Файл: 3 Профессиональная деятельность групп сопровождения в инклюзивном образовательном пространстве. Роль и место тьютора в.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 26

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
прилегающих помещений, необходимыми приспособлениями, мебелью, дидактическими материалами;
4.Определение общей стратегии и тактик Команды в организации образовательного процесса, психолого-педагогическом сопровождении инклюзивного класса;
5. Постановка конкретных целей и задач, определение регламента взаимодействия специалистов в направлениях «социализация»,
«освоение образовательной программы» на определенный период;
6. Оценка динамики развития и учебных достижений ребенка с
ОВЗ, выявление наиболее эффективных тактик и подходов в организации образовательного процесса и психолого- педагогического сопровождения.
Учитель - координатор
Взаимодействие со специалистами междисциплина рной команды.
Поиск и актуализация ресурсов.
1.Формирование расписания учебных и внеучебных занятий ребенка с ОВЗ с учетом требований СанПиН;
2.Организация заседаний ПМПк;
3.Обеспечение класса, конкретных обучающихся необходимыми учебными и дидактическими материалами;
4.Повышение профессиональной компетенции;
5.Разработка и внедрение в практику новых технологий, трансляция результатов инновационной профессиональной деятельности;
6.Взаимодействие со специалистами РЦ, ПМПК, с другими организациями по вопросам сопровождения.
7. Взаимодействие с общественными организациями по вопросам юридической поддержки, организации просветительских мероприятий для учащихся и родителей.
Рабочие встречи, консультации, совещания, семинары, конференции, профессиональ ные мастерские на базе РЦ по развитию инклюзивного образования
Учитель - родители
Организация взаимодействия
1.Определение и реализация стратегии по формированию
ПМПк, специально
ребенка с ОВЗ с родителями ребенка с ОВЗ эффективного взаимодействия с родителями ребенка с ОВЗ на основе сотрудничества и разделения ответственности;
2. Определение стратегии и тактик совместной помощи ребенку с ОВЗ (режим выполнения домашних заданий, единые требования учителя, родителей; формирование у ребенка самостоятельности и ответственности, развитие творческих способностей в системе дополнительного образования и др.) организованны е встречи, консультации
Классный руководитель – учителя
(предметники)
Формирование единых подходов к организации обучения и социализации ребенка с ОВЗ
1. Выработка единых требований и подходов к детям с ОВЗ;
2. Обсуждение и реализация методов и приемов обучения ребенка с ОВЗ, апробированных
«основным» учителем;
3. Организация совместной деятельности по включению детей с ОВЗ в школьное сообщество, развитию их творческих способностей, расширению контактов со сверстниками
Методические объединения, консультации, взаимопосеще ния, проведение
«парных» интегрированн ых уроков, подготовка и проведение внеурочных и внеклассных мероприятий
Учитель – психолог – воспитатели
ГПД – педагоги доп. образования
Адаптация ребенка с ОВЗ в школе, группе сверстников
Формирование коммуникативн ых компетенций, способствующих наиболее полному включению ребенка с ОВЗ в образовательный процесс
1.Организация деятельности по облегчению адаптации ребенка с
ОВЗ в школьной среде: наглядное расписание, визуальные поддержки с алгоритмом действий, дополнительная маркировка рабочего места и классной комнаты, фотоальбом с портретами педагогов и одноклассников;
2. Планирование и организация работы по формированию в классе атмосферы сотрудничества и взаимопомощи, толерантных установок всех участников образовательного процесса;
3. Защита прав ребенка с ОВЗ и его родителей, предотвращение конфликтных ситуаций среди детей и родителей
Рабочие встречи, миниконсилиу мы по текущим вопросам адаптации и социализации ребенка с ОВЗ; подготовка и проведение внеклассных мероприятий, праздников,
«уроков доброты», тренингов взаимодействи я, проведение игровых перемен, динамических пауз и т.д.


3.Роль и место тьютора в психолого-педагогическом сопровождении
ребенка с ОВЗ
Тьютор (ассистент учителя) - специалист, осуществляющий непосредственное сопровождение ребенка (детей) с ОВЗ в течение учебного дня - на фронтальных и (если есть необходимость) индивидуальных занятиях, во время перемены, выполнения тех или иных режимных моментов.
Основная задача тьютора - помощь самому ребенку, его родителям,
учителю и другим участникам образовательного процесса в адаптации в новой среде, формировании учебных навыков, навыков адаптивного поведения.
Взаимодействие учителя и педагога сопровождения осуществляется,как минимум, в трех основных направлениях:
• Взаимодействие в процессе обучения детей;
• Взаимодействие в процессе социализации ребенка;
• Взаимодействие в процессе работы с родителями «особого ребенка».
Рассмотрим подробнее каждое из направлений.
Взаимодействие в процессе обучения детей. Одна из основных форм взаимодействия учителя и тьютора в процессе обучения - индивидуальная помощь «особому ребенку».Основная задача учителя и педагога сопровождения в процессе обучения - помочь ребенку с проблемами в развитии в формировании основ учебной деятельности. На организационном этапе, в зависимости отзадачи, которую ставит учитель перед всем классом, тьютор помогаетребенку освоить понятия «урок», «перемена», поясняет, что нужно делать, когда звенит звонок, обращая внимание ребенка на требования учителя и действия других детей.
Следующий этап взаимодействия - организация рабочего места в соответствии с учебным предметом, поиск страницы в учебнике, тетради и т. д. На этом этапе важно, что педагог сопровождения не выполняет за ребенка необходимые действия, а помогает только тогда, когда это необходимо для организации дальнейшей работы ребенка на уроке или когда он сам просит о помощи.
Очень важна, иногда необходима помощь педагога сопровождения на этапе постановки учителем учебной задачи и принятия ее детьми. Когда учитель работает со всем классом, тьютор вместе с ребенком индивидуально анализирует, что ему нужно сделать. Часто требуется помощь и в решении учебной задачи, выполнении определенного алгоритма действий.

Еще один важный момент, требующий взаимодействия учителя и тьютора - формирование у детей умения контролировать свою деятельность и оценивать ее. Создание ситуации успеха для «особого ребенка», возможность гордиться своими достижениями - результат взаимодействия двух педагогов на уроке.
Следует сказать и о стратегии помощи «особому ребенку» со стороны ассистента — от «большой» помощи к «маленькой», от положения «рядом все время» к положению «рядом, когда нужна помощь и поддержка» до полной самостоятельности (как правило, дети и в 1, и во 2 классах легко и сами отказываются от помощи взрослого, когда чувствуют силы работать на уроке самостоятельно). Ребенок получает помощь, но при этом он должен очень многое делать самостоятельно, совершать ошибки и, по возможности, самостоятельно их исправлять.
Кроме индивидуальной помощи «особому ребенку» на уроке существуют и апробированы другие формы взаимодействия учителя и педагога сопровождения: а) индивидуальная помощь педагога сопровождения другим учащимся класса; б) проведение части урока; в) при организации работы на уроке по подгруппам - работа с одной из подгрупп; г) помощь всем детям при реализации какого-либо проекта на уроке.
Взаимодействие учителя и педагога сопровождения в процессе обучения осуществляется и в методическом плане. В тройке «учитель - тьютор - дефектолог» - это:
- разработка индивидуального образовательного плана для ребенка с
ОВЗ;
- постановка цели и конкретных задач в организации помощи ребенку при освоении им образовательной программы;
- решение вопросов о способе и средствах подачи и закрепления нового материала с учетом особенностей познавательной деятельности конкретного ребенка или группы детей, составление и оформление индивидуальных карточек с заданиями;
- планирование системы уроков, включая проектную деятельность;
- совместное решение вопросов преподавания и оценки успешности учебной деятельности «особых» детей в инклюзивных классах на методических совещаниях, составление методических рекомендаций;
- помощь учителю в оформлении методических пособий и др.


Взаимодействие в процессе социализации ребенка. Взаимодействие в организации процесса адаптации и социализации«особого ребенка» в группе сверстников.Известно, что для нормальной полноценной жизни ребенка в школеважны не только учебные навыки, но и его возможность взаимодействовать с другими детьми, коммуникативные умения и такие качества личности как отзывчивость, чуткость, доброта, внимание к эмоциональному состоянию другого ребенка. Постановка задач и планирование работы учителя и тьютора основывается на данных о состоянии коммуникативных навыков и потребности в общении особого ребенка, а также наданных об отношении к нему детей и взаимоотношениях в классе.
Основными задачами тьютора в данном направлении при сопровождении ребенка с ОВЗ будут: помощь в инициации и построении контактовс другими детьми, с учителями и другими специалистами; развитие коммуникативных навыков и возможностей, формирование направленностина других детей; помощь в формировании психологического климатакласса, доброжелательных, дружеских взаимоотношений между детьми иадекватных форм коммуникации друг с другом и с «особым» ребенком.
Направления совместной работы:
1) С учителем (классным руководителем) и воспитателем ГПД педагог сопровождения планирует и проводит праздники, коллективные творческие дела, экскурсии и т. д.
2) С учителем и психологом - наблюдает, обсуждает и оценивает социальную ситуацию в классе, вырабатывает стратегию дальнейшей работы по формированию сплоченности в детской группе.
Формы совместной работы:
- проведение в классе структурированного занятия «Круг» в начале дня;
- проведение игровых перемен, включение «особого ребенка» в сферу общения всех детей;
- внеучебные и внеклассные мероприятия: реализация совместных проектов, экскурсии, праздники и др.
Взаимодействие в процессе работы с родителями «особого ребенка».
Направления работы учителя и педагога сопровождения:
1) Координация действий педагогов и родителей в процессе помощи ребенку в освоении образовательной программы и социализации,
2) Разъяснение способа подачи учебного материала и его закрепления дома, разработка памяток для совместной работы родителей и детей.

Таким образом, в результате взаимодействия учителя и тьютора решаются такие важнейшие задачи, как:
- помощь ребенку с особенностями развития в адаптации к школьной среде, группе условно «нормально» развивающихся сверстников;
- помощь всему классу в создании атмосферы благожелательности,
принятия друг друга независимо от физических, личностных и интеллектуальных особенностей;
- помощь родителям в понимании собственной роли в инклюзивном образовательном пространстве;
- помощь учителю в освоении нового вида профессиональной деятельности.
Список использованной литературы:
1. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание: Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. -. М.,
2005.
2. Интегративные тенденции современного специального образования. -
М., 2003.
3. Коноплева А.Н. Интегрированное обучение детей с особенностями психофизического развития. - Минск, 2003.
4. Маллер А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями: Кн. для родителей. - М., 2002.
5. Малофеев Н.Н. Интегрированное обучение в России: задачи, проблемы и перспективы // Особый ребенок. Исследования и помощь. - М., 2000.
- Вып. 3.
6. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. - М., 2003.
Тест
1. Какие виды деятельности осуществляют специалисты психолого-
педагогического сопровождения образовательного учреждения?
а) консультативную и диагностико-аналитическую; б) развивающую и коррекционную; в) учебно-воспитательную, профилактическую, просветительскую; г) все вышеперечисленные.
2. Что не выявляет дефектолог?
а) группу здоровья ребенка; б) уровень умственного развития учащихся;

в) отношение ученика к оценке учителя, сформированность самооценки; г) темп работы, работоспособность.
3. Тьютер – это:
а) ассистент учителя; б) помощника учителя инклюзивного класса, работающего с одним или несколькими детьми; в) педагог дополнительного образования; г) член ПМПК.
4.Кто входит в группу сопровождения в инклюзивном образовательном
пространстве?
а) учитель – координатор; б) родители ребенка с ОВЗ; в) классный руководитель; учителя (предметники); г) педагог-психолог; воспитатели ГПД; педагоги доп. образования; д) все вышеперечисленные.
5. В каких основных направлениях осуществляется взаимодействие
учителя и педагога сопровождения?
а) взаимодействие в процессе обучения детей; б) взаимодействие в процессе социализации ребенка; в) взаимодействие в процессе работы с родителями «особого ребенка»; г) все вышеперечисленные.
6. Основное направление работы классного руководителя и учителей
предметников в рамках группы сопровождения в инклюзивном
образовательном пространстве.
а) социализация ребенка с ОВЗ; б)формирование единых подходов к организации обучения и социализации ребенка с ОВЗ; в) контроль в процессе инклюзивного образования; г) координация действий всех участников образовательного процесса.
7.
В
деятельности
групп
сопровождения
в
инклюзивном
образовательном пространстве особо важным является:
а) взаимодействие членов группы; б) выполнение должностных обязанностей педагогов.
8.
Осуществляется
ли
взаимодействие
учителя
и
педагога
сопровождения в процессе обучения в методическом плане?
а) да; б) нет; в) иногда.

9. К направлениям работы учителя и педагога сопровождения в процессе
работы с родителями «особого ребенка» относятся:
а) координация действий педагогов и родителей в процессе помощиребенку в освоении образовательной программы и социализации;
б) разъяснение способа подачи учебного материала и его закреплениядома, разработка памяток для совместной работы родителей и детей; в) оба варианта ответа.