Файл: Основы взаимодействия воспитателя с родителями (лицами, их заменяющими) и сотрудниками дошкольной образовательной организации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 140

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Теоретические и методические основы взаимодействия воспитателя с родителями (лицами,
их заменяющими) и сотрудниками дошкольной образовательной организации (ДО)
Практическое занятие 5
Тема: Основы взаимодействия воспитателя с родителями (лицами, их заменяющими) и сотрудниками дошкольной образовательной организации.
Цель занятия: научить студентов приёмам решения практико-ориентированных педагогических задач, способствовать овладению навыками и умениями по разработке авторских проектов; повышать уровень подготовленности студентов в сфере работы с методическими пособиями,
книгой, справочной и научной литературой, а также специализированными интернет-ресурсами.
Задание 1. Для получения практических навыков по осуществлению образовательного процесса в дошкольном учреждении, студенту необходимо уметь самостоятельно разрабатывать тематические задания, занятия или мероприятия, которые будут интересны для воспитанников и востребованы в педагогической среде.
В рамках данного практико-ориентированного подхода к обучению в Колледже студентам предлагается выполнить задание, в котором необходимо:
— выбрать тему для разработки авторского образовательного проекта;
— осуществить планомерное проектирование учебного мероприятия для воспитанников ДОО, используя предложенные методические материалы;
— провести самоанализ осуществлённой проекционной деятельности.
Итак, студенту рекомендуется разработать два проектных материала:
1. Авторский образовательный педагогический проект, который возможно использован на занятиях с воспитанниками детского образовательного учреждения, это может быть учебное занятие, комплекс творческих заданий, сценарий для проведения коллективной игры или образовательного театрализованного выступления.
2. Отчётная мультимедийная презентация о ходе процесса по разработке данного авторского образовательного педагогического проекта.
Подготовленная студентом презентация должна быть представлена преподавателю Колледжа в качестве итогового учебного документа.
Выполнение презентации предлагается осуществить с применением информационно-коммуникационных технологий. Её форма и содержание должны быть ориентированы на выступление с сообщением об авторском образовательном проекте на родительском собрании или педагогическом совете коллектива дошкольного образовательного учреждения.
Задание 1.1 Максимальное количество баллов — 10 баллов.
В качестве подготовительного предпроектного формата деятельности, студенту рекомендуется оформить паспорт разрабатываемого образовательного педагогического проекта, ориентированного на воспитанников дошкольного образовательного учреждения. Подробный алгоритм заполнения паспорта проекта представлен в Приложении 1.
Для осуществления грамотного заполнения паспорта проекта студенту рекомендуется по собственному усмотрению выбрать:
1. любую из общеобразовательных или парциальных программ обучения в ДО;
2. классификационные характеристики разрабатываемого проекта: вид, участники и продолжительность процесса (далее в разделе
«Основные методические материалы для разработки авторского образовательного педагогического проекта» представлена подробная информация по всем перечисленным вопросам);
3. тему учебного проекта, создаваемого для воспитанников ДОО (Таблица 1 «Варианты тем для разработки авторского образовательного педагогического проекта»).
Задание 1.2 Максимальное количество баллов — 15 баллов.













Студенту рекомендуется разработать отчётную мультимедийную презентацию, содержанием которой будет следующая информация:
— отчёт о ходе проекционной деятельности;
— представление разработанных авторских учебных материалов;
— подведённые итоги и собственная оценка полученных результатов.
Важно отметить, что необходимые иллюстративные графические, аудио, фото и видеоматериалы могут быть заимствованы студентом из актуальных интернет-ресурсов или разработаны обучающимся самостоятельно.
Подробное описание содержания и требований к оформлению итоговой учебной мультимедийной презентации предлагается в Приложении
2.
Основные методические материалы для разработки авторского образовательного педагогического проекта:
1) Классификация видов образовательных педагогических проектов:
по виду доминирующей проекционной деятельности: игровой, познавательный, творческий, исследовательский, практико-
ориентированный;
по количеству участников: групповой, коллективный, парный, индивидуальный;
характер контактов: среди детей дошкольного образовательного учреждения, среди детей нескольких групп, среди детей одной группы;
по продолжительности: краткосрочный (одно или несколько занятий, один или два дня), среднесрочный (одна или две недели);
долгосрочный (один месяц, полугодие и далее).
2) Классификация участников проекта — аудиторий, на которые может быть ориентирован разрабатываемый проект; это воспитанники
возрастных групп дошкольной образовательной организации и их родители, а также лица, их заменяющие:
группа кратковременного пребывания (возраст от 1 до 3 лет);
младшая группа (возраст от 3 до 4 лет);
средняя группа (возраст от 4 до 5 лет);
старшая группа (возраст от 5 до 6 лет);
подготовительная группа (возраст 6 – 7 лет).
3) Варианты тем, рекомендуемых для разработки авторского образовательного педагогического проекта. ВТаблице 1 представлено множество вариантов тем, одна из которых может быть выбрана студентом для разработки. В общем все тематические наименования классифицируются по двум группам «Флора и фауна» или «Планета Земля и мир людей».
Таблица 1 — Варианты тем для разработки авторского образовательного педагогического проекта

Наименования тем образовательных проектов












1.
Флора и фауна
Животный мир
Птицы, рыбы и
насекомые
Растения
1. Для чего слону такой длинный хобот и большие уши?
1. Зачем птицам нужен клюв?
1. Аптека под ногами
2. Зачем коту усы?
2. Птичьи гнёзда
2. Растения- барометры
3. Зачем овечке столько шерсти?
3. Подкормка птиц зимой 3. Первоцветы
4. Зачем ежу иголки?
4. Что за чудо — эти рыбки! 4. Почему цветы пахнут?
5. Как видят летучие мыши?
5. Морские гиганты
5. Путешествие семечки
6. Кто живёт в норе?
6. Бабочки — это красиво и интересно!
6. Сколько лет дереву?
7. Лесные жители нашего края
7. Для чего пчёлам мёд?
7. Почему арбуз — это ягода?
8. Лягушка-квакушка
8. Зачем кусаются комары?
8. Почему цветы красивые?
9. Почему некоторые животные зимой спят?
9. Муравьи и их царство
9. Как из зёрнышка получается хлеб?
10. Самые добрые животные — дельфины
10. Стрекоза —
удивительное насекомое
10. Самые древние растения
11. Удивительный мир динозавров
11. Насекомые-музыканты 11. Что такое мох?
2.
Планета Земля и мир людей
Планета
Экология и здоровье
Семья
1. Путешествие волшебной капельки
1. Как нужно бороться с мусором?
1. Как мне выбирали имя?
2. Ура! Мыльные пузыри
2. В чём вред пластиковых бутылок?
2. Мой героический прадедушка (и/или прабабушка)
3. Удивительный мир звёзд 3. Кто загрязняет воздух?
3. Наша семейная традиция (и/или реликвия)
4. Удивительный мир минералов
4. Как беречь воду?
4. Что такое семья?
5. Чудесные способности магнита
5. Почему на Земле тают ледники?
5. Домашние питомцы
Приложение 1
Паспорт авторского образовательного педагогического проекта, разрабатываемого для воспитанников дошкольной образовательной
организации
1. Подготовительный этап — 3 балла

Наименования видов
работ по выполнению
проекта
Содержание образовательного педагогического
проекта













1.
Наименование общеобразовательной или парциальной программы обучения в ДО
Краткое описание содержания и причин выбора студентом данной программы, указание места проектируемого учебного мероприятия в структуре избранной программы.
2.
Тема проекта
Одно наименование темы проекта, выбранное студентом из перечня вариантов, предложенных в
Таблице 1.
3.
Список групп участников проекта
2.1 Указание конкретной возрастной группы или нескольких групп воспитанников ДОО, а также уточнение предполагаемого количества детей,
задействованных в мероприятии.
2.2 Описание основных характеристик взрослой целевой аудитории — родителей, а также лиц, их заменяющих.
2.3 Перечень сотрудников ДОО, участвующих в разработке и рассмотрении проекта.
4.
Актуальность проекта
Краткое описание степени важности проектируемого педагогического проекта для всех его участников,
значимости проекта для решения определенной проблемы, задачи или вопроса, имеющихся в данный момент и в данной ситуации (Объём текста составляет
3 — 4 предложения).
5.
Цель проекта
Описание определённого результата, к которому планирует прийти студент при выполнении педагогического проекта.
6.
Задачи проекта
Задачи для воспитанников: оформление 2 – 3-х наиболее важных задач.
Задачи для родителей и лиц, их заменяющих:
оформление 2 – 3-х наиболее важных задач.
Задачи для педагогов и сотрудников ДОО: оформление
2 – 3-х наиболее важных задач.
7.
Вид проекта с учетом
доминирующей
проекционной
деятельности
Указание одного наименования вида проекта,
избранного студентом из предложенной ранее классификации видов педагогических проектов.
Краткое описание основных его характеристик.
8.
Вид проекта по количеству участников и характеру их контактов
Указание актуальных наименований видов проекта,
избранных студентом из предложенной ранее классификации видов педагогических проектов.
Краткое описание основных их характеристик.
9.
Вид проекта по его продолжительности и указание сроков его реализации
Указание одного наименования вида проекта,
избранного студентом из предложенной ранее классификации видов педагогических проектов.
Краткое описание основных его характеристик.
Указание конкретных периодов и дат по разработке,
демонстрации и анализу результатов проведённых мероприятий.
10.
Продукт проекта
Описание основных характеристик содержания и форм представления образовательного проекта воспитанникам дошкольной организации: электронная презентация, компьютерная игра, печатная продукция,
сценарий и т.д.
11.
Особенности проекта
Представление имеющихся в проекте уникальных авторских разработок на уровне содержания,
оформления или обеспечения коммуникаций.
12.
Итоги подготовительного этапа разработки проекта
Оформление ответа на следующие вопросы:
— Является ли разрабатываемый проект востребованным и актуальным для сотрудников дошкольной организации, воспитанников и их родителей?
— Что является основанием для данного заключения?













2. Основной этап — 2 балла

Наименования групп участников
проекта
Наименования направлений
деятельности, которую должны
выполнить участники проекта
Описание содержания планируемой
деятельности
1.
Воспитанники дошкольной образовательной организации
2.
Родители или лица, их заменяющие
3.
Педагоги и сотрудники ДОО
4.
Итоги подготовительного этапа разработки проекта
3. Заключительный этап — 5 баллов

Определение направлений
деятельности студента по
реализации авторского
образовательного проекта,
проводимого для воспитанников
ДОО
Описание
содержания
планируемой
деятельности
Оформление
периодов и
сроков
выполнения
работ
1.
Составление индивидуального плана по разработке образовательного проекта
2.
Поиск необходимых информационных материалов по теме проекта
3.
Подготовка основного текста разрабатываемого образовательного проекта
4.
Поиск, подбор и систематизация необходимых иллюстративных материалов: графических, аудио,
фото и видеоиллюстраций
5.
Самостоятельное изготовление авторских графических, аудио, фото и видеоиллюстраций (по желанию студента)
6.
Изготовление мультимедийной презентации или иных электронных продуктов, необходимых для работы с воспитанниками группы
7.
Подготовка дизайн-макета печатной или иной необходимой учебной продукции
8.
Предварительная подготовка воспитанников к участию в разрабатываемом проекте (по желанию студента): разучивание слов, выбор ролей, примерка костюмов и т.д.
9.
Подготовка необходимого оборудования и материалов:
электронное оборудование, игрушки,
печатная продукция, канцелярские принадлежности и т.д.
10.
Согласование плана по реализации образовательного проекта с сотрудниками ДОО, а также информирование о проекте родителей и лиц, их заменяющих












11.
Проведение образовательного занятия или серии занятий
12.
Подведение итогов заключительного этапа разработки и реализации авторского образовательного проекта
Приложение 2
Структура отчётной мультимедийной презентации о ходе процесса разработки авторского образовательного педагогического проекта
Разработка отчетной мультимедийной презентации — 15 баллов

Номера и
наименования
слайдов
Перечень основных требований к содержанию и
оформлению слайдов
Количе-
ство
баллов
1 Первый слайд:
Титульный слайд
Представление необходимой информации:
— полное наименование образовательного
учреждения;
— указание вида и темы проекта;
— описание возрастной группы воспитанников
ДОО;
— представление разработчика проекта (Ф. И. О.
обучающегося, специальность, курс, номер
группы);
— представление научного руководителя —
преподавателя дисциплины (Ф. И. О., звание,
должность).
1
2 Второй слайд:
Цель проекта
Демонстрация цели разработки авторского
образовательного педагогического проекта.
1
3 Третий слайд:
Задачи проекта
Оформление в виде таблицы задач разработки
педагогического проекта для воспитанников,
родителей и лиц, из заменяющих, а также для
педагогов и сотрудников ДОО.
1
4 От четвёртого до
заключительного
слайда:
Основное
содержание
проекта (по
усмотрению
студента
количество
слайдов должно
быть не менее 6
и не более 16
слайдов)
Соблюдение требований к содержанию мультимедийной презентации.
3
11
Соблюдение требования к визуальному и звуковому ряду презентации.
2
Соблюдение требований к графическому оформлению текстовых элементов презентации.
2
Соблюдение требований к графическому дизайну визуальных элементов презентации.
3
Соблюдение требований к обеспечению качества используемой навигации и анимации.
1
5 Последний слайдТочность и системность оформления итогов презентации.
1
Результат разработки презентации — соответствующая требованиям
готовая отчётная мультимедийная презентация
15
Перечень требований
к содержанию и оформлению слайдов отчётной презентации:
1.
Требования к содержанию мультимедийной презентации:
общий объём презентации должен составлять не меньше 10-ти, но и не более 20-ти слайдов;












необходимо строгое соблюдение принятых правил орфографии, пунктуации, сокращений и норм оформления текста (отсутствие точки в заголовках и т.д.);
лаконичность текста на слайде;
сжатость и краткость изложения, максимальная информативность текста;
расположение информации на слайде (предпочтительно горизонтальное расположение информации, сверху вниз по главной диагонали;
наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана; если на слайде представлена иллюстрация, надпись к ней должна располагаться под данной иллюстрацией; желательно форматировать текст по ширине, не допускаются «рваные» края оформления текстовых блоков).
2.
Требования к визуальному и звуковому ряду презентации:
допустимо использование исключительно оптимизированных изображений (например, необходимо провести уменьшение объёма изображения с помощью программы Microsoft Office Picture Manager или сжатие объекта с помощью панели настройки изображения
Microsoft Office);
соответствие изображений содержанию презентации и слайда;
качество изображения (контраст изображения по отношению к фону; отсутствие «лишних» деталей на фотографии или рисунке, яркость и контрастность изображения, одинаковый формат файлов);
использование гиперссылок на отдалённый сайт или видеофрагмент;
качество музыкального ряда (ненавязчивость музыки, отсутствие посторонних шумов);
обоснованность и рациональность использования графических объектов (SmartArt или иных элементов).
3.
Требования к графическому оформлению текстовых элементов презентации:
необходимо обеспечить читаемость всего текста на слайде презентации (текст отчетливо виден на фоне слайда, актуально использование контрастных цветов для фона и текста);
единый шрифт;
наиболее важная информация (например, заголовки, выводы, определения, правила и др.) должна быть представлена более крупным и выделенным шрифтом (например, жирный шрифт 24 размера);
основной текст должен быть, как минимум, 18 размера;
использование шрифтов без засечек (их легче читать) и не более 3-х вариантов шрифта;
длина строки не более 36 знаков.
4. Требования к графическому дизайну визуальных элементов презентации:
использование единого стиля оформления всех слайдов презентации;
соответствие стиля оформления презентации (графического, звукового, анимационного) содержанию презентации;
использование не более трех цветов на одном слайде (один — для фона, второй — для заголовков, третий — для текста);
допустимо использование не более 4-х используемых цветов для текста, автофигур, диаграмм и т.д.;
подбор шаблона презентации в соответствии с темой проекта (в некоторых случаях шаблон может быть нейтральным);
графика используется на слайдах только в том случае, если она несёт смысловую нагрузку;
на каждом слайде чётко и лаконично должна быть представлена одна мысль;
заголовки должны привлекать внимание аудитории и содержать обобщающие ключевые понятия и положения содержания слайда;
если на слайде представлена иллюстрация, надпись к ней должна располагаться под данной иллюстрацией;
в конце заголовков точка не ставится;
во всей презентации уровни заголовков, гиперссылки, управляющие кнопки, списки должны быть оформлены в едином стиле и едином размере.
5.
Требования к обеспечению качества используемой навигации и анимации:
избегайте излишней анимации перехода слайдов и анимации объектов;
необходима строгая целесообразность и рациональность использования навигации;
необходимо обеспечить работоспособность всех элементов используемой навигации;
рекомендуется обеспечить качество интерфейса презентации.
Состояние ответа
Состояние
ответа на
задание
Ни одной попытки
Состояние
оценивания
Не оценено
Последнее
изменение
-
Скачать титульный лист