Файл: Роль искусства в сближении народов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 1348

Скачиваний: 30

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Искусство 8 класс

Тема урока: Роль искусства в сближении народов.

(Искусство как универсальный способ общения)

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Цель урока: организация продуктивной деятельности школьников, направленной на достижение ими следующих результатов:

Предметных:

  • понимания роли искусства в сближении народа, через собственный эмоциональный опыт восприятия произведений мировой художественной культуры;

  • приобретение способности объяснять и описывать новые понятия (музей, конкурсы, фестивали, проекты) используя имеющиеся знания и опыт;

  • понимание смысла и осознанное использование средств наглядности для аргументации собственных рассуждений и действий в процессе «открытия» новых знаний;

  • приобретение опыта применения понятий (культурный человек, духовная культура, универсальный способ общения) в новых ситуациях;

  • осознанное применение новых понятий в учебной деятельности.

Метапредметных: освоение способов деятельности:

Познавательных:

  • Определение структуры объекта познания;

  • Использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдение, анализ, измерение, моделирование, сравнение, сопоставление, классификация);

  • Выделение причинно-следственных связей;

  • Исследование несложных практических ситуаций.

Информационно-коммуникативных:

  • Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге;

  • Владение монологической и диалогической речью;

  • Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов;

  • Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.

Рефлексивных:

  • Умение работать в группе и индивидуально;

  • Владение навыками контроля и оценки своей деятельности;

  • Осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

Личностных:

  • Умение обосновать собственное мнение;

  • Развитие умения учиться самостоятельно;

  • Совершенствование умения выдвигать гипотезы, отыскивать доказательства и рассуждать логично;

  • Развитие умения применять полученные знания и навыки и навыки к решению новых проблем.

Задачи урока:

-раскрыть специфику искусства и его особенности как универсального способа общения;


-выявить роль искусства в сближении народов, стран, эпох;

-определить формы художественной коммуникации в современном мире.

-помочь учащимся, через собственный опыт осознать, что искусство не только сближает, но и эстетически обогащает людей.

Вид урока: интерактивный по способам деятельности, интегрированный по содержанию

Основные методы и приёмы: выявление и постановка проблемы, работа над заданиями проблемного характера, изучение и анализ материала, побуждающий и подводящий диалог, аналитическая беседа, обобщение, интерактивные методы, игровые приёмы

Вид работы: фронтальная, групповая

Формы работы:

  • самостоятельная работа с источниками информации (презентации, иллюстрации, текст);

  • работа в группах;

  • игра.

Оборудование:

1. Технические средства обучения: компьютер, проектор, экран

2. Материалы:

  • Дидактические материалы

  • Раздаточный материал

  • Презентации:

  • «Роль искусства в сближении народов»;

  • «Русские сезоны в Париже»;

  • «Третьяковская галерея»;

  • «Эрмитаж»

  • Видеоролик «Эрмитаж»

Этапы деятельности:

  1. Организационный этап (настрой на работу).

  2. Мотивация и формулирование темы урока

  3. Актуализация знаний.

  4. Изучение нового материала

  5. Решение учебных задач

  6. Рефлексия, подведение итогов урока

  7. Д.з.

Планируемые результаты:

1) учащиеся узнают роль искусства в сближении народов, стран, эпох;

2) у учащихся развиваются навыки информационной и коммуникативной компетентности;

3) учащиеся смогут осмыслить необходимость толерантного отношения друг к другу в ходе работы в группах.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный этап слайд №1

Приветствие учащихся.

Настрой учащихся на работу (аутотренинг).

Проверка готовности к уроку


Приветствие учителя.

Рассаживаются для работы в группах, согласно тому, как были поделены накануне (берутся за руки, чтобы почувствовать себя командой - настрой на работу).

2.Мотивация и формулирование темы урока

Учитель:слайд№4

Ребята, у нас урок открытия новых знаний и вам предстоит самостоятельно поработать в виде поиска, анализа и обобщения новой информации.

Чувствуйте себя комфортно и помните, что вы мои помощники.

Прием: «Нестандартный вход в урок».

Начну наш урок со сказки. Где то далеко во вселенной, среди ярких звезд и неизвестных миров – есть маленькая планета. Она настолько мала, что на ней среди океана умещалось всего несколько островов, на которых жили не совсем обычные люди. На одном острове все жители общались только при помощи жестов, а точнее танца. На другом острове, при помощи рисунков, а на третьем все свои чувства передавали пением. Каждый народ достиг высшего совершенства и мастерства, но каждый в своей области искусства. Жители трех островов никогда не встречались и не общались между собой, потому что были уверены….

-В чем?

-Правильно, в том, что не смогут понять друг друга.

Так они и жили долгие века, оттачивая свое мастерство и, даже не пытаясь общаться друг с другом. И вот однажды, случилась страшная буря. Острова стали уходить под воду. К счастью, всем жителям удалось спастись. Они погрузились на корабли, но все встретились на единственном, уцелевшем острове.

-Что же произошло дальше???

Конечно же, к общему удивлению они сразу поняли друг друга. Почему?

И как, по-вашему, дальше стали развиваться события?

Разделили остров на три части или стали понятней и ближе друг другу?

Я думаю, что каждый из этих народов открыл для себя новый вид искусства и вряд ли захотел с ним расстаться. Конечно, это всего лишь сказка, но она нас подводит к теме нашего урока «Роль искусства в сближении народов», запишите тему урока

Тема достаточно актуальна, учитывая, что 2014 год был объявлен в Российской Федерации Годом культуры. А культура и искусство неразрывно связаны друг с другом.

Вы уже знаете о том, что язык искусства интернационален и понятен без перевода. И сегодня мы попытаемся осознать всю ценность этого явления.


Учащиеся слушают сказку, пытаясь понять ситуацию, и отвечают на вопросы

Учатся настраиваться на одну «эмоциональную волну» с учителем

Развивают воображение на предложенную тему. Опираясь на уже полученные знания
Уч-ся выдвигают свои версии, происходит обсуждение возможных вариантов


Стали ближе (желаемый ответ)

Ученики формулируют и записывают тему

3.Актуализация знаний. слайд №5

Учитель:

Прием «Ассоциации»

- Сегодня мы будем говорить о культуре. И чтобы лучше понять смысл этого термина, я предлагаю вам поработать с иллюстрациями. Разделите предложенные вам иллюстрации на две группы и аргументируйте ваш ответ.

В итоге работы групп мы пришли к выводу, что все иллюстрации можно разделить на две группы: природа и культураслайд №6

Ребята, подумайте, какие ассоциации у вас возникают в связи с этими словами. Запишите их на доске рядом со словом.

Попробуйте сформулировать, что означают эти понятия.

Применение информации, интерактивные упражнения

Рассмотрите внимательно представленные каждой группе предметы и найдите ответы на вопросы:

Игра «Найди пару» для гр.№1и2 слайд №7-8

Можно ли составить из этих предметов пары?

Что объединяет предметы и почему?

Какие виды культуры вы можете назвать, основываясь на результатах анализа предметов?

Игра “Исключи лишнее” для гр.№3 слайд №9

Детям представлены иллюстрации. Задача ребят найти объекты материальной и духовной культуры.

Попробуйте сделать вывод по итогам нашей игры.

Культура:

Материальная культура связана с практической деятельностью общества и человека; продуктом являются материальные блага

Духовная культура – это совокупность духовных ценностей (то, что не имеет материального воплощения) и творческая деятельность по их производству

Компоненты духовной культуры: наука, образование, религия, мораль, искусство

Учитель:

Давайте вместе сформулируем определение культуры?

Ученики:

Под культурой понимают человеческую слайд №10-12 деятельность в её самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление человеком и социумом в целом навыков и умений.

Культура — это набор кодов, которые предписывают человеку определенное поведение с присущими ему переживаниями и мыслями, оказывая на него, тем самым, управленческое воздействие.

Источником происхождения культуры является человеческая деятельность, познание и творчество.

Ребята, мы часто слышим словосочетание “культурный человек”, но что это значит? Каким должен быть человек, чтобы быть культурным?

Культурный человек – явление достаточно редкое на сегодняшний день. А все дело в том, что понятие «культурный человек» включает в себя множество требований, которым, к сожалению, соответствует далеко не каждый из нас. Давайте рассмотрим, какого человека можно назвать культурным.

Приём “Мозговой штурм”слайд №13

Ученики:

Образованный, правила этикета и поведения в обществе, презентабельный внешний вид, черты характера (вежливый, добрый, ответственный, сила воли, сдержанный ,чувство такта), саморазвитие, сотрудничество с людьми, патриотизм…

Учитель:

Молодцы! А сейчас давайте вместе подумаем, почему мы начали наш урок с этого вопроса?

Смогли ли мы назвать все необходимые качества для культурного человека?


Работают с иллюстрациями, находят аргументы в защиту своего мнения.

Озвучивают результат работы группы классу.
Записывают ассоциации в тетради

 

Формулируют определения понятий.

Проверяют и записывают определения


Смотрят представленные предметы, находят ответы на вопросы.

Представляют результат работы классу.

 

Записывают в тетрадь два вида культуры – материальная и духовная.

Анализируют иллюстрации, высказывают своё мнение

Делают вывод и запись в тетрадь, два вида культуры тесно взаимосвязаны.

Ученики обсуждают,

высказывают критерии культурного человека
Работают в группе, высказывают мнение

Заполняют

схему, озвучивают результат своей работы классу.


4.Изучение нового материала слайд №14

Учитель:

Искусство отличается от остальных видов и форм социальной деятельности тем, что оно обращено к эмоциональной сфере человека, которая является наиболее емкой характеристикой индивидуальности.

Поэтому искусство оказывается самой доступной, демократичной и универсальной формой общения людей.

Художники разных эпох, изображая окружающую их действительность, как бы посылают потомкам свои сообщения: живописные, поэтические, музыкальные произведения, скульптуры, дворцы и храмы, приобщая современных людей к идеям, которыми они жили, к действительности, в которой они творили и которую они пропустили через свое сознание и свои чувства.

Для того чтобы получать эстетическое удовольствие от общения с этими художественными образами, не обязательно иметь специальные знания по музыке, архитектуре, живописи.

Главное — при встрече с художественным творением сопереживать.слайд №15

Ведь произведение искусства достигает своей цели в том случае, если оно заставляет звучать струны души человека, если оно побуждает выражать собственное отношение к увиденному, услышанному.

Общение с произведением искусства дает возможность вступить в диалог с талантливым человеком другой эпохи, оставившим след в мировой культуре. А так ли уж часто в повседневной жизни доводится общаться с неординарными личностями? Психологам хорошо известно, что подчас встреча с незаурядным человеком способна перевернуть жизнь, изменить судьбу. Такой же значимой может оказаться и встреча с произведением искусства, если, конечно, понимание языка произведения позволит вступить в информационную связь с его автором. И тогда, возможно, внутренний мир гениального художника, писателя, композитора откроет свои секреты.

Благодаря общению людей с выдающимися творениями мирового искусства прошлого и настоящего времени становится возможным диалог культур. По мнению академика Д. Лихачева, исследователя древнерусской литературы, «культура объединяет все стороны человеческой личности. Нельзя быть культурным в одной области и оставаться невежественным в другой. Чем больше человек окружен духовной культурой, погружен в нее, тем ему интереснее жить, жизнь приобретает для него содержательность».

Слайд №16 Наглядным подтверждением художественного общения, интернациональности языка искусства, который понятен без перевода, являются музеи, международные выставки изобразительного искусства, разнообразные конкурсы (литературные, музыкальные, артистов балета, театральные, джазовые), фестивали искусств.

Слайд №17

Хранилищами художественных шедевров являются музеи. Во всем мире известны такие музеи, как Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (Москва), Эрмитаж, Русский музей (Санкт-Петербург), Лувр, Музей современного искусства (Париж, Франция), музей Прадо (Мадрид, Испания), Национальная картинная галерея (Дрезден, Германия), Британский музей (Лондон, Англия) и др.слайд №18-21

Музей— учреждение, собирающее и выставляющее для всеобщего обозрения произведения искусства, предметы истории, науки, быта, которые располагаются в экспозиции по определенной системе.

Благодаря просветительской деятельности этих музеев, буклетам и альбомам, которые они выпускают, путешествиям их экспонатов по разным странам и континентам, знатоки и любители искусства могут любоваться такими шедеврами культуры, как Владимирская икона Богоматери, «Сикстинская мадонна» Рафаэля, «Девочка на шаре» П. Пикассо, «Золотая осень» И. Левитана и др.

Слайд №-22-23

В 2008 г. в Сеуле (Южная Корея) на основе компьютерных технологий была создана виртуальная галерея шедевров в стиле хай-тек (англ. high technology, high tech, hi-tech). Этот стиль, в котором используются новые материалы и композиции, возник в архитектуре и дизайне в 80-е гг. XX в. Позднее его черты стали проявляться и в других направлениях художественного творчества. В этой галерее зрители могут общаться с персонажами более чем 20 картин и скульптур, среди которых «Тайная вечеря», «Мона Лиза» Леонардо да Винчи, «Гибель Помпеи» К. Брюллова, «Дискобол» Мирона и др. Зрители могут задать им вопросы, увидеть, что делали они за миг до того, как их изобразил художник или скульптор, наблюдать их передвижения в пространстве.

Слайд№24-28

Распространение в современном искусстве получают международные проекты, в которых объединяют свои усилия творческие личности разных стран мира. К такого рода проектам можно отнести известные на весь мир выступления трех великих теноров («Три тенора»): итальянца Лучано Паваротти, испанцев — Пласидо Доминго и Хосе Каррераса, в исполнении которых звучала как классическая музыка, так и обработки произведений популярной современной музыки.

Вот уже много лет (с 1957 г.) приковывает к себе внимание всего художественного мира Международный конкурс имени П. И. Чайковского, который собирает сотни молодых музыкантов различных национальностей.

Выступления конкурсантов слушают в концертном зале, их транслируют по радио, телевидению, интернету. Все это – наглядное проявление универсальности языка музыкального общения, который приобрел интернациональное значение.

В каждой номинации конкурса для исполнения предлагается обязательное сочинение П.И. Чайковского, которое играют музыканты, допущенные к участию в третьем, заключительном туре.

В 2000 г. телеканалом «Культура» был создан уникальный проект – Международный телевизионный конкурс юных музыкантов «Щелкунчик». Это единственный детский конкурс в области академической музыки, который дает возможность одаренным детям выступить перед многомиллионной аудиторией и сделать первый серьезный шаг к профессиональному успеху и признанию. Многие лауреаты конкурса «Щелкунчик» становятся впоследствии победителями и других престижных музыкальных состязаний. Широкая панорама детских международных конкурсов — фестиваль-конкурс детского и юношеского творчества «Открытая Европа», конкурс «Молодой балет мира», конкурс хореографических коллективов «Петербургская метелица», конкурс детских рисунков, всемирные Дельфийские игры, конкурс исполнителей популярной песни «Детская новая волна» и др. — свидетельствует о большом внимании к выявлению творческих дарований молодежи.

Еще один популярный конкурс исполнителей популярной песни

«Детская новая волна»



Записывают определения в тетради

Записывают определения в тетради


5.Решение учебных задач слайд №9

Уважаемые, участники групп. Перед вами лежит конверт, в нём находится важная информация и план работы. У вас есть 5 минут на выполнение задания. Удачи!

Прием «Создай паспорт»

Учащиеся работают в 3 группах по темам:

Эрмитаж, Третьяковская галерея, Русские сезоны в Париже

У каждой группы ноутбук с презентацией по данной теме и планом ответа.

Прием « Удивляй»

Сегодня на уроке мы затронули очень обширную тему «Роль искусства в сближении народов». Во всем мире существует великое множество различных музеев, предлагаю вам осуществить виртуальное путешествие по музеям мира с помощью интернета и открыть для себя новые, неизвестные страницы искусства…


По предложенной теме составляют паспорт

Представитель группы выступает перед классом с результатом групповой работы

По итогам работы групп делается общий вывод

Заходят на сайт выбранного виртуального музея

6.Рефлексия, подведение итогов урока

Ребята. Наш урок подходит к концу и мне хотелось бы услышать ваше мнение о роли искусства в сближении народов…

(Искусство универсальный способ общения, язык искусства интернационален и понятен без перевода.)

слайд №30

На листе бумаги обведите свою ладошку. Каждый палец – это позиция, по которой необходимо высказать свое мнение.

* большой – «для меня это важно и интересно …»

* указательный – «я бы мог но не спросили...»

* средний – « У меня всё время вертелось в голове...»

* безымянный – « Если бы я был учителем...»

* мизинец – « Мне понравилось...»





7.Д.з. слайд №31

И в заключение урока, немного фантазии. Представьте, что каждому из вас выпала честь составить программу межгалактического конкурса. Какие пять шедевров мирового искусства обязательно вошли бы в ваш список. Что это будет: картины, музыка, скульптура и т.д. будет зависеть от формы и направления этого конкурса или проекта. Выберите на свое усмотрения. Возможно, кто то откроет для нас что то новое, прекрасное, тот шедевр, который обязательно должен быть, а мы с ним ещё не знакомы.

Записывают д.з.

Оценивает результат работы класса.

Благодарит всех учащихся за урок.

Благодарят учителя за урок.


Ру́сский бале́т Дя́гилева (фр. Ballets russes, [balɛʀys]) — балетная компания, которую основал (в 1911 году) и возглавил русский театральный деятель и критик Сергей Павлович Дягилев.

Выросшая из «Русских сезонов» 1908 года, функционировала на протяжении 20-ти сезонов до смерти Дягилева в 1929 году и пользовалась большим успехом за рубежом, особенно во Франции и Великобритании.

Антреприза Дягилева оказала большое влияние на развитие не только русского балета, но и мирового хореографического искусства в целом

Сезоны Дягилева — особенно первые, в программу которых входили балеты «Жар-птица», «Петрушка» и «Весна священная» — сыграли значительную роль в популяризации русской культуры в Европе и способствовали установлению моды на всё русское

МБОУ Екатериновская сош

Открытый урок

Искусство 8 класс

«Роль искусства в сближении народов».

Учитель: Филимонова Т.Н.