Файл: Контрольная работа по курсу Методы и средства проектирования информационных систем.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 25
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Ярославский государственный технический университет»
Кафедра «Информационные системы и технологии»
Лабораторную работу защитил с оценкой _____________ Преподаватель
_________ Е.С. Самсонова
«___»__________ 2023
Описание функционирования ИС Санатория
Контрольная работа
по курсу «Методы и средства проектирования информационных систем»
ЯГТУ 09.03.02-019 ЛР
Работу выполнил студент группы ЗИС-37 ________ Цветков А. С.
«___»____________ 2023
2023
Необходимо продумать и подробно описать функционирование ИС из вашего варианта
Затем составить:
-
Диаграмму вариантов использования -
Диаграмму классов -
Диаграммы взаимодействий
Составить отчет в соответствие с ГОСТом (см. на сайте ЯГТУ) Варианты соответствуют вашему номеру в списке.
Вариант предметной области
19. Санаторий.
Сегодня в России здоровье людей - проблема государственного масштаба и одним из самых эффективных средств его укрепления является оздоровление в санаторно-курортных условиях. Немалую роль в развитии санаторно-курортного бизнеса в России играет автоматизация процессов обслуживания клиентов.
Так как происходит бурное возрастание объемов информации в конторе управления, потребность в ускорении и более сложных способах ее переработки приводит к необходимости автоматизированной обработки информации, то есть внедрения информационных систем. Руководителям различных фирм (в том числе и санаториев) ежедневно приходится принимать решения различной сложности в условиях большой неопределенности, связанной с меняющейся ситуацией и недостаточностью информации. Широкое применение систем, обеспечивающих облегченный доступ к базам данных и базам знаний, использование интеллектуальных технологий и систем дают специалисту реальные возможности для выполнения аналитических, прогнозных функций, подготовки управленческих решений в современном технологическом режиме обработки информации.
Использование современных достижений в области информационных систем в сфере управления обеспечивает повышение качества экономической информации, ее точности, объективности, оперативности и, как следствие этого, возможности принятия своевременных управленческих решений на основе моделирования, анализа и прогнозирования. Таким образом, одно из главных преимуществ современных информационной системы - возможность оперативно и оптимально управлять предприятием.
Целью является разработка информационной системы управления взаимодействия с клиентами на примере работы санатория. Разрабатываемая система нацелена на предоставление таких важных преимуществ как оперативность обработки данных, обеспечение контроля исполнительной дисциплины, автоматизация внутренних процессов.
Постановка задачи.
Система должна обеспечить возможность:
- регистрации клиентов;
- расчета прайс-листа;
- оформлении путевки;
- статистического анализа.
Работая в системе, каждый сотрудник должен вовремя получить задание на выполнения своего этапа работ и оперативного доступа ко всей необходимой информации, а руководитель иметь возможность контролировать процесс и управлять им.
Требования, предъявляемые к проекту.
Для автоматизации взаимодействия с клиентами используется платформа электронного документооборота. Она представляет собой среду для построения разнообразных систем управления документами и бизнес-процессами и является мощной, функционально расширяемой, гибко перенастраиваемой.
Функции системы электронного документооборота, обеспечат высокий потенциал для создания эффективных решений по управлению документами и бизнес-процессами.
Основные функции системы можно разделить на две крупные группы
- Регистрация, хранение и поиск документов;
- Обработка документов и бизнес-процессы.
Требования к программному обеспечению
Для разработки и работы системы на платформе электронного документооборота с полной функциональностью необходимо следующее программное обеспечение:
- Microsoft Windows Server 2003;
- Microsoft SQL Server 2000;
- Microsoft .NET Framework 2.0
- Microsoft Internet Explorer 6.0;
- Microsoft Office 2000 или выше.
Пользователь работает с системой при помощи клиентского приложения «Навигатора», которое запускается с помощью интернет - браузера Microsoft Internet Explorer 6.0 с необходимыми параметрами в строке адреса. К разработанной системе должно прилагаться «Руководство пользователя» и «Руководство администратора».
-
Диаграмма вариантов использования
Требования, предъявляемые к функционированию проектируемой системы, удобно выразить с помощью диаграммы прецедентов использования, которая на понятном и доступном языке описывает основные процессы. Такая диаграмма приведена на рисунке 1
Рис. 1 Диаграмма вариантов использования
Выполним описание вариантов использования в текстовом формате:
Прецедент «оформить путевку» является основным прецедентом, распишем его подробно.
Прецедент П1. Оформить путевку
Основной исполнитель. Клиент
Заинтересованные лица и их требования
- Сотрудник фирмы. Консультирует клиента по услугам, их стоимости. Помогает клиенту ориентироваться в системе.
Предусловия. Сотрудник фирмы идентифицирован и аутентифицирован.
Основной успешный сценарий (или основной процесс)
1. Клиент приходит в фирму.
2. Сотрудник фирмы консультирует клиента об услугах.
3. Клиент с помощью сотрудника фирмы создает путевку.
4. Система регистрирует клиента и оформляет заказ, т.е. записывает наименование выбранных клиентом услуг и выбранное время пребывания в санатории, выдает его общее описание, цену и общую стоимость путевки.
5. Система сообщает клиенту общую стоимость и предлагает оплатить путевку.
6. Клиент оплачивает путевку, система обрабатывает платеж.
7. Система регистрирует продажу и отправляет информацию о ней внешней бухгалтерской системе.
8. Система выдает чек.
9. Клиент покидает туристическую фирму с чеком и путевкой.
Расширения (или альтернативные потоки)
Для ввода системы в строй нужно обеспечить восстановление всех транзакций и событий с любого шага сценария.
1. Сотрудник фирмы перезапускает систему, регистрируется и предлагает восстановить предыдущее состояние.
2. Система восстанавливает предыдущее состояние.
2а. Система определяет аномалию, повлекшую сбой.
2.1. Система уведомляет об ошибке сотруднику фирмы, регистрирует ее.
2.2. Сотрудник фирмы приносит извинение клиенту и вызывает системного администратора.
3а. Неправильный идентификатор.
3.1. Система уведомляет об ошибке.
3.2. Сотрудник фирмы заново регистрируется в системе.
3.2. а Система снова уведомляет об ошибке «Неправильный идентификатор».
3.2.1 Сотрудник фирмы приносит извинение клиенту и вызывает системного администратора.
3.2. б Сотрудник фирмы успешно зарегистрирован.
3.2.1 Сотрудник фирмы продолжает работать с клиентом.
Прецедент П2. Отменить путевку
Основной исполнитель. Клиент
Заинтересованные лица и их требования
- Сотрудник фирмы. Консультирует клиента по услугам, их стоимости. Помогает клиенту ориентироваться в системе.
Предусловия. Сотрудник фирмы идентифицирован и аутентифицирован.
Результаты (Постусловия). Клиент отменяет заказ.
Основной успешный сценарий.
1. Клиент приходит в фирму и сообщает что хочет отменить путевку.
2. Сотрудник фирмы находит заказ в системе.
3. Клиент просматривает заказ и отменяет его в системе.
4. Система выдает сообщение об отмене заказа.
2. Диаграмма классов:
Диаграмма классов будет изображать различные классы в системе и их взаимосвязи. Вот как выглядела бы диаграмма классов:
Рис. 2 Диаграмма классов
Была разработана информационная система, которая выполняет следующие функции:
- регистрация клиентов;
- расчет прайс-листа;
- оформление заявки;
- статистический анализ;
- каждый сотрудник вовремя получает задание на выполнения своего этапа работ;
- оперативный доступ сотрудника ко всей необходимой информации.
3. Диаграммы взаимодействия:
Диаграммы взаимодействия будут изображать взаимодействия между различными объектами и структурами в системе.
Структуру санатория можно представить состоящей из нескольких компонент (рис. 3):
-
Регистратура занимается регистрацией поступающих и выписывающихся отдыхающих, состоит из старшего администратора, портье; -
Номерной фонд совокупность жилых корпусов и отделов, которые обеспечивают проживание отдыхающих в санатории (ведение информации о свободных и занятых номерах, подбор номера и расселение отдыхающих). Он включает в себя: заведующего номерным фондом, технический персонал, который осуществляет уборку номеров; -
Лечебный комплекс обеспечивает проведение лечебных процедур для отдыхающих (проведение обследования отдыхающих, назначение соответствующего поставленному диагнозу лечения, снабжение отдыхающих необходимыми им лекарственными препаратами). Он включает в себя: заведующего лечебным комплексом, диагностическое отделение, лечебное отделение и фармацевтическое отделение; -
Комплекс питания обеспечивает каждого из отдыхающих необходимым для него питанием (обследование отдыхающих врачом-диетологом, выбор системы питания и диеты, назначение соответствующего рациона питания). Он состоит из: заведующего комплексом питания, отделения врачей, кухней и столовой;
-
Спортивный комплекс предоставляет возможность отдыхающим посещать спортивный зал, бассейн и т.д. Состоит из: заведующего спортивным комплексом и спортивного отделения;
-
Культурно-развлекательный комплекс занимается культурно-развлекательными программами для отдыхающих санатория (кино, вечера отдыха, праздничные программы и т.д.). Состоит из: заведующего культурно-развлекательным комплексом и культурно-развлекательного отделения;
-
Администрация состоит из 2-х человек генерального директора (глав. врача) и его заместителя. -
Финансовый отдел занимается ведением данных о финансах санатория, состоит из нескольких человек и непосредственно начальника финансового отдела; -
Бухгалтерия осуществляет контроль над денежными потоками санаторного комплекса, в составе отдела главный бухгалтер и несколько штатных бухгалтеров; -
Материально-технический отдел проводит небольшие ремонтные работы, а также осуществляет снабжение всех подразделений санатория хозяйственным инвентарем и обеспечивает сохранность этого инвентаря. В состав отдела входят: заведующий материально-техническим отделом, материально-техническая часть и отдел ремонта;
Склады занимаются заказом продуктов питания, медикаментов и материальных средств, их хранением и доставкой в подразделения.
В составе подразделения находятся: заведующий складами, склад материальных средств, склад лекарственных препаратов, склад продуктов питания.
Рис.3 Диаграмма взаимодействия
Для осуществления процесса приёма и размещения отдыхающих в санатории должен быть предусмотрен минимальный набор следующих должностей (рис. 4):
-
Старший администратор -
Портье.
Рис.4 Диаграмма взаимодействия
Следующим элементом являются интерфейсы. При разработке программных систем интерфейсы обеспечивают не только совместимость различных версий, но и возможность вносить существенные изменения в одни части программы, не изменяя другие ее части. Таким образом, назначение интерфейсов существенно шире, чем спецификация взаимодействия с пользователями системы.