Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 161
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Оглавление
Аннотация…………………………………………………………………..2
Введение…………………………………………………………………….5
I. Содержание социальной защиты………………………………………8
1.1 Сущность социальной защиты………………………………………..8
1.2 Государственные гарантии в системе социальной защиты населения…………………………………………………………………….25
1.3 Основные принципы социальной защиты населения……………….30
II. Анализ организации социальной защиты населения Нижегородской области………………………………………………………………………..43
2.1 Процесс организации социальной защиты населения……………….43
2.2 Анализ проблем социальной защиты населения……………………..50
III. Социальные гарантии в Нижегородской области………………………
3.1 Программа занятости молодежи….......................................................61
3.2 Программы улучшения положения семьи, женщин и детей………….64
3.2.1. Региональная программа Нижегородской области «Бесстрашное детство»………………………………………………………………………69
3.2.2. Региональная программа Нижегородской области «Точка возврата»……………………………………………………………………..71
3.2.3. Областная целевая программа «Нижегородская семья»…………..73
3.2.4. Обеспечение детей дошкольного возраста метами в дошкольных образовательных учреждениях………………………………......................74
3.3 Программы по социальной поддержке пенсионеров и инвалидов….77
3.3.1. Областная целевая программа «Старшее поколение»…………….77
3.3.2. Областная целевая программа «Ветераны боевых действий»…….78
3.3.3. Региональная программа Нижегородской области «Равные возможности»………………………………………………………………….79
3.3.4. Региональная программа Нижегородской области «Смогу жить самостоятельно»………………………………………………………………80
3.3.5. Областная целевая программа «Формирование доступной для инвалидов среды жизнедеятельности в Нижегородской области»……….81
3.4. Жилищные программы Нижегородской области……………………..82
3.4.1. Областная целевая программа «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных законодательством Нижегородской области»…………..82
3.4.2. Областная целевая программа «Обеспечение жильем молодых семей в Нижегородской области»………………………………………………….82
3.4.3. Региональная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Нижегородской области»83
3.5 Предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан (ежемесячная денежная компенсация)………………………………………84
IV. Пути совершенствования социальной защиты………………………..89
Заключение…………………………………………………………………...101
Источники и литература…………………………………………………...107
Приложения…………………………………………………………………110
Введение
Бедность, нищета, нуждаемость, болезни, потеря трудоспособности, физические страдания людей - все это очень важные области предметного поля социальной политики, поскольку именно с данными проблемами связаны многие причины и источники нарушения социальной стабильности.
Не будет преувеличением сказать, что решение проблемы бедности, преодоление страданий и нужды людей - важнейшее направление деятельности государства и институтов гражданского общества. У этого направления есть название - социальная защита населения.
Социальная защита - неотъемлемый институт социальной политики, как в России, так и за рубежом. В этой работе мы более подробно рассмотрим основные понятия, направления, программы и механизмы современной социальной защиты. При этом основное внимание мы будем уделять современным российским реалиям в этой сфере на примере Нижегородской области.
Как отмечается в литературе по социальной политике и социальной защите населения, политические и социально-экономические процессы последнего десятилетия ХХ в. в постсоциалистических государствах сопровождались не только ростом масштабов негативных социальных явлений, корнями уходящих в предшествующие годы, но и появлением некоторых новых - массовой бедности, явной безработицы. В отдельных странах, в том числе и в России, появилась детская беспризорность, возникла вынужденная миграция, соответственно выросла численность населения, нуждающегося в социальной поддержке.
Все это требовало активного внимания и вмешательства со стороны государства, разработки программ социальной защиты населения, изменений в сфере законодательства. В России были приняты законы и другие нормативные акты, как на федеральном, так и на региональном уровнях, предусматривающие увеличение числа категорий населения, признаваемых социально уязвимыми; расширился перечень предоставляемых им социальных выплат, льгот, компенсаций, услуг (социальной помощи).
Возникла и стала расширяться система органов, учреждений и предприятий, выполняющих данные функции. Возросли расходы на эти цели из бюджетов всех уровней, внебюджетных социальных фондов (пенсионного, социального и обязательного медицинского страхования и пр.)
Это и многое другое свидетельствовало о кардинальной перестройке и совершенствовании всей системы социальной защиты - одного из важнейших социальных институтов, как социальной политики, так и современного общества в целом.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что с началом рыночных преобразований основной задачей системы социальной защиты стала оперативная реакция на обостряющиеся социально-экономические проблемы (рост числа бедных и безработных, появление беженцев и мигрантов, невыплаты заработной платы и пенсий и пр.) В результате появились новые виды социальных пособий и льгот на федеральном, региональном и местных уровнях. Но основные социальные обязательства и принципы социальной политики советского периода были сохранены, разного рода льготами было охвачено около 70% всего населения.
Цель работы состоит в изучении теоретических и методологических основ социальной политики и государственных гарантий в системе социальной защиты населения, в анализе организации социальной защиты населения на примере Нижегородской области и разработке предложений по совершенствованию социальной защиты населения.
Для реализации поставленной цели в работе решены следующие задачи:
- раскрыты теоретическая и методологическая сущность социальной политики и социальных гарантий государства;
- проведен анализ организации социальной защиты населения Нижегородской области;
- разработаны пути совершенствования социальной защиты населения.
Информационная база работы - книги, статьи и монографии по исследуемому вопросу, а так же нормативная база и материалы Правительства Нижегородской области и семинаров по данному вопросу.
Структура работы согласно выдвинутой цели будет состоять из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
I. СОДЕРЖАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
1.1 Сущность социальной защиты населения
Прежде чем нами будет определено понятие социальной защиты населения, необходимо раскрыть сущность понятия "социальная политика", так как социальная защита является одним из важнейших институтов социальной политики государства.
Словосочетание социальная политика прочно вошло в терминологию не только профессиональных ученых и практиков, но и массовый оборот и является одним из самых распространенных терминов в обыденной жизни всех социальных слоев и групп общества. Чтобы делать ее анализ и давать обоснованные оценки, намечать стратегию и тактику осуществления эффективной социальной политики, надо разобраться с ее понятийным аппаратом.
Под социальной политикой в прикладном, практическом смысле (контексте) обычно понимают совокупность (систему) конкретных мер и мероприятий, направленных на жизнеобеспечение населения. В зависимости от того, от кого исходят эти меры, кто их главный инициатор (субъект), различают соответствующие виды социальной политики – государственная, региональная, корпоративная и т.д1. Такой терминологический подход имеет право на существование и его нельзя исключать, но он не дает возможности для более глубокого сущностного понимания этого социального явления.
При таком узком толковании социальной политики, например, отсутствие мер и мероприятий позволяет делать вывод об отсутствии социальной политики как таковой. Социальная политики всегда имеет место не только чисто с теоретических позиций, но и в практической жизни.
Другое дело, социальная политика может быть, к сожалению, ошибочной, слабой, деформированной и т.д., ибо в широком смысле и с научных позиций – это не столько система мер и мероприятий, сколько система взаимоотношений и взаимодействий между социальными группами, социальными слоями общества, в центре которых и главная их конечная цель – человек, его благосостояние, социальная защита и социальное развитие, жизнеобеспечение и социальная безопасность населения в целом.
В русском языке существует несколько определений политики, из которых нас в наибольшей степени будет интересовать ее определение как деятельности органов государственной власти и государственного управления, отражающей общественный строй и экономическую структуру страны, а так же деятельности общественных классов, партий и других классовых организаций, общественных группировок, определяемой их интересами и целями.
Отсюда видно, что проводимая политика, отражая убеждения лиц, находящихся у власти и являющихся выразителями интересов конкретных слоев общества, не может быть вполне самостоятельной, так как при ее проведении необходимо учитывать социальную неоднородность общества.
Эта неоднородность резко возрастает в периоды граничных состояний, социальных и экономических кризисов, кардинальных социальных трансформаций. Именно в такие периоды политическая ситуация характеризуется крайней нестабильностью, быстрым формированием и распадом различных политических союзов и коалиций, относительной неустойчивостью властных структур. Поэтому, обсуждая характер и содержание проводимой государством политики, прежде всего, следует исходить из конкретной социально-экономической ситуации.
Понимание политики в определениях, предлагаемых большинством западных словарей, как правило, носит иной оттенок, нежели, например, понимание политики в государствах с переходной экономикой. В основном в западных изданиях политика сводится к принципам, на которых базируются любые меры или образ действий; линии управления, которой следуют руководители страны в конкретных вопросах; благоразумию, или мудрости, правительств или индивидуумов в ведении своих дел, общественных и личных; общему благоразумию или сноровке в управлении.
В определениях подобного рода основной упор делается на качественную характеристику принимаемых политических решений, а не на необходимость согласования интересов при их выработке2 . Все это еще раз убеждает в необходимой дифференциации при определении как политики в целом, так и ее отдельных направлений и в содержательном, и в функциональном отношении.
Прежде чем перейти непосредственно к определению социальной политики, обратим внимание, что данный термин состоит из двух компонентов, которые сами о себе предполагают сложное, многозначное понимание. Это относится, прежде всего, к понятию «политика», тяготеющему к сложной смысловой иерархизации и как минимум разделяющему на внешнюю и внутреннюю.
Наибольший интерес при изучении социальной политики имеет внутренняя политика государства, затрагивающая, интересы всех проживающих в нем граждан, охватывающая экономическую, социальную, культурную, техническую политику и другие ее виды. Если представить классификацию видов политики в иерархической форме, то социальная политика будет находиться на третьем уровне в системе «политика – внутренняя политика – социальная политика».
Однако в реальности вычленить в чистом виде какую-либо из составляющих политики невозможно. В обществе нет строгого разграничения на социальные и экономические вопросы и действия. Любое экономическое решение, например, сокращение бюджетных расходов является одновременно и социальным по своим последствиям, так как его реализация неизбежно отразится на доходах населения и уровне его социальной защищенности. Техническая политика является в то же время и политикой социальной, поскольку обновление и замена основных фондов, внедрений новых технологических процессов, в конечном счете, влияют на рынок труда и потребительский рынок, а следовательно, и на уровень жизни населения.