Файл: Духовное и культурное развитие Узбекистана за годы независимости. План.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 492

Скачиваний: 35

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


На узбекский язык переведены и изданы массовым тиражом Хадисы (изречения пророка Мухаммада), Библия (Новый завет), части Ветхого завета (Притчи царя Соломона, История пророков. Рут, Эстер, Юнус) и др.

Большим вкладом в возрождение религиозных ценностей по­служил Указ Президента Республики Узбекистан «О создании Ташкентского исламского университета», который был учрежден в 1999 г. и находится под патронажем Кабинета Министров. Этот престижный в Центральной Азии вуз готовит высококвалифицированных специалистов с глубокими светскими и теологическими знаниями. С 2003 г., кроме обучения на государ­ственном языке, начался прием на обучение и на русском языке.

За выдающиеся заслуги перед исламской культурой и наукой, за сохранение памятников и обогащение исламского наследия Международная исламская организация по вопросам образования, науки и культуры (ISESCO) в 2007 г. объявила Ташкент мировой столицей исламской культуры. Это означает высокую оценку, ко­торую дает международное сообщество политике межрелигиоз­ного согласия и возрождения духовных ценностей, проводимой в Узбекистане.

Таким образом, накопленный за исторически короткий период независимости опыт Узбекистана показывает, что в современном узбекском обществе кардинальным образом изменилось отноше­ние к религии. Религия стала составной частью культурно-духов­ной сферы, задачи возрождения духовных ценностей решаются на государственном уровне. Правовой базой религиозной терпимос­ти служат Конституция Республики Узбекистан и Закон Респуб­лики Узбекистан «О свободе совести и религиозных организаци­ях» (1998 г.). Эти правовые акты закрепляют не только междуна­родные правовые нормы, но и собственный накопленный многове­ковой опыт.

2. Возрождение национальных и религиозных ценностей народов Узбекистана.

Суверенитет нашей страны невозможен без возрождения духов­ных, национальных, религиозных и исторических ценностей. Не случай­но, поэтому с первых дней независимости Узбекистана, наряду с поли­тическими, социально-экономическими преобразованиями, особое вни­мание уделялось и уделяется возрождению духовного наследия, куль­турных ценностей народа. Духовное совершенствование общества, формирование идеи национальной независимости стало составной час­тью укрепления суверенитета Республики Узбекистан.



Указом Президента от 7 марта 1992 г. с целью широкого использования религиозного фактора и духовных возможностей ислама при Кабинете Министров Республики Узбекистан был создан Комитет по вопросам религии. В его ведении находятся Международный институт исламских исследований и 10 медресе. В них обучается более 1000 студентов. В Ташкентском Исламском университете, образованном в 1999 г., обучаются 750 студентов. В Конституции Республики Узбекистан и принятом 30 апреля 1998 г. Законе «О свободе совести и религиозных организациях» четко определено отношение государства к религии и ее представителям.

Свобода совести гарантируется для всех. Каждый имеет право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Недопустимо принудительное насаждение религиозных взглядов. (Конституция Республики Узбекистан, ст. 31)

В Узбекистане отношения между государством и религией основываются на следующих принципах: 

• защита религиозных чувств верующих;

• признание вероисповеданий частным делом граждан или их объединений;

• гарантия равноправия граждан, придерживающихся или не придерживающихся религиозных взглядов, и недопущение их преследования по этим мотивам;

• контакт с религиозными объединениями в деле духовного возрождения, восстановления общечеловеческих нравственных ценностей;

• признание недопустимым использование религии в целях разрушения;

• на религию и религиозные верования можно влиять только в рамках установленных законом ограничений;

• невмешательство религиозных деятелей в борьбу за власть, экономику, законотворчество.

Таким образом, в годы независимости был восстановлен статус религии, в первую очередь ислама, в качестве и национальной, и общечеловеческой ценности, восстановлено достоинство священнослужителей.

 







Особое место в развитии культурных, духовных ценностей, в вос­питании всесторонне развитой молодежи занимает возрождение наследия великих предков народов Узбекистана.

В 1991г. прошли юбилейные торжества, посвященные гениаль­ному поэту-мыслителю и просветителю Алишеру Навои, превратившиеся в общенародный праздник. Была установлена государственная премия имени Алишера Навои, ко дню юбилейных торжеств был издан сборник его произведений. Был основан национальный парк и площадь "Дружба народов имени Алишера Навои", в центре которого высится памятник поэту.



В 1994 году прошли юбилейные торжества, посвященные 600-летию со дня рождения великого ученого и мыслителя Мирзо Улугбека. Была открыта выс­тавка в Париже, посвященная М.Улугбеку, по инициативе ЮНЕСКО, что стало доказательством признания его таланта и гениальности в мировом масштабе.

Была проделана огромная работа по восстановлению истины об исторической личности Амира Темура. Важное значение в этом имел указ первого Президента Республики Узбекистан И.Каримова об объявлении 1996 г. -"Годом Амира Темура". Большой вклад в празднование внесло ЮНЕСКО, организовав юбилейные торжества в своей парижской рези­денции. Там же были проведены международная конференция под деви­зом "Процветание, духовность и просветительство во времена правления Темуридов" и выставка, посвященная личности Амира Темура. В Рес­публике был учрежден орден "Амир Темур". Им были награждены города Шахрисабз и Самарканд, где он родился, жил и правил до конца своей жизни. Были восстановлены и реконструированы многие исторические памятники времен Амира Темура, созданы сады, парки и площади, которые носят имя Сахибкирона.

В плане сохранения исторических ценностей и национальных традиций отметим большое значение юбилейных мероприятий великих ученых-мыслителей исламского мира: 16-17 ноября 2000 г. в Маргилане отмечалось 910-летие одного из основателей исламского права Бурханиддина аль-Маргинони, в Самарканде - 1130-летие ученого-исламоведа Имама Абу Мансура аль-Мотуриди и открыты мемориальные комплексы, посвященные их памяти. Была издана книга Бурханиддина аль-Мотуриди «Хидоя», посвященная исламскому праву. Так же широко отмечались юбилеи признанных деятелей исламского мира - 1200-летие Имама Абу Исо ат-Термизи, 920-летие Махмуда аз-Замахшари, 900-летие Абдухалика Гиждувани, 850-летие Наджмиддина Кубро, 600-летие Ходжи Ахрора Кубро и Ходжа Ахрора Вали. В рамках 1225-летия Имама аль-Бухори увидели свет его выдающиеся произведения "Ишонарли туплам" (Аль жамих, ас сахих), "Араб дурдоналари" (Ал араб-ал Муфрад) - произведения, которые по значимости стоят после "Корана" и имеют непреходящее значение.

Отмечались юбилейные даты и других наших выдающихся деятелей. Юбилеям Огахи, Машраба были посвящены многочисленные вечера, семинары, конференции. Проводились торжества в связи с 1000-летием "Алпомыша", 800-летием легендарного полководца Джалолиддина Мангуберди и др.

Особую роль в восстановлении духовного наследия играет фонд "Олтин мерос" - (3олотое наследие). Необходимо также отметить созда­ние в 1994 году общества "Манавият ва Маърифат" (Духовность и прос­ветительство), имеющего важное значение в возрождении и развитии духовной жизни народа.


В советский период национальные и религиозные традиции, обы­чаи и обряды запрещались, подвергались критике и изгонялись из жизни народов. И только независимость дала возможность их восстановления. Огромным достижением явилось возвращение несправедливо забытого праздника "Навруз", ставшего общенародным праздником.

В марте 1992 года были восстановлены священные празднества "Рамазон-хайит" и "Курбон-хайит", которым придан статус общегосударственных праздников, а дни их празднования объявлены выходными днями.

Выполняя волю народа, Президент подписал Указ о восстанов­лении "Святого хаджа", играющего огромное значение в жизни му­сульманского мира, что стало еще одним достижением независимости в нашей стране. Если ранее ежегодно хадж совершали 3-4 человека, то в период независимости при финансовой поддержке правительства Респуб­лики Узбекистан тысячи мусульман совершили хадж в священную Мекку и Медину. Только за 1997-1998 годы - 3,5 тысячи, а в 1999 году - около 4-х тыс. верующих выполнили эту заповедь шариата.

На сегодняшний день в Узбекистане зарегистрировано свыше 2,2 тысяч религиозных организаций, из которых более 90% являются мусульманскими. Вместе с тем в республике осуществляют свою деятельность 157 христианских организаций, восемь еврейских общин, шесть общин бахаи, одно общество кришнаитов и один буддиский храм.

Большую роль в возрождении духовно-культурных ценностей народа Узбекистана сыграла книга первого президента «Юксак маънавият – енгилмас куч»

В целях широкой пропаганды уникальных образцов национального музыкального и песенного искусства народов восточных стран, сохранения и развития национальных музыкальных традиций, воспитания у молодого поколения чувства любви к искусству, воспевания прекрасного, истинных человеческих ценностей, а также дальнейшего укрепления уз дружбы и братства между народами, расширения круга творческого сотрудничества, культурно-духовных отношений на международном уровне Постановлением Кабинет Министров Республики Узбекистан №132 от 11 марта 1997 года было принято решение о проведении международного музыкального фестиваля "Шарк тароналари". Данный фестиваль проводится раз в два года в городе Самарканде.

Повседневное внимание уделяется подготовке молодых растущих кадров в области культуры и литературы. В целях поощрения талантли­вых исполнителей песен, композиторов и поэтов, обогащающих духов­ную культуру общества, по инициативе и предложению первого Президента Республики, учреждена премия "Нихол".


Важным шагом стало возрождение исконно национальных видов спорта, декоративного и прикладного искусства, танца. Через них люди получили возможность самовыражения, чего они были лишены в годы советского тоталитаризма. Успехи наших спортсменов на Олимпийских играх, немалый интерес к творчеству наших поэтов, писателей и художников со стороны иностранных коллег - это, безусловно, первые плоды возрождающейся духовности, источник гордости нашей нации.

33-я сессия Генеральной Конференции ЮНЕСКО утвердила список юбилейных дат на 2006-2007гг. В список вошло празднование 2750-летия Самарканда и 2000-летия Маргилана. Помимо Узбекистана, юбилеи знаменитых городов отмечаись также в Париже, на церемонии в штаб-квартире ЮНЕСКО.

В истории национальной государственности и общественно-политической жизни страны огромны роль и значение столицы нашей Родины - города Ташкента, внесшего большой вклад в развитие мировой цивилизации, по праву называемого «Воротами Востока», который является гордостью нашего народа. В 2009 году столице независимого Узбекистана городу Ташкенту исполнилось 2200 лет. Это не просто юбилейная дата, а яркое свидетельство сохранения и возрождения богатой истории. Ташкент внёс большой вклад в развитие мировой цивилизации.

2 ноября 2007 года на 34-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО принято постановление о праздновании 2200 - летнего юбилея Ташкента. Ташкенту присущи такие эпитеты, как "Город Дружбы", "Город мира", "Город Хлеба". В 2007 году данные определения пополнились ещё одним новым - "Столица исламской культуры". За прошедшие годы независимости Узбекистана большое значение уделялось возрождению национальных ценностей, сохранению архитектурных памятников. Празднование 2200-летия Ташкента это знаменательное событие не только страны, но и всего мира.

Благодаря вниманию Президента нашей страны Ш.М. Мирзиёева продолжается добрая традиция воздавать должное памяти людей, многое сделавших для процветания родной земли. В 2017– 2018 годах в этом отношении предприняты грандиозные усилия, для увековечивания памяти в Ташкенте, Самарканде и Карши – Ислама Каримова, в Наманганской области – Исхакжана Ибрата, в Хорезмской области – Камильджана Отаниязова, в Каракалпакистане – Ибрайима Юсупова, в Фергане – Эркина Вахидова, в Кашкадарье – Абдуллы Арипова, в Андижане – Мухаммада Юсуфа. и др.