Файл: Нефтяная и нефтеперерабатывающая промышленность Китая.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 25

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

По данным JODI

В структуре экспорта нефтепродуктов 31,2% приходится на дизельное топливо, 24,7% — на авиационный керосин, 21,7% — на автомобильный бензин и 20,7% — на топочный мазут. Нефтепродукты из Китая поставляются преимущественно в Сингапур, Гонконг, Панаму, Филиппины, Австралию, Малайзию, США. Экспортные поставки СУГ незначительны, осуществляются в основном во Вьетнам, Филиппины и Гонконг и составляют 1,3% суммарного экспорта нефтепродуктов из Китая.

Значительную часть импорта формируют СУГ (доля в импорте нефтепродуктов в 2018 году — 27,9%), поставляемые из стран Ближнего Востока и США. На топочный мазут пришлось 35,9% суммарных поставок нефтепродуктов в Китай в 2018 году. Поставки авиакеросина занимают третью позицию в структуре импорта нефтепродуктов — 8,8%. Доля дизельного топлива в структуре импорта незначительна и составляет 1,5%. В число основных экспортеров нефтепродуктов (кроме СУГ) в Китай входят Республика Корея, Сингапур, Венесуэла, Россия, Япония и Малайзия.

Импорт нефтепродуктов, млн тонн




2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

2018

Итого:

37,2

40,2

44,1

43,4

44,1

37,4

42,4

44,7

48,8

46,4

СУГ

4,3

3,3

3,5

3,6

4,5

7,4

12,5

16,8

19,2

12,9

Автобензин

0,2

1,3

0,0

0,0

0,0

1,2

0,2

0,2

0,02

0,4

Авиакеросин

5,8

4,9

5,4

5,3

5,4

3,9

3,5

3,5

3,7

4,1

Дизтопливо

1,8

1,8

2,4

1,0

0,3

0,5

0,4

0,9

0,7

0,7

Мазут

24,0

23,0

26,7

26,8

23,5

17,8

15,6

11,8

13,6

16,6


По данным JODI

Транспортная инфраструктура

Протяженность нефтепроводной сети Китая по состоянию на начало 2018 года составляла 29,5 тыс. км, в том числе 68,9% контролировалось CNPC.

Наиболее густая сеть нефтепроводов характерна для востока и северо-востока страны, где они связывают нефтепромыслы с НПЗ региона. Реализуется проект по созданию единой нефтепроводной системы Китая: объединению нефтепроводов восточной, центральной и западной частей страны. НПЗ юга Китая не связаны трубопроводами с нефтепромыслами и ориентированы на импортные поставки нефти, осуществляемые морским транспортом. На ряд НПЗ центрального Китая нефть поставляется по железной дороге.

Нефтепродуктопроводная сеть фрагментарна. Всего в эксплуатации находится 26,4 тыс. км продуктопроводов (в том числе 43,2% — в собственности CNPC). Самый протяженный нефтепродуктопровод Китая — линия малого диаметра, соединяющая Голмуд (провинция Цинхай) с Лхасой (Тибетский автономный район). Линиями продуктопроводов также связаны Чэнду, Юбин и Чунцин.

В 2006 году был пущен в эксплуатацию «Западно-Китайский» продуктопровод протяженностью 1850 км, предназначенный для транспортировки нефтепродуктов из Урумчи (Синьцзян-Уйгурский автономный район) в Ланьчжоу (провинция Гансу). В 2007 году параллельно продуктопроводу был проложен нефтепровод для поставок добываемой в Синьцзян-Уйгурском автономном районе нефти на НПЗ Ланьчжоу. В 2010 году были введен в эксплуатацию продуктопроводы «Ланьчжоу — Ухань» и «Ланьчжоу — Цзиньчжоу — Чанша». В 2012 году начато строительство крупного продуктопровода «Цзиньчжоу — Чжэнчжоу» протяженностью 1636 км и пропускной способностью — 13 млн т в год. В декабре 2017 года запущен продуктопровод «Yunnan» протяженностью 950 км и мощностью 7,2 млн т в год.

Для обеспечения импорта нефти из Каспийского региона (в первую очередь, из Казахстана) в мае 2004 года подписано казахстано-китайское соглашение о строительстве нефтепровода «Казахстан — Китай». Строительство началось в сентябре 2004 года, первый этап проекта — нефтепровод «Атасу — Алашанькоу» — завершился в ноябре 2005 года, коммерческие поставки нефти начались в июле 2006 года. В период с января 2008 года по сентябрь 2009 года и в декабре 2011 года он также использовался для поставок российской нефти в Китай. 10 декабря 2010 года был подписан акт приемочной комиссии по приемке в эксплуатацию систем мониторинга, контроля и коммуникаций нефтепровода «Кенкияк — Кумколь». Таким образом, завершилась первая очередь второго этапа нефтепровода «Казахстан — Китай». Протяженность нефтепровода составила 2350 км, диаметр — 813 мм, пропускная способность — 10 млн т в год (с возможностью расширения до 20 млн т в год). В декабре 2011 года в рамках второй очереди второго этапа было завершено строительство НПС № 11 на участке «Атасу — Алашанькоу», что позволило увеличить пропускную способность трубопровода до 12 млн т в год. В декабре 2013 года введены в эксплуатацию НПС № 8 и НПС № 10, что позволило увеличить пропускную способность нефтепровода до 20,0 млн т в год. В 2018 году по нефтепроводу в Китай поставлено 1,4 млн т казахстанской нефти, в 2013 году — 11,8 млн т (резкое снижение в 2014–2018 годах связано с переориентацией потоков казахской нефти на удовлетворение

нужд собственных НПЗ; это изменение обусловлено перенаправлением российской нефти на Китай с использованием своповой схемы).

В апреле 2009 года Россия и Китай заключили Межправительственное соглашение о сотрудничестве в нефтяной сфере, определяющее условия и перспективы партнерства двух стран, в том числе по совместному проектированию и строительству нефтепровода-отвода на Дацин от трубопровода «Восточная Сибирь — Тихий океан» («ВСТО»). 27 сентября 2010 года строительство нефтепровода «Сковородино — Дацин» протяженностью 966,4 км и пропускной способностью 15 млн т нефти в год было успешно завершено. 1 ноября 2010 года началось заполнение нефтепровода технологической нефтью. 1 января 2011 года по данному маршруту начались коммерческие поставки российской нефти. В июне 2013 года «Роснефть» и CNPC подписали дополнительный контракт по поставкам нефти в Китай (в рамках межправсоглашения между Россией и Китаем, которое было заключено в марте 2013 года). В соответствии с контрактом, за 25 лет «Роснефть» поставит в КНР 360 млн т нефти на сумму $270 миллиардов. В июле 2016 года Китай начал строительство второй ветки нефтепровода «Мохэ — Дацин» мощностью 15 млн т в год и протяженностью 951 километр. Ввод в эксплуатацию состоялся в начале 2018 года.

В июне 2010 года CNPC и Myanmar Oil and Gas Enterprise учреждено совместное предприятие для реализации проекта по строительству нефтепровода «Мьянма — Китай» протяженностью 2,4 тыс. км и пропускной способностью 22 млн т в год. К строительству компании приступили в сентябре 2010 года. В феврале 2012 года было закончено строительство участка через р. Иравади. В 2014 году было завершено строительство трубопровода. В апреле 2017 года начата коммерческая эксплуатация.