Файл: Периодизация разделение жизненного цикла на отдельные периоды или возрастные этапы.pptx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 57

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Выполнила Косенкова Алина Сергеевна

Москва 2023г.

Исторический анализ понятия «детство». Периодизация психического развития.

Периодизация- разделение жизненного цикла на отдельные периоды или возрастные этапы


Непрерывный процесс развития

идет не останавливаясь; границ, отделяющих один этап от другого, нет.

Периодизация Д.Б.Эльконина

Дискретный процесс развития

идет неравномерно, то ускоряется, то замедляется и имеет главный ведущий фактор развития.

Периодизация Л.С.Выготского

Основные понятия теории Л.С.Выготского


Социальная ситуация развития – специфическое для каждого возраста отношение между ребенком и социальной средой
Ведущая деятельность – деятельность, с которой связано возникновение важнейших психических новообразований
Новообразования – качества или свойства, которых не было раньше в готовом виде
Возрастные кризисы – целостное изменение личности ребенка, регулярно возникающее при смене стабильных периодов

Периодизация психического развития Д.Б. Эльконина


Возрастная периодизация развития ребенка от рождения до 17 лет является общепринятой в российской возрастной психологии.

Социальная улыбка как начало индивидуальной психической жизни

Структура психологического возраста


Социальная ситуация
Ведущая деятельность
Возрастные новообразования

Детство: три эпохи


Переход от одной эпохи к другой происходит в результате кризиса

Каждый возраст может быть описан через:

Социальную ситуацию развития,

Ведущую деятельность,
Новообразования

Раннее детство


1 - 3 года

Социальная ситуация развития Ребенок и взрослый или «Я и другой» Познание мира человеческих предметов
Ведущая деятельность

Предметно-манипулятивная деятельность
Психологические новообразования Предметная игра, активная речь, жест, наглядно-действенное мышление, отделение себя от окружающих и сравнение себя с ними, сознание «Я сам»

Кризис 3 лет


Противоречия между потребностью в самостоятельности и возможностью удовлетворения

Семь основных симптомов этого возраста :

Негативизм
Упрямство
Строптивость
Своеволие
Протест-бунт
Обесценивание взрослых
Деспотизм

Психологическое отделение от

взрослого

Дошкольный возраст


3 – 7 лет

Социальная ситуация развития

Ребенок и взрослый (общественный, обобщенный) Познание мира человеческих отношений
Ведущая деятельность

Сюжетно-ролевая игра
Психологические новообразования Воображение, наглядно-образное мышление, начало понятийного мышления, картина мира,

самосознание, самооценка, новые мотивы поведения, практическое овладение речью

Кризис 7 лет


Противоречия между новыми возможностями и старым образом жизни

Возможна потеря детской непосредственности
Стремление к общественно- значимой деятельности
Возникновение внутренней психической жизни
Тенденция к волевой форме поведения

Младший школьный возраст 7-11 лет


Социальная ситуация развития Изменение привычной формы жизни ребенка, появление нового взрослого - социального

взрослого


Ведущая деятельность

Учебная
Новообразования

Произвольность психических процессов, рефлексия, планирование, формирование воли, теоретическое мышление

Завершается эпоха детства кризисом 12 лет.

Младший подростковый возраст 12-15 лет


Социальная ситуация развития Расширение сферы социальной активности и изменение отношений с учителями, сверстниками, родителями
Ведущая деятельность

Интимно-личностное общение
Новообразования

Чувство взрослости, возникновение личностной рефлексии, открытие своего «Я»




Кризис 15 лет

Старший подростковый возраст 15-17 лет


Социальная ситуация развития Изменение характера учебной деятельности, подросток находится перед профессиональным выбором
Ведущая деятельность

Учебно-профессиональная

Психологические новообразования Профессиональное и личностное самоопределение




Кризис 17 лет

Возрастная периодизация по Д.Б. Эльконину


Сходна с периодизацией Л.С. Выготского, но разделяет возраста на эпохи (более глобальные) и периоды (внутри эпох), при этом кризисы между эпохами считаются более сложными, чем кризисы между периодами

Эпоха раннего детства
    Младенчество (до года)
    Ранний возраст (1-3 года)

    Эпоха детства

    Дошкольный возраст (3-7 лет)
    Младший школьный возраст (7-11 лет)

    Эпоха отрочества

    Подростковый возраст (11-15 лет)
    Ранняя юность (15-17 лет)


«Любить, понимать, принимать, сострадать, помогать» (Е.Н.Ильин)


Кризисы помогают человеку развиваться

дальше. Необходим индивидуальный подход.