Файл: Авторы Л. Ii. Крившенко, М. Е. ВайндорфСысоева гл. 1, 2, 4, 1419.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 1616
Скачиваний: 24
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
250 централизации и децентрализации создает необходимые условия для демократического, заинтересованного и квалифицированного обсуждения, принятия и последующей реализации управленческих решений на профессиональном уровне, исключения дублирования управленческих функций и повышения эффективности взаимодействия всех структурных подразделений системы.
Проблема сочетания централизации и децентрализации в управлении состоит в оптимальном делегировании (распределении) полномочий при принятии управленческих решений. Практика делегирования полномочий предполагает следующие виды управленческой ответственности: общую — за создание необходимых условий деятельности, функциональную — за конкретные действия. Полномочия делегируются должности, а не индивиду, который ее занимает в данный момент. Выделяют следующие виды управленческих полномочий: согласительные (предостерегающие), распорядительные
(линейные, функциональные), консультативные, контрольно-отчетные, координационные.
, Подлежат делегированию: рутинная работа, специализированная деятельность; частные вопросы; подготовительная работа. Не подлежат делегированию: функции руководителя, установление целей, принятие решений по выработке стратегии школы, контроль результатов; руководство сотрудниками, их мотивация; задачи особой важности; задачи высокой степени риска; необычные, исключительные дела; срочные дела, не оставляющие времени для объяснения и перепроверки; задачи строго доверительного характера.
Пределы полномочий определяются политикой, процедурами, правилами и должностными инструкциями. Причиной нарушений полномочий чаще всего бывает превышение власти.
Взаимосвязь единоначалия и коллегиальности. Одним из условий эффективного осуществления управленческой деятельности является опора на опыт и знания непосредственных организаторов учебно-воспитательного процесса
(учителей, воспитателей), умелое, тактичное привлечение их к разработке, обсуждению и принятию оптимальных управленческих решений на основе сопоставления разных, в том числе и противоположных, точек зрения. Однако при этом надо четко представлять, что коллегиальность должна иметь свои границы, особенно когда речь идет о личной ответ- ственности каждого члена коллектива за исполнение принятого коллегиальным путем решения.
С другой стороны, единоначалие в управлении призвано обеспечивать дисциплину и порядок, четкое разграничение полномочий участников педагогического процесса, занимающих различные уровни управления. Кроме того, руководитель осуществляет контроль за соблюдением и поддержанием статуса каждого члена педагогического коллектива. Вся деятельность руководителя образовательной системы основывается не столько на формальном, административном авторитете, сколько на опыте работы с людьми, высоком профессионализме, основанном на глубоком знании педагогики, психологии, социальной психологии и философии, управления, а также учете им индивидуально- психологических особенностей учителей, учащихся, родителей.
Если коллегиальность приоритетна на стратегическом этапе (обсуждение и принятие решений), то единоначалие необходимо прежде всего на этапе реализации принятых решений (на этапе тактических действий).
Единоначалие и коллегиальность в управлении — это проявление закона единства противоположностей.
Принцип взаимосвязи единоначалия и Коллегиальности в управлении образовательной системой реализуется в деятельности общественных органов управления (различного рода комиссий и советов, действующих на общественных началах; в работе съездов, слетов, конференций, где необходим коллективный поиск и персональная ответственность за принятые решения). Государственно-общественный характер управления образованием, о котором мы будем говорить более подробно в следующей главе, создает реальные возможности в центре и на местах для утверждения в практике принципа единства единоначалия и коллегиальности.
От соблюдения правильного соотношения между единоначалием и коллегиальностью во многом зависит эффективность и действенность управления.
В заключение заметим, что реализация данного принципа направлена на преодоление субъективности, авторитаризма в управлении педагогическим процессом.
251
1 ... 35 36 37 38 39 40 41 42 43
Научная обоснованность (научность) управления. Данный принцип предполагает построение системы управления на новейших достижениях науки управления. Научное управление несовместимо с субъективизмом. Руководитель должен понимать и учитывать закономерности, объективные тенденции развития общества, педагогических систем, принимать решения с учетом сложившейся обстановки и научных прогнозов.
Реализация принципа научной обоснованности управления во многом определяется наличием достоверной и полной информации о состоянии управляемой педагогической системы.
Объективность, полнота и регулярность предоставления информации. Эффективность управления педагогическими системами в значительной мере определяется наличием достоверной и необходимой информации.
В управлении педагогической системой важна любая информация, но прежде всего управленческая информация, которая необходима для оптимального функционирования управляемой подсистемы. Формирование информационных банков данных, технологий их оперативного использования повышает научную организацию управленческого труда.
Управленческая информация подразделяется: по времени — на ежедневную, ежемесячную, четвертную, годичную; по функциям управления — на аналитическую, оценочную, конструктивную, организационную; по источникам поступления — на внутришкольную, ведомственную, вневедомственную; по целевому назначению — на директивную, ознакомительную, рекомендательную и др.
В управлении общеобразовательным учреждением информация играет такую же важную роль, как и в любом учреждении. В деятельности школы прослеживается довольно значительное количество информационных взаимоотношений: учитель — ученик, учитель
— родители, администрация — учитель, администрация — учащиеся, администрация — родители и пр. Кроме того, администрация школы постоянно находится в информацион- ных контактах с органами народного образований, методическими учреждениями, другими учреждениями и организациями, занимающимися воспитанием детей и подростков. Все это свидетельствует об уникальном мно гообразии информационных потоков: входящих, выходящих и движущихся внутри школы, в связи с чем к ее качеству (объективности и полноте) предъявляются высокие требования.
Трудности с использованием информации в управлении часто исходят от информационного избытка или, наоборот, от его недостатка. И то и другое затрудняет процесс принятия решений, оперативное регулирование их выполнения. В педагогических системах недостаток информации чаще ощущается в области воспитательной деятельности.
Для человека, имеющего дело с внутришкольной информацией, важно знать методы ее сбора, обработки, хранения и использования. Школьный руководитель, менеджер в своей деятельности, активно использует наблюдение, анкетирование, тестирование, работу с инструктивными и методическими материалами. С внедрением технических средств и компьютеризации существенно сократились сроки сбора и обработки материалов. Усилия школьной администрации должны быть сосредоточены на разработке и внедрении внутришкольной информационной технологии управления, использовать которую могли бы как руководители школы, так и учителя.
Требование регулярности предоставления информации связано с цикличностью процесса управления школой и вполне определенной этапно-стью ее функционирования.
Своевременность подачи в вышестоящие инстанции запрашиваемых материалов составляет один из признаков эффективной работы школы. Руководитель школы несет ответственность за исходящую информацию, куда бы она ни направлялась.
Кроме рассмотренных выше принципов управления педагогическими системами, выделяют и другие:
—принцип соответствий
(выполняемая работа должна соответствовать интеллектуальным и физическим возможностям исполнителя);
—принцип автоматического замещения отсутствующего;
—принцип первого руководителя (при организации выполнения важного задания контроль за ходом работы должен быть оставлен за первым руководителем);
—принцип новых задач (видение перспектив);
—принцип обратной связи (оценка хода и результатов дела);
—принцип нормы управляемости (оптимизация количества педагогических работников, подчиненных непосредственно руководителю). А. Фай-оль выступал за неукоснительное
252 соблюдение нормы управляемости. Л. Ур-вик считал, что «идеальное число подчиненных у всех высших руководителей должно быть равно четырем».
Существуют и другие классификации и трактовки принципов педагогического менеджмента. В. П. Симонов выделяет следующие принципы:
• целеполагание как основа планирования, организации и контроля всей деятельности менеджера любого уровня управления;
• целенаправленность управления (умение ставить цели с учетом реальности, социальной значимости и перспективности);
• кооперация и разделение управленческого труда, т. е. опора на коллективное творчество и разум;
• функциональный подход — постоянное обновление, уточнение и конкретизация функций исполнителей;
• комплексность не только определения цели и задач, но и организация выполнения принятых решений, педагогический контроль, коррекция деятельности;
• систематическое самосовершенствование педагогического менеджмента на всех уровнях управления.
Управление педагогическими системами осуществляется определенными методами.
Методы управления — это способы достижения поставленных целей. Они классифицируются по:
• объекту управления (федеральные, региональные);
• субъекту управления (административные, хозяйственные);
• целям (стратегические, тактические, оперативные);
• механизму влияния (социально-политические, организационно-распорядительные, организационно-педагогические);
• стилю (авторитарные, демократические, либеральные);
• времени управленческих действий (перспективные, долгосрочные, текущие).
Формы управления могут иметь разную структуру и направления: инструктивно- методические и теоретические семинары, заседания ученического коллектива, педагогические советы, методические объединения, школьные конференции, педагогические чтения, родительский всеобуч.
Вопросы для самоконтроля
1. Что вы понимаете под управлением, социальным управлением, управлением педагогическими системами?
2. Каковы специфические особенности социального управления?
3. Можно ли считать учителя менеджером образования?
4. Может ли учитель одновременно быть субъектом и объектом управления?
5. Пользуясь ретроспекцией, приведите пример реализации одного из принципов управления в школе, где вы учились.
Основная литература
1. Поташник М. М., Моисеев А. М. Управление современной школой (В вопросах и ответах). М.: Новая школа, 1997.
2. Селиванов В. С. Управление школой в России: Учеб. пособие для студ. учеб. заведений. Смоленск, 2001.
3. Симонов В. П. Педагогический менеджмент: 50 ноу-хау в управлении педагогическими системами: Учеб. пособие. 3-е изд., доп. М.: Педагогическое общество России, 1999.
Дополнительная литература
1. Шамова Т. И., Третьяков П. И., Капустин Н. Я. Управление образовательными системами: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Т. И. Шамовой. М.:
ВЛАДОС, 2001.
2. Проектирование систем внутришкольного управления / Под ред. А. М. Моисеева. М.:
Педагогическое общество России, 2001.
3. Петрова В. Н., Плетнева Е. Н., Сысоева М. Е. Управление образовательными системами:
Курс лекций. М.: Изд-во МГОУ, 2002.
4. Сергеева В. П. Управление образовательными системами: Программно-методическое пособие. М., 2000.
5. Моисеев А. М., Капто А. Е. и др. Нововведения во внутришкольном управлении. М.,
1998.
253
Г
ЛАВА
21. С
ИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ В
России
Не все одинаково пригодно для всех.
Цицерон
1. Принципы государственной политики в области образования.
2. Система образования в Российской Федерации и органы управления образованием.
3. Образовательные учреждения, их типы и организационная структура.
Базовые понятия: органы управления образованием, принципы государственной политики, образовательное учреждение.
1. Принципы государственной политики в области образования
В статье 2 Закона Российской Федерации «Об образовании» установлены основные положения государственной политики в области образования. По существу, это исходный пункт, основа государственной концепции образования.
Государственная политика в области образования основывается на следующих
принципах:
1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважение к правам и свободам человека, любви к окружающей природе,
Родине, семье;
2) единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
3) общедоступность
образования,
адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитан ников;
4) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
5) свобода и плюрализм в образовании;
6) демократический, государственно-общественный характер управления образованием.
Автономность образовательных учреждений.
Государственная политика в сфере образования понимается как концентрированное выражение воли многонационального народа России, направленной на удовлетворение запросов личности и потребностей развития гражданского общества, государства, семьи (с учетом экономических возможностей государства). Она предполагает направленность деятельности государственных и общественных институтов на всемерное развитие лич- ности. Государство, решая те или иные задачи социально-экономического развития страны, ориентирует систему образования таким образом, чтобы обеспечить образовательную поддержку (сопровождение) проводимым в стране преобразованиям (перепрофилирование экономических структур, решение проблем занятости, повышение уровня правовой культуры населения и т. д.).
Механизмом реализации государственной политики в сфере образования является
Федеральная программа развития образования, утверждаемая федеральным законом.
Пункт 1 ст. 2 Закона «Об образовании» РФ включает несколько позиций, отражающих в совокупности общую тенденцию гуманизации образования в мире. Они отвечают духу и букве Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в декабре 1948 г. Часть 2 ст. 26 Декларации утверждает, что «образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам». Эти позиции закона созвучны и принципам
Декларации прав ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в ноябре 1959 г., где принцип 7 гласит, что ребенку «должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы на основе равенства возможностей развить свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества».