Файл: Авторы Л. Ii. Крившенко, М. Е. ВайндорфСысоева гл. 1, 2, 4, 1419.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 1646
Скачиваний: 24
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
179
Закономерности обучения находят свое конкретное выражение в принципах и вытекающих из них правилах обучения.
3. Принципы и правила обучения
Как отмечено выше, в современной дидактике под принципами обучения понимают исходные, руководящие идеи, нормативные требования к организации и осуществлению образовательного процесса. Принципы обучения определяют деятельность обучающего и характер познавательной деятельности обучаемого.
История развития школы и педагогики показывает, как под влиянием изменения требований жизни меняются принципы обучения, т. е. принципы обучения носят исторический характер. Одни принципы исчезают, другие появляются. Это говорит о том, что дидактика должна чутко улавливать Изменения требований общества к образованию и своевременно реагиро-иать на них, т. е. строить такую систему принципов обучения, которая верно указывала бы путь к достижению цели обучения.
Ученые издавна уделяли большое внимание обоснованию принципов обучения. Первые попытки в этом направлении были предприняты Я. А. Комен-ским, Ж.-Ж. Руссо, И. Г.
Песталоцци. Я. А. Коменский сформулировал и обосновал такие принципы обучения, как принцип природосообразности, прочности, доступности, систематичности и др.
Большое значение принципам обучения придавал К. Д. Ушинский. Им наиболее полно раскрыты дидактические принципы:
• обучение должно быть посильным для учащихся, не чрезмерно трудным и не слишком легким;
• обучение должно всячески развивать у детей самостоятельность, активность, инициативу;
• порядок и систематичность — одно из главных условий успеха > в обучении, школа должна давать достаточно глубокие и основательные знания;
• обучение должно начинаться своевременно и быть постепенным;
• обучение должно вестись природосообразно, в соответствии с психологическими особенностями учащихся;
• преподавание всякого предмета должно непременно идти таким путем, чтобы на долю воспитанника оставалось ровно столько труда, сколько могут одолеть молодые силы.
Формулировки и количество принципов изменялись и в последующие десятилетия (Ю.
К. Бабанский, М. А. Данилов, Б. П. Есипов, Т. А. Ильина, М. Н. Скаткин, Г. И. Щукина и др.). Это результат того, что еще до конца не открыты объективные законы педагогического процесса.
В классической дидактике наиболее общепризнанными считаются следующие дидактические принципы: научности, наглядности, доступности, сознательности и активности, систематичности и последовательности, прочности, связи теории с практикой. Рассмотрим их и отметим некоторые правила, обеспечивающие реализацию этих принципов.
Принцип научности
Принцип научности обучения предполагает соответствие содержания образования уровню развития современной науки и техники, опыту, накопленному мировой цивилизацией. Данный принцип требует, чтобы для усложнения обучаемым предлагались подлинные, прочно установленные наукой знания (объективные научные факты, концепции, теории, учения, законы, закономерности, новейшие открытия в разных областях человеко-знания) и при этом использовались методы обучения, по своему характеру приближающиеся к методам изучаемой науки.
В основе принципа научности лежит ряд закономерностей: мир познаваем, и объективно верную картину развития мира дают знания, проверенные практикой; наука в жизни человека играет все более значимую роль; научность обучения обеспечивается прежде всего через содержание образования.
Правила реализации требований принципа научности:
• использование логики и языка изучаемой науки;
• изложение основных понятий и теорий должно быть максимально приближенным к
180 уровню современного понимания данных вопросов наукой;
• использование методов конкретной науки;
• изучение объектов в развитии, раскрытие диалектики общественных и природных явлений и формирование диалектического склада мышления;
• обеспечение правильного восприятия изучаемых объектов на основе выделения их существенных сторон-;
• использование в обучении научных методов познания природных и общественных явлений.
1 ... 23 24 25 26 27 28 29 30 ... 43
Принцип доступности
Принцип доступности требует, чтобы содержание, объем изучаемого и методы его изучения соответствовали уровню интеллектуального, нравственного, эстетического развития учащихся, их возможностям усвоить предлагаемый материал.
При слишком усложненном содержании изучаемого материала у учащихся понижается мотивационный настрой на учение, быстро ослабевают волевые усилия, резко падает работоспособность, появляется чрезмерное утомление.
Вместе с тем принцип доступности не означает, что содержание обучения должно быть упрощенным, предельно элементарным. Исследования и практика показывают, что при упрощенном содержании снижается интерес к учению, не формируются необходимые волевые усилия, не происходит желаемого развития учебной работоспособности. В процессе обучения слабо реализуется его развивающая функция.
В связи с этим Л. В. Занков в качестве одного из принципов развивающего обучения выдвинул принцип обучения на высоком уровне трудности. Но при этом важно умело использовать его на практике, чтобы обучение, оставаясь доступным, в то же время требовало определенных усилий и вело к развитию личности. Для этого содержание заданий для учащихся должно не просто соответствовать реальным учебным возможностям обучаемых, а находиться в зоне их ближайшего о развития, т. е. требовать от них раз- мышлений, раздумий, но таких, которые они реально могут осуществить под руководством обучающего.
Чтобы реализовать на практике принцип доступности, надо соблюдать ряд правил:
• в обучении идти от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному, от близкого к далекому;
• объяснять простым, доступным языком; управлять познавательной деятельностью учащихся: плохой учитель сообщает истину, оставляя ее недоступной для понимания, хороший — учит ее находить, делая доступным процесс нахождения;
• учитывать различия в скорости восприятия, темпе работы, доминирующих видах деятельности, интересах, жизненном опыте, особенностях развития разных учеников;
• использовать аналогию, сравнение, сопоставление, противопоставление и другие приемы;
• введение каждого нового понятия должно не только логически вытекать из поставленной познавательной задачи, но быть подготовлено всем предшествующим ходом обучения;
• доступность связана с работоспособностью: развивая и тренируя работоспособность, необходимо приучать учащихся осуществлять все более длительную и интенсивную мыслительную деятельность.
Принцип сознательности и активности
Принцип сознательности и активности в обучении требует осознанного усвоения знаний в процессе .активной познавательной и практической деятельности.
Сознательность в обучении — это позитивное отношение обучаемых к обучению, понимание ими сущности изучаемых проблем, убежденность в значимости получаемых знаний. Сознательное усвоение знаний обучаемыми зависит 9т ряда условий и факторов: мотивов обучения, уровня и характера познавательной активности, организации учебного процесса, применяемых методов и средств обучения и т. д. Активность обучаемых — это их интенсивная умственная и практическая деятельность в процессе обучения.
Активность выступает как предпосылка, условие и результат сознательного усвоения знаний, умений и навыков.
181
В основе данного принципа лежат закономерности: ценность человеческого образования составляют глубоко и самостоятельно осмысленные знания, приобретаемые путем интенсивного напряжения собственной умственной деятельности; собственная познавательная активность обучаемых оказывает определяющее влияние на прочность, глубину и темп овладения учебным материалом, является важным фактором обучаемости.
Для реализации на практике принципа сознательности и активности надо соблюдать ряд правил:
• добиваться четкого понимания обучаемыми целей и задач предстоящей работы;
• использовать увлекательные факты, сведения, примеры;
• применять наглядные пособия, использовать технические средства;
• вовлекать учащихся в практическую деятельность по применению теоретических знаний;
• использовать активные и интенсивные методы обучения;
• логически увязывать неизвестное с известным;
• учить учащихся находить причинно-следственные связи;
• поддерживать оптимизм учащихся и уверенность в успехе.
Принцип наглядности
Одним из первых в истории педагогики стал оформляться принцип наглядности.
Установлено, что эффективность обучения зависит от степени привлечения к восприятию всех органов чувств человека. Чем более разно образны чувственные восприятия учебного материала, тем более прочно он усваивается. Эта закономерность давно нашла свое выражение в дидактическом принципе наглядности.
Наглядность в дидактике понимается более широко, чем непосредственное зрительное восприятие. Она включает в себя и восприятие через моторные, тактильные, слуховые, вкусовые ощущения.
В обоснование этого принципа существенный вклад внесли Я. А. Ко-менский, И. Г.
Песталоцци, К. Д. Ушинский, Л. В. Занков и др.
Пути реализации этого принципа сформулированы Я. А. Коменским в «Золотом правиле дидактики»: «Все, что возможно, предоставлять для восприятия чувствами, а именно: видимое — для восприятия зрением; слышимое — слухом; запахи — обонянием; подлежащее вкусу — вкусом; доступное осязанию — путем осязания. Если же какие-либо предметы и явления можно сразу воспринимать несколькими чувствами — предоставить нескольким чувствам».
И. Г. Песталоцци показал, что необходимо сочетать применение наглядности со специальным мысленным формированием понятий. К. Д. Ушинский раскрыл значение' наглядных ощущений для развития речи обучаемых. Л. В. Занков вскрыл возможные варианты сочетания слова и наглядности. Если эффективность слухового восприятия информации составляет 15%, а зрительного — 25%, то их одновременное включение в процесс обучения повышает эффективность восприятия до 65%.
Принцип наглядности в обучении реализуется путем демонстрации изучаемых объектов, иллюстрации процессов и явлений, наблюдений за происходящими явлениями и процессами в кабинетах и лабораториях, в естественных условиях, в трудовой и производственной деятельности.
Средствами наглядности служат:
• натуральные объекты: растения, животные, природные и производственные объекты, труд людей и самих учащихся;
• объемные наглядные пособия: модели, макеты, муляжи, гербарии и др.;
• изобразительные средства обучения: картины, фотографии, диафильмы, рисунки;
• символические наглядные пособия: карты, схемы, таблицы, чертежи и др.;
• аудиовизуальные средства: кинофильмы, магнитофонные записи, телевизионные передачи, компьютерная техника;
• самостоятельно изготовленные «опорные сигналы» в виде конспектов, схем, чертежей, таблиц, зарисовок и др.
182
Благодаря использованию средств наглядности у обучаемых появляется интерес к учебе, развивается наблюдательность, внимание, мышление, знания приобретают личностный смысл
Практика обучения выработала большое количество правил, раскрывающих применение принципа наглядности:
• наглядность должна отражать сущность изучаемых предметов и явлений, ярко и образно показывать то, что необходимо усвоить;
• лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать;
• то, что дети видят, будит мысль и лучше запоминается;
• наглядность использовать не как цель, а как средство обучения;
' не перегружать учащихся конкретно-образным восприятием изучаемых закономерностей, чтобы не задерживать абстрактно-логическое мышление;
• наглядность использовать не только для подтверждения достоверности изучаемых предметов и явлений, но и как источник знаний;
• по мере взросления детей необходимо больше использовать символической наглядности взамен предметной;
• использовать различные виды наглядности в меру, так как чрезмерное их количество рассеивает внимание и мешает восприятию главного;
• наглядность должна эстетически воспитывать;
• учитывать возраст учащихся в процессе использования разнообразных средств наглядности.
Принцип систематичности и последовательности
Принцип систематичности и последовательности в обучении предполагает преподавание и усвоение знаний в определенном порядке, системе. Он требует логического построения как содержания, так и процесса обучения.
В основе принципа систематичности и последовательности лежит ряд закономерностей: человек только тогда обладает действенным знанием, когда в его сознании отражается четкая картина существующего мира; процесс развития обучаемых замедляется, если нет системы и последовательности в обучении; только определенным образом организованное обучение является универсальным средством формирования системы научных знаний.
Принцип систематичности и последовательности в обучении требует соблюдения ряда дидактических правил:
)
• формирование системы знаний на основе понимания их взаимосвязи;
• деление изучаемого материала на логически связанные разделы и блоки;
• использование схем, планов, таблиц, опорных конспектов, модулей и иных форм логического представления учебного материала;
• осуществление межпредметных связей;
• проведение уроков обобщения и систематизации;
• координация деятельности всех субъектов педагогического процесса на основе единства требований, обеспечения преемственности в их деятельности.
Принцип прочности
Принцип прочности усвоения знаний предполагает их стойкое закрепление в памяти учащихся. В основе данного принципа лежат установленные наукой закономерные положения: прочность усвоения учебного материала зависит от объективных факторов
(содержания материала, его структуры, методов преподавания и др.) и субъективного отношения обучаемых к данным знаниям, обучению, преподавателю; память носит избирательный характер, поэтому прочнее закрепляется и дольше сохраняется важный и интересный для обучаемых учебный материал.
Прочность усвоения знаний достигается при соблюдении следующих правил:
* обучающийся проявляет интеллектуальную познавательную активность;
• подлежащий усвоению учебный материал структурируется с учетом индивидуальных различий обучающихся;
. • новый учебный материал связывается с прежними знаниями, опирается на сложившиеся представления (в структуре старых знаний новые воспринимаются яснее,