Файл: Дисциплина Методы диагностики психического развития в норме и патологии Практическое задание 3, Модуль 3.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 258

Скачиваний: 14

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

АНО ДПО "Национальный исследовательский институт дополнительного образования и профессионального обучения"

Программа профессиональной переподготовки

Клиническая психология с основами психотерапии (1080)

Дисциплина: Методы диагностики психического развития в норме и патологии

Практическое задание 3, Модуль 3. Возрастные особенности психологической диагностики


Выполнил:

слушатель Мирзоева Ирада Махсубовна

Преподаватель:

Слепова Инна Александровна

г. Москва - 2023

Цель: знакомство с основными методами исследования операциональных характеристик деятельности и ее отдельных компонентов
Методическое обеспечение: Приложение к модулю 3, задание 3.
Задание:
1. Проведите исследования операциональных характеристик деятельности ребенка, либо имеющего отклонения в развитии, либо у нормативно развивающегося ребенка.

Методики (Методика Пьерона-Рузера, Корректурная проба,Т Счет по Крепелину, Методика В.М.Когана)

Напишите заключение по результатам исследования
В исследовании принимал участие нормативно развивающийся ребенок – Агаларов Ахмед

Возраст 7 лет.
Заключение по результатам исследования:

Методика Пьерона-Рузера.

Исследование устойчивости внимания и возможностей его переключения показало, что задание выполнено с 1-й ошибкой. Это указывает на то, что развитие внимания соответствует возрастному уровню ребенка.
Заключение по результатам исследования:

Корректурная проба.

На бланке с буквами Егор отчертил первый ряд букв. Затем, просматривая ряды букв слева направо, вычеркивал такие же буквы, как и первые. Работал быстро и точно. Время работы - 5 минут. Результаты исследования показали, что Егор Н. за 5 минут отметил 400 знаков, совершил - 9 ошибок. Таким образом, результаты показали, что у мальчика высокий уровень развития внимания и концентрации внимания.


Заключение по результатам исследования:

Счет по Крепелину.

Цель исследования заключалась в изучении переключаемости, устойчивости внимания, работоспособности, упражняемости, выявление параметров утомляемости и «врабатываемости». Безошибочно за 1 минуту ребенок выполнил 12 математических действий со знаком «+», 8 математических действий со знаком «–». Нормативно была проведена смена знака арифметического действия (2 раза в течение работы) на фоне пресыщения или утомления и единичная «потеря» знака при переходе к новой строке.
Заключение по результатам исследования:

Методика В.М. Когана.

Тест Когана позволяет определить, насколько у ребенка сформировано умение внимательно и сосредоточенно работать в течение определенного промежутка времени, а также способность переключать внимание с одного признака на другой и распределять внимание в процессе работы с 2-мя и 3-мя признаками. В процессе работы ребенок выполнил 90% заданий, при этом совершив 4 ошибки. Получив краткую инструкцию, ребенок быстро выполнил задания, совершил единичные ошибки и сам их исправил.

2. Проведите исследования особенностей мнестической деятельности ребенка, либо имеющего отклонения в развитии, либо у нормативно развивающегося ребенка.

Методики (запоминание двух групп слов, запоминание 10-ти слов по А.Р. Лурия, запоминание двух фраз.

Напишите заключение по результатам исследования:
Заключение по результатам исследования:

Запоминание двух групп слов.

Мальчик запомнил группу из 3 слов в правильном порядке после 1 предъявления, группу из 5 слов – после 2 предъявлений. Порядок слов был незначительно изменен. При воспроизведении второй группы слов были обнаружены те же особенности запоминания. Ребенок не выходил за границы групп, а слова в группе не интерферировали между собой. Порядок слов в основном сохранялся.

Заключение по результатам исследования:

Запоминание 10-ти слов (А.Р. Лурия).


Исследование объема и скорости слухоречевого запоминания определенного количества слов, возможности и объема отсроченного их воспроизведения. Использование методики позволило изучить особенности целенаправленной и длительной работы ребенка со слухоречевым материалом. Результаты показывают, что с каждым воспроизведением количество правильно названных слов увеличивается, «кривая запоминания» выглядит следующим образом: 5,7,9, то есть к третьему по счету повторению испытуемый воспроизводит 9 или 10 слов.
Заключение по результатам исследования:

Запоминание двух фраз.

Исследование заключалось в изучении влияния смысловой организации материала на объем запоминаемого материала. Мальчик правильно запомнил обе фразы при одном повторения каждой фразы с единичными ошибками и заменой.
3. Проведите исследование особенностей развития понятийного мышления ребенка, либо имеющего отклонения в развитии, либо у нормативно развивающегося ребенка.

Напишите заключения по результатам исследования

Методики (методика Выготского-Сахарова, предметная классификация, исключение предметов)

Напишите заключение по результатам исследования.
Заключение по результатам исследования:

Методика Выготского-Сахарова.

Цель исследования заключалась в оценке и исследовании понятийного развития ребенка — уровня и особенностей сформированности абстрактных обобщений и выделение ведущего классификационного признака. В результате исследования у ребенка выявлен высокий уровень – ребенок с легкостью обобщает фигуры, называет признаки, по которым он производит обобщение, проявляет заинтересованность, не требуется обучающая помощь и много времени.

Заключение по результатам исследования:

Предметная классификация.

Цель: исследование процессов обобщения и абстрагирования. На материале эксперимента можно изучить возможность анализа последовательности умозаключений, критичности и обдуманности действий, особенностей памяти, объема и устойчивости внимания, личностных реакций. В процессе работы отмечались правильно отобранные группы. В результате исследования было выяснено, что затруднений при выполнении таких мыслительных операций, как анализ, синтез, формирование понятий по обобщенному признаку у ребенка не возникло.

Заключение по результатам исследования:

Исключение предметов.

Цель исследования – выявить уровень обобщений, характерный для мышления ребенка. Ахмед справился с заданиями всех групп сложности. Наблюдались небольшие затруднения в речевых обобщениях, в объяснениях решений. Отдельные варианты заданий были выполнены с ошибками, но общая тенденция категориального мышления выражена отчетливо.

4. Проведите исследование особенностей аффективно-эмоциональной сферы, личностного развития, межличностных отношений ребенка, либо имеющего отклонения в развитии, либо у нормативно развивающегося ребенка.

Проективные методики: рисунок семьи

Напишите заключение по результатам исследования.

Рисунок семьи.
Заключение по результатам исследования:

Рисунок семьи.

Изобразил семью в нижней половине листа, то это свидетельствует не только о его низкой самооценке, но и о низком уровне жизненных притязаний и амбиций. Тестируемый изобразил семью, члены которой находятся рядом друг с другом. На картинке они изображены рядом и заняты общим делом. Такая интерпретация рисунка семьи показывает как реальную ситуацию в семье, так и желаемую ребенком. Возможно, ему уделяют мало внимания и он мечтает проводить с родителями больше времени, или же семья действительно дружная и все делается вместе. Отец отдален от общей картины, означает, что он держится от всех на расстоянии и ребенок эту отчужденность заметил. Мама нарисована больше всех остальных – говорит о хороших отношениях с матерью. Чувство опеки и беспомощности выражено маленькой детской фигурой, окруженной родителями. Он хочет чтобы о нем заботились и уделяли ему внимание.