Файл: Отчета о прохождении практики.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 32

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Шкала итоговой оценки:
100 – 90 – отлично;
89 – 90 – хорошо;
79 – 70 – удовлетворительно;
менее 70 – плохо

При оценке качества лекции посещающий подчёркивает в схеме качественные и количественные показатели, соответствующие его мнению о наблюдаемом педагогическом процессе. Затем количественные показатели суммируются, образуя итоговую оценку. Несомненно, что каждая количественная оценка должна быть аргументирована, а при выставлении итоговой оценки целесообразно учитывать и общее представление об успешности решения лектором основных образовательных, воспитательных и развивающих задач.

При определении итоговой оценки прослушанной лекции следует обратить внимание на успешность решения таких важных требований, как проблемность, научность, связь с жизнью, наличие профессиональной направленности лекции. При условии успешного решения перечисленных требований к лекции её профессиональная значимость повышается.
Анализ лекции
Оценка качества лекции производится по ниже приведенным положительным и отрицательным критериям, которые представлены полярными суждениями о тех или иных сторонах содержания и методики лекции, лекторского мастерства преподавателя.

Оценка качества лекции осуществляется по семибальной числовой шкале, со следующими значениями чисел:

+3 – оценка высокой выраженности положительного критерия;

+2 – оценка средней выраженности положительного критерия;

+1 – оценка слабой выраженности положительного критерия;

0 – трудно сказать, нельзя определенно оценить оба критерия;

-1 – оценка слабой выраженности отрицательного критерия;

-2 – оценка средней выраженности отрицательного критерия;

-3 – оценка высокой выраженности отрицательного критерия.





Положительные критерии

Шкала оценок

Отрицательные критерии

+3

+2

+1

0

-1

-2

-3

1

Лекция началась своевременно, при полной явке студентов и отсутствии опаздывающих






















Студенты проявляют крайнюю неорганизованность в подготовке к лекции, большое количество опаздывающих и отсутствующих

2

Четко поставлены задачи и цели лекции, хорошо продуман план






















Отсутствует постановка цели, план лекции расплывчатый и аморфный

3

Студенты внимательно слушают, конспектируют в течение всей лекции






















Внимание проявляется лишь у добросовестных слушателей, конспектируют не многие

4

В системе даны основные понятия, правила, законы, темы, обеспечена глубокая научность знаний






















Нет должной работы с понятиями, законами, теоретическими положениями, отсутствует их современная, научная трактовка

5

Продуманное сочетание теории и фактов из жизни активизирует память, вызывает богатые ассоциации с пройденным материалом






















Абстрактные теоретические положения не подкрепленные практическим материалом, плохо запоминаются, не вызывают ассоциаций

6

Рассматриваемая тема прочно увязана с актуальными проблемами и задачами времени, способствует их пониманию






















Материал подан без относительно к проблемам и задачам дня, хотя для этого были все возможности

7

Для понимания темы умело используется межпредметные связи, имеющиеся у студентов знания по другим дисциплинам






















Не использованы возможности межпредметных связей

8

Лектор создает проблемные ситуации, вовлекает студентов в процесс самостоятельного поиска знаний






















Лектор лишь «растолковывает» слушателям истины, не развивая их самостоятельности

9

С аудиторией установлен хороший контакт, идет содержательный, но и продуманный по времени диалог






















Контакта с аудиторией нет, лектор пресекает все попытки студентов вступить в диалог

10

В ходе диалога лектор допускает высказывания противоречивых мнений, аргументированно отстаивая свою точку зрения






















Лектор стремится избежать ответов на острые вопросы, боится вступить в дискуссию

11

По отношению к аудитории лектор ведет себя демократично, не подчеркивая свои знания и ролевое положение






















Лектор стремится противопоставить себя аудитории, подчеркнуть, что он и они занимают противоположные позиции

12

Изложение темы отличается простотой, доступностью, живостью языка, но без потери научности и системности знаний






















Лекция излагается сухим языком, с большим количеством речевых штампов, затрудняющих понимание темы

13

Лектор при изложении выразителен, эмоционален, что ярко подчеркивает его убежденность






















Материал изложен бесстрастно, без выражения отношения к нему лектора, что не вызвало эмоционального отклика слушателей

14

По ходу лекции студенты получили полные представления, где и каким образом им пригодятся материалы лекции в жизни






















Студенты не уяснили с помощью каких умений и навыков им можно использовать полученные знания

15

Лектор логично и последовательно достиг поставленной цели, сделал обобщающие выводы






















Лекция не достигла цели, из нее не возможно сделать какие-то важные выводы и обобщения


МОДЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЕКТОРА

Представление информации

Активизация познавательной деятельности

Использование средств наглядности

Создание эмоционального настроя и регуляция поведения

мастер

немастер

мастер

немастер

мастер

немастер

мастер

немастер

-Четко ставится цель и задача

- сообщается тема и план лекции

- количество узловых вопросов, обсуждаемых на лекции, не более трех

- обязательны выводы в конце лекции

- подробный анализ результатов

- выделение главного

- свободная ориентация в материале (четкие ответы на вопросы, отсутствие привязанности к конспекту)

- использование материала из других областей (межпредметные связи)

- материал лекции не повторяет учебник

- представление информации на языке слов, формул и образов

- теория, связанная с практикой, профессией

- четко определяется собственная позиция лектора

- Сообщается только тема лекции, цель и задачи не ставятся или ставятся нечетко

- план лекции не сообщается

- план сообщается, но лектор ему не следует

- полученные результаты не обсуждаются или обсуждаются наспех

- в конце выводы не делаются или делаются после звонка

- частое повторение сказанного

- непрерывный монолог

- Проблемная ситуация ставится и последовательно решается с участием студентов

подчеркиваются приемы познавательной деятельности, применяемые лектором

- удачно делаются паузы, дающие время для обдумывания

активизирующий вопрос приводит к дискуссии, к диалогу

- удачно реализуются игровые ситуации, анализ конкретных ситуаций

- элементы самостоятельной работы

- размышления вслух

- подчеркивание важности информации для будущей деятельности, развития

- широкий репертуар воздействий, активизирующих деятельность студентов

целенаправленная ошибка

- контроль, ограниченный во времени

- рекомендации по самостоятельной работе, ориентация в материале

- уплотнение информации

- обучение конспектированию

- выступления студентов

- изменение информации в нужных местах

- Проблемная ситуация не ставится или ставится и тут же решается самим преподавателем

- приемы познавательной деятельности не осознаются и не подчеркиваются

- частые паузы, связанные с ожиданием тишины

- мгновенный ответ на поставленный активизирующий вопрос

- частое использование одного приема, призванного активизировать познавательную активность студентов

- отсутствие или неудачное использование других активизирующих приемов (игровых ситуаций, элеметов самостоятелной работы и т.д.)

- Четкость чертежей, схем на доске

- удачное словесное сопровождение опытов

- разнообразие средств наглядности

- умеренное и разумное использование наглядности

- яркость, контрастность, освещенность, размеры средств наглядности соответствуют размеру аудитории

- использование динамических плакатов

- Отсутствие необходимых средств наглядности

- нечеткость чертежей, схем на доске

- неудачное пояснение опытов, отсутствие пояснения

- частое повторение одного приема, неумеренное использование средств наглядности

- качество изображения средств наглядности не соответствует размерам аудитории

- Одобрение поведения

- похвала

-шутка, юмор

- улыбка

- призыв работать лучше, быстрее

- умеренная эмоциональноть

- формирование эмоционально-оценочных суждений

- создание обстановки доверия

- отступления, связанные с темой лекции

-широкий репертуар эмоционального воздействия на аудиторию

- главное внимание организации деятельности, а не поведения

- замечания отдельным студентам

- оживление, кратковременный смех

-студенты ведут записи в тетрадях

- студенты не занимаются посторонними делами

- студенты не входят после звонка

- соблюдение перерывов

- гибкость эмоциональной реакции

- Раздражение, неудовольствие

- нотация

- отсутствие похвалы

- монотонное изложение

- частые отступления, не связанные с темой

- отсутствие отступления для разрядки

- неэмоциональное поведение лектора

- использование однообразных приемов, призванных создавать положительные эмоции

- организация поведения в ущерб деятельности

- общие замечания аудитории

- отсутствие реакции на шум

- студенты не ведут записи или делают случайные

- студенты занимаются посторонними делами

- студенты входят после звонка

- перерывы не соблюдаются

- частое подчеркивание вслух неудовлетворительной подготовки студентов, плохой работы

МОДЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ НА ПРАКТИЧЕСКОМ ЗАНЯТИИ

Предоставление

информации

Организация практической деятельности студентов

Активизация познавательной деятельности студентов

Организация

контроля, оценка

Регуляция эмоционального настроя и поведения

Использование средств наглядности

мастер

немастер

мастер

немастер

мастер

немастер

мастер

немастер

мастер

немастер

мастер

немастер

- четко ставится тема, цель, задача

- обсуждается план практической деятельности со студентами

- выделяется главное

- анализируются полученные результаты

- подводятся выводы

- инфрмация представляется словесно, образно, с помощью формул

- подчеркивается значимость получаемых результатов для будущей деятельности

- сообщается тема, цель не ставится

- выдается готовая инструкция

не выделяется главное

- полученные данные не анализируются

- выводы не делаются

-часто повторяется сказанное

- доминирует монолог преподавателя

- чрезмерно детализируется информация


- организуется выполнение индивидуальных заданий

- организуется фронтальная работа

- организуется групповая и парная работа

- организуется работа с обучающими программами

- используются разнообразные формы и методы

- организуются доклады и сообщения студентов

- организуется деятельность студентов, диалог

- характер деятельности студентов соответствует цели занятия

- работает в основном один студент, остальные наблюдают

- преподаватель выполняет, студенты наблюдают

- используются однообразные формы и методы

- даются мелкие указания к работе

- активность преподавателя преобладает

- деятельность студентов носит репродуктивный характер

- характер деятельности студентов не соответствует цели занятия

- ставится проблемная ситуация и решается при участии студентов

- подчеркиваются приемы познавательной деятельности

- используются игровые ситуации, активизирующие вопросы

- используется анализ конкретных ситуаций

- решаются творческие задачи

- изменяется в нужных местах интонация

- используются паузы и целенаправленные ошибки

- подчеркивается профессиональная значимость решаемых задач

- повышается сложность решаемых задач

- ставится проблемная ситуация и решается без участии студентов

- не подчеркиваются приемы познавательной деятельности

- преподаватель сам отвечает на поставленный вопрос

- часто повторяется один пример

- часто преподаватель призывает к тишине

- отсутствуют приемы активизации деятельности

- решаются задачи одинаковой сложности


- целенаправленность контроля

- обсуждение результатов контроля

- объективность

- сообщение требований к выполнению заданий, критериев оценок

- использование индивидуальных, фронтальных, групповых контрольных заданий

- использование самооценки и самоконтроля

- оценивание результатов деятельности, а не личности

- использование программированного контроля

- преобладание положительных результатов

- нецеленаправленность контроля

- результаты контроля не обсуждаются

- необъективные оценки

- критерии оценок заранее не сообщаются

- отсутствует контролирующая деятельность

- однообразие форм контроля

- негативная оценка личности студента

- преобладание отрицательных оценок

- одобрение поведения, похвала

- юмор, шутки

- умеренные жесты, мимика

- улыбка

- призыв работать лучше

- создание обстановки доверия, уверенности в успехе

- отступления по теме

- замечания отдельным студентам

- косвенное воздействие на поведение


- раздражение, неудовольствие

- нотации

- отсутствие похвалы

- отступления не по теме

- неэмоциональность преподавателя или подчеркнутая эмоциональная окраска

- усмешка

- замечания аудитории

- преобладает прямое воздействие на поведение

- четкие записи, чертежи, схемы на доске

- используются плакаты, схемы, диаграммы

- разнообразие средств наглядности

- яркость, контрастность, освещенность, размеры средств наглядности соответствуют размеру аудитории


- небрежное представление графической информации

- отсутствие средств наглядности

- неумелое использование средств наглядности

- однообразие средств наглядности

- качество наглядности не соответсвует размеру аудитории