Файл: Методика орфографии. Срс 3.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 21

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

11 неделя. Тема: Методика орфографии. СРС № 3.

2 в-т

  1. Фразеологический распределительный самодиктант


Настоящей ахиллесовой пятой в нашей команде был вратарь. Оба брата были жадными — два сапога пара. Малыш вертится под ногами, мешает маме приготовить обед. Лейтенант шел по желтому строительному песку, нагретому дневным палящим солнцем. Близнецы были похожи как две капли воды, но характер у них был кардинально разный. Слова матери всегда воодушевляют меня и действуют  как бальзам на душу. Яша был всего лишь мелким пакостником, который, тем не менее, имел очень большой потенциал. Всю жизнь его удивляла способность женщин делать из мухи слона. Монах выхватил посох и встал на пути нарушителя.


Без фразеологизмов

С фразеологизмами

  • Лейтенант шел по желтому строительному песку, нагретому дневным палящим солнцем.




  • Яша был всего лишь мелким пакостником, который, тем не менее, имел очень большой потенциал.




  • Монах выхватил посох и встал на пути нарушителя.




  1. Настоящей ахиллесовой пятой в нашей команде был вратарь. - Впрочем, у всякого великого непременно есть своя ахиллесова пята.

  2. Оба брата были жадными — два сапога пара. - Скорее всего, именно благодаря этому они нашли друг друга и, несмотря на все перипетии супружеской жизни, оказались два сапога пара.

  3. Малыш вертится под ногами, мешает маме приготовить обед. - Слуги то и дело вертелись под ногами, натирая и без того чистые лестницы и предметы интерьера.

  4. Близнецы были похожи как две капли воды, но характер у них был кардинально разный. - Дни проходили скучно, поскольку были как две капли воды похожи друг на друга.

  5. Слова матери всегда воодушевляют меня и действуют  как бальзам на душу. - Эту книгу будут читать все речники, беря бальзам на душу или горечь воспоминаний.

  6. Всю жизнь его удивляла способность женщин делать из мухи слона. - Они постоянно винят себя во всех грехах, зачастую делая из мухи слона.



а) именные – кто? или что?

  • ахиллесовой пятой - слабая сторона, «больное», уязвимое место чего-либо или кого-либо.

б) глагольные – что делать?

  • вертится под ногами – надоедать, быть назойливым, надоедать постоянным присутствием;

  • Делать из мухи слона – сильно преувеличивать что-либо, придавать чему-либо незначительному большое значение.

в) признаковые – какой? каков?

  • два сапога пара – похожие, о людях, похожих друг на друга во многом, сто́ящих один другого;

  • как две капли воды – похожие, идеально похожие друг на друга, внешне неотличимые;

  • бальзам на душу – о чём-либо долгожданном, приятном, вызывающем чувство удовлетворения, лестном или умиротворяющем.

г) наречные – как? каким образом?. отсутствуют

е) междометные – отсутствуют



  1. Разработать и подготовиться провести на занятии фрагмент урока по морфологии с использованием состав­ленных вами нагляд­ных пособий.


Урок русского языка для 6 класса на тему

«Морфологический разбор имени прилагательного».

_.04.2023

Цель урока:

- познакомить учащихся с планом морфологического разбора прилагательных и закрепить его при выполнении упражнений.
Задачи:

1) обучающие:

- повторить порядок морфологического разбора имени прилагательного.

2) развивающие:

- научить производить морфологический разбор (устный и письменный) имени прилагательного.

3) воспитательные:

- воспитание внимательности;

- развитие самостоятельности, доказательности.
Тип урока: комбинированный(урок изучения и закрепления нового материала).
Методы и формы работы: устный опрос, выполнение упражнений из учебника и дополнительного дидактического материала (задания, см. конспект урока).

Оборудование: учебник, дидактический материал.
Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

1). Устный опрос о грамматических признаках качественных, относительных и притяжательных именах прилагательных.

2). Упражнение № 350.
II. Работа с теоретическим материалом из учебника (стр. 22 - 23):



Порядок морфологического разбора имени прилагательного:

I. Часть речи. Общее значение.

II. Морфологические признаки:

1. Начальная форма (именительный падеж единственного числа мужского рода).

2. Постоянные признаки: качественное, относительное или притяжательное.

3. Непостоянные признаки: 1) у качественных: а) степень сравнения, б) краткая или полная форма; у всех прилагательных: а) падеж, б) число, в) род (в ед. числе).

III. Синтаксическая роль.

Образец письменного разбора:

Чиста небесная лазурь.

I. Небесная (лазурь) – прилагательное, так как обозначает признак предмета: лазурь (какая?) небесная.

II. Н. ф.: небесный.

Пост.: относительное.

Непост.: Им. п., ед. ч., жен. род.

III. Лазурь (какая?) небесная.

III. Закрепление нового материала. Выполнение упражнений из учебника.

Упражнение № 351: письменно в тетради и у доски (морфологический разбор прилагательных).

Упражнение № 352: чтение, обсуждение заданий, письменное выполнение.

Стиль текста – художественный.

IV. Работа с дополнительным дидактическим материалом (письменно в тетради).
Дополнительный дидактический материал

Задание № 1: выпишите из текста и разберите морфологически любые три прилагательные: 1) качественное, 2) относительное, 3) притяжательное:

(1) Хорошо в лесу в январское морозное утро!

(2) Солнце разбрасывает свои лучи по тяжелым от снега веткам деревьев. (3) На белоснежном ковре четко выделяются цепочки лосиных и лисьих следов, а от кустов и сосен протянулись синие тени.

(4) Тихо в лесу в этот ранний час. (5) Чуть прикоснешься к мохнатой еловой лапе, и на тебя обрушится снежное облако.

Задание № 2: запишите прилагательные в следующих грамматических формах:

I). Лютый: 1) жен. род, краткое; 2) множ. ч., краткое; 3) в сравнит. степени (простой и составной);

II). Горячий, сказочный: 1) жен. род, краткое; 2) ср. род, краткое; 3) множ. ч., краткое; 4) в сравнит. степени (простой и составной);

III). Счастливый, черный: 1) муж. род, краткое; 2) жен. род, краткое; 3) ср. род, краткое; 4) мн. число, краткое; 5) в сравнит. ст. (простой и составной).

Задание № 3: запишите словосочетания, согласовывая их в форме Пр. п. мн. ч., добавляя предлоги «в» или «о» («об»), обозначьте ударный слог в прилагательных:

(1) Биржевая сделка; (2) блаженный юродивый; (3) кирзовый сапог; 
(4) нетопленая изба; (5) оптовая цена; (6) присяжный заседатель; (7) развитая страна; (8) уставные отношения.

Задание № 4: выпишите из текста предложно-падежные словоформы «существительное + прилагательное»; у прилагательных выделите окончание, определите род, число, падеж и определите разряд:

(1) Стоит знойный безоблачный день. (2) Радует глаз бездонная синева неба. (3) Лазурный пар поднимается над утренними просторами земли. (4) Струится стеклянной рябью воздух. (5)Неугомонные кузнечики трещат в разогретых травах.

(6) На багряных лилиях суетится пчелиный рой. (7) Туманной сеткой висит над пашней мошкара.

Задание № 5: вставьте пропущенные буквы; выполните синтаксический разбор предложений; отметьте, какими частями речи выражены в них главные и второстепенные члены:

(1) Птиц… ветка дороже золотой клетк…. (2) Утро вечера мудр…нее. (3) Старый друг лучше новых двух. (Пословицы).

Домашнее задание: § 61; упражнение № 353 (по заданию).
Дополнительный дидактический материал

Задание № 1: выпишите из текста и разберите морфологически любые три прилагательные: 1) качественное, 2) относительное, 3) притяжательное:

(1) Хорошо в лесу в январское морозное утро!

(2) Солнце разбрасывает свои лучи по тяжелым от снега веткам деревьев. (3) На белоснежном ковре четко выделяются цепочки лосиных и лисьих следов, а от кустов и сосен протянулись синие тени.

(4) Тихо в лесу в этот ранний час. (5) Чуть прикоснешься к мохнатой еловой лапе, и на тебя обрушится снежное облако.

Задание № 2: запишите прилагательные в следующих грамматических формах:

I). Лютый: 1) жен. род, краткое; 2) множ. ч., краткое; 3) в сравнит. степени (простой и составной);

II). Горячий, сказочный: 1) жен. род, краткое; 2) ср. род, краткое; 3) множ. ч., краткое; 4) в сравнит. степени (простой и составной);

III). Счастливый, черный: 1) муж. род, краткое; 2) жен. род, краткое; 3) ср. род, краткое; 4) мн. число, краткое; 5) в сравнит. ст. (простой и составной).

Задание № 3: запишите словосочетания, согласовывая их в форме Пр. п. мн. ч., добавляя предлоги «в» или «о» («об»), обозначьте ударный слог в прилагательных:


(1) Биржевая сделка; (2) блаженный юродивый; (3) кирзовый сапог; (4) нетопленая изба; (5) оптовая цена; (6) присяжный заседатель; (7) развитая страна; (8) уставные отношения.

Задание № 4: выпишите из текста предложно-падежные словоформы «существительное + прилагательное»; у прилагательных выделите окончание, определите род, число, падеж и определите разряд:

(1) Стоит знойный безоблачный день. (2) Радует глаз бездонная синева неба. (3) Лазурный пар поднимается над утренними просторами земли. (4) Струится стеклянной рябью воздух. (5)Неугомонные кузнечики трещат в разогретых травах.

(6) На багряных лилиях суетится пчелиный рой. (7) Туманной сеткой висит над пашней мошкара.

Задание № 5: вставьте пропущенные буквы; выполните синтаксический разбор предложений; отметьте, какими частями речи выражены в них главные и второстепенные члены:

(1) Птиц… ветка дороже золотой клетк…. (2) Утро вечера мудр…нее. (3) Старый друг лучше новых двух. (Пословицы).

Литература для учеников


  • Сабитова З.К., Бейсембаев А. Русский язык. учебник для 6 класса 1-2 часть // Мектеп.- 2018.- С 185.