Файл: Общество массового потребления информации. Тезисы выступления на iv академических чтениях, посвященных памяти проф. Г. И. Волынки Философия, образование, наука в глобальном измерении социальнотурбулентного мира.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 15

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Шаповал Владимир Николаевич

доктор философских наук, профессор,

профессор кафедры социально-гуманитарных дисциплин,

Харьковский национальный университет внутренних дел

Общество массового потребления информации.

Тезисы выступления на IV Академических чтениях, посвященных памяти проф. Г.И. Волынки: «Философия, образование, наука в глобальном измерении социально-турбулентного мира». 23=24 мая 2023 г.

Тезис 1. Информация необходима всякому живому существу для того, чтобы адаптироваться к условиям непосредственно природного окружения. выжить и продолжить свой род.

Тезис 2. Человек не является здесь исключением, однако его отношения с информацией имеют ряд существенных особенностей, коренным образом отличающихся от того, как обращаются с информацией все остальные живые существа.

Тезис 3. Будучи, во-первых, разумным существом, а во-вторых, – коллективным существом, человек создал орудия труда, технические средства, а затем и технологии, которые с течением времени помогли ему распространить свое влияние весь мир, частично подчинить его, даже выйти в космос. Всё это стало возможным, в немалой степени благодаря тому, что он научился по-новому получать, сохранять и передавать информацию.

Тезис 4. Экспансия человека во все уголки планеты и за ее пределы породила немало проблем, связанных как с познанием новых, ранее неведомых явлений природы, т.е., получением новой информации, так и адаптацией к созданным им искусственным условиям, в которых также не последнюю роль играет информационная составляющая.

Тезис 5. Совершенствование техники и технологий неуклонно ведет человеческую цивилизацию по пути всё большего усложнения, всё сильнее набирает темпы научно-технический прогресс, хотя далеко не во всем прогресс техники сопровождается столь же несомненным прогрессом морали и духовности.

Тезис 6. Благодаря широкому доступу к современным информационно-коммуникационным технологиям, к процессам порождения, потребления и передачи новой информации приобщаются сотни миллионов людей. Если в прошлые столетия процесс передачи информации шел, преимущественно, от одного конкретного индивида к другому индивиду, то с изобретением книгопечатания, фотографии, радио, телевидения, интернета информации стало, во-первых, невероятное количество, а во-вторых, она стала легкодоступной, как с
точки зрения ее получения, так и ретрансляции.

Тезис 7. В связи с вступлением в новую эру, человечество столкнулись с той проблемой, что вместо квалифицированных творцов информации, создателей новых знаний, как то, ученые, философы, писатели, богословы, сегодня новый информационный продукт может создавать и распространять по всему миру самый широкий круг лиц. Вследствие этого инфосфера, в значительной степени, заполняется низкопробными суррогатами, лживыми сведениями, а то и откровенно человеконенавистническим контентом. Качественная информация составляет незначительную долю в океанах информационного мусора.

Тезис 8. Можно сказать, что на рубеже XX-XXI вв. человечество, пережив этап постиндустриального общества, постепенно переходит на новую стадию, которая в своих существенных чертах отличается от предыдущей. Мы назвали бы современный этап развития человечества стадией общества массового потребления информации.

Тезис 9. Сегодня люди предпочитают получать информацию не непосредственно из окружающего природного или социального мира, как это происходило на протяжении всей предшествующей истории, а опосредованно, через различные технические устройства. В зависимости от того, каким будет выбор источника информации, таковы будут получаемые сведения, и, в итоге, – мировоззрение и способ действий людей. Умение квалифицированно разбираться в источниках, соизмерять количество и качество информации приобретает первостепенное значение.

Тезис 10. Человеческий разум устроен таким образом, что он готов как губка впитывать как можно больше поступающей извне информации, будучи запрограммирован на то, что чем больше информации, тем точнее можно выбрать свою линию поведения, стратегию, направленную на сохранение самого себя как физического существа, а также на удовлетворение всего спектра разнообразных человеческих потребностей.

Тезис 11. Не имея навыков правильно ставить цели и находить средства для их достижения, человек, естественно, ищет новую информацию. Но далеко не всё, что предлагается индивиду современными средствами массовой информации, реально помогает ему ориентироваться в мире и добиваться поставленных целей. Человек попадает в ловушку. Можно сказать, что, общество массового потребления информации во многом имеет целью дезориентировать индивида, сузить его интеллектуальные горизонты и превратить, в марионетку тех, кто стоит у власти, в предельном выражении, – легкоуправляемого человекообразного робота. Миллионными толпами, которыми заполнены многие города и страны, проще манипулировать, нежели разумно и во благо им же управлять.



Тезис 12. Информация, которая вела к новым знаниям, информация, которая когда-то была основой просвещения, теперь становится инструментом затемнения сознания, превращения человека в бездумное, лишенное критического мышления существо, винтик гигантской социальной машины, который можно, когда он срабатывается, легко выбросить и заменить.

Тезис 13. Однако остаются системно и рационально мыслящие личности, которые не хотят чувствовать таким винтиками или атомами социальной машины, которые имеют гуманистические убеждения и готовы отстаивать их перед лицом любых манипуляторов и тиранов.

Тезис 14. Люди хотят знать, что происходит вокруг, в особенности в том случае, когда общество лихорадит, когда оно переживает кризисные времена. Они жаждут точной и правдивой информации. Но такая информация, во-первых, является достаточно дорогим продуктом, а во-вторых, она не может быть доступна каждому. В первую очередь, она необходима тем, кто принимает ответственные государственные решения.

Тезис 15. Говоря об истоках и причинах перехода на стадию общества массового потребления информации, следует отметить следующее. Капитализм в его современных формах не может развиваться иначе, нежели через совершенствование не только сферы производства, но и сферы потребления. Вполне закономерно, что потребление материальных ценностей на каком-то этапе приходит к пределу насыщения и нужны неимоверные усилия и изобретательность, чтобы убедить людей приобретать такие вещи, которые им не только не необходимы, но совершенно не нужны.

Тезис 16. Чувственная сфера человека такова, что он постоянно нуждается в новых впечатлениях, духовные потребности человека, в принципе, безграничны. Опираясь на этот факт, проводится гениальная маркетинговая стратегия: насыщать чувства не через только покупку материальных вещей, что, разумеется, остается в силе, но, главным образом, – через виртуальную реальность, услуги которой можно легко видоизменять и монетизировать. Когда удовлетворение многих духовных потребностей в значительной степени, перемещается в виртуальную реальность, остается только подсадить потребителя на нужный производителю информационный продукт, и можно вытягивать из него средства сколь угодно долго.

Тезис 17. Что касается последствий такого перехода, то они для большинства рядовых потребителей информационных услуг достаточно печальны. Человечество стремительно
дифференцируется на сверхумное меньшинство, которое составляет доли процента от общей численности населения, и сверхглупое большинство, составляющее десятки и сотни миллионов человек. Последнее - это своеобразный «римский плебс» эпохи поздней империи, жаждущий только хлеба и зрелищ, но умноженный в миллионы раз.

Тезис 18. Развлечь и удовлетворить пресыщенного всеми, какие только есть на свете, материальными и информационными вещами человека нелегко. Когда речь заходит о сфере развлечений, то здесь, ради прибыли, отбрасываются далеко в сторону всякие понятия нравственности, художественного вкуса и даже здравого смысла. Снимаются всякие ограничения между нормой и патологией, само безумие объявляется нормой. Возникает вопрос: есть ли выход из создавшегося положения, или же болезнь зашла настолько далеко, что выздоровление невозможно, человечество ждет летальный исход?

Тезис 19. Как нам представляется, задачи информационного обеспечения и информационной гигиены должны стать в ряду приоритетных всякой государственной политики, если государство хочет оставаться процветающим и долговечным. Аналогичные задачи должны ставить перед собой международные организации, прежде всего ЮНЕСКО, как та организация, которая занимается проблемами мировой культуры, стратегией ее развития на ближайшую и длительную перспективу.

Тезис 20. Свобода информации, свобода ее получения и распространения должны дополняться словом «качественная». И тогда получаем следующую сентенцию: свобода получению и распространению качественной, жизнеутверждающей, светлой информации и решительный заслон темной, вредной, человеконенавистнической информации. В конечном итоге, речь об умах и душах людей, и именно от состояния души и духа каждого человека и всех людей вместе зависит то, каким будет наше будущее.