Файл: Контрольная работа по курсу Методы и средства проектирования информационных систем.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 25

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Ярославский государственный технический университет»

Кафедра «Информационные системы и технологии»

Лабораторную работу защитил с оценкой _____________ Преподаватель

_________ Е.С. Самсонова

«___»__________ 2023

Описание функционирования ИС Санатория

Контрольная работа

по курсу «Методы и средства проектирования информационных систем»

ЯГТУ 09.03.02-019 ЛР
Работу выполнил студент группы ЗИС-37 ________ Цветков А. С.

«___»____________ 2023


2023

Необходимо продумать и подробно описать функционирование ИС из вашего варианта

Затем составить:

  1. Диаграмму вариантов использования

  2. Диаграмму классов

  3. Диаграммы взаимодействий

Составить отчет в соответствие с ГОСТом (см. на сайте ЯГТУ) Варианты соответствуют вашему номеру в списке.

Вариант предметной области

19. Санаторий.

Сегодня в России здоровье людей - проблема государственного масштаба и одним из самых эффективных средств его укрепления является оздоровление в санаторно-курортных условиях. Немалую роль в развитии санаторно-курортного бизнеса в России играет автоматизация процессов обслуживания клиентов.

Так как происходит бурное возрастание объемов информации в конторе управления, потребность в ускорении и более сложных способах ее переработки приводит к необходимости автоматизированной обработки информации, то есть внедрения информационных систем. Руководителям различных фирм (в том числе и санаториев) ежедневно приходится принимать решения различной сложности в условиях большой неопределенности, связанной с меняющейся ситуацией и недостаточностью информации. Широкое применение систем, обеспечивающих облегченный доступ к базам данных и базам знаний, использование интеллектуальных технологий и систем дают специалисту реальные возможности для выполнения аналитических, прогнозных функций, подготовки управленческих решений в современном технологическом режиме обработки информации.

Использование современных достижений в области информационных систем в сфере управления обеспечивает повышение качества экономической информации, ее точности, объективности, оперативности и, как следствие этого, возможности принятия своевременных управленческих решений на основе моделирования, анализа и прогнозирования. Таким образом, одно из главных преимуществ современных информационной системы - возможность оперативно и оптимально управлять предприятием.


Целью является разработка информационной системы управления взаимодействия с клиентами на примере работы санатория. Разрабатываемая система нацелена на предоставление таких важных преимуществ как оперативность обработки данных, обеспечение контроля исполнительной дисциплины, автоматизация внутренних процессов.

Постановка задачи.

Система должна обеспечить возможность:

- регистрации клиентов;

- расчета прайс-листа;

- оформлении путевки;

- статистического анализа.

Работая в системе, каждый сотрудник должен вовремя получить задание на выполнения своего этапа работ и оперативного доступа ко всей необходимой информации, а руководитель иметь возможность контролировать процесс и управлять им.

Требования, предъявляемые к проекту.

Для автоматизации взаимодействия с клиентами используется платформа электронного документооборота. Она представляет собой среду для построения разнообразных систем управления документами и бизнес-процессами и является мощной, функционально расширяемой, гибко перенастраиваемой.

Функции системы электронного документооборота, обеспечат высокий потенциал для создания эффективных решений по управлению документами и бизнес-процессами.

Основные функции системы можно разделить на две крупные группы

- Регистрация, хранение и поиск документов;

- Обработка документов и бизнес-процессы.

Требования к программному обеспечению

Для разработки и работы системы на платформе электронного документооборота с полной функциональностью необходимо следующее программное обеспечение:

- Microsoft Windows Server 2003;

- Microsoft SQL Server 2000;

- Microsoft .NET Framework 2.0

- Microsoft Internet Explorer 6.0;

- Microsoft Office 2000 или выше.

Пользователь работает с системой при помощи клиентского приложения «Навигатора», которое запускается с помощью интернет - браузера Microsoft Internet Explorer 6.0 с необходимыми параметрами в строке адреса. К разработанной системе должно прилагаться «Руководство пользователя» и «Руководство администратора».

  1. Диаграмма вариантов использования

Требования, предъявляемые к функционированию проектируемой системы, удобно выразить с помощью диаграммы прецедентов использования, которая на понятном и доступном языке описывает основные процессы. Такая диаграмма приведена на рисунке 1





Рис. 1 Диаграмма вариантов использования

Выполним описание вариантов использования в текстовом формате:

Прецедент «оформить путевку» является основным прецедентом, распишем его подробно.

Прецедент П1. Оформить путевку

Основной исполнитель. Клиент

Заинтересованные лица и их требования

- Сотрудник фирмы. Консультирует клиента по услугам, их стоимости. Помогает клиенту ориентироваться в системе.

Предусловия. Сотрудник фирмы идентифицирован и аутентифицирован.

Основной успешный сценарий (или основной процесс)

1. Клиент приходит в фирму.

2. Сотрудник фирмы консультирует клиента об услугах.

3. Клиент с помощью сотрудника фирмы создает путевку.

4. Система регистрирует клиента и оформляет заказ, т.е. записывает наименование выбранных клиентом услуг и выбранное время пребывания в санатории, выдает его общее описание, цену и общую стоимость путевки.

5. Система сообщает клиенту общую стоимость и предлагает оплатить путевку.

6. Клиент оплачивает путевку, система обрабатывает платеж.

7. Система регистрирует продажу и отправляет информацию о ней внешней бухгалтерской системе.

8. Система выдает чек.

9. Клиент покидает туристическую фирму с чеком и путевкой.

Расширения (или альтернативные потоки)

Для ввода системы в строй нужно обеспечить восстановление всех транзакций и событий с любого шага сценария.

1. Сотрудник фирмы перезапускает систему, регистрируется и предлагает восстановить предыдущее состояние.

2. Система восстанавливает предыдущее состояние.

2а. Система определяет аномалию, повлекшую сбой.

2.1. Система уведомляет об ошибке сотруднику фирмы, регистрирует ее.

2.2. Сотрудник фирмы приносит извинение клиенту и вызывает системного администратора.

3а. Неправильный идентификатор.

3.1. Система уведомляет об ошибке.

3.2. Сотрудник фирмы заново регистрируется в системе.

3.2. а Система снова уведомляет об ошибке «Неправильный идентификатор».

3.2.1 Сотрудник фирмы приносит извинение клиенту и вызывает системного администратора.

3.2. б Сотрудник фирмы успешно зарегистрирован.

3.2.1 Сотрудник фирмы продолжает работать с клиентом.

Прецедент П2. Отменить путевку


Основной исполнитель. Клиент

Заинтересованные лица и их требования

- Сотрудник фирмы. Консультирует клиента по услугам, их стоимости. Помогает клиенту ориентироваться в системе.

Предусловия. Сотрудник фирмы идентифицирован и аутентифицирован.

Результаты (Постусловия). Клиент отменяет заказ.

Основной успешный сценарий.

1. Клиент приходит в фирму и сообщает что хочет отменить путевку.

2. Сотрудник фирмы находит заказ в системе.

3. Клиент просматривает заказ и отменяет его в системе.

4. Система выдает сообщение об отмене заказа.

2. Диаграмма классов:

Диаграмма классов будет изображать различные классы в системе и их взаимосвязи. Вот как выглядела бы диаграмма классов:


Рис. 2 Диаграмма классов

Была разработана информационная система, которая выполняет следующие функции:

- регистрация клиентов;

- расчет прайс-листа;

- оформление заявки;

- статистический анализ;

- каждый сотрудник вовремя получает задание на выполнения своего этапа работ;

- оперативный доступ сотрудника ко всей необходимой информации.

3. Диаграммы взаимодействия:

Диаграммы взаимодействия будут изображать взаимодействия между различными объектами и структурами в системе.
Структуру санатория можно представить состоящей из нескольких компонент (рис. 3):

  • Регистратура занимается регистрацией поступающих и выписывающихся отдыхающих, состоит из старшего администратора, портье;

  • Номерной фонд совокупность жилых корпусов и отделов, которые обеспечивают проживание отдыхающих в санатории (ведение информации о свободных и занятых номерах, подбор номера и расселение отдыхающих). Он включает в себя: заведующего номерным фондом, технический персонал, который осуществляет уборку номеров;

  • Лечебный комплекс обеспечивает проведение лечебных процедур для отдыхающих (проведение обследования отдыхающих, назначение соответствующего поставленному диагнозу лечения, снабжение отдыхающих необходимыми им лекарственными препаратами). Он включает в себя: заведующего лечебным комплексом, диагностическое отделение, лечебное отделение и фармацевтическое отделение;

  • Комплекс питания обеспечивает каждого из отдыхающих необходимым для него питанием (обследование отдыхающих врачом-диетологом, выбор системы питания и диеты, назначение соответствующего рациона питания). Он состоит из: заведующего комплексом питания, отделения врачей, кухней и столовой;


  • Спортивный комплекс предоставляет возможность отдыхающим посещать спортивный зал, бассейн и т.д. Состоит из: заведующего спортивным комплексом и спортивного отделения;

  • Культурно-развлекательный комплекс занимается культурно-развлекательными программами для отдыхающих санатория (кино, вечера отдыха, праздничные программы и т.д.). Состоит из: заведующего культурно-развлекательным комплексом и культурно-развлекательного отделения;

  • Администрация состоит из 2-х человек генерального директора (глав. врача) и его заместителя.

  • Финансовый отдел занимается ведением данных о финансах санатория, состоит из нескольких человек и непосредственно начальника финансового отдела;

  • Бухгалтерия осуществляет контроль над денежными потоками санаторного комплекса, в составе отдела главный бухгалтер и несколько штатных бухгалтеров;

  • Материально-технический отдел проводит небольшие ремонтные работы, а также осуществляет снабжение всех подразделений санатория хозяйственным инвентарем и обеспечивает сохранность этого инвентаря. В состав отдела входят: заведующий материально-техническим отделом, материально-техническая часть и отдел ремонта;

Склады занимаются заказом продуктов питания, медикаментов и материальных средств, их хранением и доставкой в подразделения.

В составе подразделения находятся: заведующий складами, склад материальных средств, склад лекарственных препаратов, склад продуктов питания.


Рис.3 Диаграмма взаимодействия

Для осуществления процесса приёма и размещения отдыхающих в санатории должен быть предусмотрен минимальный набор следующих должностей (рис. 4):

  • Старший администратор

  • Портье.



Рис.4 Диаграмма взаимодействия

Следующим элементом являются интерфейсы. При разработке программных систем интерфейсы обеспечивают не только совместимость различных версий, но и возможность вносить существенные изменения в одни части программы, не изменяя другие ее части. Таким образом, назначение интерфейсов существенно шире, чем спецификация взаимодействия с пользователями системы.