Файл: Контрольная работа по психологии 1 Выполнил студент гр. 7921 Блк Васькин С. А тема 1 Предмет психологии. Что такое психика Принципы психологии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 19

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Контрольная работа по психологии № 1

Выполнил студент гр. №_7921 Б/лк

Васькин С.А

Тема 1 Предмет психологии. Что такое психика

3. Принципы психологии.

Принципы психологии – это исходные положения, определяющие понимание сути и истоков психики людей, особенности ее формирования, развития, механизмы функционирования и формы проявлений, способы подхода к ее изучению и изменению.

1. Принцип взаимодействия и развития. Для психологии важным является как процесс взаимодействия и развития, так и результаты этого процесса – структуры, фиксирующие информационные модели совершившихся взаимодействий. Развитие индивидуальных организмов (онтогенез) находится во взаимосвязи с эволюцией биологических видов (филогенезом).

2. Принцип детерминизма (или принцип причинности) предполагает взаимообусловленность всего существующего, его возникновение, видоизменение и прекращение существования. Этот принцип отражает в себе закономерную зависимость явлений от порождающих их факторов – причинно-следственную взаимосвязь явлений. Этот принцип в психологии позволяет выделить факторы, определяющие важнейшие характеристики психики человека, выявляя их зависимость от порождающих условий, коренящихся в его бытии.

3. Принцип целостности применяется для объяснения таких свойств объектов, как:

  • сохранение их идентичности при вариации частных характеристик в достаточно широких пределах;

  • не суммируемость свойств частей в свойства целого, то есть целое не равно сумме своих частей.

Принцип целостности рассматривается как принцип системности. Согласно этому принципу, свойства целостности присуще особому классу объектов - системам.

4. Принцип активности может быть понят как возможность реализации моделей накопленных ранее взаимодействий. Активность обеспечивает непрерывность развития.

5. Принцип реконструкции.  Общая идея принципа реконструкции состоит в определении отношений подобия между различными составляющими целостного взаимодействия, часть которых доступна для оценки эмпирическим путем, а часть - может быть только реконструирована на основе этих оценок.


Тема 2. История идей и основные концепции психологии

1.Какие идеи о душе мыслителей Древнего мира наиболее интересны для нас сегодня?

Согласно древнегреческому философу-идеалисту Платону (427—347 г. г. до н. э.), который был учеником и последователем Сократа, душа — это нечто идеальное, отличающееся от тела, и душа у человека существует прежде, чем она вступает в соединение с телом. Она есть образ и истечение мировой души. Душа — это начало незримое, возвышенное, божественное, вечное. Душевные явления подразделяются Платоном на разум, мужество (в современном понимании — воля) и вожделения (мотивация). Индивидуальные души — несовершенные образы единой универсальной мировой души — обладают частью универсального духовного опыта, припоминание которого составляет суть процесса индивидуального познания.

Великий древнегреческий философ 4 в. до н.э. Аристотель в трактате «О душе» выделил психологию как своеобразную область знания и впервые выдвинул идею неразделимости души и живого тела. Аристотель отрицал взгляд на душу как на вещество. В то же время он не считал возможным рассматривать душу в отрыве от материи (живых тел). Согласно Аристотелю, душа — форма живого органического тела, обеспечивающая его предназначение. Душа есть основа всех жизненных проявлений, она неотделима от тела. Душа, по Аристотелю, бестелесна, она есть форма живого тела, причина и цель всех его жизненных функций. Таким образом, душа проявляется в различных способностях к деятельности: питающей, чувствующей, разумной. Высшие способности возникают из низших и на их основе. Первичная познавательная способность человека — ощущение.

Тема 3: Психофизиологическая основа психики.

4. Какие микрострктуры мозга обеспечивают работу психики (нейроны, аксоны, дендриты, синапсы, нейронные сети, нейромедиаторы – в чем их роль)?

Нервная система является основным морфо-структурным субстратом,обеспечивающим формирование и функционирование психических процессовь человека и животных

. Основными ее функциями являются: получение информации из внешней и внутренней среды организма, ее хранение и переработка,осуществление адаптивных реакций организма на внешние воздействия и изменения внутреннего состояния организма.

Нейронный состав мозга. Отдельной дискретной единицей нервной системы является нейроны, которые объединяются в ансамбли и сети.

Нейрон обладает важнейшими функциями,свойственными в целом центральной нервной системе, а именно: прием и обработку, хранение информации, ее интеграции и передачи на другие нейроны или на исполнительный (эффекторный) орган. Эта высоко дифферецированная клетка состоит из тела (сомы) с ядром и всеми органеллами и из отростков двух типов: дендритов и аксона. Тело (сома) нейрона выполняет важнейшую функцию синтеза специфических макоромолекул – медиаторов, с помощью которых осуществляется взаимодействие нейронов друг с другом. В теле нейронов вырабатывается энергия в митохондриях (энергетических органеллах), которая необходима нейрону и мозгу в целом для полноценного функционирования.

Аксон у нейрона практически всегда один, это длинный и относительно толстый, как правило, покрытый миелином отросток, и множество коротких сильно ветвящихся дендритов. Дендриты образуют дендритное дерево и именно они получают информацию от других нейронов или рецепторных клеток органов чувств.

Таким образом, импульсы, передающие информацию, перемещается в нейронах от дендритов к аксону.

Аксоны нейронов подходят к другим нейронам, формируя большое количество разветвлений или коллатералей, коллатерали образуют многочисленные контакты на теле и дендритах нейронов-мишеней. Эти контакты называются синапсами.

В управлении синтеза медиаторов и электрической проводимости мембран пресинапса и постсинапса участвуют химические вещества – модуляторы. Медиатора влияют на специфические рецепторы мембраны постсинапса, которые характеризуются высокой химической сенситивностью (чувствительностью) к определенным медиаторам.

Таким образом, синапс обладает чувствительностью только к определенным химическим агентам – медиаторам.

Мультиполярные нейроны выполняют важнейшие функции: сбор информации, ее хранение и обработку
. Называют эту группу вставочными или ассоциативными нейронами.

Тема 4: Структура психики: познавательные процессы

5. Какие существуют виды и процессы памяти? Чем отличается оперативная память от кратковременной?

Памятью - называется познавательный процесс, в коде которого происходит запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидуумом его опыта, ранее приобретенных знаний.

Процессы памяти:

Запоминание – процесс, направленный на сохранение в памяти полученных впечатлений, предпосылка сохранения.Сохранение – процесс активной переработки, систематизации, обобщения материала, овладения им.Узнавание и воспроизведение – процессы восстановления прежде воспринятого. Забывание - процесс, необходимый для эффективной работы памяти. С помощью забывания человек поднимается над бесчисленным количеством конкретных деталей и облегчает себе возможность обобщения. Забыванием трудно управлять.

Виды памяти.

По виду анализатора:

- зрительная - осязательная

- слуховая - обонятельная

- вкусовая

По характеру запоминаемого материала:

- образная (память на представления, зрительные образы, звуки, запахи, вкусы).

-словесно-логическая (память на мысли, слова, понятия)

- двигательная (запоминание, сохранение и воспроизведение движений и их систем).

- эмоциональная (память на чувства)

По целеустремленности:

- непроизвольная (запоминание и воспроизведение, в котором отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить)

- произвольная (запоминание и воспроизведение, направленные на достижение сознательно поставленной цели что-либо запомнить или припомнить)

По длительности:

- мгновенная (сенсорная).Образ в мгновенной памяти не обладает константностью - это образ ощущения, а не восприятия. Мгновенная память обеспечивает слитное восприятие мира. Хранение не более 1,5 сек.

-кратковременная от 30 сек. Здесь сохраняется информация
, к которой привлечено внимание. Информация сохраняется не в неизменном виде - она обрабатывается и интерпретируется. Для кратковременной памяти возможно произвольное управление с помощью повторения или символизации.

-долговременная (не ограничена по объему и времени сохранения информации). Но не всегда информация может быть вовремя извлечена. Доступность информации определяется организацией хранения.

- оперативная (мнемические процессы, обслуживающие непосредственно осуществляемые человеком актуальные операции). В оперативной памяти функционирует информация поступающая как из кратковременной, так и их долговременной памяти. Оперативная память - это подсистема памяти, поддерживающая конкретные действия и операции во время их осуществления. Отличается от памяти краткосрочной тем, что непосредственно включена в регулирование деятельности для удержания ее промежуточных результатов. Предполагает восприятие объектов в момент совершения действий, краткосрочного удержания в памяти образа и всей ситуации, а также их изменений. При этом «свежие» данные памяти, соответственно решаемой задаче, дополняются данными, хранящимися в долговременной памяти.