Файл: Программа профессиональной переподготовки Клиническая психология с основами психотерапии (1080) Дисциплина Введение в клиническую психологию Практическое задание 3, Модуль Личность и болезнь.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 915

Скачиваний: 37

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Уральский институт повышения квалификации и переподготовки

Программа профессиональной переподготовки

Клиническая психология с основами психотерапии (1080)

Дисциплина: Введение в клиническую психологию

Практическое задание 3, Модуль 3. Личность и болезнь


Выполнил:

слушатель Носур Надежда Леонидовна

Преподаватель:

Михновец Дарья Александровна

г. Пермь - 2022

Задача

Описание случая. Ин-ков С.А., 42 лет. Диагноз: Очаговый туберкулез легких, стадия обострения. Проходит стационарное лечение.                                          

Их анамнеза: Сведений о раннем развитии нет. Воспитывался в неполной семье, родители развелись, когда пациенту исполнилось 4 года. В семье были частые скандалы из-за пьянства отца. Две старшие сестры здоровы, замужем. В школе учился средне, но без желания. Часто пропускал занятия, проводил время в кампании асоциальных сверстников. С 10 лет начал курить, в 12 – употреблять алкоголь, были эпизоды вдыхания клея «Момент». После окончания 9 классов поступил в ПТУ по специальности «слесарь КИПиА», с трудом проучился 2 курса из-за пропусков и нарушений дисциплины. В 17 лет был осужден с отсрочкой исполнения приговора за хулиганство, но испытательный срок не выдержал и был отправлен в колонию на  2 года. После освобождения в конце 90-х  нигде не работал, участвовал в криминальных разборках. Повторно был осужден по ч.2 ст. 111 на 5 лет. Освободился в 27 лет. В местах лишения свободы заболел туберкулезом легких. Живет в гражданском браке. Супруга работает продавцом в продовольственном супермаркете, сыну 6 лет. Продолжает злоупотреблять алкоголем, бывают запои по 3-4 дня. Последние 1,5 года нигде не работает.

Лечащим врачом был использован скрининговый опросник Кранца для оценки стиля поведения пациента при лечении. Показатель – 8 баллов.

Данные клинической беседы.
 В контакт с медицинским психологом вступает охотно, держится свободно, раскованно, пытается шутить, преобладающий тон общения в начале контакта насмешливо-ироничный. Фон настроения приподнят, эйфоричен.

Из протокола:

Особых жалоб не предъявляет: «голова побаливает иногда, потею немного, кашляю, ну и что – это у меня всю жизнь. С похмелья, бывало, голова вообще раскалывается, пивка примешь – и опять в форме, а так – ерунда».

  • «Говорите, что замечен был в алкогольном опьянении в больнице? А что тут такого? Я ж не буянил, мебель не ломал, стекла не бил, никому ничего плохого не сделал. Да здесь у вас со скуки помереть  можно. И курю я тоже не больше других. Уже не бросить, я к куреву еще с детства привык. Да и все тут курят, не только больные, и санитарки, и даже медсестры некоторые».

  • «Как я отношусь к своей болезни? Скажу откровенно – по-философски. Сказать, что я сильно переживаю из-за неё – неправда. Не повезло мне, так уж случилось, такие тогда сложились жизненные обстоятельства. Знаю, что туберкулез лечится, и лечить себя я врачам разве мешаю, таблетки дают,  и я их пью горстями, что еще надо? Палочки тубиковые  не сею, последние анализы отрицательные, а меня взаперти держат, будто я на зоне опять, разве ж это справедливо?».

  • «Какие у меня планы после выписки? Работать пойду куда-нибудь, спиногрыза кормить надо. Раньше я больше на стройке работал, то стропальщиком, то плотником, или в ЖКО. Да боюсь, не возьмут из-за туберкулеза, который опять обострился. Вот вместо того, чтобы мурыжить меня здесь, взяли бы, да и вывели на инвалидность, раз я такой больной. Может, посодействуете?».

Пройти психодиагностическое исследование согласился: «буду отвечать честно, мне скрывать нечего».

В исследовании ВКБ медицинским психологом использовался следующий блок методик:

  1. Методика  для психологической диагностики типов отношения к болезни (ТОБОЛ).

  2. Методика «Индекс жизненного стиля» («Life Style Index») в версии НИИ им.В.М.Бехтерева.

  3. Опросник способов совладания (WCQ) в версии НИИ им.В.М.Бехтерева.

  4. Тест жизнестойкости (Hardiness Survey) С.Мадди, в адаптации Д.А. Леонтьева и Е.И. Рассказовой.

Задания

Задание 1. На основе изучения анамнеза и данных клинической беседы с пациентом примените  существующие классификации типологий ВКБ, определите тип реакций и дайте их обоснование. Занесите данные в прилагаемую таблицу. Оцените также степень доверия пациента медицине и стиль поведения в процессе лечения.



Автор типологии

Тип реакций

Обоснование (особенности поведения, примеры высказываний и т.п.)

В. Вондрачек (1969)

 Пренебрежительная

 

 Пациент осознаёт свою болезнь, не избегает ее лечения, однако совершает действия, которые либо усугубляют болезнь(курение « И курю я тоже не больше других. Уже не бросить, я к куреву еще с детства привык. Да и все тут курят, не только больные, и санитарки, и даже медсестры некоторые»), либо не способствуют выздоровлению. Относится к болезни спокойно и даже равнодушно « Сказать, что я сильно переживаю из-за неё – неправда. Не повезло мне, так уж случилось, такие тогда сложились жизненные обстоятельства». Не придаёт ей должного внимания и значения.

Н.А.Митрушина (2011)

 Гармоничная

  Трезвая оценка своего состояния без склонности преувеличивать и преуменьшать его тяжесть, понимание объективной тяжести заболевания; стремление во всем активносодействовать успеху лечения: « Знаю, что туберкулез лечится, и лечить себя я врачам разве мешаю, таблетки дают, и я их пью горстями»


Р.М.Баевский (1988)

 Стеническая

  Пациент готов к активному лечению, не отрицает действия препаратов и проходит обследования.Особых жалоб в связи с болезнью не проявляет, живет в комфортном для себя ритме. Не отказывается от алкоголя, тяжелой работы и курения. « Знаю, что туберкулез лечится, и лечить себя я врачам разве мешаю, таблетки дают, и я их пью горстями»

В.А.Жмуров (2002)

  Эйфорически-анозогностическая

 Пациенту все равно на его болезнь в том числе и на прогресс или ухудшение. В дальнейшем он настроен вернуться к работе, все равно к какой или же выпросить у врача инвалидность.

Б.А.Якубов (1982)

  Неосознаваемая реакция

  Такая реакция, имея патологическую основу, выполняет в ряде случаев роль психологической защиты, и эту форму защиты не всегда следует устранять, особенно при тяже­лых заболеваниях с неблагоприятным исходом. Пациент не до конца осознаёт тяжесть своего заболевания, а тем более его последствия. « Сказать, что я сильно переживаю из-за неё – неправда. Не повезло мне, так уж случилось,»

В.Д.Менделевич (2001)

 

  Объяснение наследственными или средовыми причинами: стечение обстоятельств, собственная ошибка;

  «Не повезло мне, так уж случилось, такие тогда сложились жизненные обстоятельства.» Пациент винит во всем не себя, а жизненные обстоятельства, которые привели к такому исходу.Он перекладывает ответственность на события и не видит в них никакого своего участия или вины. По его мнению всё закономерно.

 

Опросник Кранца

8 баллов

Оценка: средняя степень доверия к медицине, необходимая активность в процессе лечения, разумная самостоятельность.


 

Пациент принимает все лекарственные препараты и пока находится на лечении выполняет все указания лечещего врача, однако не видит смысла в своём нахождении в больнице, не считает это необходимым «Знаю, что туберкулез лечится, и лечить себя я врачам разве мешаю, таблетки дают, и я их пью горстями, что еще надо? Палочки тубиковые не сею, последние анализы отрицательные, а меня взаперти держат, будто я на зоне опять, разве ж это справедливо?». Считает, что и без этого делает всё возможное. Продолжает курить, ссылаясь на то, что все здесь курят, а значит вреда это так много и не приносит.

Задание 2. Методика для психологической диагностики типов отношения к болезни (ТОБОЛ). Ниже приведены шкальные оценки по каждому из 12 типов отношения к болезни (ТОБ). Внимательно прочтите «Правила анализа данных опросника» методического пособия (с.11-12). Постройте графический профиль. Определите тип отношения к болезни.

Исходные данные:

Гармонический тип (Г) = 10

Эргопатический тип (Р) = 6

Анозогнозический тип (З) = 27

Тревожный тип (Т) = 4

Ипохондрический тип (И) =12

Неврастенический тип (Н) = 9

Меланхолический тип (М) = 7

Апатический тип (А) = 5

Сенситивный тип (С) = 10

Эгоцентрический тип (Я) = 23

Паранойяльный тип (П) =6

Дисфорический тип (Д) = 17


Шкалы
Темы

Г

Р

З

Т

И

Н

М

А

С

Э

П

Д

I





































II





































III







+



















+







IV










+

























V


































+

VI




+































VII



















+
















VIII






















+













IX
















+













+




X

+






















+

++







XI





































XII







++




+



















+

Сумма

10

6

27

4

12

9

7

5

10

23

6

17






Диагностируемый тип отношения к болезни: Эргопатический тип

Задание 3.Методика «Индекс жизненного стиля» («Life Style Index»).  Ниже приведены процентильные показатели  по каждому из 8 механизмов психологической защиты (МПЗ). Определите ведущие механизмы, на основании представленных данных постройте диаграмму.

Исходные данные:

Отрицание = 79

Вытеснение = 25

Регрессия = 53

Компенсация =20

Проекция = 27

Замещение = 37

Интеллектуализация = 17

Реактивные образования = 19



Ведущими механизмами являются: отрицание, регрессия,замещение.

Задание 4. Опросник способов совладания (WCQ). Ниже приведены показатели в сырых и стандартных баллах по каждому из 8 копинг-стратегий. Определите у испытуемого предпочтительности стратегий совладания со стрессом (с.16 руководства).

Исходные данные:

Конфронтация = 7 (44)

Дистанцирование =16 (76)

Самоконтроль = 4 (17)

Поиск социальной поддержки = 15 (63)

Принятие ответственности = 6 (43)

Бегство-избегание = 19 (72)

Планирование решения проблемы = 10 (42)

Положительная переоценка = 10 (45)

Степень предпочтительности для испытуемого стратегии совладания со стрессом определяется на основании следующего условного правила:

§ показатель меньше 40 баллов — редкое использование соответствующей стратегии;

§ 40 баллов ≤ показатель ≤ 60 баллов — умеренное использование соответствующей стратегии;

§ показатель более 60 баллов — выраженное предпочтение соответствующей стратегии.


Ответ: Стратегия дистанцирования предполагает попытки преодоления негативных переживаний в связи с проблемой за счет субъективного снижения ее значимости и степени эмоциональной вовлеченности в нее. Характерно использование интеллектуальных приемов рационализации, переключения внимания, отстранения, юмора, обесценивания и т. п.

Положительные стороны: возможность снижения субъективной значимости трудноразрешимых ситуаций и предотвращения интенсивных эмоциональных реакций на фрустрацию.

Отрицательные стороны: вероятность обесценивания собственных переживаний, недооценка значимости и возможностей действенного преодоления проблемных ситуаций.