Файл: I. Содержание социальной защиты.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 166

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В российской практике социальные программы подразделяются на следующие виды:

  • доходов и цен;

  • занятости и социально-трудовых отношений;

  • охраны здоровья населения и развития здравоохранения;

  • социальной защиты населения и его отдельных групп (инвалидов, пожилых, бывших военнослужащих и членов их семей, и т.п.);

  • образования;

  • семьи, материнства и детства;

  • дети России и др.

Стратегическое планирование должно осуществляться поэтапно:

  • первый этап — социальное прогнозирование;

  • второй этап — социальное проектирование;

  • третий этап — социальное планирование;

  • четвертый этап — долгосрочные целевые социальные программ.

Социальное прогнозирование позволяет определить наиболее значимые

подходы к социальному проектированию. Социальное проектирование используется как один из методов предплановой деятельности, когда разрабатываются возможные варианты решений, принимаемых относительно различных социальных явлений и процессов. Социальное проектирование в отличие от социального планирования, являющегося следующим этапом стратегического планирования, в меньшей степени детерминировано.

Оно допускает многовариантность решений, и тем самым как бы предопределяет направления развития, исходя из материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Социальные планы, в том числе перспективные, строго рассчитаны на тот или иной отрезок времени. Тогда как социальный проект, в зависимости от поставленных целей (цель — это выявление и уточнение перспективных проблем, подлежащих решению средствами управления), может предполагать определенные сроки своего осуществления, а может основываться на примерных расчетах, на некоторых ориентировках, не имеющих строгого временного ограничения.

Социальное проектирование определенный связующий элемент между социальным прогнозированием и социальным планированием с точки зрения осуществления намеченных целей. В прогнозировании эти цели, как правило, выступают в самом общем виде, в то время как в плане они конкретизируются.

При социальном проектировании перспективные цели, родственные по содержанию, могут быть заменены одна другой в ходе развития, или одна и та же цель может быть реализована различными средствами. Проектирование обычно направлено на поиск и обоснование круга средств, предполагающих возможность их воспроизведения или замены друг друга в различных ситуациях.


Таким образом, социальное проектирование позволяет рассматривать различные тенденции развития тех или иных социальных явлений и процессов, как наиболее, так и наименее вероятные, но реально возможные тенденции. Кроме того, учитываются организационные, материальные, финансовые, кадровые и прочие ресурсы для их использования при решении социальных проблем.

К сожалению, на практике социальное проектирование и социальные проекты не рассматриваются с таких позиций. Проекты принимаются на уровне решений (приказов, распоряжений и т.п.) как законченные управленческие формы. Тогда как эта должно осуществляться на нижеследующих этапах.

Социальное планирование, которое предполагает определение цели, ее количественную и качественную характеристику применительно к каждому объекту планового воздействия, следует рассматривать как единство познавательной и общественно-преобразовательной деятельности, а также как возможность видеть специфику в различных сферах общественной жизни — экономике, политике, духовной жизни и т.д. При планировании необходимо учитывать территориально-административные, национальные и географические особенности, что требует рассмотрения региональных особенностей социального планирования.

Социальное планирование определяет приоритеты, виды, масштабность долгосрочных целевых социальных программ.

Долгосрочная целевая социальная программа должна формироваться на срок более 10 лет. Целевая программа — это скоординированное по целям, срокам, содержанию текущее и перспективное планирование комплекса мер, направленных на решение тех или иных социальных проблем, на основе рационального использования материально-технических, кадровых и финансовых ресурсов: Такая программа предусматривает целенаправленное взаимодействие всех ее участников, определенных исполнителями намеченных программных мероприятий.

Формирование программы требует проведения следующих поэтапных разработок:

  1. Формулирование и экспертный анализ проблемной ситуации.

  2. Концептуальная разработка планируемой программы.

  3. Информационный поиск вводимых данных.

  4. Собственно формирование программы.

  5. Прогнозирование результатов реализации программы.

  6. Разработка стандартизированных показателей эффективности программных мероприятий.

  7. Разработка управления реализацией программы.

Экспертный анализ включает:

  • определение структурно-функциональной, правовой и организационной основы сложившихся подходов к решению комплекса социальных вопросов, определяющих проблему, подлежащую решению в рамках данной программы;

  • выявление принципов реализации используемых мер;

  • оценку вариантности или инвариантности мер;

  • выявление влияния ранее принимаемых решений, реорганизаций, перестроек в службах социального комплекса (эффективность внедрения, запаздывание, не состоятельность, причины невыполнения, положительные стороны);

  • прогнозирование дальнейшего использования сложившихся подходов.


На основании экспертного анализа должны быть даны обоснованные выводы о наличии (или отсутствии) проблемы.

Концептуальная разработка планируемой программы предусматривает:

  • разработку концепции решения проблемы в данном временном периоде;

  • определение цели и подцелей программы;

  • формирование плана мероприятий;

  • разработку модели организационной инфраструктуры системы, в рамках которой предполагается реализовать программу (структурно- функциональная модель системы);

  • определение подходов к информационному обеспечению системы (определение источников информации, вида и форм входных и выходных данных);

Информационный поиск вводимых данных должен корреспондировать с реальными масштабами социальных потребностей (отсюда необходимость оценки репрезентативности данных и компетентности их источников),

Собственно формирование программы следует проводить на основании концептуальной разработки и полученных в ходе поиска информационных данных.

Прогнозирование результатов реализации программы следует проводить методом экспертных оценок и математического моделирования, а также их сопоставления.

Разработка стандартизированных показателей эффективности программных мероприятий необходима для последующего контроля хода выполнения программы, а также итоговой оценки ее эффективности.

Основные формы управления функционированием программ:

  • формирование организационного порядка и координация деятельности исполнителей программных мероприятий путем создания координационных комиссии (комитетов) из представителей заинтересованных структур и / или основных исполнителей;

  • формирование дирекции программы; создание попечительского совета;

  • другие формы.

Критериями стандартизированных показателей целевых результатов, могут быть количественные показатели (выраженные в абсолютных числах, %, долях и т.п.) и качественные (субъективно-объективные показатели улучшения, ухудшения, стабилизации и т.п.).

Оценка реализации долгосрочных программ, безусловно, будет происходить в весьма отдаленном для ее разработчиков будущем, и в большинстве случаев не ими, а другими людьми. Это обстоятельство в определенной мере ослабляет ответственность, а с другой стороны ее усугубляет. Как бы не были привлекательны цели стратегического планирования, хороши задуманные технологии, но их осуществление в руках конкретных людей. Поэтому механизм управления долгосрочными программами, включая подбор, расстановку, управление преемственностью кадрами — участниками программ на разных временных этапах будет иметь решающее значение. Разработка такого механизма зависит от выбора цели управления, ее формирования и обоснования. При этом цель как будущее состояние социального объекта может рассматриваться с учетом его прошлого положения, настоящего состояния, тенденции развития.


Конечной целью стратегического планирования может быть определено повышение уровня жизни населения и его отдельных групп. Показателями должны стать динамика прожиточного минимума, соотношение доходов и расходов населения и его отдельных групп и т.д. Эти показатели относятся преимущественно к экономическим категориям. Такая оценка вызвала неудовлетворение и ученых, и практиков, она не дает должным образом определить эффективность управления и выбранную стратегию социального развития. Все большее признание получила оценка по социальным результатам, когда наряду с экономическими последствиями должна оцениваться социальная составляющая. При таком подходе ведущее значение приобретают человеческий фактор, прогресс творческих способностей, мышления людей, развитие их самоуправления, самоорганизации, укрепления межличностных контактов, социальная интеграция и реинтеграция, достижение равных возможностей. Чтобы в полной мере были задействованы социальные составляющие, стратегическое планирование должно быть ориентировано на создание всем социальным слоям и группам населения условий для свободного развития умственных и физических сил человека, стимулирования труда, потребности в повышении качества профессиональных знаний и умений, общей культуры и их творческом применении в различных сферах жизни. Большое значение следует уделять формированию благоприятного психоэмоционального климата в макро- и микроколлективах, когда личность не будет чувствовать своего отчуждения от социокультурной среды, управления развитием своей страны, ответ­ственностью за будущее своей семьи, свое собственное благополучие.

Таким образом, стратегическое планирование при разработке социальных программ должно предполагать социальный прогресс, социальное благополучие, интеграцию социальных интересов различных социальных групп и слоев населения и членов гражданского общества путем планомерного управления социальными процессами и их модернизации.

Далее представим конкретные пути совершенствования социальной защиты населения в Нижегородской области.

Решение стоящих перед регионом проблем определяется основной стратегической целью Правительства Нижегородской области - удвоение за 10 лет валового регионального продукта и выдвижение на этой основе области в лидеры Российской Федерации по росту качества жизни граждан,
созданию благоприятных условий хозяйствования, гарантий политической и социальной стабильности, общественной безопасности.

Для достижения этой цели в области социально сферы необходимо решить следующие ключевые задачи:

Формирование благоприятного социального климата для деятельности и здорового образа жизни населения на основе:

  • развития системы здравоохранения;

  • развития системы образования;

  • развития и технического переоснащения объектов физкультуры и спорта;

  • развития сети домов-интернатов для престарелых и инвалидов, детей- сирот;

  • реализации мероприятий, направленных на повышение социальной защищенности нуждающихся категорий граждан;

  • содействия занятости населения;

  • становления системы въездного и внутреннего туризма;

  • сохранения и развития культурного наследия и творческого потенциала области;

  • развития системы льготного кредитования граждан на приобретение и строительство жилья.

В Нижегородской области активно развивается система стратегического планирования. Начиная с 2006 года, действия регионального Правительства выстраиваются в соответствии со Стратегией развития Нижегородской области до 2020 года. Сформированы ее отраслевой и территориальный разделы.

Итоги анализа показали, что развитие Нижегородской области проходило в соответствии с региональной Стратегией.

Будет продолжена политика Правительства области, направленная на:

— модернизацию социальной сферы;

— улучшение демографической ситуации;

— повышение доступности жилья;

— обеспечение физической и экологической безопасности.

В результате к 2015 году (по сравнению с 2010 годом) ожидается:

— рост среднедушевых доходов населения (в 2 раза).

— увеличение средней ожидаемой продолжительность жизни (на 2,1 года)

— повышение рождаемости (с 10,9 до 11,8 промилле);

— рост обеспеченности населения жилищным фондом (с 22,1 кв.м до 28,2 кв.м на человека).

Система программных мероприятий включает в себя порядка 60 областных целевых программ и 20 федеральных целевых программ, наиболее крупные инвестпроекты или их группы, основные нормативно-правовые акты Нижегородской области, позволяющих достичь намеченного в Стратегии уровня развития региона.

Программа предполагает финансирование за счет средств бюджетов всех уровней и внебюджетных источников: объемы финансирования областных целевых программ соответствуют финансированию в законе об областном бюджете, планируется привлечение федеральных средств и частных инвестиций.