ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 315
Скачиваний: 11
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Экзаменационные тесты по дисциплине «Философия»
специальность для всех ОП
преподаватель: Карпова Н.И., Рякова Е.Г., Савчук Е.В., Шелепов В.М.
№ | Вопрос-ответы |
| Термин «Философия» означает: любовь к мудрости; |
| Понятие древнекитайской философии, обозначающее свет, светлую сторону горы, ущелья, реки есть: ян; |
| Принцип, провозглашаемый Абаем Кунанбаевым в своей философии: «Будь человеком!»; |
| Кого на Востоке называли «вторым учителем» после Аристотеля? Аль-Фараби; |
| Наиболее характерная черта философии Нового времени (XVII в): наукоцентризм; |
| Раздел философского знания, исследующий человеческие познавательные способности, их возможности и границы: гносеология; |
| Материализм берет за основу всего: материю; |
| Иррационалистическое направление в философии XX века: экзистенциализм; |
| Требование неопозитивистов, согласно которому любое высказывание должно подлежать опытной проверке на истинность? принцип верификации; |
| Направление в гносеологии, признающее ощущения в качестве единственно достоверного источника познания, есть: сенсуализм; |
| Главная отличительная черта древнегреческой философии есть: космоцентризм; |
| Представитель немецкой классической философии, разработавший диалектику как системное учение: Г. Гегель; |
| О том, что во главе государства должны стоять философы, говорил: Платон; |
| Автор «Книги знания»: Ибн-Сина; |
| Социальная теория Т. Мора: утопический социализм; |
| Основоположником немецкой классической философии является: И. Кант; |
| Великий казахский просветитель ХIХ в., путешественник, этнограф, востоковед: Ч. Валиханов; |
| Комплекс взаимодействующих элементов – это: система; |
| Мыслитель, разработавший учение материалистической диалектики: К. Маркс; |
| Механицизм как принцип осмысления мира лежит в основе философии: Нового времени; |
| Основной вопрос философии в формулировке Ф. Энгельса: Вопрос об отношении материи и сознания, духа и природы. |
| Интеллектуальная интуиция по Р. Декарту начинается с: сомнения; |
| Представитель волюнтаризма: А. Шопенгауэр. |
| Для какого философского направления характерен ярко выраженный сциентизм? логический позитивизм. |
| Философ, который ввел понятия «парадигма», «научное сообщество», «нормальная наука»: Т. Кун; |
| Этос науки означает: систему моральных принципов, регулирующих деятельность научного сообщества; |
| Античный философ, автор тезиса «Человек – мера всех вещей»: Протагор; |
| Данное положение выражает сущность материалистического понимания истории: общественное бытие определяет общественное сознание; |
| Философское учение, исходящее из признания одного единого начала (субстанции): монизм. |
| Античный философ, считавший первоначалом всего мира огонь: Гераклит. |
| Человек в средневековой философии рассматривался как: образ и подобие Бога; |
| Практической реализацией этических норм в суфизме служит: аскетический образ жизни; |
| Гениальный учёный эпохи Ренессанса, изобретатель телескопа, который подтвердил правильность гелиоцентрического учения Н. Коперника: Г. Галилей; |
| Философия выступала в союзе с наукой в эпоху: Нового времени; |
| Вершина немецкого классического идеализма: диалектика Г. Гегеля; |
| Первоначало, первооснова бытия по Демокриту: атом; |
| Термин «эмпирическое знание» понимается как: опытное знание. |
| Философская наука, изучающая проблемы морали, есть: этика; |
| В древнеиндийской философии автор идей «срединного пути», «четырех истин» и «восьмеричного пути»: Будда; |
| Философское направление, утверждающее, что в основе мира два начала: материальное и духовное: дуализм; |
| Истина в марксистском определении – это: знание, проверенное практикой; |
| Предмет философской герменевтики: текст; |
| Впервые сместили философскую рефлексию с проблематики физиса и космоса на проблему человека и его жизни как члена общества: софисты. |
| «Война всех против всех» как первоначальное состояние общества рассматривается в концепции: Т. Гоббса. |
| Детерминизм как философский принцип – это признание: причинно-следственной зависимости; |
| Философия возникла: одновременно в древней Индии, Китае и Греции |
| «У-вэй» – основной принцип школы: даосизма; |
| Казахстанский философ, автор книги «Хаким Абай»: Г. Есим. |
| Представители философии эпохи Возрождения: Н. Кузанский, Дж. Бруно, Н. Коперник; |
| Философ Нового времени, автор изречения «Знание – сила»: Ф. Бэкон; |
| Латинское слово, от которого произошел термин «цивилизация», в переводе означает: гражданственность. |
| Философское учение о познании есть: гносеология; |
| «Быть» означает: наличествовать; |
| Элементами рационального познания являются: суждения; |
| Идея «сверхчеловека» принадлежит: Ницше; |
| Сущность человека как «совокупность всех общественных отношений» определял: К. Маркс; |
| Какое из нижеприведенных определений наиболее соответствует учению А. Шопенгауэра? волюнтаризм. |
| Отождествление Бога и мира: пантеизм; |
| Концепция «толык адам», являвшаяся центральной в учении Абая, была вдохновлена его знакомством с: творчеством арабских, персидских и тюркских авторов; |
| Автор философско-политического сочинения «Государство», в котором содержится учение об идеальном государстве: Платон; |
| Кто является автором известного трактата «Государь»: Н. Макиавелли; |
| Метод познания, разработанный Ф. Бэконом: индуктивный. |
| Основателем психоанализа был: Фрейд. |
| Предмет онтологии как раздела философии: бытие; |
| Основной предмет изучения социальной философии: общество; |
| «Позитивные» науки, согласно позитивизму, опираются на: факт наблюдения и эксперимента. |
| Философско-мировоззренческая ориентация, возникшая в результате НТП и НТР, абсолютизирующая роль науки: сциентизм; |
| Представление как форма чувственного познания – это: воспроизведение в сознании образов тех предметов, которые раньше воздействовали на органы чувств; |
| «Познай самого себя», – так говорил ... Сократ; |
| Выдающийся философ и врач арабо-мусульманского средневековья, автор «Канона врачебной науки»: Ибн Сина; |
| Представители философии экзистенциализма: М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж.-П. Сартр, А. Камю; |
| Движение в философском смысле слова – это: способ существования сущего; |
| Характерная черта средневековой философии: теоцентризм; |
| «Тревога», «заброшенность», «отчаяние» – термины: экзистенциализма. |
| Автор работы «Три истины»: Шакарим Кудайбердыулы; |
| В средневековой арабо-язычной традиции термином «фалсафа» обознали: рациональный способ постижения мира. |
| Философия Нового времени опиралась на авторитет: науки. |
| Античный философ, считавший основой мира атомы: Демокрит; |
| Наука, согласно Шакариму Кудайбердиеву, предлагаемая для введения в систему образования: наука о совести; |
| Гносеологическое учение, отрицающее возможность получения достоверного знания о мире, есть: агностицизм. |
| Метод, основанный на переходе от общего знания к частному: дедукция; |
| В новое время автор произведения «Человек-машина»: Ламетри; |
| Философское учение, исходящее из признания множественности субстанций: плюрализм. |
| Казахстанское объединение философов: Казахстанский философский конгресс; |
| Античный философ, считавший человека политическим животным: Аристотель; |
| Оправдание Бога за существование зла в мире и обществе: теодицея; |
| Тип мировоззрения, в котором освоение мира основано на вере в сверхъестественное: религия; |
| Философское течение, считающее единственным источником знания опыт: эмпиризм. |
| Автор высказывания «Я мыслю – следовательно, существую»: Р. Декарт; |
| Продолжая традиции древнегреческой науки, Ф. Бэкон написал книгу: «Новый Органон»; |
| В каком произведении Абая Кунанбаева изложены философские взгляды просветителя, канон нравственного совершенствования людей? «Слова назидания». |
| Теория познания исследует: закономерности познавательной деятельности человека; |
| Смысл теории в научном познании: Систематизация явлений в некоторую целостную картину осуществляет синтез знания |
| Принцип недеяния в даосизме означает: невмешательство в естественный ход вещей; |
| Философы - представители структурализма: К. Леви-Стросс, М. Фуко, Ж. Лакан; |
| Имя автора работы «Закат Европы»: О. Шпенглер; |
| Категория в системе Лейбница, обозначающая простую субстанцию: монада; |
| Укажите отличительные особенности мифологии: нерасчлененность, слитность, целостность миропонимания; |
| Представитель объективного идеализма: Платон; |
| Укажите философов эпохи Возрождения: Н. Кузанский, Дж. Пико; |
| Наивная, стихийная форма материализма существовала в период: Античности; |
| Рассуждение Парменида «Ведь никогда не докажут, что то, чего нет, существует», отрицает категорию: небытия. |
| Автор положения: «Наука станет непосредственно производительной силой общества»: К. Маркс; |
| Философ, приверженец цивилизационной концепции общественного развития: А. Тойнби; |
| Направление в современной западной философии, стержневыми понятиями которого являются понятиях «польза», «успех», «эффективность»: прагматизм; |
| Автор произведения «Экзистенциализм – это гуманизм»: Ж.П. Сарт; |
| Философ, рассматривавший в качестве первоначала всего сущего апейрон: Анаксимандр; |
| Крупнейший представитель восточного аристотелизма: Аль Фараби; |
| Автор книги «Аз и Я»: О. Сулейменов. |
| Имя первого шамана и мудрого наставника древних тюрков, который в поисках бессмертия обошел четыре конца света: Коркыт-ата; |
| Первоначало, первооснова бытия, по Анаксимену: воздух; |
| Кто из перечисленных философов впервые сформулировал основные законы диалектики? Г. Гегель; |
| Категорию бытия впервые ввел: Парменид; |
| Автор определения: «Познание – это припоминание душой тех идей, которые она уже когда-то созерцала»: Платон; |
| Онтология – это: учение о бытии. |
| Кто ввел в научный обиход понятие «парадигма»? Т. Кун; |
| Образ человека у античных мыслителей: космоцентричен; |
| Аксиология – это: учение о ценностях; |
| Этапы средневековой философии: патристика и схоластика; |
| Одна из характерных черт философии эпохи Возрождения: гуманизм; |
| Выдающийся деятель казахского просвещения, педагог-новатор и писатель: И. Алтынсарин. |
| Основная тенденция в мышлении, идеологии и культуре Ренессанса: антропоцентризм; |
| Идеальная страна, легенду о поиске которой в своем творчестве освещал Асан Кайгы: Жеруйык. |
| Философское учение, признающее, что в основании бытия лежат две субстанции: дуализм. |
| Философское учение, признающее, что в основании бытия лежат множество субстанций: плюрализм; |
| Кто автор концепции «совершенномудрого» в древнем Китае? Лао-цзы; |
| Характеристики философского знания: всеобщность, универсальность, целостность; |
| Одно из двух основных направлений в философии, представители которого считают первичной сферу сознания, духа: идеализм; |
| Категория, обозначающая длительность, периоды, ритмы существования объектов и их частей: время. |
| Формы сопряжения, сорасположения объектов мира, их взаимодействие и взаимосвязь составляют содержание понятия: пространство; |
| Объективная, необходимая, существенная, повторяющаяся, устойчивая связь явлений и процессов мира: закон; |
| Философские универсальные понятия: категории; |
| Древнегреческий философ, родоначальник диалектики: Гераклит; |
| Учение о боге, сводящее его роль к функции первотолчка для развития мира: деизм; |
| Религия тюрков, исторически сложившаяся на основании народного мировоззрения, воплотившего ранние религиозные и мифологические представления, связанные с отношением человека к окружающей природе и ее стихийным силам: тенгрианство; |
| Мистико-аскетическое течение в исламе, одно из основных направлений классической мусульманской философии: суфизм; |
| Автор книги «Кутадгу билик»: Юсуф Баласагуни; |
| Исторический тип мировоззрения, основывающийся на понимании целостности мира, фиксирующий знание о нем в понятийно-категориальной форме: философия. |
| Процесс высвобождения сфер общественной жизни от влияния церкви: секуляризация; |
| Главный культ конфуцианства: культ предков; |
| Идея творения мира из ничего: креационизм. |
| Казахский жырау, советник ханов Жанибека и Керея, прозванный «печальным»: Асан Кайгы; |
| Деление на варны (брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры) характерно для: Древней Индии; |
| Отказ от авторитета Вед и брахманов, культ аскезы, высокая значимость монашества, этическая направленность, строгая организация общины – характерные черты: джайнизма; |
| Выдающийся суфийский мыслитель, автор поэм на тюркском языке: Ахмед Яссауи; |
| Автор статьи «О мусульманстве в степи»: Ш. Валиханов; |
| Автор работы «Предфилософия протоказахов»: М. Орынбеков; |
| Печатный орган, созданный представителями казахской интеллигенции начала ХХ века: «Казах»; |
| Автор произведения «Тарихи-и-Рашиди»: М.Х. Дулати; |
| Скифский мыслитель, входивший в некоторые редакции списков семи греческих мудрецов: Анахарсис. |
П ВКГУ 036-13 «Положение о промежуточной аттестации обучающихся» Издание первое