре; С. А. Смирнова.
М, 1998.
3. Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. М., 1996.
4. Смирнов В. И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. М, 2000.
5. Ильина Т. А. Педагогика. М., 1984.
15
Г
ЛАВА
2. Личность как объект и субъект воспитания
Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то он должна прежде всего узнать его тоже в( всех отношениях.
К. Д. Ушински,
1. Биологическое и социальное в развитии человека и формировании еп личности.
2. Движущие силы и основные закономерности развития личности.
3. Факторы, влияющие на формирование личности.
Базовые понятия: человек, личность, индивид, индивидуальность, развитие, формирование, социализация, воспитание, наследственность, среда общение.
1. Биологическое и социальное в развитии человека и
формировании его личности
Одной из сложных и ключевых проблем педагогической теории и практики является проблема личности, ее развития, формирования и социализации. Данная проблема имеет различные аспекты, поэтому рассматривается многими науками: философией, социологией, физиологией, анатомией, психологией и др.
Педагогика изучает и выявляет наиболее эффективные условия для развития, формирования и социализации личности в процессе обучения и воспитания.
Но прежде чем рассматривать эти условия, обратимся к основным понятиям по теме.
Такими понятиями являются человек, личность, индивид, индивидуальность.
Какой смысл вкладывается в каждое из них?
Человек — это живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе труда, представляющее собой единство физического и духовного, природного и социального, наследственного и приобретенного.
А кого мы можем считать личностью, индивидом? Что такое индивидуальность?
Личностью принято считать человеческий индивид как продукт обще^ ственного развития, субъект труда, общения и познания, детерминированный конкретно-историческими условиями жизни общества. По мнению выдающегося психолога А. Н. Леонтьева, личность есть относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека.
Понятие индивид предполагает лишь принадлежность к человеческому роду и не включает конкретных социальных или психологических характеристик. Тогда как понятие
индивидуальность обозначает совокупность унаследованных и выработанных в процессе онтогенеза физических и психических особенностей, отличающих данного индивида от всех остальных. Проявляется индивидуальность в чертах характера и темперамента, в эмо- циональной, интеллектуальной и волевой сферах, в интересах, потребностях и способностях человека.
Сопоставляя понятия «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность», ученые утверждают, что индивидом — рождаются, личностью — становятся, индивидуальность — отстаивают.
Следует также различать утвердившиеся в философии, психологии, педагогике понятия
развитие, формирование и социализация личности.
Что же понимают под развитием?
16
Прежде всего следует отметить, что развитие — это универсальное общее свойство природы, общества и человека. В природе происходит постепенное и скачкообразное развитие, в обществе — эволюционное и революционное развитие. Развитие свойственно и человеку: выделяют филогенез (историческое развитие человека) и онтогенез (развитие от рождения до смерти индивида).
В философской, психологической, педагогической литературе даются разные дефиниции этому понятию. В «Философской энциклопедии» развитие определяется как высший тип движения, изменения материи и сознания, переход от одного качественного состояния к другому, от старого к новому.
В психологии термин «развитие» традиционно употребляется тогда, когда речь идет о каком-либо изменении — прогрессивном (усложнение структуры) или регрессивном
(упрощение структуры). Например, развитие памяти, внимания, чувственной сферы и др.
В педагогике под развитием подразумевают количественно-качественные изменения личности от одной возрастной ступени к другой.
Таким образом, развитие — это процесс количественных и качественных изменений в
организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека, обусловленный влиянием
внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов. В течение жизни человека происходит его биологическое и социальное развитие.
Биологическое развитие связано с морфологическими (рост, вес, объем); биохимическими
(состав крови, костей, мышц); физиологическими (пищеварение, кровообращение, половое развитие и созревание) изменениями.
Социальное развитие связано с психическими (совершенствование памяти, мышления, воли, характера); духовными (нравственное становление, изменение сознания); интеллектуальными (углубление и расширение знаний, интеллектуальный рост) изменениями.
Развитие человека (биологическое, социальное) — это сложный, длительный, противоречивый процесс, детерминированный множеством факторов, лежащих как в окружающей человека социальной среде, так и в нем самом. Показателями развития личности являются качественные изменения в сознании, поведении, деятельности, отношении человека к миру. Результат развития — становление человека как биологического вида и социального существа.
Обычно если происходит морфологическое, физиологическое, психическое изменение, то употребляется термин развитие, если нравственное, духовное — термин формирование.
Таким образом, человек, появляясь на свет существом почти исключительно биологическим, в процессе развития превращается в существо социальное, в личность как субъект отношений и общественной деятельности. При этом развитие не сводится к простому накоплению количественных изменений и прямолинейному поступательному движению от низшего уровня организации к высшему. Характерная особенность этого процесса — диалектический переход количественных изменений в качественные преобразования физических, психических и духовных характеристик личности.
Представители различных философских течений по-разному объясняют процесс развития личности. Существуют три концепции (биологическая, социологическая, биосоциальная) соотношения биологического и социального в развитии человека и формировании его как личности.
Представители биологической концепции, считая личность сугубо природным существом, все поведение человека объясняют действием присущих ему от рождения потребностей, влечений и инстинктов (3. Фрейд и др.). Их взгляды сводятся к следующему:
—человек — сугубо природное существо;
—духовные свойства личности имеют биологическую основу;
—развитие и поведение определяется врожденными потребностями, влечениями и инстинктами, а также внешними требованиями, к которым человек вынужден приспосабливаться;
—воспитание способно лишь ускорить или затормозить процесс естественного развития.
Представители социологической концепции считают:
— человек рождается как существо биологическое, однако в процессе жизнедеятельности постепенно социализируется под влиянием среды,
17 прежде всего тех социальных групп, с которыми он общается, которые составляют его ближайшее окружение;
—среда является определяющим фактором формирования личности;
—воспитание призвано корректировать характер влияния среды;
—чем ниже по. уровню развития личность, тем ярче и резче проявляются у нее биологические черты, прежде всего инстинкты обладания, разрушения, половые и т. п.
Представители биосоциальной концепции считают:
—человек — существо и биологическое и социальное;
—психические процессы (ощущение, восприятие, мышление и др.) имеют биологическую природу;
—направленность, интересы, способности личности формируются как явления социальные в результате объективных и специально организованных воздействий социальной среды.
Отечественная педагогическая наука рассматривает личность как единое целое, в котором биологическое неотделимо от социального. Биологическое и социальное не два параллельных и независимых друг от друга фактора. Они воздействуют на человека одновременно и комплексно, причем интенсивность и качество их воздействий неодинаковы на разных этапах развития человека, в разных ситуациях и видах общения с другими людьми, и зависит это от многих обстоятельств. Так, смелость, когда побуждается желанием привлечь к себе внимание, может доходить до безрассудства. Важно видеть степень выраженности качества. Послушание, например, может быть показателем пассивного исполнения требований, безразличия; чрезмерная вежливость — граничить с подхалимством, а непоседливость — свидетельствовать о живости интереса, быстроте переключения внимания и др.
На основе различных концепций развития личности формируются педагогические теории, в которых разрабатываются методы, средства и формы воспитания и обучения.
В последнее время в педагогике, кроме понятий развитие, формирование личности, широкое распространение получило понятие социализация личности. Под социализацией
понимают взаимодействие человека с обществом, в процессе которого происходит
интеграция личности в социальную среду, приспособление (адаптация) к ней.
Социализацию определяют также как усвоение человеком ценностей, норм, установок,
образцов поведения, присущих в данное время данному обществу, социальной общности,
группе, и воспроизводство им социальных связей и социального опыта. Социализация длится на протяжении всей жизни и происходит в условиях как стихийного, так и целенаправленного взаимодействия человека со средой. Сознательно контролируемая социализация осуществляется в процессе воспитания. Воспитание упорядочивает поток идущих на личность влияний и создает условия для ускорения социализации.
2. Движущие силы и основные закономерности развития личности
Движущими силами развития личности являются противоречия, внутренне присущие этому процессу. Противоречия — это столкнувшиеся в конфликте противоположные
начала.
Выделяют внутренние и внешние, общие и индивидуальные противоречия.
Внутренние противоречия возникают на почве несогласия с собой и выражаются в индивидуальных побуждениях человека. Например, противоречие между возрастающими требованиями человека к себе, своему организму и тем потенциалом, которым человек располагает.
Внешние противоречия стимулирует отношениями человека с другими людьми, обществом, природой. Например, противоречие между требованием, предъявляемым учебным заведением, и желанием учащегося.
Общие (универсальные) противоречия обусловливают развитие каждого человека и всех людей. Например, доотиворечия между материальными и духовными потребностями и реальными возможностями их удовлетворения, возникающими в результате воздействия объективных факторов.
Индивидуальные противоречия характерны для отдельно взятого человека.