ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 32
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Шкала итоговой оценки:
100 – 90 – отлично;
89 – 90 – хорошо;
79 – 70 – удовлетворительно;
менее 70 – плохо
При оценке качества лекции посещающий подчёркивает в схеме качественные и количественные показатели, соответствующие его мнению о наблюдаемом педагогическом процессе. Затем количественные показатели суммируются, образуя итоговую оценку. Несомненно, что каждая количественная оценка должна быть аргументирована, а при выставлении итоговой оценки целесообразно учитывать и общее представление об успешности решения лектором основных образовательных, воспитательных и развивающих задач.
При определении итоговой оценки прослушанной лекции следует обратить внимание на успешность решения таких важных требований, как проблемность, научность, связь с жизнью, наличие профессиональной направленности лекции. При условии успешного решения перечисленных требований к лекции её профессиональная значимость повышается.
Оценка качества лекции производится по ниже приведенным положительным и отрицательным критериям, которые представлены полярными суждениями о тех или иных сторонах содержания и методики лекции, лекторского мастерства преподавателя.
Оценка качества лекции осуществляется по семибальной числовой шкале, со следующими значениями чисел:
+3 – оценка высокой выраженности положительного критерия;
+2 – оценка средней выраженности положительного критерия;
+1 – оценка слабой выраженности положительного критерия;
0 – трудно сказать, нельзя определенно оценить оба критерия;
-1 – оценка слабой выраженности отрицательного критерия;
-2 – оценка средней выраженности отрицательного критерия;
-3 – оценка высокой выраженности отрицательного критерия.
| Положительные критерии | Шкала оценок | Отрицательные критерии | |||||||
+3 | +2 | +1 | 0 | -1 | -2 | -3 | ||||
1 | Лекция началась своевременно, при полной явке студентов и отсутствии опаздывающих | | | | | | | | Студенты проявляют крайнюю неорганизованность в подготовке к лекции, большое количество опаздывающих и отсутствующих | |
2 | Четко поставлены задачи и цели лекции, хорошо продуман план | | | | | | | | Отсутствует постановка цели, план лекции расплывчатый и аморфный | |
3 | Студенты внимательно слушают, конспектируют в течение всей лекции | | | | | | | | Внимание проявляется лишь у добросовестных слушателей, конспектируют не многие | |
4 | В системе даны основные понятия, правила, законы, темы, обеспечена глубокая научность знаний | | | | | | | | Нет должной работы с понятиями, законами, теоретическими положениями, отсутствует их современная, научная трактовка | |
5 | Продуманное сочетание теории и фактов из жизни активизирует память, вызывает богатые ассоциации с пройденным материалом | | | | | | | | Абстрактные теоретические положения не подкрепленные практическим материалом, плохо запоминаются, не вызывают ассоциаций | |
6 | Рассматриваемая тема прочно увязана с актуальными проблемами и задачами времени, способствует их пониманию | | | | | | | | Материал подан без относительно к проблемам и задачам дня, хотя для этого были все возможности | |
7 | Для понимания темы умело используется межпредметные связи, имеющиеся у студентов знания по другим дисциплинам | | | | | | | | Не использованы возможности межпредметных связей | |
8 | Лектор создает проблемные ситуации, вовлекает студентов в процесс самостоятельного поиска знаний | | | | | | | | Лектор лишь «растолковывает» слушателям истины, не развивая их самостоятельности | |
9 | С аудиторией установлен хороший контакт, идет содержательный, но и продуманный по времени диалог | | | | | | | | Контакта с аудиторией нет, лектор пресекает все попытки студентов вступить в диалог | |
10 | В ходе диалога лектор допускает высказывания противоречивых мнений, аргументированно отстаивая свою точку зрения | | | | | | | | Лектор стремится избежать ответов на острые вопросы, боится вступить в дискуссию | |
11 | По отношению к аудитории лектор ведет себя демократично, не подчеркивая свои знания и ролевое положение | | | | | | | | Лектор стремится противопоставить себя аудитории, подчеркнуть, что он и они занимают противоположные позиции | |
12 | Изложение темы отличается простотой, доступностью, живостью языка, но без потери научности и системности знаний | | | | | | | | Лекция излагается сухим языком, с большим количеством речевых штампов, затрудняющих понимание темы | |
13 | Лектор при изложении выразителен, эмоционален, что ярко подчеркивает его убежденность | | | | | | | | Материал изложен бесстрастно, без выражения отношения к нему лектора, что не вызвало эмоционального отклика слушателей | |
14 | По ходу лекции студенты получили полные представления, где и каким образом им пригодятся материалы лекции в жизни | | | | | | | | Студенты не уяснили с помощью каких умений и навыков им можно использовать полученные знания | |
15 | Лектор логично и последовательно достиг поставленной цели, сделал обобщающие выводы | | | | | | | | Лекция не достигла цели, из нее не возможно сделать какие-то важные выводы и обобщения |
МОДЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЕКТОРА
Представление информации | Активизация познавательной деятельности | Использование средств наглядности | Создание эмоционального настроя и регуляция поведения | ||||||
мастер | немастер | мастер | немастер | мастер | немастер | мастер | немастер | ||
-Четко ставится цель и задача - сообщается тема и план лекции - количество узловых вопросов, обсуждаемых на лекции, не более трех - обязательны выводы в конце лекции - подробный анализ результатов - выделение главного - свободная ориентация в материале (четкие ответы на вопросы, отсутствие привязанности к конспекту) - использование материала из других областей (межпредметные связи) - материал лекции не повторяет учебник - представление информации на языке слов, формул и образов - теория, связанная с практикой, профессией - четко определяется собственная позиция лектора | - Сообщается только тема лекции, цель и задачи не ставятся или ставятся нечетко - план лекции не сообщается - план сообщается, но лектор ему не следует - полученные результаты не обсуждаются или обсуждаются наспех - в конце выводы не делаются или делаются после звонка - частое повторение сказанного - непрерывный монолог | - Проблемная ситуация ставится и последовательно решается с участием студентов подчеркиваются приемы познавательной деятельности, применяемые лектором - удачно делаются паузы, дающие время для обдумывания активизирующий вопрос приводит к дискуссии, к диалогу - удачно реализуются игровые ситуации, анализ конкретных ситуаций - элементы самостоятельной работы - размышления вслух - подчеркивание важности информации для будущей деятельности, развития - широкий репертуар воздействий, активизирующих деятельность студентов целенаправленная ошибка - контроль, ограниченный во времени - рекомендации по самостоятельной работе, ориентация в материале - уплотнение информации - обучение конспектированию - выступления студентов - изменение информации в нужных местах | - Проблемная ситуация не ставится или ставится и тут же решается самим преподавателем - приемы познавательной деятельности не осознаются и не подчеркиваются - частые паузы, связанные с ожиданием тишины - мгновенный ответ на поставленный активизирующий вопрос - частое использование одного приема, призванного активизировать познавательную активность студентов - отсутствие или неудачное использование других активизирующих приемов (игровых ситуаций, элеметов самостоятелной работы и т.д.) | - Четкость чертежей, схем на доске - удачное словесное сопровождение опытов - разнообразие средств наглядности - умеренное и разумное использование наглядности - яркость, контрастность, освещенность, размеры средств наглядности соответствуют размеру аудитории - использование динамических плакатов | - Отсутствие необходимых средств наглядности - нечеткость чертежей, схем на доске - неудачное пояснение опытов, отсутствие пояснения - частое повторение одного приема, неумеренное использование средств наглядности - качество изображения средств наглядности не соответствует размерам аудитории | - Одобрение поведения - похвала -шутка, юмор - улыбка - призыв работать лучше, быстрее - умеренная эмоциональноть - формирование эмоционально-оценочных суждений - создание обстановки доверия - отступления, связанные с темой лекции -широкий репертуар эмоционального воздействия на аудиторию - главное внимание организации деятельности, а не поведения - замечания отдельным студентам - оживление, кратковременный смех -студенты ведут записи в тетрадях - студенты не занимаются посторонними делами - студенты не входят после звонка - соблюдение перерывов - гибкость эмоциональной реакции | - Раздражение, неудовольствие - нотация - отсутствие похвалы - монотонное изложение - частые отступления, не связанные с темой - отсутствие отступления для разрядки - неэмоциональное поведение лектора - использование однообразных приемов, призванных создавать положительные эмоции - организация поведения в ущерб деятельности - общие замечания аудитории - отсутствие реакции на шум | ||
- студенты не ведут записи или делают случайные - студенты занимаются посторонними делами - студенты входят после звонка - перерывы не соблюдаются - частое подчеркивание вслух неудовлетворительной подготовки студентов, плохой работы |
МОДЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ НА ПРАКТИЧЕСКОМ ЗАНЯТИИ
Предоставление информации | Организация практической деятельности студентов | Активизация познавательной деятельности студентов | Организация контроля, оценка | Регуляция эмоционального настроя и поведения | Использование средств наглядности | ||||||
мастер | немастер | мастер | немастер | мастер | немастер | мастер | немастер | мастер | немастер | мастер | немастер |
- четко ставится тема, цель, задача - обсуждается план практической деятельности со студентами - выделяется главное - анализируются полученные результаты - подводятся выводы - инфрмация представляется словесно, образно, с помощью формул - подчеркивается значимость получаемых результатов для будущей деятельности | - сообщается тема, цель не ставится - выдается готовая инструкция не выделяется главное - полученные данные не анализируются - выводы не делаются -часто повторяется сказанное - доминирует монолог преподавателя - чрезмерно детализируется информация | - организуется выполнение индивидуальных заданий - организуется фронтальная работа - организуется групповая и парная работа - организуется работа с обучающими программами - используются разнообразные формы и методы - организуются доклады и сообщения студентов - организуется деятельность студентов, диалог - характер деятельности студентов соответствует цели занятия | - работает в основном один студент, остальные наблюдают - преподаватель выполняет, студенты наблюдают - используются однообразные формы и методы - даются мелкие указания к работе - активность преподавателя преобладает - деятельность студентов носит репродуктивный характер - характер деятельности студентов не соответствует цели занятия | - ставится проблемная ситуация и решается при участии студентов - подчеркиваются приемы познавательной деятельности - используются игровые ситуации, активизирующие вопросы - используется анализ конкретных ситуаций - решаются творческие задачи - изменяется в нужных местах интонация - используются паузы и целенаправленные ошибки - подчеркивается профессиональная значимость решаемых задач - повышается сложность решаемых задач | - ставится проблемная ситуация и решается без участии студентов - не подчеркиваются приемы познавательной деятельности - преподаватель сам отвечает на поставленный вопрос - часто повторяется один пример - часто преподаватель призывает к тишине - отсутствуют приемы активизации деятельности - решаются задачи одинаковой сложности | - целенаправленность контроля - обсуждение результатов контроля - объективность - сообщение требований к выполнению заданий, критериев оценок - использование индивидуальных, фронтальных, групповых контрольных заданий - использование самооценки и самоконтроля - оценивание результатов деятельности, а не личности - использование программированного контроля - преобладание положительных результатов | - нецеленаправленность контроля - результаты контроля не обсуждаются - необъективные оценки - критерии оценок заранее не сообщаются - отсутствует контролирующая деятельность - однообразие форм контроля - негативная оценка личности студента - преобладание отрицательных оценок | - одобрение поведения, похвала - юмор, шутки - умеренные жесты, мимика - улыбка - призыв работать лучше - создание обстановки доверия, уверенности в успехе - отступления по теме - замечания отдельным студентам - косвенное воздействие на поведение | - раздражение, неудовольствие - нотации - отсутствие похвалы - отступления не по теме - неэмоциональность преподавателя или подчеркнутая эмоциональная окраска - усмешка - замечания аудитории - преобладает прямое воздействие на поведение | - четкие записи, чертежи, схемы на доске - используются плакаты, схемы, диаграммы - разнообразие средств наглядности - яркость, контрастность, освещенность, размеры средств наглядности соответствуют размеру аудитории | - небрежное представление графической информации - отсутствие средств наглядности - неумелое использование средств наглядности - однообразие средств наглядности - качество наглядности не соответсвует размеру аудитории |