Файл: Нефтяная и нефтеперерабатывающая промышленность Китая.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 25
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
По данным JODI
В структуре экспорта нефтепродуктов 31,2% приходится на дизельное топливо, 24,7% — на авиационный керосин, 21,7% — на автомобильный бензин и 20,7% — на топочный мазут. Нефтепродукты из Китая поставляются преимущественно в Сингапур, Гонконг, Панаму, Филиппины, Австралию, Малайзию, США. Экспортные поставки СУГ незначительны, осуществляются в основном во Вьетнам, Филиппины и Гонконг и составляют 1,3% суммарного экспорта нефтепродуктов из Китая.
Значительную часть импорта формируют СУГ (доля в импорте нефтепродуктов в 2018 году — 27,9%), поставляемые из стран Ближнего Востока и США. На топочный мазут пришлось 35,9% суммарных поставок нефтепродуктов в Китай в 2018 году. Поставки авиакеросина занимают третью позицию в структуре импорта нефтепродуктов — 8,8%. Доля дизельного топлива в структуре импорта незначительна и составляет 1,5%. В число основных экспортеров нефтепродуктов (кроме СУГ) в Китай входят Республика Корея, Сингапур, Венесуэла, Россия, Япония и Малайзия.
Импорт нефтепродуктов, млн тонн | ||||||||||
| 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 |
Итого: | 37,2 | 40,2 | 44,1 | 43,4 | 44,1 | 37,4 | 42,4 | 44,7 | 48,8 | 46,4 |
СУГ | 4,3 | 3,3 | 3,5 | 3,6 | 4,5 | 7,4 | 12,5 | 16,8 | 19,2 | 12,9 |
Автобензин | 0,2 | 1,3 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 1,2 | 0,2 | 0,2 | 0,02 | 0,4 |
Авиакеросин | 5,8 | 4,9 | 5,4 | 5,3 | 5,4 | 3,9 | 3,5 | 3,5 | 3,7 | 4,1 |
Дизтопливо | 1,8 | 1,8 | 2,4 | 1,0 | 0,3 | 0,5 | 0,4 | 0,9 | 0,7 | 0,7 |
Мазут | 24,0 | 23,0 | 26,7 | 26,8 | 23,5 | 17,8 | 15,6 | 11,8 | 13,6 | 16,6 |
По данным JODI
Транспортная инфраструктура
Протяженность нефтепроводной сети Китая по состоянию на начало 2018 года составляла 29,5 тыс. км, в том числе 68,9% контролировалось CNPC.
Наиболее густая сеть нефтепроводов характерна для востока и северо-востока страны, где они связывают нефтепромыслы с НПЗ региона. Реализуется проект по созданию единой нефтепроводной системы Китая: объединению нефтепроводов восточной, центральной и западной частей страны. НПЗ юга Китая не связаны трубопроводами с нефтепромыслами и ориентированы на импортные поставки нефти, осуществляемые морским транспортом. На ряд НПЗ центрального Китая нефть поставляется по железной дороге.
Нефтепродуктопроводная сеть фрагментарна. Всего в эксплуатации находится 26,4 тыс. км продуктопроводов (в том числе 43,2% — в собственности CNPC). Самый протяженный нефтепродуктопровод Китая — линия малого диаметра, соединяющая Голмуд (провинция Цинхай) с Лхасой (Тибетский автономный район). Линиями продуктопроводов также связаны Чэнду, Юбин и Чунцин.
В 2006 году был пущен в эксплуатацию «Западно-Китайский» продуктопровод протяженностью 1850 км, предназначенный для транспортировки нефтепродуктов из Урумчи (Синьцзян-Уйгурский автономный район) в Ланьчжоу (провинция Гансу). В 2007 году параллельно продуктопроводу был проложен нефтепровод для поставок добываемой в Синьцзян-Уйгурском автономном районе нефти на НПЗ Ланьчжоу. В 2010 году были введен в эксплуатацию продуктопроводы «Ланьчжоу — Ухань» и «Ланьчжоу — Цзиньчжоу — Чанша». В 2012 году начато строительство крупного продуктопровода «Цзиньчжоу — Чжэнчжоу» протяженностью 1636 км и пропускной способностью — 13 млн т в год. В декабре 2017 года запущен продуктопровод «Yunnan» протяженностью 950 км и мощностью 7,2 млн т в год.
Для обеспечения импорта нефти из Каспийского региона (в первую очередь, из Казахстана) в мае 2004 года подписано казахстано-китайское соглашение о строительстве нефтепровода «Казахстан — Китай». Строительство началось в сентябре 2004 года, первый этап проекта — нефтепровод «Атасу — Алашанькоу» — завершился в ноябре 2005 года, коммерческие поставки нефти начались в июле 2006 года. В период с января 2008 года по сентябрь 2009 года и в декабре 2011 года он также использовался для поставок российской нефти в Китай. 10 декабря 2010 года был подписан акт приемочной комиссии по приемке в эксплуатацию систем мониторинга, контроля и коммуникаций нефтепровода «Кенкияк — Кумколь». Таким образом, завершилась первая очередь второго этапа нефтепровода «Казахстан — Китай». Протяженность нефтепровода составила 2350 км, диаметр — 813 мм, пропускная способность — 10 млн т в год (с возможностью расширения до 20 млн т в год). В декабре 2011 года в рамках второй очереди второго этапа было завершено строительство НПС № 11 на участке «Атасу — Алашанькоу», что позволило увеличить пропускную способность трубопровода до 12 млн т в год. В декабре 2013 года введены в эксплуатацию НПС № 8 и НПС № 10, что позволило увеличить пропускную способность нефтепровода до 20,0 млн т в год. В 2018 году по нефтепроводу в Китай поставлено 1,4 млн т казахстанской нефти, в 2013 году — 11,8 млн т (резкое снижение в 2014–2018 годах связано с переориентацией потоков казахской нефти на удовлетворение
нужд собственных НПЗ; это изменение обусловлено перенаправлением российской нефти на Китай с использованием своповой схемы).
В апреле 2009 года Россия и Китай заключили Межправительственное соглашение о сотрудничестве в нефтяной сфере, определяющее условия и перспективы партнерства двух стран, в том числе по совместному проектированию и строительству нефтепровода-отвода на Дацин от трубопровода «Восточная Сибирь — Тихий океан» («ВСТО»). 27 сентября 2010 года строительство нефтепровода «Сковородино — Дацин» протяженностью 966,4 км и пропускной способностью 15 млн т нефти в год было успешно завершено. 1 ноября 2010 года началось заполнение нефтепровода технологической нефтью. 1 января 2011 года по данному маршруту начались коммерческие поставки российской нефти. В июне 2013 года «Роснефть» и CNPC подписали дополнительный контракт по поставкам нефти в Китай (в рамках межправсоглашения между Россией и Китаем, которое было заключено в марте 2013 года). В соответствии с контрактом, за 25 лет «Роснефть» поставит в КНР 360 млн т нефти на сумму $270 миллиардов. В июле 2016 года Китай начал строительство второй ветки нефтепровода «Мохэ — Дацин» мощностью 15 млн т в год и протяженностью 951 километр. Ввод в эксплуатацию состоялся в начале 2018 года.
В июне 2010 года CNPC и Myanmar Oil and Gas Enterprise учреждено совместное предприятие для реализации проекта по строительству нефтепровода «Мьянма — Китай» протяженностью 2,4 тыс. км и пропускной способностью 22 млн т в год. К строительству компании приступили в сентябре 2010 года. В феврале 2012 года было закончено строительство участка через р. Иравади. В 2014 году было завершено строительство трубопровода. В апреле 2017 года начата коммерческая эксплуатация.